А как насчет дисциплины?
консультация

Перетятко Дарья Сергеевна

Простые правила дисциплины в помощь родителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distsiplina.doc556.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Начнем с одного «секрета»: детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Тогда почему они норовят их нарушать? Можно назвать много причин, одна из которых заключается в их «восстании» не против самих правил, а против способов их «внедрения». Поэтому главным вопросом остается: как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка? Это, безусловно, самая трудная и тонкая задача воспитания. Ведь от способа ее решения зависит, вырастет ребенок внутренне собранным и ответственным человеком или нет.

    Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах. 

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Как вы понимаете, это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Много бегать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать -все это и многое другое проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, разбирать часы тоже можно, но только если они старые и давно не ходят.
    Главное – оставаться носителями основных ценностей: уважения к личности другого, честности, трудолюбия, благородства и др. Заметьте, что многие из этих ценностей вы можете не только обсуждать, но и реализовать во взаимоотношениях с ребенком, и это – в чем он нуждается и надеется от вас получить!

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению. Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать, «раскалывая» ряды взрослых.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.
     Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной                форме. Например, стоит сказать: «Спичками не играют» вместо «Не смей   играть спичками!», «Конфеты едят после обеда» вместо «Сейчас же положи   конфету назад!». Бывает очень полезно, предвидя трудность ребенка в выполнении требования, обсуждать ее с ним заранее. 
При этом важно проследить, чтобы  уговор был выполнен, о чем минут за пять ему стоит напомнить  (через 5 минут собираем игрушки)

6. Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Дети очень ценят семейные традиции и при регулярном повторении ждут их. Когда родитель уделяет им специальное внимание и с ним интересно, – это настоящий праздник для ребенка. Однако, если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется. –Наказание это не обидное и не оскорбительное. Ведь это справедливо, когда родитель не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.
Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.
Однако не угрожайте их отменой по мелочам.
   Говоря о физических наказаниях, важно отметить лишь то, что они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного.

    Стоит ли допускать отрицательные результаты действий ребёнка? Стоит, чтобы ребёнок мог учиться на ошибках. Ведь это один из видов наказания, исходящий от самой жизни. Важно, когда его постигнет неудача, без упреков помочь ему.


Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком. И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребёнку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но ей-Богу, вполне преодолимы!

Удачи вам и душевного благополучия!