ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДЕЕ ЗВЕНО ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка по психологии (5 класс)

Тюрина Екатерина Валерьевна

Конец учебного года – время подводить итоги, но особое внимание требуют к себе ученики 4-х классов, которым предстоит подняться на очередную ступень образования, перейдя  в среднее звено.

Г.А. Цукерман отмечает, что возраст 10-12 лет оказался «ничьей землей» в возрастной психологии.  С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся неуправляемыми. Но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества. Переход из начальной школы в основную, как правило, до сих пор связан:

  • с переходом на предметное обучение
  • с «чувством взрослости пятиклассников» и отношением педагогов к ним как к маленьким детям, что является причиной конфликтов и непонимания между обеими сторонами
  • с переходом на кабинетную систему, что ограничивает детей в возможностях организации их образовательного пространства.

Такие проблемы требуют пристального внимания не только педагогов, но и психологов. Для грамотного психологического сопровождения необходимо опираться на сильные стороны ученика данного возраста. Таковыми являются:

  1. Произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов.
  2. Осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии.

Работу психолога по профилактике дезадаптации школьников переходящих в среднее звено мы разделили на 5 этапов:

  1. Сбор предварительной информации (анкетирование классных руководителей, анкетирование родителей (ОРО), получение информации о социальной ситуации учащихся, получение информации о здоровье школьников);
  2. Диагностический этап (диагностика познавательной сферы, особенностей мотивационно-личностной сферы, межличностных отношений).
  3. Аналитический этап (обработка полученных данных, разработка рекомендаций для программы коррекционной работы);
  4. Коррекционная этап (проведение коррекционных и развивающих игр, коммуникационных тренингов, повторная диагностика)
  5. Заключительный этап (составление психологического заключения и прогноза развития, получение обратной связи от родителей, классных руководителей, рекомендации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx81.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №26 г. Орла

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ  ПЕРЕХОДЕ В СРЕДЕЕ ЗВЕНО ОБУЧЕНИЯ

Педагог-психолог:

Тюрина Е.В.

Орел 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 .Пояснительная записка……………………………………………………….3

2. Программа  занятий по  психологической подготовке  обучающихся к переходу в среднее звено обучения……………………………………………5

Пояснительная записка

Хочешь быть умным,

 научись разумно спрашивать,

 внимательно слушать,

Спокойно отвечать

и переставать говорить,

 когда нечего больше сказать.

И. Лафатер

Конец учебного года – время подводить итоги, но особое внимание требуют к себе ученики 4-х классов, которым предстоит подняться на очередную ступень образования, перейдя  в среднее звено.

Г.А. Цукерман отмечает, что возраст 10-12 лет оказался «ничьей землей» в возрастной психологии.  С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся неуправляемыми. Но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества. Переход из начальной школы в основную, как правило, до сих пор связан:

  • с переходом на предметное обучение
  • с «чувством взрослости пятиклассников» и отношением педагогов к ним как к маленьким детям, что является причиной конфликтов и непонимания между обеими сторонами
  • с переходом на кабинетную систему, что ограничивает детей в возможностях организации их образовательного пространства.

Такие проблемы требуют пристального внимания не только педагогов, но и психологов. Для грамотного психологического сопровождения необходимо опираться на сильные стороны ученика данного возраста. Таковыми являются:

  1. Произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов.
  2. Осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии.

Работу психолога по профилактике дезадаптации школьников переходящих в среднее звено мы разделили на 5 этапов:

  1. Сбор предварительной информации (анкетирование классных руководителей, анкетирование родителей (ОРО), получение информации о социальной ситуации учащихся, получение информации о здоровье школьников);
  2. Диагностический этап (диагностика познавательной сферы, особенностей мотивационно-личностной сферы, межличностных отношений).
  3. Аналитический этап (обработка полученных данных, разработка рекомендаций для программы коррекционной работы);
  4. Коррекционная этап (проведение коррекционных и развивающих игр, коммуникационных тренингов, повторная диагностика)
  5. Заключительный этап (составление психологического заключения и прогноза развития, получение обратной связи от родителей, классных руководителей, рекомендации).

Главное психологическое новообразование детей в этом возрасте «Чувство взрослости» должно проявляться в следующем:

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в школе является решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной учебной деятельности: принять и понять смысл учения для себя, научиться осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет мотив собственно познавательный. Поэтому одним и важных пунктов диагностики является изучение  мотивации учебной деятельности. Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы.  

Программа  занятий по  психологической подготовке  обучающихся к переходу в среднее звено обучения

Психологическая подготовка обучающихся 4 классов к переходу в среднюю школу (годовой план)

Содержание

Формы и методы

Сроки проведения

Предполагаемый результат

1. Наблюдение учащихся

Целевое посещение уроков в 4 классах.

В течение года

Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной сферах, в межличностном общении путем наблюдения.

2. Психолого-педагогическая диагностика

1. Экспертный опрос педагогов

2. Диагностика интеллектуальной сферы

3. Диагностика мотивации учения

4. Диагностика школьной тревожности (по запросу)

5. Диагностика межличностных отношений в коллективе (по запросу)

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Март

Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путем диагностики.

3. Коррекционно-развивающая работа

1. Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (тренинговые занятия)

2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально, по мере отслеживания)

Ноябрь, апрель

В течение года

Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.

4.Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов

1. Родительские собрания

2. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом.

