Психическое выгорание педагогов как барьер профессиональной саморегуляции личности
статья по психологии

Багина Ирина Васильевна

Педагоги, по роду своей деятельности, подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса (ответственность за учащихся, повышенные требования к профессиональной компетенции, самоотдаче, большое количество контактов с разными людьми и др).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihicheskoe_vygoranie_pedagogov_kak_barer.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое выгорание педагогов как барьер

профессиональной саморегуляции личности

О проблеме профессионального выгорания в настоящее время и пишется очень много, и говорится очень много. Проблема психического выгорания для меня лично на данный момент первостепенная. В последнее время я чувствую упадок сил и психических и физических и моральных. Если я раньше справлялась как-то со своими эмоциями, находила правильные решения в различных ситуациях, то сейчас я все больше чувствую неуверенность в себе,  сомневаюсь в правильности своих поступков, т.е. чем больше – дольше я работаю, тем больше я в себе сомневаюсь – а правильно ли я делаю, говорю, поступаю.  Не за горами и депрессия. В общем, я поняла, что-то надо делать. Начала читать литературу психологическую.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в следующих симптомах:

- на физические;

- поведенческие;

- психологические.

К физическим относятся:

-утомление,

-одышка,

-бессонница,

-увеличение или снижение веса,

-частые головные боли,

-заболевания желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие симптомы:

-профессионал рано приходит на работу и поздно уходит,

-поздно приходит на работу и рано уходит,

-берет работу на дом,

-злоупотребление алкоголем.

Психологические симптомы:

-наличие неосознаваемой тревоги,

-чувство обиды или вины,

-легко возникающее чувство гнева,

-неуверенность,

-чувство разочарования в работе и в себе,

-излишняя раздражительность,

-нежелание принимать самостоятельные решения,

-негативная установка на жизненные перспективы,

-чувство недовольства результатами работы,

-ригидность,

-чувство скуки,

-желание дистанцироваться от субъекта деятельности.

Профилактика синдрома профессионального выгорания

«Эмоциональное выгорание» не является неизбежным, должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. При рассмотрении данной проблемы становится актуальной организация непрерывного, систематического психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога с целью профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания. 

Сопровождение - это комплексный процесс, направленный на обеспечение условий для оптимальной самореализации в профессии, на профилактику и коррекцию деструкции, синдрома выгорания, адаптацию в быстро меняющихся условиях педагогической деятельности. В основе данного процесса должен лежать личностно ориентированный подход, в контексте которого педагог рассматривается как целостная личность, индивидуальность. В соответствии с этим сопровождение должно быть направлено на создание для каждого педагога индивидуального профессионального маршрута, внутри которого разрешаются функции: полноценная адаптация, содействие в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности, профилактика профессиональных деструкций, деформаций и синдрома эмоционального сгорания, помощь в достижении профессионального мастерства и развитии личностно-профессиональных качеств и т.д.

От того, насколько «здоров» и личностно профессионально развит педагог, зависит качество обученности и развитости подрастающего поколения. Именно поэтому организация систематического психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагогов (с учетом раскрытия факторов синдрома профессионального выгорания) крайне необходима. Управление стрессом в профессиональной деятельности педагогов и профилактика профессионального выгорания может быть только тогда эффективной и успешной, когда она строится на системном подходе, предполагающем комплекс действий. Возможен следующий поэтапный сценарий профилактики профессионального выгорания педагогических работников:

1 этап - диагностико-информационный. Включает: оценку и самооценку уровня стрессоустойчивости педагога с использованием надежных и апробированных методик; информирование об актуальном уровне стресса педагога, симптомах, причинах.

2 этап - осознавательный, включает: осознание и принятие педагогами своих областей развития в плане управления стрессом; создание мотивации на изменения; выход на понимание взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики, проблему профессионального долголетия, необходимость преодоления страхов (быть неудачной, ошибки, критики, собственного несовершенства и др.).

