Семинар практикум " Психолого-педагогические проблемы преодоления детской агрессии"
методическая разработка по психологии

Коваль Елена Валерьевна

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Не секрет , что с детской и подростковой агрессией мы сталкиваемся часто, видим это и в теленовостях, замечаем на улицах, и не исключение сталкиваемся в Центре. Агрессивное поведение - это одна из форм девиации.

Данная методическая разработка вызвана необходимостью поведения профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми, для предотвращения последствий агрессивного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для педагогов

«Психолого – педагогические проблемы преодоления детской агрессии»

Цель: повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции воспитателей при работе с проявлениями детской агрессивности.

Задачи: обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения; формирования навыков работы с агрессивными детьми.

Материал: воздушный шарик, кубик, шашечка, шарик, колючий шарик, звездочка, приложение.

Ход занятия:

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

  1. Упражнение «Все дети разные».

Психолог: Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик), есть и такие дети. А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать шашечку). А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик), а может ему очень плохо с этими колючками? Все дети разные, они не похожи друг на друга. Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

  1. Мини-лекция «Что такое агрессивность?» (основные понятия)

Всем участникам группы предлагается продолжить фразы «Агрессия - это…». Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение как враждебное.

Агрессивность - «Это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается также речь. Ущерб может быть психологическим или физическим (удар по телу или по самолюбию)»

Враждебность «Включает в себя гнев, отвращение и презрение. Враждебность не включает в себя словесной или физической активности, это сложное мотивационное состояние, а агрессия - следующее из него поведение»

Жестокость - свойство личности, проявляющееся в безразличии к страданиям других, людей или животных (или же в стремлении к их причинению) и, осознанные (неосознанные) действия или бездействие , направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения

Насилие - принуждение, которое осуществляет субъект, группа для достижения поставленных целей. Оправдание насилия зависит от социальной ориентации общества.

Притеснение - поведенческие акты, содержащие угрозу другому человеку.

  1. Рассмотрим основные признаки агрессивных детей по схеме упражнения «Портрет особого ребенка» (приложение № 1)

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений, и вселят в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

  1. Психологами выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени (Т.П.Смирнова).

Для детей младшего школьного возраста.

Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

Завистливы и мнительны.

Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.

Для детей среднего школьного возраста и подростков:

Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).

Инициируют драки.

Используют в драке предметы, которые могут ранить.

Жестоки по отношению к людям и животным (намеренно причиняют физическую боль).

Воруют у человека, который не нравится.

Намеренно портят имущество.

Отсутствуют дома ночью без разрешения родителей.

Сбегают из дома.

Не ходят в школу, либо выгнаны из школы.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив?», т.е. в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

  1. Детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия, негативные переживания или неправильная форма защиты. В психологии принято выделять следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

  • Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против  другого лица.
  • Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести

  1. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий, по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию, как средство привлечения внимания сверстников.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель.

Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия.

Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, при чем безо всякой видимой цели – ребенок просто испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого.

Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьет головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слезы своей жертвы. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно». Отрицательные оценки взрослых в расчет не принимаются. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права. Это самый тяжелый вариант детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.

  1. Результаты диагностики воспитанников ЦССУ
  2. Причины проявления агрессии.

Семейные причины

Неприятие детей родителями

Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации.

Разрушение эмоциональных связей в семье

Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.

Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями

Чрезмерный контроль или отсутствие его(СМИ)

Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился

Жестокий характер матери или отца

Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Запрет на физическую активность

Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Подсознательное ожидание опасности

Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.

Эмоциональная нестабильность

До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.

Ситуативные причины

  • Плохое самочувствие, переутомление
  • Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха
  • Тип темперамента и особенности характера

Социально-биологические причины

  • Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.
  • Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами.

Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах

  1. Упражнение «Воздушный шарик».

У меня в руках воздушный шарик, сейчас он спокойный, расслабленный. Но вот внутри него начинает копиться гнев и агрессия: он злится на маму, которая не купила игрушку, на воспитателя, который заставляет кушать нелюбимую кашу, на друга, который нарушает правила игры. И злость постепенно копится в нем, это не может происходить бесконечно, есть два варианта его поведения дальше: или он взорвется (лопнуть шарик) или он начинает метаться в разные стороны, выплескивая на всех свой гнев (выпустить шарик).

  1. Мини - лекция «Как помочь агрессивному ребенку».

Работа воспитателей должна проводиться в трех направлениях:

  1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение умению владеть собой.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Первое направление.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

  1. Например: в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.
  2. Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
  3. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам – беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.
  4. Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.
  5. Игры с песком. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Отработка навыков общения

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе можно разыграть ситуацию: в гости в детский сад пришли два игрушечных Медвежонка. На глазах у детей они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились ещё больше. Воспитатель просит ребят, которые наблюдали эту сцену, помирить медвежат.

Каждый желающий ребенок предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрывается парами детей, которые выступают в роли упрямых Медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Третье направление. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, где дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая от - имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.

