Экологическое воспитание современных дошкольников
план-конспект по психологии

Пензина Евгения Викторовна

Приводится конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей и подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_sovremennyh_doshkolnikov.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пензина Евгения Викторовна, педагог-психолог МКДОУ д/с № 424, город Новосибирск

Экологическое воспитание современных дошкольников

Расширение представлений ребенка об окружающем мире, явлениях природы и бережного отношения к ней играет важную роль в личностном развитии. Последнее особенно актуально в связи с участившимися случаями жестокого отношения к животным, безответственного отношения к природе в целом у подростков и взрослых людей. В ряде ситуаций это отмечается и у младших школьников.

Развивать у детей эмпатию к живым существам, а также правильное, гуманное отношение к ресурсам природы и стремление сохранять ее красоту и богатство необходимо, начиная с дошкольного возраста. Большую помощь педагогу в этом могут оказать беседы, творческие задания и экологические сказки.

Ниже приводится сценарий занятия, направленного на развитие бережного отношения к природе, а также приведены примеры сказок, которые психологи и воспитатели могут применять в развивающей работе с детьми 6-7 лет.

Занятие «Сохраним нашу планету»

Целевая группа: дети 6-7 лет

Цель: развитие бережного отношения к природе

Задачи:

  1. Создание позитивного климата в группе;
  2. Развитие эмпатии;
  3. Развитие ответственного отношения к природе;
  4. Развитие речи;
  5. Развитие воображения.

Материалы: карандаши для каждого ребенка;

Лист бумаги формата А4 с нарисованным пустым кругом;

Лист бумаги с рисунком Земли, заклеенным бумажками, фантиками, имитирующими мусор  (приготовить заранее).

Фотография Земли из космоса.

Время: 40 минут.

Ход занятия

Приветствие детей.

Упражнение «Есть или нет?» (Кряжева)

Играющие встают в круг, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет»!

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли хвост у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Струны есть у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Затем педагог показывает детям изображение маленького шарика на листе и предлагает назвать, чем он может быть; на что похож. Он говорит ребятам о том, что эта крохотный шарик на листе – фотография нашей планеты, сделанная в космосе космическим аппаратом с очень большого расстояния. Эта маленькая планета – наш любимый дом. Она нуждается в помощи и бережном отношении. Нужно стремиться сохранять ее красивой и чистой, беречь все, что на ней находится – реки, моря, леса, поля, живых существ, которые ее населяют.

Упражнение «Хороший поступок или нет»

Педагог называет разные поступки детей и предлагает хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, если поступок правильный и хороший.

  1. Дети убрали мусор на лужайке. (Лужайка стала чистой и красивой).
  2. Мальчик съел яблоко и бросил огрызок в море. (Огрызок отнесло далеко в море, его невозможно стало убрать - природу засорили);
  3. Девочка полила цветы, потому что дождя не было много-много дней (Цветы не погибли, а продолжили расти и радовать людей);
  4. Дети увидели дождевых червей и раздавили их (черви перестали разрыхлять землю – плохо стало растениям);
  5. Люди развели в лесу костер, но когда уходили, потушили его (избежали пожара);
  6. Люди убрали с пляжа мусор и стекло (пляж стал чистым и безопасным).

Затем педагог показывает детям рисунок Земли (приводится в Приложении ), предварительно заклеенный бумажками, символизирующими мусор:

- А вот такой стала бы наша планета, если бы за ней перестали ухаживать и делали только то, что захочется. Хотели бы вы жить на такой планете? А как бы на ней жилось птицам, насекомым, животным, растениям?

Упражнение «Какой я хочу видеть Землю»

Дети по кругу передают мяч по кругу и говорят, какой бы они хотели видеть нашу планету. Например,   красивой, чистой, прекрасной, яркой, светлой, ухоженной, любимой, чудесной,  необыкновенной, удивительной.

Педагог помогает в случае затруднений. В конце важно подвести детей к тому, что каждый из нас должен быть в ответе за природу – соблюдать чистоту, беречь растения и животных.

Подвижная игра «Ветер-штиль»

Дети изображают морские волны. По команде «Ветер»! они начинают раскачиваться из стороны в сторону (можно варьировать: слабый ветер – слабые волны, сильный ветер – сильные раскачивания - «шторм».) По команде «Штиль» - замирают неподвижно. Игра повторяется 3-4 раза.

Творческое задание

Дети получают листы формата А4 с нарисованными пустыми кругами (Приложение 3).

- А теперь, ребята, нарисуйте нашу Землю, какой бы вы хотели ее видеть. Может быть, вы нарисуете в круге любимое место, где вы побывали. А кто-то из вас представит какой-нибудь красивый уголок природы и нарисует его. Или изобразит, как люди помогают природе. Дайте свободу вашей фантазии и воображению.

Ребята рисуют 15 – 20 минут. После того, как они выполнят задание, можно провести выставку работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)

"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...

Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"

Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся  с детьми старшег...

Статья на тему: "Тенденции экологического воспитания дошкольников"

Одной из важнейших задач стоящих перед человечеством, это сохранение окружающей нас природы....

Экологическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях

«Астрахань – мой город родной!» тематическое итоговое занятие в логопедической подготовительной школе группе.Цель: развитие творческого воображения, логики, внимания, смекалки, обобщение и уточнение з...

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Статья содержит материал по реализации проекта "Птицы в нашем городе" в старшей группе ДОУ...

Экологическое воспитание дошкольников

Как же воспитывать  в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональность,  сопереживание, которые помог...

Современные технологии экологического воспитания дошкольников

В презентации представлены наиболее часто использованные современные оброзовательные технологии в экологическом воспитании дошкольников. Описано краткое их содержание. Стержнем каждой технологии являю...