3 этап - развивающий, включает: 

- накопление ресурсов для изменений;

- обучение навыкам психосаморегуляции;

- управленческие решения на уровне образовательного учреждения;

- создание в коллективе поддерживающей атмосферы. 

Важно помнить: сотрудники, склонные к эмоциональному «выгоранию», обычно самые творческие, эмоциональные и инициативные. И если администрация заинтересована в закреплении квалифицированных и проверенных кадров, нужно поддерживать их в работоспособном состоянии.

Таким образом, эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, предполагающий моральное опустошение и профессиональную деформацию личности педагога, проявляющуюся негативными ее изменениями в поведении, мышлении, чувствах и здоровье.

Педагоги, по роду своей деятельности, подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса (ответственность за учащихся, повышенные требования к профессиональной компетенции, самоотдаче, большое количество контактов с разными людьми и др.).

Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны и тем, что учитель должен:

- быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение;

-   проявлять терпеливость, собранность;

- быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности;

-  отличаться четкостью дикций, выразительностью изложения мысли, ровностью в динамике чувств и т. п.

Формы работы с педагогами по профилактике СЭВ

  • Просвещение педагогов: 
    - консультации индивидуальные и групповые,
    - памятки,
    - ширмы,
    - педагогические гостиные,
    - лектории,
    - семинары,
    - круглый стол и т.д.;
  • Практические упражнения 
    - семинары-практикумы,
    - обучающие упражнения;
  • Тренинговая работа:
    - Самопознание;
    - Межличностное взаимодействие;
    - Позитивный жизненный настрой;
    - Формирование навыков саморегуляции;
    - Формирование коммуникативных навыков;
    - Сплочение коллектива;
    - Снятие физического и эмоционального напряжения.
    Релаксация:
    - релаксационная гимнастика,
    - дыхательные упражнения,
    - аутогенная тренировка,
    - аутотренинг,
    - упражнения для саморасслабления,
    - метод простого и быстрого расслабления мышц,
    - медитативная релаксация,
    - техника постепенной релаксации мышц,
    - расслабление через напряжение,
    - упражнения на расслабление мышц рук, ног, глаз, мимических мышц и т.д.
  • Ароматерапия:
    Стимулирующее воздействие:
    Мускатник, можжевельник, лимон, гвоздика, розмарин, мята перечная.
    Очищающее, дезинфицирующее воздействие:
    Лаванда, лимон, мускатник, шалфей, герань, апельсин, мандарин, бигарадия, лимонник, гвоздика.
    Гармонизирующее воздействие:
    Лепестки розы, сандал, апельсин, мандарин, майоран, бигарадия.
    Расслабляющее и успокаивающее воздействие:
    Мелисса, ромашка, шалфей, базилик, лаванда, розмарин, валерьяна, кедр, сандал, жасмин.
    Укрепляющее воздействие:
    Мускатник, базилик, лаванда, розмарин, базилик, мелисса.
  • Музыкотерапия:
    Для профилактики утомляемости, нервном истощении:
    -«Утро» Э. Грига;
    -Рассвет над Москвой- рекой» М.Мусорского из оперы «Хованщина»;
    -Времена года» П.И. Чайковского.
    Расслабляющее воздействие:
    -Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского;
    -Баркарола» П.И. Чайковского;
    -«Пастораль» Ж. Бизе;
    -«Вальс» Д. Шостаковича из к/ф «Овод»;
    -
    Романс» Свиридова к повести Пушкина «Метель»;
    -«История любви» Ф. Лея;
    -«Вчера» Дж. Ленона
    -«Элегия» Г. Форе;
    -Лебедь» Сен- Санса
    Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность:
    -Свадебный марш» Мендельсона
    Нормализует сон и работу мозга
    -Сюита «Пер Гюнт» Э.Грига

  • Клубы общих интересов, кружки, секции:


-
Женский клуб «Вдохновение»:
Проведение посиделок и встреч на различные темы с привлечением специалистов из различных областей: медицинские работники; косметолог-визажист; мастер по сервировке стола и дизайну интерьера; библиотекарь; массажистка и т.д.