Можно разыгрывать ситуации, которые чаще все вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную те игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Взрослым тоже не помешает избавиться от привычки обвинять агрессивного ребенка во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы». Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». В таком случае полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Вы говорите о чувствах, о своих ощущениях.

  1. Игра «Обзывалки».

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг дуга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость.»

Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Вывод: данная игра способствует решению не только поведенческих проблем, но и может быть использована на занятиях по классификации.

  1. Упражнение «Работа с гневом».

Группа делится на 3-4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева (см. приложение № 2). Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми (воспитатели выбирают те, которые можно использовать в детском саду). Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

  1. Упражнение «Способы саморегуляции».

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно обучить приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

 

ВВОД ПРАВИЛ

  • Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП».

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «Стоп» или просто его представить. Кайму кружка следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «Стоп». Например, к синей кайме подойдет «Стоп» оранжевого или золотого цвета, к голубой - зеленого.

  • Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10
  • Прежде чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.
  • Прежде, чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
  • Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории важно, чтобы дети освоили релаксационные техники.

  1. Упражнения на релаксацию:

«Апельсин»

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок, ручка теплая, мягкая, отдыхает,»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты, если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой)

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько минут. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура. Неприятности позади!».

«Штанга»

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами - тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз.

«Шалтай- Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «»Шалтай-Болтай».

Шалтай- Болтай

Сидел на стене.

Шалтай- Болтай

Свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне»- резко наклоняем корпус тела вниз».

  1. Рефлексия: что чувствовали на протяжении всего занятия? что нового узнали?

Приложение 1. Портрет «Особого ребенка»

Характерные особенности ребенка

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами.

Отказывается от коллективной игры.

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается с взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы боли в животе, в горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Часто предчувствует «плохое»

Самокритичен

Имеет мускульное напряжение

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

 

Приложение 2

Способы выражения гнева

 

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Пометать дротики и мишень.
  3. Попрыгать на скакалке.
  4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
  5. Подраться с братом или сестрой.
  6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
  7. Пускать мыльные пузыри.
  8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
  9. Пробежать по коридору школы, детского сада.
  10. Полить цветы.
  11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
  12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
  13. Погоняться за кошкой.
  14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
  15. Передвинуть в квартире мебель.
  16. Поиграть в «настольный футбол».
  17. Постирать белье.
  18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
  19. Сломать несколько игрушек.
  20. Устроит соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  21. Стучать карандашом по парте.
  22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
  24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

 

 

Литература

  1. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2000г.
  2. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб. : Речь, М. : Сфера, 2008г.
  3. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000г.
  4. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004г.
  5. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2003г.
  7. Чистякова М. И. Психогимнастика /под редакцией И. И. Буянова - М. : Просвещение, 1990г.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Психолого – педагогические проблемы преодоления детской агрессии» КГКУ «Центр содействия семейному устройству пос. Мысовой»

Слайд 2

Проблема агрессивности.

Слайд 3

Что такое агрессия? Латинское слово “ агрессия ” - “ нападение ”, “ приступ ”. “ Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.

Слайд 4

Что такое агрессивность? Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение как враждебное.

Слайд 5

Основные понятия Враждебность «Включает в себя гнев, отвращение и презрение. Враждебность не включает в себя словесной или физической активности, это сложное мотивационное состояние, а агрессия - следующее из него поведение» Жестокость - свойство личности, проявляющееся в безразличии к страданиям других, людей или животных (или же в стремлении к их причинению) и, осознанные (неосознанные) действия или бездействие , направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения Насилие - принуждение, которое осуществляет субъект, группа для достижения поставленных целей. Оправдание насилия зависит от социальной ориентации общества. Притеснение - поведенческие акты, содержащие угрозу другому человеку.

Слайд 6

Портрет агрессивного ребёнка Агрессивные дети подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Слайд 7

Диагностические критерии Для детей младшего школьного возраста. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках. Завистливы и мнительны. Часто сердятся и прибегают к дракам. О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.

Слайд 8

Для детей среднего школьного возраста и подростков: Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом). Инициируют драки. Используют в драке предметы, которые могут ранить. Жестоки по отношению к людям и животным (намеренно причиняют физическую боль). Воруют у человека, который не нравится. Намеренно портят имущество. Отсутствуют дома ночью без разрешения родителей. Сбегают из дома. Не ходят в школу, либо выгнаны из школы.

Слайд 9

Формы агрессивных и враждебных реакций: Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Слайд 10

Формы агрессивных и враждебных реакций: Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести

Слайд 11

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы : Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию, как средство привлечения внимания сверстников. Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель .

