Индивидуальный итоговый исследовательский проект «Увлечённость компьютерными играми и уровень успеваемости обучающихся»
творческая работа учащихся по психологии (9 класс)

Проект содержит в себе паспорт, пояснительную записку, этапы работы над проектом, список информационных источников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ярцевская средняя школа №1»

Ярцевского района Смоленской области

Индивидуальный итоговый исследовательский проект

«Увлечённость компьютерными играми и уровень успеваемости обучающихся»

Автор:

Максименкова Виктория Дмитриевна,

обучающаяся 9 В класса

Руководитель:

Богомолов Артём Сергеевич,

педагог-психолог

Ярцево

2021

1. Паспорт проекта

Тема

Увлечённость компьютерными играми и уровень успеваемости обучающихся

Вид проекта

Исследовательский

Актуализация (проблема)

Снижение успеваемости обучающихся детей-подростков; неизвестно, связано ли это с увлечённостью компьютерными  играми

Цель

Изучение взаимосвязи успешности в овладении школьными предметами и степенью увлечённости компьютерными играми

Целевая аудитория

Обучающиеся 7-9 классов, педагоги, родители

Задачи

1. Подобрать информационные источники, проанализировать тематическую информацию: изучить литературу и интернет-ресурсы по теме компьютерной игровой зависимости и её влиянии на жизнь человека

2. Изучить способы диагностики увлечённости играми

3. Провести анализ по успеваемости детей в школе

4. Провести диагностику степени увлечённости компьютерными играми

5. Сопоставить полученные результаты, сделать вывод

Гипотеза

Существует обратная связь между уровнем увлечённости компьютерными играми и успешностью обучения в подростковом возрасте: чем более увлечен подросток играми, тем ниже его успеваемость

Проектный продукт

Результат исследования, письменно оформленный и включённый в презентацию

Объект исследования

Обучающиеся 9 классов

Предмет исследования

Степень вовлеченности в компьютерный игровой мир и средний балл за два триместра

Методы исследования

1. Анализ литературных и интернет-источников

2. Проведение опроса

3. Анализ успеваемости обучающихся

4. Сравнение полученных данных

5. Набор информации

6. Оформление проекта, создание презентации

Этапы выполнения проекта

I.    Мотивационный (сентябрь 2020 г.)

II.   Подготовительный (октябрь 2020 г.)

III.  Аналитический (ноябрь-декабрь 2020 г.)

IV.  Практический (январь-февраль 2021 г.)

V.  Заключительный (март-апрель 2021 г.)

Оборудование

Персональный компьютер, программа Microsoft Word, принтер, бумага для принтера, пластиковый скоросшиватель

Автор

Максименкова Виктория Дмитриевна

Руководитель

Богомолов Артём Сергеевич

2.  Пояснительная записка.

В моем исследовании я затронула проблему, касающуюся большинства подростков, а именно, зависимость от компьютерных игр. Я считаю эту тему достаточно актуальной для анализа, потому что в современном мире эта проблема требует большого внимания.                                                Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной.                                        Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.                                                                                

             Проблема

   Недавно я стала замечать, что мои одноклассники стали хуже учиться, у них пропало желание ходить в школу. При этом некоторые из них делятся впечатлениями от компьютерных игр, в которые они стали играть. Мне захотелось понять, связано ли снижение успеваемости моих одноклассников с их играми в компьютер. Причин плохой учёбы может быть, конечно, много, но вдруг играющие подростки плохо учатся? В интернете и книгах такой информации мало и моя работа, может быть, будет в числе первых.

           Цель

    Изучение взаимосвязи успешности в овладении школьными предметами и степенью увлечённости компьютерными играми

           Задачи

1. Подобрать информационные источники, проанализировать тематическую информацию: изучить литературу и интернет-ресурсы по теме компьютерной игровой зависимости и её влиянии на жизнь человека

2. Изучить способы диагностики увлечённости играми

3. Провести анализ по успеваемости детей в школе

4. Провести диагностику степени увлечённости компьютерными играми

                 Методы и методики исследования

  1. Сбор информации
  2. Анализ информации
  3. Анкетирование                                          
  4. Обобщение

                          Объект исследования

Обучающиеся  9  класса

                      Срок работы над проектом

С сентября 2020 года по апрель 2021 года

3. Этапы работы над проектом

                                          3.1 Мотивационный этап.

      Интересуясь психологией,  меня очень заинтересовала тема влияния компьютерных игр.  В  современном мире сложно встретить человека который не имел бы опыта в этой сфере. Мне захотелось узнать, из за чего бывает зависимость и как с ней бороться.

Я взялась за изучение информации по заданной теме, поскольку это способствовало бы не только моему всеобщему развитию, но и удовлетворению интереса.

                                           3.2 Подготовительный этап.