-
Танцевальный кружок «Тайны востока»:
Обучение восточной пластике танца, оздоровление организма, снятие нервно-психического напряжения, коррекция фигуры, смена вида деятельности, эмоциональная разрядка, поднятие позитивного фона настроения и т.д.


-
Студия ритмической гимнастики «Орхидея»: 
Двигательные упражнения под музыку с целью оздоровления педагогов, формирования здорового образа жизни.

  • Арт-терапия:
    - совместные вечера творчества,
    - поделки своими руками;
    - обучение различным приемам вышивки;
    - смотр-конкурсы творческих работ,
    - выставка «Мир моих увлечений»,
    - обмен опытом.
  • Совместные праздники и досуги:
    - день рождения,
    - юбилей;
    - день Учителя;
    - международный женский день;
    - новый год и т.д.
  • Коллективные выходы:
    -театр,
    -музеи,
    -кафе,
    -природа и т.д.
  • Моральное стимулирование:
    -почетные грамоты,
    -благодарности,
    - переходящий кубок,
    -пьедестал почета,
    -футболка лидера
    - награждение фирменной кружкой,
    - открытка с началом работы,
    - открытка за успешное усвоение профессии,
    - корона «Лучшей»,
    - каталог взрослых дарований,
    - журнал «Зажигаем звезды»,
    - интервью мнение о сотруднике,
    - письмо- объяснение в любви от руководства;
    - благодарственные письма родителям работников и т.д.
    Неделя успеха педагога 
    Проведение различных мероприятий, где чествуют педагогов, достигших определенных успехов в работе, вручение футболки лидера, награждение фирменной кружкой, вручение кубков, открыток за успешное усвоение профессии педагога, почетных грамот, благодарственных писем и т.д.
  • Триумф педагога;
    Праздник в честь педагога, где демонстрировалась важность, значимость, престиж профессии воспитателя. Воспитателям посвящали стихи песни, их поздравляли дети, благодарные родители, много вручалось подарков и грамот, присутствовали СМИ и т.д.
  1. Рекомендации для педагогов или маленькие правила здоровой жизни:
  • Зарядка- маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.
  • Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.
  • Свое возрождение начните с правильного мышления.
  • Вредные привычки сбросьте как рукавички.
  • Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный.
  • Будь доброжелательным, твори добро обязательно.
  • Смейтесь больше- проживете дольше.
  • Умеренность во всем, так здоровье сбережем.
  • Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.
  • Всегда будьте хозяином своей судьбы!
  • Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога- помоги себе сам!
    Помогут вам в этом следующие советы:
  • Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
  • Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
  • Если возникла проблема, конфликт- решайте их своевременно и обдуманно.
  • Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
  • Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы - это аромат, вкус жизни).
  • Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.
  • Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто не приятен мягко и незаметно ограничивайте общение.


10.Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.

2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. – 162 с.

3. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.

4. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С.82-86.

5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.

6. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие.  Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.

7. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8 , С. 84-89.

8. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64

9. Лободин В.П. Как сохранить здоровье педагога.-М., 2005г.

Правдина Н.Я. Я привлекаю успех: Как достичь успеха и реализовать свои желания, получая удовольствие.-И.К. «Невский проспект».-СПб.:2003г.

Кузнецова М.н. Ароматерапия в системе оздоровления дошкоьноков.-М., 2004г.

Аэрофитотерапия в профилактике и лечении. Практические рекомендации.-СПб., 1994г.

 Журнал «Здоровье дошкольника»

№6, 2008г. - «Стресс», И.Кулинцова;

№6, 2009г. – «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить» В.Шебеко, Е. Семенова;

№4, 2008г. – «Эмоциональная культура педагога- залог его здоровья».