В течение года

Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определенной ответственности за ребенка, преодоление трудностей через педагогические средства.

5. Экспертная работа

Пед.консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу»

Май

Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу.

6. Методическая и аналитическая работа.

1. Подготовка опросников и тестов

2. Подготовка к собраниям, тренингам, консилиумам…

3. Изготовление наглядных пособий для занятий

4. Обработка диагностики

Сентябрь

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведенной работы.

  1. Просвещение родителей

Родительское собрание в 4 классе на тему:

«Начало кризиса младшего подростка и готовность перехода в среднее звено»

Задачи:

1.Познакомить родителей с  особенностями кризиса младшего подростка.

2.Подготовить ребенка к переходу в среднее звено.

3.Рассказать о запланированных работах.  

4.Дать рекомендации родителям.

Начало кризиса младшего подростка.

Общая характеристика возраста (младший подросток)

Подростковый возраст- этап, находящийся  между детством и юностью, охватывает период 11 лет до 13-14 лет.

Характеризуется рядом специфических черт, таких как:

-Появление чувства взрослости.

-Ведущее личностное новообразование-становление нового уровня самосознания. «Я-концепции» (образ себя)

-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, потребность в освобождении от опеки и контроля.

-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

-Потребность в постоянной поддержке и принятии.

Симптомы, которые являются нормой для развития:

-Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко

-Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний

-Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития

-Умеют работать самостоятельно

-Умеют планировать свои действия

-Умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы

-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью

-Кто не делает трагедии из школьной оценки

Основные задачи в период адаптации:

-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития

-Формирование умения учиться в новых условиях

-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов

-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе

-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно сравнивать свои результаты с другими

-Развитие ответственности и самостоятельности

-Развитие умения регулировать и контролировать свои эмоции и чувства

-Развитие эмпатии

Рекомендации родителям:

-Следить за здоровьем

-Проявлять искренний интерес к школьным делам ребенка

-Неформальное общение в доброжелательной обстановке

-Не требовать в первое время от ребенка прежних результатов

-Не наказывать и не унижать достоинства ребенка ни словесно, ни физически

-Не сравнивать и не ругать ребенка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников

-Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей

-Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно

-Поддерживать своего ребенка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях

-Проявляйте терпение выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!

Диагностический комплекс

 Выбор Комплексной  диагностики уровня интеллектуального развития школьников, переходящих в среднее звено (газета «Школьный психолог»), где основой послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. Данная разработка включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками. В набор включены следующие шкалы:

1). Общая осведомленность – выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.

2). Тест простых поручений (ППМС-центр «Доверие»)- изучение уровня саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объема оперативной памяти.

3).  Исправь ошибки  (А.Я. Гальперин, С.Л.Кабыльницкая) - изучение уровня внимания и самоконтроля.

4) Воспроизведение рассказа – определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.

5) Фраза из трех слов – оценка способности к речевому синтезу, установлению смысловых логических связей.

6)Изучение основным мыслительных операций на вербальном уровне:

- сравнение понятий

-  классификация (исключение лишнего)

-  простые аналогии (анализ отношений понятий)

-  выделение существенных признаков.

7) Арифметика – уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Цель тренинга: Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.

Задачи тренинга:

  • способствование снижению тревожности;
  • выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.
  • дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.
  • дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;
  • представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
  • проработка своих эмоциональных состояний;
  • стимулирование фантазии, воображения учащихся;
  • формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
  • способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.
  • формирование навыков взаимодействия с другими людьми.

Обоснование необходимости тренинга: Из года в год возникает проблема адаптации обучающихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования. Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.

В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.

Тренинговые занятия для учащихся 4-х классов нацелены на помощь учащимся адаптации к обучению в пятом классе.

С целью преодоления тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия.

Ни для кого не секрет, что зачастую учителя сами настраивают негативно учащихся к обучению в среднем звене школы. Заходя в класс, можно иногда слышать такую фразу: «Вот попадете в пятый класс, там узнаете...» Безусловно, зерно, брошенное на тревожную почву, дает негативные всходы. У детей изначально формируется страх перед обучением, боязнь учителей-предметников, тревога за свои учебные результаты в будущем.

Очень часто тревожность учащихся усугубляет и семья. Многие родители, вместо того чтобы поддержать в ребенке уверенность в собственных силах, предупреждают его о том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т. д.

Занятия должны носить игровой, занимательный характер, что поможет учащимся быстрее входить в ритм занятия, с удовольствием включаться в деятельность.

Продолжительность тренинговых занятий: Тренинговая программа состоит из 10 занятий (3-4 занятия в неделю), продолжительностью– 45 минут (школьный урок).

Категория участников: обучающиеся 4-х классов.

Состав группы:  Тренинговая группа должна состоять из 12 – 15 человек плюс тренер.

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.
  2. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.
  3. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
  4. Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.
  5. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2001.
  7. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.
  9. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

«Я СКОРО СТАНУ ПЯТИКЛАССНИКОМ»

Занятие 1. «Этот необычный и волнующий 5-й класс»

Цель занятия: Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, альбомные листы, мягкая игрушка или мяч.

Время занятия: 45 минут

План занятия

Упражнение 1. «Имя и цветок»

Выбор способа приветствия. Приветствие

Цель: дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.

Ход упражнения: Каждый из участников называет своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать.

