Алгоритм работы психолога с нарушением учебных навыков
статья по психологии

Тельных Ольга Викторовна

Материал содержит четкий алгоритм работы по коррекции нарушений учебных навыков у обучающихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_raboty_s_narusheniem_uchebnyh_navykov.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм психолого-педагогической коррекции

нарушений учебных навыков

Коррекция нарушений учебных навыков разрабатывает индивидуальную помощь ребёнку, в первую очередь, посредством восстановления самоуважения, самооценки, мотивации, уверенности в себе и своих силах, и в последующем создаёт основополагающие условия для нового старта в учёбе посредством специфической дидактической методики.

План психолого-педагогической коррекции нарушений учебных навыков (Дислексия, дисграфия, дискалькулия) состоит из 5 пунктов:

  1. Диагностика
  2. Элементы коррекции
  3. Расслабление
  4. Концентрация, запоминание и память
  5. Дидактические упражнения
  6. Поддержка родителей

Подробнее про каждый пункт:

1. Диагностика для выявления нарушений учебных навыков

Проводится в 3 этапа:

  • первый этап проводит специальная комиссия. Диагностика исключений (исключаются органические, психические заболевания и др.). Проведение стандартизированных тестов на наличие нарушений учебных навыков;
  • диагностика (проводится специалистом) по качеству нарушений учебных навыков для того, чтобы понимать, с чего начинать работ;
  • скрининг (опрос) родителей с целью выявления возможных отклонений в развитии ребенка от рождения (как протекала беременность, ползал ли ребенок, когда начал говорить, играл ли с удовольствием и т.д.). Скрининг проводим с целью понять, нужно ли посетить ребенку дополнительных специалистов.

2. Элементы коррекции

Психолог при коррекции нарушений учебных навыков разрабатывает индивидуальную помощь ребёнку, в первую очередь, посредством восстановления самоуважения, самооценки, мотивации, уверенности в себе и своих силах и в последующем создаёт основополагающие условия для нового старта в учёбе посредством специфической дидактической методики.

Что используется: упражнения из арт-терапии, игровой терапии, системной терапии, на восстановление доверия согласно теории привязанности, ресурсной терапии, элементы психотерапии

Пример упражнения ресурсной терапии «Смайлик»

Понадобятся акварельные краски и кисточка. Из приведенных ниже смайликов ребенок выбирает тот, который соответствует его моментальному настроению и состоянию.

Именно этот смайлик нарисуйте акварельными красками на внешней стороне руки ребенка. Далее родитель спрашивает ребенка, что он, по его мнению, сделал сегодня (за неделю/за месяц и т.д.) хорошего или что хорошего случилось с ребенком за неделю (месяц, сегодня, др.). И за каждый ответ родитель раскрашивает акварельными красками один палец определенным цветом или каким-нибудь узором. Когда все пальцы таким образом "украшены", ребенок кладет руку на белый лист бумаги и совместно с родителем рассматривает получившееся лицо, где цветные пальцы играют теперь роль волос для смайлика. Даже печальный смайлик не выглядит больше так печально и его можно, конечно же, перерисовать на более радостный смайлик, если ребенок это захочет. Напоследок рука со смайликом фотографируется ребенку на память.

3. Упражнения на расслабление

Стресс - один из основных факторов возникновения и развития блокад мышления и обучения, который обусловлен биологически.

За счет выброса стрессовых гормонов блокируется мышление, поскольку связь между синапсами блокируется полностью. Во время стресса мы не можем концентрировать свое внимание на деталях. Во время стресса мы думаем лишь о том, как выжить. И за счет стресса у нас повышается физическая активность. То есть повышенный физический тонус у детей с нарушениями учебных навыков - это нормальная реакция организма ребенка на стресс.

Именно поэтому глубокая релаксация - неотъемлемая часть коррекции учебных навыков.