Слайд 12

Уровень и характер агрессивности воспитанников ЦССУ (15 человек)

Слайд 13

Причины проявления агрессивных черт в поведении ребенка Семейные причины агрессивности ребенка. - Неприятие ребенка ( нежеланный ребенок ) - Напряженный эмоциональный климат в семье ( Ссоры между родителями, шумные выяснения отношений, разногласия в методах воспитания, конкуренция между детьми в семье, ревность к братьям и сестрам ) - Неуважение к личности ребенка ( оскорбления, унижение, насмешки ) - Имитация поведения взрослых ( жестокий характер матери или отца) - Чрезмерный контроль ( ребенок лишен инициативы, права выбора и за него решают все вопросы)

Слайд 14

Причины проявления агрессивных черт в поведении ребенка - Недостаток внимания ( Папа и мама уделяют общению с ребенком менее 30 минут в день. Ребенок «провоцирует» родителей плохим поведением, после наказания успокаивается ) - Запрет на физическую активность; - Подсознательное ожидание опасности; - Эмоциональная нестабильность. 2. Ситуативные причины: - Плохое самочувствие, переутомление - Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха - Тип темперамента или особенности характера ( ярко выраженный сангвинический или холерический темперамент )

Слайд 15

Причины проявления агрессивных черт в поведении ребенка 3. Социально – биологические причины. - Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами ( Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки ). Чаще проявляется в возрастные кризисы ( Ребенку от 2 до 4 лет, и он проявляет негативизм, упрямство, своеволие, протест, бунт. Кризис подросткового возраста)

Слайд 16

Как помочь агрессивному ребенку? Коррекция агрессивного поведения детей Обучение конструктивным поведенческим реакциям Обучение навыкам распознавания гнева Обучение техникам и способам отреагирования гнева Развитие эмпатии

Слайд 17

Средства отреагирования Мягкие подушки Мячи Резиновые молотки Листок гнева Мешочек для криков Глина , песок Вода Краски, карандаши

Слайд 18

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, навыков общения Таблица эмоций Плакаты Беседы Рисование Уголки настроения Ролевые игры

Слайд 19

Какое настроение у человечков? Рисунки на тему «Когда я сержусь» «Когда я радуюсь «Когда я счастлив» Проективные методики

Слайд 20

Я злюсь! Поиграй в мяч, поскачи, побегай. Отожмись 10 раз. Спой песню, послушай музыку, сказку Нарисуй свое настроение Полистай альбом, книгу с картинками Прими ванну или поиграй с водой Расскажи об этом другу или взрослому «Выжми сок из лимонов»

Слайд 22

Формирование способности к эмпатии , доверию, сочувствию, сопереживанию Ролевая игра Групповое обсуждение события Совместное принятие решения Выслушивание сверстников

Слайд 23

Причины проявления агрессии у детей и методы её коррекции Причина Метод коррекции Недостаток двигательной активности, физической нагрузки Подвижные игры, спортивные эстафеты Гипоопека , неприятие родителями Совместная деятельность, Налаживание эмоционального контакта с ребёнком Повышенная тревожность, страх нападения со стороны родителей Прекратить любые физические наказания, оскорбления, унижения Наладить с ребёнком эмоциональный контакт Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) Препятствовать появлению таких игрушек Проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок Ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц Перевод драк в конструктивное русло

Слайд 24

Причины проявления агрессии у детей и методы её коррекции Причина Метод коррекции Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков Подвижные, сюжетно - ролевые игры на понимание эмоционального состояния Внутренняя неудовлетворённость ребёнком своего положения в группе сверстников, отсутствие внимания, особенно если ему присуще стремление к лидерству Включение ребёнка в коллективные игры на эмоциональное общение и сближение Вовлечение в совместную деятельность где могут раскрыться его достоинства

Слайд 25

Самые неэффективные средства - запрет и повышение голоса. Попробуйте отвлечь ребенка, заинтересовать чем-то. Дайте возможность выплеснуть агрессию. Ваше собственное поведение – лучший пример для ребенка. Ребенок должен чувствовать себя любимым вами.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 27

Презентация создана педагогом – психологом КГКУ «Центр содействия семейному устройству пос. Мысовой» Е.В. Коваль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"

В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...

Выступление на семинаре директоров "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"

Выступление на семинаре директоров "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"...

Способы преодоления детской агрессии

Детская и особенно подростковая агрессия — явление, к сожалению, в наши дни достаточно распространенное. Нередко оно провоцируется взрослыми, их неумением или нежеланием постигнуть внутренний мир...

Семинар специалистов психолого-педагогических консилиумов

Обсуждение вопросов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе. Специфика работы с ребенком, роль каждого специалиста в определении...

Родительское собрание на тему"Способы преодоления детской агрессии"

Детская и особенно подростковая агрессия — явление, к сожалению, в наши дни достаточно распространенное. Нередко оно провоцируется взрослыми, их неумением или нежеланием постигнуть внутренн...

Семинар - практикум "Психолого-педагогические критерии успешности педагога"

В содержание семинара входит теоретическая и практическая часть. И немного позитива и юмора....

Семинар Модель психолого-педагогического сопровождения учащегося в олимпиадном движении В МАОУ СОШ №1 г. Когалыма

Олимпиада школьников – это творческий конкурс, предполагающий не только проверку уровня знаний в рамках образовательной программы, но и возможность самостоятельного осмысления задания, применени...