Рефлексия: Насколько легко было вспомнить цветок на заданную букву, который бы «соответствовал» тому или иному ребёнку?

Время: 10 минут

Принятие правил.

Упражнение 2. «Встаньте те, кто…»

Цель: Разогревающее упражнение, направленное на активацию активности участников, снятию напряжения.

Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. В центре – Ведущий. Количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: “Встаньте, кто...” и называет какое-либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.

Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим

Рефлексия: 

  • О ком ты узнал что-нибудь новое?
  • Был ли ты удивлён тем, что вместе с тобой вставал тот или иной человек?
  • Сошлись ли твои представления о твоих представлениях об  интересах и пристрастиях твоих одноклассников с их реальными интересами?  

Время: 15 минут

Упражнение 3. «Что важно для меня»

Цель: Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других

Ход упражнения: Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.

Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут).
Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

Рефлексия: 

  • Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
  • Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
  • Чьи записи тебя удивили?

Время: 20 минут

Обсуждение занятия:

  • Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
  • Что понравилось на занятии, а что – нет?

Выбор способа прощания. Прощание

Занятие 2 «Путешествие»

  Психолог:  Ребята скоро Вас ждет новое, интересное и необычное для Вас, переход в среднюю школу, в 5 класс. И сегодняшнее занятие мы проведем необычным образом, мы отправимся в интересное путешествие  в страну «Пятиландия». Вам  предстоит совершить путешествие по городам страны, в которых Вас ждут различные задания. Каждое задание – это возможность для развития навыков взаимопонимания и взаимодействия в группах.  Но для того, чтобы нам с Вами добраться до этой страны, нам необходимо придумать какие вещи мы возьмем  собой!

Упражнение 1. «Собери чемодан»

Цель: знакомство, создание мотивации к совместной деятельности.

Инструкция: учащиеся образуют круг.  Каждый по очереди называет, что он возьмет с собой в путешествие. Повторяться нельзя.

Психолог: молодцы, путешественники, чемодан собран, практически все готово для путешествия и можно отправляться. Вот только необходимо  выбрать транспорт, на котором мы бы с Вами поехали. Я Вам раздам карточки, на которых написаны качества,  которые помогут Вам в любом путешествии и в будущей жизни. А вы посмотрите внимательно, какое слово из этих качеств можно собрать! Обратите внимание на первые  буквы качеств.

  Самолет

С

Самостоятельность

А

Активность

М

Многогранность

О

Общительность

Л

Любознательность

Е

Естественность

Т

Терпение

Психолог: Молодцы ребята, вы разгадали, мы полетим на самолете! Посмотрите на него! У нас будет необычный полет. Для этого мы определим, какие роли будут на этом самолете.

Упражнение 2. «Найди свою пару»

Цель: формирование навыков невербальной коммуникации. 

Инструкция:

Сейчас вы все получите карточки и узнаете, какая роль будет у вас на  самолете. Карточку никому не показывайте. Все карточки парные. Ваша задача – найти человека с такой же ролью, что и у вас. Но есть одна проблема: на нашем  самолете все  из разных стран, поэтому объяснять друг с другом вам придется с помощью жестов. Нельзя разговаривать, писать слова в воздухе или на бумаге. Как только, по-вашему мнению, вы нашли свою пару, вдвоем отходите в сторону.

Инструкция понятна? Начинаем! Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь… Аккуратно, чтобы никто не видел, прочитайте, что у вас там написано, и сразу спрячьте.

Карточки (см. приложение):

1. Пилот

2. Стюардесса

3 Пассажир с собачкой

4 Пассажир со скрипкой

5 Врач

6 Повар

7 Бортмеханик

Вопросы для обсуждения:

— Что помогло вам найти свое место?

— Какие трудности возникли и как вы их преодолевали?

— Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?

— Кто, по вашему мнению, нашел удачные способы договариваться без слов? Какие? Расскажите о том, как вы понимали друг друга (примеры).

— Удалось ли кому-то, не нарушая правила, достаточно легко справиться с трудностями?

Психолог:  ребята, вы молодцы,  справились с таким сложным заданием. А теперь вам нужно посовещаться и придумать название своему самолету.

Психолог: теперь точно все готово к отлету, можно отправляться  в нашу неизведанную страну «Пятиландию». А пока мы летим, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Становитесь в круг опять,(Дети становятся в круг, взявшись за руки)

 Будем в солнышко играть.

  Мы - веселые лучи,

  Мы резвы и горячи.

  Раз, два, три, четыре,

  Раздвигайте круг пошире.

  Раз, два - вперед нагнуться!         (Наклоны вперед)

 Три, четыре - быстрей чуть, чуть!

  Приподняться, подтянуться,

  Глубоко потом вздохнуть!

    Психолог: перед тем, как мы прилетим, давайте составим карту этой загадочной страны.   Давайте разделимся  на две команды. Нарисуйте на своем кусочке карты, как вы представляете эту страну, а затем соберите карту.

Упражнение 3.«Карта неизведанной страны»

Цель: формирование навыков командного взаимодействия, совместного планирования деятельности.

Ход работы: каждый участник получает кусок ватмана, на котором (на обратной стороне) карандашом написан номер, чтобы облегчить собирание общей картины в завершение занятия. Карандаши, фломастеры и другие материалы для творчества лежат на общем столе.  Учащимся предлагается создать на куске ватмана коллективный рисунок – карту страны «Пятиландия», в которой оказались путешественники. Затем учащиеся собирают рисунок-пазл и вывешивают на доску. У каждой команды получается целостная картинка страны.