У детей, которые умеют расслабляться:

  • улучшаются здоровье и психическое состояние;
  • улучшается умение концентрироваться;
  • повышается успеваемость в школе;
  • снижается уровень агрессивности;
  • появляется умение конструктивно обходиться со своими страхами;
  • развивается навык управлять сенсорной перегрузкой;
  • улучшается процесс восприятия информации;
  • повышается самодисциплина и терпение;
  • снижается уровень психосоматических заболеваний.
  • Пример дыхательного упражнения на расслабление:

Ляг удобно. Закрой глаза. Считай мысленно медленно «21, 22, 23» и делай глубокий вдох в живот, затем задержи дыхание и продолжай считать мысленно «24, 25, 26», затем медленно выдыхай и считай мысленно «27, 28, 29». Повтори упражнение 5 раз.

4. Упражнения на концентрацию внимания, запоминание и память

Важность этого пункта в работе, я думаю, не требует дополнительных пояснений Запоминание, память и концентрация внимания важны, потому что та информация, которая нам преподносится, должна не только откладываться в головном мозге, но и воспроизводиться в нужный момент.

Пример игры на развитие памяти - игра "Я пакую чемодан" Один игрок начинает и говорит, например: я пакую чемодан и беру с собой собаку. Подключается другой игрок и повторяет сначала все, что было сказано до этого и добавляет что-то свое. Например, я пакую чемодан и беру с собой собаку и шляпу. Следующий на очереди снова повторяет все, что было сказано до этого + что-то свое: я пакую чемодан и беру с собой собаку, шляпу и полотенце. И т.д.

5. Дидактические упражнения:

Дидактические упражнения в курсе коррекции дислексии и дисграфии делятся на 18 блоков:

  1. Опознавание и знание отдельных букв.
  2. Анализ и синтез звуков.
  3. Соотношение звук - буква (как графический символ).
  4. Разложение слова на отдельные буквы.

5 + 6. Слоги: синтез и разложение слов на слоги.

7+8. Тренировка точности чтения слов и тренировка навыков переписывания. 9. Рифма.

10 + 11. Морфемный тренинг - части слов.

  1. Опознавание частей слов и однокоренные слова.
  2. Составление предложений из слов.

14 + 15. Формулировка свободных предложений из сигнальных слов.

 16 + 17. Понимание текста.

18. Заключительный урок со смешанными заданиями из всего курса.

Пример упражнения в курсе коррекции дислексии и дисграфии «ЛАБИРИНТ ИЗ СЛОГОВ»

Суть упражнения заключается в том, что ребёнок должен связать слоги в слово со смыслом. Это тренировка фонологического осознания и базисных навыков овладения чтением и письменной речью, а также понимание смысла, так как в процессе ребёнок ищет подходящие слоги. В начале работы рекомендуется цветом или каким-нибудь

знаком обозначить первые слоги всех слов, чтобы стимулировать мотивацию ребёнка. Используйте для связи слогов каждого слова отдельный цвет (постарайтесь, чтобы цвета не пересекались, чтобы не перегружать ребёнка визуально). Как и в любом тренинге при нарушениях учебных навыков и здесь действует правило: качество важнее, чем количество.

Вы можете с целью автоматизации использовать слова, правописание которых тяжело дается ребёнку.

ВАЖНО: все найденные слова ребёнок записывает дополнительно. Опять-таки, автоматизация написания и тренировка переписывания.

Дидактические упражнения в курсе коррекции дискалькулии делятся на 18 блоков:

  1. Сериация.
  2. Базовые принципы счёта.
  3. Понятие количества.
  4. Числовой луч/числовое пространство.
  5. Структура числа.
  6. Понимание концепции операционных знаков и операционные знаки + / -
  7. Понимание концепции операционных знаков и операционные знаки * / :
  8. Числа-партнеры (сумма =10).

9+10. Автоматизация чисел-партнеров (сумма до 10). 11+12. Сложение до 20 / до 100.

13+14. Вычитание до 20 / до 100.

15+16.Принципы умножения.

