Адаптация как один из факторов профессионального становления студентов
статья по психологии

Ольга Анатольевна Быкова

Доклад на   Республиканской научно-практической конференции преподавателей ССУЗ медицинского профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konferents.docx26.39 КБ
PDF icon Программа конференции110.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ ББМК МЗ РБ

Педагог-психолог    О.А Быкова

Адаптация как один из факторов профессионального становления студентов

        Каждый год наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.  Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать личное время. Обнаруживаются сложности  в налаживании быта, самообслуживания, взаимоотношения с преподавателями, общении  с другими  студентами. Одни  причины объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и  школе. Сложности  в период адаптации,  также связаны с характеристиками типа нервной деятельности студента.    

      Подростковый возраст первокурсника, наиболее ответственный период в развитии личности. У подростков активно формируется самосознание, стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и сверстников, понять окружающий мир, критически относясь к взрослым. В этом возрасте резко проявляются колебания характера, неприязнь к опеке, потребность в популярности, критичность, бескомпромиссность, значимость истины и независимости. Поступив в новое учебное заведение, подросток уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться “свободой”, денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

      Первокурсники, поступив в колледж, приобретают новую роль — студент, они пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по-другому начинают воспринимать себя и других.

    Адаптация первокурсников к обучению в колледже происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей.   Адаптация первокурсников в норме проходит за 1-3 месяца. Но есть категории учащихся,у которых  этот процесс адаптации проходит сложнее и может иметь затяжной характер (иногда до 6-10 месяцев).

 Процесс адаптации первокурсников может сопровождаться: 

  • Повышенным уровнем тревоги;
  • Агрессивным поведением;
  • Неуверенным поведением;
  • Соперничеством в группе;
  • Конфликтным поведением

При этом выявляются следующие трудности в адаптации к обучению в колледже: 

  • -переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
  •  -недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
  •  -выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  •  -боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;
  •  -социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Трудности, ожидающие студента-первокурсника, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих:

 1. Дидактические трудности:

- Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти школьных уроков;

- Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.);

- Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;

- Отсутствие навыков самостоятельной работы.

2. Социально-психологические трудности:

- Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;

- Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;

- Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).

3. Профессиональные трудности:

- Сомнения в правильности выбора колледжа, специальности. Эти трудности обычно относят к периоду адаптации студента-первокурсника к новой для него системе обучения.

В связи с этим целью психологического сопровождения нашего колледжа является психологическая адаптация к обучению.

К основным задачам можно отнести:

- создание благоприятного микроклимата для студентов-первокурсников.

- профессиональная ориентация студентов, помогающая окончательно и осознанно определяться с выбором специальности.

- помощь студентам в процессе социализации.

- сохранение контингента студентов первого курса.

      Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль куратор, преподаватели колледжа и, в первую очередь, психолог.

Работа  психолога по адаптации первокурсника продолжается весь первый год обучения, при этом проводится ряд мероприятий, которых условно можно разделить на 2 этапа по семестрам: 1 этап-1 семестр, 2 этап-2 семестр.

    На первом, профилактическом, этапе работа проводится  со студентами :

‒ исследование психологического состояния студентов в процессе адаптации; ‒ диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов;

‒ создание благоприятных условий для развития личности студента, свободного и полного раскрытия его способностей в условиях учебного процесса и дополнительного пространства для самореализации во внеурочное время;

‒ проведение тренингов, игр, способствующих развитию сплоченности в группе, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышению самооценки студентов, снижению уровня тревожности;

‒ развитие навыков межличностного взаимодействия в новых условиях, повышение уверенности в себе;

‒ помощь в установлении и поддержании социального статуса студента в новом коллективе;

‒ посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации первокурсников к учебному процессу.

‒ на родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации;

‒ на основе сделанных выводов предложить рекомендации преподавателям и родителям;

Так же проводятся мероприятия  позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий.  После проведения мероприятий студенты должны:

‒ овладеть знаниями об эффективных способах межличностного воздействия, расширить свое понимание о составляющих своего внутреннего мира;

 ‒ развить умения конструктивных способов общения, понимания друг друга; ‒ сформировать сплоченный коллектив в группе, на основе доверительных отношений друг другу.

