Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.
статья по психологии (11 класс)

Шустова Ольга Сергеевна

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который был разработан и апробирован в условиях дополнительного образования и показал свою эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2020_statya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

        В настоящее время образование меняет своё направление и его целью становится  общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. В 21 веке для того чтобы стать успешным недостаточно владеть предметными знаниями, надо ещё обладать компетенциями, которые позволяют успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания. Поэтому целью психолого-педагогического сопровождения учащихся мы видим в создании условий для успешной социализации ребенка в обществе через воспитание культуры профессионального самоопределения.

Наш Центр осуществляет свою деятельность по профессиональному самоопределению учащихся еще с прошлого века, поэтому имеет большой опыт, которым мы хотели бы поделиться. Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения предполагает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями.

В своей работе по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения мы делаем акцент на развитие надпрофессиональных компетенций, таких, как -Коммуникативные, личностные (стрессоустойчивость), целеполагание, креативность,умение конструктивно решать конфликтные ситуации, толерантность, умение работать в команде, умение публично представлять результаты своего труда- так называемые софт скилз- те универсальные навыки, которые необходимы практически в любой профессии.

 Основной целью психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися.

        Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется со всеми участниками образовательного процесса-учащимися, их родителями и педагогами.

Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

  •  профессиональная диагностика (выявление профессиональных интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей участников образовательного процесса)
  • профессиональное консультирование (направлено на решение различных проблем в процессе профессионального самоопределения учащихся)
  • развивающая и коррекционная деятельность (развитие общеуниверсальных компетенций- коммуникативной, стрессоустойчивость, умение презентовать себя и результаты своей деятельности, умение ставить и достигать цели и др)
  • профессиональное просвещение (информирование участников образовательного процесса об особенностях профессионального самоопределения учащихся)
  • мониторинг качества деятельности (позволяет определить уровень сформированности ЛПП )
  • организационно-методическая деятельность (разработка тренингов, занятий, оформление документации)

Формы:  квесты; ролевые игры; психологические упражнения; тренинг; дискуссия; мастер-класс; семиры-практикумы; консультации; родительское собрание, занятия

Содержание: психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся (воспитание культуры профессионального самоопределения)

Технологии: технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии и др.

Ключевые мероприятия:

Освоение программы по профессиональному самоопределению «Твой выбор»

Диагностика профессиональных интересов, склонностей, способностей обучающихся

Профориентационное консультирование

Тренинги знакомства, общения, толерантности, ассертивности, креативности др.

Неделя профориентации «Карьерная траектория»

Профориентационные квесты (каникулярные мероприятия)

Защита проекта «Моя будущая профессия»

Родительские собрания «Обоснованный выбор профессии-

залог успеха в профессиональной деятельности» и др.

Тренинги и занятия  с педагогами «Стрессменеджмент» и др

Мониторинги сформированности профплана, психологического климата в педколлективе,

удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, ценностных ориентаций

Проект «Моя будущая профессия»

1.Определение профессии (понятие).

2.Из истории профессии (когда возникла профессия, из какого ремесла, претерпевала ли изменения со временем).

3.Портрет специалиста (знания, умения, навыки, профессионально-важные качества, медицинские противопоказания). 

4.Рабочее место специалиста (условия труда).

5.На пути к профессии (образовательный маршрут).

6.Области применения профессии.

7.Выдающиеся личности в профессии.

8.Мой выбор (причины выбора профессии, кто повлиял на твой выбор).

9.Я через 10 лет (каким я вижу себя в профессии через 10 лет).

Результатом деятельности по психолого-педагогическому сопровождению является проект «Моя будущая профессия».         Конечным результатом проекта являются  электронные презентации на тему: «Моя будущая профессия». Данный формат работы позволяет учащимся самостоятельно планировать свою карьерную траектория с учетом своих профессиональных интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей, что в дальнейшее способствует их успешной социализации в обществе.

Цель: сформировать личный профессиональный план учащихся с учетом профинтересов,  способностей, путях получения профессии и перспективах профессионального роста.

1.Определение профессии, портрет специалиста, рабочее место специалиста,образовательный маршрут, причины и мотивы выбора профессии, кем я вижу себя в профессии через 10 лет

(8 слайд). Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Название критерия

Учебный год

Показатель сформированности

Изучение личных профессиональных планов обучающихся в выпускных классах МБУ ДО «Центр технологического обучения» г.Пензы

2017-2018

2018-2019

2019-2020

3,6балла

3,8балла

3,7балла

Т.о., психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в МБУ ДО «Центр технологического обучения « г.Пензы можно считать эффективным, т.к. оно соответствует основному показателю эффективности   –наличие у обучающихся обоснованного профессионального плана, в процессе построения  которого у обучающихяс происходит развитие таких важных компетенций, как коммуникативные компетенции, стрессоустойчивость, целеполагание, умение работать в команде, умение презентовать себя и результат своей деятельности - что т.е. есть те компетенции, которые способствуют успешной социализации ребенка в обществе.

Педагог-психолог

МБУ ДО «Центр технологического обучения» г. Пензы

Шустова Ольга Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников

В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...

«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»

«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»...

Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"

Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"...

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.

Профессии агропромышленного комплекса.Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области пр...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

Представление результатов работы по развитию профориентационной деятельности в образовательной организации...