 Обсуждение:

- Как удалось успешно выполнить это задание?

- Какие способы взаимодействия были использованы (приведите примеры)?

- С какими трудностями столкнулись? Почему?

Психолог:

Посмотрите, пока мы отдыхали, за бортом уже показался берег нашей страны. Пора приземлятся и высаживаться. Посмотрите вокруг, какой замечательный пейзаж.

Эта страна, не такая уж неизведанная и необитаемая. Нас встречают коренные жители. В этой стране существуют два важнейших правила общения, которые должны соблюдать все без исключения: и сами жители, и гости страны «Пятиландия». А что это за правила нам необходимо будет узнать. Для этого нужно выполнить еще одно задание.

Упражнение 4.  «Правила жизни страны»

Цель: интеграция умений и навыков успешного взаимодействия с другими людьми.

Ход упражнения: каждый учащийся получает конверт с заданием (загадка). Первую букву отгадки необходимо выписать на лист формата А4. Затем из полученных букв каждой команде необходимо составить слово. Напоминаю, что то слово связано с процессом общением, с теми важными качествами, которыми должен обладать человек, чтобы уметь дружить и хорошо общаться с другими людьми. Каждый будет самостоятельно выполнять свою часть задания, но только вместе вы разгадаете загадку «Пятиландии».  Учащиеся разгадывают загадки (некоторым учащимся, возможно, придется разгадать несколько загадок), а затем составляют слова:

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и СОТРУДНИЧЕСТВО.

С

Белая скатерть все поле укрыла. (Снег)

О

Пришла волшебница прекрасная,

Листву без краски перекрасила.

(Осень)

Т

Через поле и лесок

Подается голосов.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон)

Р

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

(Рысь)

У

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!

(Утюг)

Д

Плотник острым долотом

 Строит дом с одним окном.

(Дятел)

Н

Ну, кто готов

 Свои две шпаги

 Скрестить

 Из-за клочка бумаги?

(Ножницы)

И

Тебе дано,

 А люди им пользуются.

(Имя)

Ч

Ног нет, а хожу,

 Рта нет, а скажу,

 Когда спать, когда вставать,

 Когда работу начинать.

(Часы)

Е

Что же это за девица?

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

 А в иголках круглый год.

(Ель)

С

Он с жадностью пьет –

А не чувствует жажды.

Он бел

А купается только однажды:

Он смело ныряет в кипящую воду,

Себе на беду,

Но на радость народу…

(Сахар)

Т

Мы привыкли к нему,

А ведь он – чародей:

Он со мной говорит

Голосами друзей.

(Телефон)

В

Без ног и без крыльев оно,

 Быстро летит, не догонишь его.

(Время)

О

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.

(Ослик)

В

Без голоса кричит,

Без зубов кусает,

Без крыльев летит,

Без горла завывает.

(Ветер)

З

Я молча смотрю на всех,

 И смотрят все на меня.

 Веселые видят смех,

 С печальными плачу я.

 Глубокое, как река,

 Я дома, на вашей стене.

 Увидит старик — старика,

 Ребенок — ребенка во мне.

(Зеркало)

А

Вкусны – оближешь пальчики –

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

А неизменно их съедаю.

(Апельсины)

И

Тебе дано,

 А люди им пользуются.

(Имя)

М

Двенадцать братьев

 Друг за другом бродят,

 Друг друга не обходят.

(Месяцы)

О

Пришла волшебница прекрасная,

Листву без краски перекрасила.

(Осень)

П

В огне не горит,

 В воде не тонет,

 В земле не гниет.

(Правда)

О

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.

(Ослик)

Н

Ну, кто готов

 Свои две шпаги

 Скрестить

 Из-за клочка бумаги?

(Ножницы)

И

Всех на свете обшивает,

 Что сошьет — не надевает.

(Иголка)

М

Стукнешь о стенку -

А я отскачу.

Бросишь на землю -

А я поскачу.

Я из ладоней в ладони лечу -

Смирно лежать не хочу.

(мяч)

А

На окошке – пруд.

В нем рыбешки живут.

У стеклянных берегов

не бывает рыбаков.

(Аквариум)

Н

Чтобы шить иль вышивать,

 Это нужно в руки взять.

 Разноцветные катушки

 У меня есть, у подружки.

(Нитки)

И

Ходит спесь надуваючись.

(Индюк)

Е

Что же это за девица?

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

 А в иголках круглый год.

(Ель)

Психолог: ребята, молодцы. Вы справились с очень сложным заданием и разгадали главный секрет этой страны «Пятиландия»: взаимопонимание и сотрудничество – именно эти два принципа позволяют местным жителям жить дружно и успешно общаться друг с другом.

Обсуждение:

- Как вам удалось успешно справиться с заданием?

- Что было самым главным при выполнении данного задания?

-  Что выгоднее, полезнее – сотрудничество или соперничество?

- Как вы думаете, почему именно эти два принципа: сотрудничество и взаимопонимание являются важными? Вы согласны с этим?

Психолог: на этом наше путешествие сегодня закончилось. Вы молодцы, хорошо справились со всеми заданиями, а теперь давайте подведем итоги:

Заключительный этап:

Упражнение 5  «Светофор»

Цель: рефлексия, обмен мнениями о прошедшем занятии.