На втором этапе осуществляется выявление удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя:

‒ особенности взаимоотношения с преподавателями,

‒ удовлетворенность работой учебных кабинетов, библиотеки, столовой;

 ‒ удовлетворенность организацией досуга;

 ‒ удовлетворенность отношениями с группой.

      Процесс воспитания, становления, адаптации неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании личности человека.

     Не маловажную роль в процессе адаптации первокурсников играет проведение разноплановых внеклассных мероприятий. Проведение  мероприятий  помогает студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность. После проведения мероприятий студенты овладевают знаниями об эффективных способах межличностного воздействия,  развивают умения конструктивных способов общения  друг   с другом. Они на деле понимают, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Любая творческая работа, выполненная совместно, развивает в студентах не только дух коллективизма, но и здорового и позитивного патриотизма. Чувство единства с сокурсниками приносит глубокое моральное удовлетворение, зарождая заслуженную и обоснованную гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей, при этом значительно повышая чувство собственного достоинства — это мощный фактор для самоутверждения личности. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей первокурсника.

 Для оптимальной адаптации студентов к обучению в колледже важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень запросов и самооценки; способность к сознательной регуляции своего поведения в новых условиях.

          Требуется время, для того чтобы войти в ритм учебного процесса, чтобы студенты увидели положительные стороны учебы, познавая медицину, полюбили свою профессию. При обучении на начальных курсах складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к  избранной профессии,  вырабатывается оптимальный режим труда, досуга, быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. От того, как студент войдет в формирующийся коллектив учебной группы, как будет налажен его быт и отдых, как он овладеет навыками учебной работы и самообразования, зависит его успеваемость, дисциплина и жизненная позиция.

     Вывод

    Главным в адаптации является процесс психoлогической перестpойки личности студента, его заинтересованность, а также желание пpиспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже. И здесь немаловажную роль играет самостоятельная работа студента, а задачей является не только успешнее, быстрее и эффективнее адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения и профессиональные навыки, но и научить «влиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «вжиться» в реальные условия новой его жизни. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Литература:

  1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 2016, с. 62-69
  2. Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2014. – №8. –С. 67-76.
  3. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2016.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии").
  4. Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 2016, – 175 с.
  5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал.–2017.– № 6.– С. 35
  6. Косаревская Т. Е., Кутькина Р. Р. Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. — Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П. М. Машерова», 2006. 42 — с. Грецов А. Г.
  7. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2015. — с. 160
  8. Энциклопедия практической психологии «Психологос» —
  9. Сагитова Л. А., Сагитов Р. Н. Адаптация студентов-первокурсников в колледже // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 135-139.

        

Кяхтинский филиал

ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Республики Бурятия»

Адаптация как один из факторов профессионального становления студентов

                                                                                               

Разработчик: педагог-психолог  

О.А Быкова

Кяхта 2019 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства

Работа кураторов направлена на решение одной из важнейших задач образования — способствовать становлению гражданской позиции и профессиональному самоопределению личности студентов. От качества образов...

Инновационные процессы в системе среднего образования, как фактор профессионального становления молодежи

Автором статьи рассмотрена специфика инновации как социального феномена, нововведения, несущего значимые изменения в сфере своего приложения. На основе критического анализа инновационных проектов в си...

Инновационные процессы в системе среднего образования, как фактор профессионального становления молодежи

Автором статьи рассмотрена специфика инновации как социального феномена, нововведения, несущего значимые изменения в сфере своего приложения. На основе критического анализа инновационных проектов в си...

ПРОГРАММА ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ по профессиональному становлению студентов ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Цель: Создание и функционирование системы внеаудиторной работой направленной на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоение основной профессиональной программы.З...

Программа внеаудиторной работы по профессиональному становлению студентов

Фрагмент программы внеаудиторной работы по профессиональному становлению студентов по специальности Физическая культура (2018 года приема)...

Программа внеаудиторной работы по профессиональному становлению студентов

Фрагмент программы внеаудиторной работы по профессиональному становлению студентов по специальности Физическая культура (2019 года приема)...