Журнал «Справочник старшего воспитателя»

№7, 2008г. -«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»;

№1, 2008г. -«Педагогическая арт-терапия»

Журнал «Управление ДОУ»

№4, 2007г. -«Психолого – педагогическое сопровождение молодого специалиста»

№1, 2011г. -«Психологическая адаптация педагога к профессиональной Д»;

№8, 2008- «Стрессы»

«№1, 2008г. «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов»

№6, 2010 «Профессиональные деформации педагога ДОУ»

№1, 2009 «Профилактика профессиональной стагнации педагогов ДОУ»

№6, 2008г. Тренинг общения «Познай себя»
Журнал «Мой ребенок»

Август 2003г. «Интерьеротерапия- дома и стены лечат»


Тренинговое занятие для педагогов
«Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения, повышение стрессоустойчивости педагогов.
Ход занятия:

  1. Упражнение «Приветствие»
    Участники встают в круг и, начиная с ведущего, должны поприветствовать друг друга каким-то необычным способом, все остальные участники повторяют приветствие каждого участника.
  1. Упражнение «Ласковое имя»
    Участники продолжают стоять в кругу. Ведущий держит мяч и называет свое имя так, как её ласково называют, и передает мяч следующему. Так мячик должен побывать в руках у каждого участника, который также называет свое ласковое имя.
  1. Упражнение «Комплименты»

Стоя в кругу, участники бросают мяч друг другу и произносят комплименты тому участнику, которому бросают мяч.

  1. Упражнение «Найди себе подобных»
    Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды:
  • «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос»;
  • «Объединитесь в группы те, у кого полное имя начинается на одну букву»;
  • «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет глаз»;
  • «Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года»;
  • «Объединитесь в группы те, кто любит детей».


  1. Упражнение «Контраргументы»
    Участники на листе бумаги в левой колонке размещают 3 своих слабых стороны. На правой стороне против каждого пункта он должен указать то положительное, что может противопоставить этому аргументу. Далее желающие зачитывают свои записи и все обсуждают их.

    6. Упражнение «Паутина симпатий»
    Участники стоят в кругу. Ведущий берет клубок ниток и произнося слова: «Ты мне нравишься, п.ч. …» передает клубок другому участнику, кончик оставляют себе, и так клубок должен оказаться у всех участников. В итоге получается одна большая паутина, которая объединяет всех участников общей симпатией.
  1. Релаксационное упражнение «Розовый куст»
    Играет спокойная, умиротворенная музыка, ведущий читает текст:
    «Примите удобную позу, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и расслабьтесь.
    Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте внимание на этом образе, держите его в центре вашего сознания.
    Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Зеленые чашелистики постепенно отходят друг от друга, загибаются к низу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и Вы уже видите весь бутон целиком.
    Теперь уже лепестки начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок… Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите её характерный, только ей присущий аромат.
    Теперь представьте себе, что на розу упал лучик солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… В течении некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

    Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.
    Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь, спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие -то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо.
    Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе, что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок… Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами, и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими –то их качествами. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что от нее исходит.
    Сохраните в памяти этот момент, и те ощущения, которые испытали. Сделайте глубокий вдох и возвращайтесь.
    8. Рефлексия «Цветное настроение»
    Перед участниками лежат сердечки разного цвета.
    Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент(после проведенных упражнений). Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.
    Характеристики цветов:
    Черный - Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.
    Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.
    Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.
    Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».
    Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.
    Далее подводится итог всего занятия, участники делятся своими ощущениями и впечатлениями.

Литература:
1. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994.
2. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., 1967.
3. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
4. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
5. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.
6. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 1986.
7. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кьо, 1993.
8. Петровская Л.А.  Компетентность в общении.  Социально-психологический тренинг. М., Изд-во Московского ун-та, 1989.
9. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.
10. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.
11. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993.
12. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»

В материале презентации «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» представлено выступление педагога-психолога на педагогическом совете ...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения ...

Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Материал содержит характеристику синдрома эмоционального выгорания, стадий и симптомов СЭВ. В материале рассказывается о качествах, помогающих педагогу избежать профессиональное выгорание. Также содер...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....