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).

Ход упражнения: Ребятам раздаются «сигналы светофора» (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о  занятии.

Психолог: Если на нашем занятии было неуютно поднимите красный кружок.

Если на  нашем занятии вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок.

А если вам очень понравилась  наша встреча, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок.

Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...

А на обратной стороне светофора напишите свои пожелания и напутствия, а в  пятом классе мы  с вами их почитаем!

Занятие 3. «Мы и школа»

Цель занятия: Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Цвет настроения»

Цель: Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание.

Необходимые материалы: Разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Ход упражнения: По кругу передаётся разноцветная коробка, и ребята по очереди определяют цвет настроения, соответствующего сегодняшнему.  

Рефлексия:

  • По каким причинам у тебя то или иное настроение?
  • Хотелось ли тебе его изменить на протяжении сегодняшнего занятия, дня?
  • Как считаешь, получится ли это сегодня?

Время: 5 минут 

Упражнение 1. «Кто ты? Кто я?»

Цель: Изучение уровня тревожности учащихся класса.

Ход упражнения: Ребятам  предлагается вспомнить год поступления в школу. Предлагается обсудить вопросы, которые могут служить рефлексией.

Рефлексия: 

  • Что связано с этим годом для вас?
  • Каким был ваш первый школьный день?
  • Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня?
  • Какой вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас?

Упражнение 2. «Ассоциации»

Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом «школа»; изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Ход упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе. Например:

  • Школа, в которой я учусь,…
  • В нашей школе учат...

Рефлексия: 

  • Насколько откровенны вы были?
  • Какие чувства возникали при рассуждениях о школе?

Время: 10 минут.

Упражнение 4. «Температура»

Цель: Дать возможность учащимся проговорить свои учебные трудности и определить свое к ним отношение.

Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Когда человек болеет, он непременно меряет температуру. Она у него почти всегда повышенная. Если человек не хочет что-либо делать, у него тоже может повыситься температура.

По какой причине, кроме болезни, может повыситься температура у вас?

Рефлексия: 

  • Насколько легко было вспомнить ситуацию повышения температуры вашей жизни?
  • Насколько легко было рассказывать о той или иной жизненной ситуации?

Время: 10 минут.

Упражнение 4. «В гостях у сказки»

Цель: Преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе.

Ход упражнения:

Ребятам предлагается прослушать сказку и  придумать её  окончание и объяснить, почему они придумали именно такое окончание сказки.

Текст сказки: В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры, помогал папе выполнять нехитрую мужскую работу, а маме — даже мыть посуду!

Учился этот мальчик в школе, в селе она была одна, и рано поутру все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу.

Кто- то бежал с охотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя, бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться и делать так каждый день.

Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, прямо перед собой он увидел перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и переливалось всеми цветами радуги. Мальчик остановился, схватил перышко и забыл о том, что ему нужно бежать в школу...

В течение секунды перышко подняло мальчика, закрутило в вихре и забросало его на радугу, которая висела над школьным двором.

Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели за партами мальчики и девочки аз его села, смеялся, свистел и вообще делал то, что ему больше всего хотелось делать.

Так прошел час, два, три, а что было потом с мальчиком?

Рефлексия: Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе лицо мальчика, который очутился на радуге.

  • Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему?
  • Можем ли мы считать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе?
  • Чем может быть вызвано такое поведение мальчика?

Время: 15 минут.

Обсуждение занятия:

  • Понравилось ли вам занятие?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Оценка занятию — от 0 до 10 баллов.

Прощание

Занятие 4. «Вот он - я»

Цель занятия: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги. 

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый); кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение; карандаши, фломастеры, листы бумаги

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Светофор»

Цель: Обменяться мнениями о прошлом занятии, настроить учеников на участие в следующем занятии.

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).

Ход упражнения: Ребятам раздаются «сигналы светофора» (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошлом занятии.

Ведущий: Итак, если во время нашей прошлой встречи вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек.

Если на прошлом занятии вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок.

А если вам очень понравилась прошлая наша встреча, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок.

Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...

Рефлексия: 

  • Почему вы сделали такой выбор?
  • Аргументируйте свой выбор.

(Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок) 

Время: 5 минут.

Упражнение 2. «Волшебная эмблема»

Цель: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.

Необходимые материалы: Кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение.

Ход упражнения: Ведущий. А сейчас мы с вами немного поиграем. Идя к вам на встречу, я захватила с собой необыкновенные кусочки обыкновенной проволоки. Я предлагаю вам сделать из кусочка проволоки свою эмблему, которая могла бы многое рассказать о вас, если бы была живой.

К примеру, вот этот треугольник — я думаю, что я похожа на треугольник, потому что каждый день я открываю в себе свою новую вершину треугольника.

А теперь попробуйте и вы сделать такие эмблемы. Подумайте над тем, что сможет рассказать о вас другим людям неприметный кусочек

проволоки. Я уверена, что ваши рассказы, как и эмблемы, будут очень интересными.

После окончания упражнения приколоть эмблемы к одежде с помощью булавок.

Рефлексия: Попросить ребят рассказать, что значат их фигурки, почему они такими себя изобразили

Время: 10 минут.

Упражнение 3. «В гостях у сказки»

Цель: Развитие фантазии, умения понимать и передавать чувства других людей; сочинение собственных сказок на основе полученных рисунков.