На подготовительном этапе выполнения проекта я сформулировала следующие задачи:

  1. Найти необходимую информацию по заданной теме «Увлечённость компьютерными играми и уровень успеваемости обучающихся»
  2. Проанализировать полученную информацию
  3. При помощи имеющихся данных выбрать опросный лист, отвечающий задачам работы
  4. Провести анкетирование и проанализировать полученные результаты
  5. Провести исследования по данным опроса
  6. Создать свой продукт

                           

3.3 Аналитический этап.

    На этом этапе работы я изучила информационные источники. Ниже я подробно описала суть игровой зависимости, её причины и следствия, положительные и отрицательные аспекты воздействия компьютерных игр на человека, затронула информацию о влиянии игр на успеваемость школьников.

Компьютерная зависимость — психологическое, неврологическое, психоневрологическое расстройство, связанное с нарушением нормальной функциональной асимметрии мозга и с нарушением в структуре белого вещества мозга человека, а также с нарушениями в структуре и деятельности периферийной нервной системы (например, синдром карпального канала) при работе с компьютерами, смартфонами, планшетами, гаджетами.

Я решила провести опрос среди школьников, тем самым привлечь внимание к этой теме.

Игровая зависимость как следствие психологических особенностей подросткового возраста

Бурное развитие сферы информационных технологий привело к развитию игровой компьютерной индустрии, нашедшей солидный спрос на игровом рынке. Компьютеры с течением времени модернизировались, улучшая свои характеристики; вместе с ними развивались и игры, проходя путь от простых до многокомпонентных, привлекая к себе внимание множества людей. В настоящее время компьютерные игры стали по-настоящему приближенными к реальности, сочетая в себе возможность погрузиться в мир 3D-технологий, испытать всю гамму чувств и жить в виртуальной реальности, максимально приближенной к привычной нам.                                

Компьютерная индустрия развивается и появляется всё больше людей, называющих себя компьютерными фанатами или геймерами (англ. «game» - игра).

Группой общества, наиболее приверженной компьютерной игровой деятельности, являются дети и подростки. В детском возрасте ведущей деятельностью является игра, и, как правило, ролевая, осуществляемая с участием других детей. Д.Б. Эльконин полагает, что ролевые игры, тем более осуществляемые в детском возрасте, способствуют познавательному развитию человека. Дети, играя в игры, сознательно принимают на себя роли взрослых. В таком случае, если ребенок увлекается лишь компьютерными играми, может наблюдаться тенденция к сужению социального опыта ребенка и замедлению реализации задачи освоения социальных ролей.                        По Э. Эриксону, подростковый и юношеский возраст – пятая стадия развития личности. Она характеризуется кризисом: период детства закончился, возникают новые задачи развития: формирование идентичности, выбор профессионального будущего и жизненного пути вообще. Личностная нестабильность является одной из характеристик подросткового возраста. Поведение подростка нестабильно и слабо прогнозируемо на основании наличия противоречивых черт характера, противоположных точек зрения и ценностей, противоборствующих мотивов.                                

Э. Эриксон пишет о том, что познание себя, своих черт и качеств способно приводить к формированию такого когнитивного новообразования, как Я-концепция. Я-концепция – совокупность двух компонентов: оценочного и поведенческого. Большое значение приобретает желание подростка не только знать, какой он, но и иметь представление о том, как его оценивают другие, значимые для него, люди. В роли значимых «оценщиков» выступают семья и сверстники.                                Значимой характеристикой и новообразованием подросткового возраста также является открытие подростками собственного внутреннего мира, появляется возможность осознанной рефлексии. Становится доступным осознание своих собственных чувств, мыслей и желаний. Похожие самонаблюдения оказывают влияние на ценностное формирование подростка. Подросток стремиться продемонстрировать себя с хорошей стороны в соответствии с актуализированным идеальным образом самого себя.                        В случае невозможности реализации задач развития, диффузности образа «Я», конфликтов с окружающими, неуверенности в себе возможно возникновение чувства одиночества. Следствием этого может выступать поиск виртуального общения в сети Интернет или же тенденция к реализации задач развития посредством компьютерных игр.        Е.И. Николаева, изучая механизмы формирования игровой зависимости, полагает, что ее формирование основано на стремлениях ухода от неприглядной реальности и вживании в привлекательную игровую роль. Данный механизм работает вне зависимости от характера мотивации игровой деятельности и уровня его осознанности, запускаясь сразу же после начала постоянной игровой деятельности.                        Под понятием «уход от реальности» понимается погружение в иную, «виртуальную реальность»: наркотическую, сектантскую, игровую и другие. Психологическими причинами вышеназванного могут служить: потребности в «удалении» от серости повседневной реальности, избегание неприятностей, самобичевание, превратности личной жизни и многие другие механизмы. Часто в таких случаях теряется смысл жизни, или вовсе не находится. В итоге компьютер и игры становятся единственной значимой ценностью.                Компьютерная игра дает возможность простого конструирования идеального мира или жизненных условий, неосуществимых в реальности. Л.Ю. Юрьева и Т.Ю. Больбот, анализируя мотивацию игровой деятельности, считают, что в основе игры лежит потребность в игре как таковой, свойственной человеку. Игрок сливается с персонажем игры и имеет возможность удовлетворить потребности, трудно реализуемые в реальной жизни.                                                                                                Существуя в виде компьютерного персонажа, подросток чувствует себя значимым, сильным, уверенным.  В данном контексте игры, возможно, служат средством снижения уровня стресса, улучшения подавленного настроения. Использование игр в такой ипостаси вполне возможно, хотя и противоречиво. Как правило, подростки в процессе игры теряют чувство реальности, забывают о времени, злоупотребляют таким способом ухода от реальности. Итогом может стать формирование психологической зависимости, тревожности по отношению к настоящему миру.                                Л.Н. Юрьева и Т.Ю. Больбот полагают, что у компьютерной зависимости те же источники, что и у игромании. В головном мозге человека существует центр удовольствия, стимуляция которого приводит к положительной эмоциональной реакции. В случае с компьютерной игровой деятельностью стимулом, запускающим гедонистический механизм, является игра. Человек отказывается от удовлетворения остальных базовых потребностей в угоду игровой. Чем больше времени человек уделяет играм, тем сильнее контраст между реальным и вымышленным миром. Личность реализовывается в игровом мире, что влечет за собой негативные последствия.        