17+18 Принципы деления

Пример упражнения в курсе дискалькулии «Автоматизация таблицы умножения»

Для автоматизации таблицы умножения великолепно подходит приведенная на фото ниже таблица, используемая в Монтессори-педагогике. На изготовление такой таблицы Вам понадобятся 15-20 мин. Я думаю, принцип изготовления таблицы понятен. Дополнительно к таблице Вам понадобятся карточки с ответами из таблицы умножения. Вы можете использовать это упражнение как ежедневную тренировку-пятиминутку.

ВАЖНО: прежде чем Ваш ребенок положит карточку с ответом на пересечение соответствующих колонок, попросите его обязательно вслух огласить соответствующее математическое уравнение: напр., 7х7=49. Во-первых, это для Вас контроль, а во-вторых, дополнительная автоматизация для ребенка. На первых порах Вы можете считать "шаги": напр., в строчке 7 (горизонтально) мы делаем 7 шагов (они нанесены вертикально), тем самым 7 шагов по 7 = 7х7 =49.

На первых порах позвольте ребенку выбирать те карточки, которые он хорошо знает. Это повышает мотивацию. Вы можете также поочереди с ребенком задавать задания: вот тебе карточка 20, куда она ляжет?

ВАЖНО: спрашивайте ребенка, а есть ли еще другие варианты для решения? Напр., 5х4=20, также 4х5=20, также 2х10=20 и 10х2=20. Это повышает эффективность понимания, т.к. дети с дискалькулией каждый из 4 приведенных в примере вариантов вычисляют заново, поскольку они не видят связи и общности между ними.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: используйте обязательно слово "равно". Не просто трижды пять пятнадцать, три умножить на пять равно пятнадцать. Понятие "равно" и его использование важны для понимания учения количества.

6. Поддержка родителей

Родители крайне необходимы нам, специалистам в тарапии нарушений учебных навыков.

Во-первых, важно, чтобы они поняли своего ребенка; во-вторых, родители очень нам нужны для работы над мотивацией ребенка, для развития уверенности в себе и для укрепления самостоятельности.

Какое родительское поведение может помочь ребенку с нарушениями учебных навыков не утратить самоуважение?

Во-первых, уважительная родительская поддержка и признание попыток ребенка справиться с ситуацией. Например, "я видел/а, ты готовился/готовилась к уроку. Сегодня не совсем удачно прошел урок, но ты знаешь теперь, что требует учитель, и в следующий раз ты знаешь, как сделать лучше". ВАЖНО подчёркивать связь между приложенными усилиями и успехом, для того, чтобы ребёнок не привязывал свои школьные неуспехи к собственным когнитивным способностям ("я не буду ничего делать, т.к. я глупый/глупая, и все равно никогда ничего не достигну").

Во вторых, родительская похвала. И не только при видимых и выдающихся успехах. Хвалите ребёнка даже за малые успехи. Хвалите искренне и дозировано. Не нужно преувеличивать, так как дети чувствуют наигранность и не верят со временем ничьим словам похвалы и признания достижений. Важно также, чтобы дети не стали зависимыми от похвалы и делали что-то только с целью получить вознаграждение в виде похвалы или материальных поощрений. Похвала должна быть ситуативной и своевременной, не спустя 2 часа или 3 дня.

Уважайте желание и попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно и собственными силами решить проблему. Хвалите ребёнка за удачно сделанное, даже если действия ребёнка отличаются от Ваших представлений и желаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .

В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы....

План работы психолога на 2013-2014 учебный год

Полный  план работы психолога  образовательного учреждения на учебный год....

Интерактивные формы и методы как эффективное средство коррекции нарушений вычислительных навыков у детей с нарушением интеллекта.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возмо...

«Алгоритм работы педагога-психолога с семьёй детей с ОВЗ »

В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. При работе с такими ро...

Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе

Методическая разработка «Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе» является большим подспорьем в работе педагогов, которые занимаются проектной деятельность...