Необходимые материалы: Карандаши, фломастеры, листы бумаги. Музыкальное сопровождение.

Ход упражнения: Ведущий: А теперь давайте вспомним наше прошлое занятие. Вспомните сказку про мальчика и радугу. Я хочу, чтобы каждый из вас вспомнил сказку и определил в ней самый тревожный и запоминающийся момент.

Попробуйте нарисовать этот момент на лежащих перед вами листах бумаги. Озаглавьте свой рисунок, объясните, почему вы его так назвали. (Возможна работа в парах.) Далее ученики зачитывают свои сказки. По окончанию каждой сказки весь класс хлопает выступавшему ученику.

Рефлексия: Попросить ребят рассказать,

Время: 15 минут.

Обсуждение занятия:

Упражнение 4. «Прощание»

Цель: Подведение итогов занятия; оценка учащимися проведенного занятия с помощью кружков.

Необходимые материалы: цветные картонные кружки.

Ход упражнения: Ребятам предлагается с помощью кружков «светофора» определить эффективность прошедшего занятия.

Время: 5 минут.

Прощание

Занятие 5. «Познай себя»

Цель занятия: Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе. 

Необходимые материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Цвет настроения»

Цель: Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание.

Необходимые материалы: Разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Ход упражнения: По кругу передаётся разноцветная коробка, и ребята по очереди определяют цвет настроения, соответствующего сегодняшнему.  

Рефлексия:

  • По каким причинам у тебя то или иное настроение?
  • Хотелось ли тебе его изменить на протяжении сегодняшнего занятия, дня?
  • Как считаешь, получится ли это сегодня?

Время: 5 минут 

Упражнение 2. Самоанализ «Кто я? Какой я?»

Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию; определение общности между участниками группы.

Ход упражнения: Необходимо продолжить письменно три предложения:

Я думаю, что я...;

Другие считают, что я...;

Мне хочется быть...
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка на доске.
Количество совпадений подсчитывается, на доске отмечается, как много общего между учащимися.

Рефлексия: 

  • Узнали ли вы о ком-то что-то новое?
  • Описывали ли вы только свои положительные стороны?

Время: 20 минут 

Упражнение 3. «Вот я какой! Угадали?»

Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию.

Ход упражнения: Ребята заполняют анкету, в которой описывают себя и свои увлечения, но не подписывают работу (все ставят на ней свой значок). Сдают свои варианты. Ведущий их перемешивает и раздает. Ребятам необходимо при озвучивании работы узнать, чья она.

Рефлексия:

  • Насколько легко было угадать анкету того или иного человека?
  • Описывали ли вы только свои положительные стороны в анкете?
  • Какие испытали трудности?

Время: 20 минут 

Обсуждение занятия:

  • Понравилось или нет занятие?
  • Что нового узнали из занятия?
  • Что больше всего запомнилось? Что удивило?
  • Кого трудней оценивать – себя или других?

Прощание

Занятие 6. «Новичок в средней школе»

Цель занятия: Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков, памятка для учащихся «Как готовить домашние задания».

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Воображала»

Цель: Снятие напряжения, стремление правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков

Ход упражнения: Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета.

Рефлексия:

  • Чья придумка понравилась больше всего?
  • Насколько легко восприняли то, что ваш способ оказался не самым оригинальным?

Время:  15 минут

Упражнение 2. «Новичок Том »

Цель: Способствование развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсуждение новых условий учебного процесса в средней школе; развитие навыков сотрудничества

Ход упражнения: Ведущий:  Сегодняшнее наше занятие посвящено «новичкам» – тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя.

 Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том.

Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?

Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д.

Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке.
Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения).

Список вопросов

1. Работа в классе на уроке

Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?
2. Работа с учебным материалом

 Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок?

3. Работа над домашним заданием

С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете?

Рефлексия: Придерживаетесь ли вы определённого школьного «расписания»?  

Время:  30 минут

Обсуждение занятия:

  • Понравилось или нет занятие?
  • Что нового узнали из занятия?
  • Что больше всего запомнилось? Что удивило?

Прощание

Занятие 7. «Понимаем ли мы друг друга»

Цель занятия: Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

Материалы: Тетради, бланки теста «Умеешь ли ты слушать?».

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Где я?»

Цель: Разогревающее упражнение, направленное на снятие напряжения

Ход упражнения: В этом упражнении ведущий игрок – детектив должен назвать с закрытыми глазами, где находится человек, издающий звуки.

Рефлексия: 

  • Что в этом упражнении оказалось самым сложным?
  • Насколько легко было определять месторасположение того или иного человека?

Время: 5 минут

Упражнение 2. «Рисунок по инструкции»

Цель: Стимулирование сосредоточения внимания,  развитие умения слушать и слышать.

Ход упражнения: Это упражнение требует сосредоточенности и умения действовать по правилу. Сначала все рисуют свой домик. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа - автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами.

Рефлексия: После упражнения обмениваются впечатлениями: партнерам дается возможность обсудить ход совместной работы.

Время: 15 минут

Упражнение 3. «Умеете ли вы слушать?»

Цель: Развитие умения слушать и слышать.

Ход упражнения: Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают результат.

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:
1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
4. Ты часто перебиваешь собеседника?
5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?
7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: что мешает нам слушать других?

В конце результаты всей группы обобщаются.

Рефлексия: 

Довольны ли вы получившимися своими результатами? Общими?

Ожидали ли вы таких результатов от себя?

Время: 15 минут

Упражнение 4. «Пойми меня»

Цель: Развитие умения слушать и слышать, проработка ситуации «перебивания» друг друга при разговоре.

Ход упражнения: Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Рефлексия: 

Легко ли было услышать то или иное слово в общем гуле?

Какие трудности возникали при понимании слов?

Время: 10 минут

Обсуждение занятия:

  • Понравилось ли занятие?
  • Что нового вынесли для себя из этого занятия?
  • Трудно ли было оценивать себя?
  • Что нового вы узнали о себе?

Прощание

Занятие 8.  «Мир эмоций»

Цель занятия: Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши.

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Угадай эмоцию»

Цель: научить определять эмоциональное состояние

Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций

Ход упражнения: Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

Рефлексия:

  • Насколько легко было определять то или иное эмоциональное состояние?
  • Какие основные признаки и характеристики помогали определять то или иное эмоциональное состояние?

Время: 15 минут

Упражнение 2. «Фигуры эмоций»

Цель: научить определять эмоциональное состояние

Ход упражнения: Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

Рефлексия: 

  • Почему присвоили той или иной фигуре ту или иную эмоцию?
  • Насколько легко было придумывать названия фигурам?

Время: 10 минут

Упражнение 3. «Назови эмоцию»

Цель: Проработка эмоциональных состояний, мешающих либо благоприятствующих общению

Ход упражнения: Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению.

Рефлексия: 

  • Насколько легко было вспоминать те или иные эмоциональные состояния в зависимости от необходимой ситуации?
  • Что было легче: называть эмоции, способствующие либо препятствующие эффективному межличностному взаимодействию?

Время: 10 минут

Упражнение 4. «Изобрази эмоцию»

Цель: Проработка эмоциональных состояний, умение определять эмоциональное состояние других людей.

Ход упражнения: Эмоции можно выражать с помощью движений, мимки, жестов, интонации.

Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Рефлексия: 

  • Насколько легко было изображать ту или иную эмоцию?
  • Насколько легко было угадывать ту или иную эмоцию?
  • С какими трудностями столкнулись в процессе выполнения задания?

Время: 10 минут

Обсуждение занятия:

  • Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни?
  • Что для вас было новым на занятии?
  • Что было уже известно?

Прощание

Занятие 9. «Вот тебе моя рука»

Цель занятия: Проработка возможных выходов из конфликтных ситуаций; развитие эмпатии. 

Необходимые материалы: Музыкальная запись «Шум леса»; ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон; маленькие альбомы

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Осенний лес»

Цель: Релаксация; подготовка учащихся к активной работе на занятии.

Необходимые материалы: Музыкальная запись «Шум леса».

Ход упражнения: Учащиеся должны сплоченно выполнять задание и следовать тексту, который произносит ведущий. По ходу выполнения упражнения учащиеся сопровождают его жестами.

Ведущий: Ребята! Мы с вами отправляемся в волшебное путешествие. Вы его совершите вместе со мной. Сейчас я попрошу вас сесть поудобнее и закрыть глаза. Я попрошу вас выполнять все движения, не открывая глаз.

Давайте начнем.

Итак, мы с вами находимся недалеко от Минска, в маленьком, но очень милом и уютном городке.

На улице стоит осень. И хоть на улице солнышко светит очень ярко, температура уже достаточно низкая.

Мы с вами идем на прогулку.

Мы быстро надеваем брюки, теплый свитер, кроссовки и оправляемся в лес, берем с собой поводок и любимую собаку.

Мы идем в лес. Свежий воздух, лесная прохлада притягивают нас. Мы напрягаем ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас мы расслабляем ноги, руки, спинку, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Дорога не утомляет нас, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, наш волшебный лес! Все тропинки в нем нам знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Мы направляемся туда. Дышится легко, ровно, глубоко...

Правая рука держит поводок и напряжена очень сильно...

Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются перед нами, приветствуя нас. Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня.

Мы отпускаем поводок, и наши правые руки становятся легкими, воздушными, словно воздушный шарик, который улетит далеко в небо, если его не держать за ниточку...

Дышатся легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Мы входом в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают нам свечи на праздничном торте. Наше внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это — подберезовик. Мы наклоняемся к нему и видом еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Насладившись лесной прохладой и тишиной, мы возвращаемся домой.

Рефлексия:

  • Какие ощущения вы испытали, путешествуя по воображаемому лесу?
  • Смогли ли вы его себе представить? Что вам удалось представить, а что — нет?

Время: 15 минут.

Упражнение 2. «Мостики дружбы»

Цель: Обыгрывание с учащимися возможных конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры; использование возможностей территориальной игры для проигрывания ситуаций общения. 

Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон.

Ход упражнения: Учащиеся подходят к ящику с песком.

Ведущий. Представьте, что вы — волшебники. Вы находитесь в стране, в которой еще никто и никогда не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас каждый из вас выберет для себя трех героев, которых он хотел бы поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. А я буду рассказывать вам сказку.

Начало сказки (Рассказывать, когда все дети сидят рядом с коробкой с песком.)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где тек.7И реки (провести впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили .‚аленькие волшебные жители.

У них был домик. (Детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа.)

В нем они жало все вместе.

(Каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком.) Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и оно пошли погулять по волшебному лесу Им хотелось погулять и себя показать. Но что такое? Вся поляна разделена на части бурными реками! Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?

Ведущий просит детей продолжить сказку с помощью фигурок.

В задачу детей входит:

— попробовать познакомиться с каждым сектором ящика;

— сходить в гости к друг другу.

Если дети не находят решения проблемы, ведущий предлагает им построить мостик.

Окончание сказки

Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Оно радостно заплясали, взялось за руки и  поняли, что умеют творить настоящие чудеса!

А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могло видеться друг с другом, когда им захочется.

Рефлексия:

  • Трудно ли было играть в эту игру?
  • Что было трудно делать в ходе игры?
  • Чему вы научились в ходе игры?

В конце занятия учитель просит детей разобрать своих героев и песок. После небольшого обсуждения возникших затруднений в ходе игры и нахождения выхода из ситуации, учащиеся разбирают преграды в песке.

Время: 25 минут.

Упражнение 3. «Рука друга»

Цель:  Развитие эмпатии; снятие тревожности учащихся; преодоление неприятных ощущений, связанных с использованием песка.

Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м;

Ход упражнения: Учащимся предлагается погрузить руки в песок и, не вынимая рук из песка, взяться за руки. При этом каждый участник должен сказать каждому вслух хорошие пожелания.

Время: 5 минут.

Рефлексия: 

  • Понравилось ли упражнение?
  • Насколько приятно-неприятно было ощущение нахождения рук в песке?

Рефлексия занятия: Учащимся раздаются маленькие альбомы, в которых учитель просит учащихся охарактеризовать занятие.

Прощание

Занятие 10. «Страна рисования»

Цель занятия: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях; раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем.  

Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры, краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски.

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Воспоминание»

Цель: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях. 

Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры.

Ход упражнения: Ведущий предлагает учащимся вспомнить прошлое занятие и нарисовать в именных альбомах все то, что их более всего поразило в сказочной стране.

Затем ведущий устраивает мини-выставку под названием «Привет из Песочной страны».

Рефлексия: Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками.

Время: 15 минут.

Упражнение 2. «Изотерапия»

Цель: Раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем

Необходимые материалы: Именные альбомы; краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски.

Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Сейчас мы с вами снова будем рисовать. Но не так как вы привыкли. Сейчас вы возьмете свои альбомы и в них нарисуете все, что захотите. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками и не карандашами, а косметическими палочками.

(Вначале дети пробуют на отдельном листе бумаги точками нарисовать что-либо по собственному желанию. По окончании рисования происходит обсуждение рисунков, дети рассказывают, что у них получилось.)

Ведущий: А теперь каждый из вас выберет любое понравившееся ему контурное изображение. Раскрашивать его вы тоже будете палочками.

Дети приступают к раскраске контурного изображения.

В процессе рисования ведущий спрашивает, нравится ли детям такая техника. Если да, то почему. Если нет, то почему.

Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками.

Время: 30 минут.

Обсуждение занятия:

  • Что для вас было новым на занятии?
  • Что наиболее понравилось, а что наоборот вызвало неудовольствие?

Прощание

Занятие 11. «Я+Я=МЫ»

Цель занятия: Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

Необходимый материал: Ватман, карандаши, фломастеры, краски, журналы, клей, картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Светофор»

Цель: Обменяться мнениями о цикле проведённых занятий, настроить учеников на участие в следующем занятии.

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).

Ход упражнения: Ребятам раздаются «сигналы светофора» (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошедших занятиях.

Ведущий: Итак, если во время наших прошлых встреч (в общем) вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек.

Если на прошлых занятиях (в общем) вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок.

А если вам очень понравилась прошлые нашит встречи, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок.

Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...

Рефлексия: 

  • Почему вы сделали такой выбор?
  • Аргументируйте свой выбор.

(Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок) 

Время: 10 минут.

Упражнение 2. «Портрет класса»

Цель: Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы»

Необходимые материалы: Ватман, карандаши, фломастеры, краски, журналы, клей

Ход упражнения: Составление внутригруппового коллажа, как портрета группы

Рефлексия: 

  • Что больше всего понравилось в данном задании?
  • Какие возникали сложности при выполнении данного задания?

Время: 35 минут.

Итоговое обсуждение проведённых занятий:

Ты принял участие в 11 тренинговых занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твое мнение о нашей совместной работе.

  1. Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились?
  2. Что тебе больше всего понравилось: какие упражнения, игры, темы занятий?
  3. Что тебе совсем не понравилось?
  4. Что из того, о чем ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни?
  5. О чем бы ты хотел узнать на тренинговых занятиях в следующем году?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психологического сопровождения обучающихся среднего и старшего звена при реализации ФГОС во внеурочной деятельности

В статье раскрыта роль психологического сопровождения, рассмотрены  цели и задачи психологического сопровождения обучающихся 5-11 классов с соблюдением преемственности....

Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ

Модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему  психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения....

План - график мероприятий, по психологической подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ

План - график мероприятий, по психологической подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ...

Психологическая подготовка обучающихся к ГИА

Психологическая подготовка с элементами тренинга...

Программа Психологическая подготовка обучающихся к экзаменам Формула успеха»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программыПрограмма психологическая подготовка обучающихся к экзаменам «Формула успеха»Составитель программыКадуцкая Т.М.Тип программыобщеразвивающаяНапр...

Программа работы с родителями по психологической подготовке обучающихся к ГИА

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для обучающихся потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к в...