Другие авторы называют следующие возможные причины компьютерной игровой зависимости:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999)

  1. Получение удовольствия, волнения или облегчения за компьютером.
  2. Увеличение времени, проводимого за компьютером, и возрастание денежных расходов на компьютерную деятельность.
  3. Покупка нового программного и аппаратного обеспечения для компьютера.
  4. Изменения настроения вне компьютера/Интернета.
  5. Появление тревоги, злости и депрессии вне компьютера/Интернета.
  6. Ощущение потери контроля и подавленности вне компьютера/Интернета.
  7. Постоянные мысли о компьютере или Интернете вне компьютера/Интернета.
  8. Неудачные попытки контролировать время, проводимое за компьютером.
  9. Использование компьютера с целью ухода оттекущих проблем.
  10. Игнорирование своих обязанностей вследствие использования компьютера.
  11. Потеря весомых взаимоотношений вследствие использования компьютера.
  12. Ложь о количестве времени, проводимом за компьютером/в Интернете.
  13. Ложь о деятельности, проводимой за компьютером/в Интернете.
  14. Возникновение финансовых трудностей, возникших в результате злоупотребления компьютером / Интернетом.
  15. Проблемы на работе или в учебе вследствие компьютерной деятельности.
  16. Проблемы со здоровьем вследствие компьютерной деятельности.

Наличие как минимум пяти перечисленных симптомов свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.

  • Воздействие компьютерных игр на школьников
  • Читая литературу и изучая материалы Интернет по интересующей меня теме, я узнала, что играя в компьютерные игры, мы испытываем разнообразное влияние игр. Это влияние  может быть положительным и отрицательным.

Положительное влияние компьютерных игр на детей

Положительное влияние компьютерных игр на ребенка оказывается благодаря созданию интересной «оболочки» для игр, занятий, учебы. Например, играя в развивающие игры на компьютере, ребенок изучает алфавит или складывает цифры, выполняет задания на развитие мышления или памяти. Логические игры учат сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые закономерности. Такие игры способствуют развитию интеллекта, логики, внимания и других качеств. Эти игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Особое место среди таких игр занимают стратегии.  Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий. В дальнейшем умение логически мыслить и рассуждать пригодится каждому не только при решении школьных задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях. К тому же, играя в военные «стратежки», появляется интерес изучить историю того периода, в котором происходит игровое действие. Таким образом, развивающие компьютерные игры для школьников в увлекательной, интересной и простой форме преподносят детям знания по истории, литературе и другим предметам.

Дополнительные плюсы -  это развитие быстроты реакции (в развивающих играх и «стрелялках») и зрительно-моторной координации. Играющие люди способны одновременно следить за пятью объектами. К слову, обычный человек может следить одновременно только за тремя. Улучшается также скорость визуальной обработки данных.

Улучшению творческих навыков способствуют различные раскраски, музыкальные игры и переделки. Ребенок может разукрасить красивую картинку, и если он ошибется с цветами, всегда можно без проблем нанести новый цвет. Музыкальные игры, в которых необходимо повторить мелодию, позволят развить музыкальный слух. В некоторых даже можно создавать собственную музыку. Игры-переделки предложат игроку украсить что-то по своему вкусу или, например, создать интерьер комнаты.

Подростковый возраст — это подготовка к взрослой жизни. И то, чему ребенок научится в этот период, может определить его будущее. В школе, к сожалению, не учат тому, что понадобится человеку в жизни: строить карьеру, зарабатывать деньги, общаться с клиентами. Играя в компьютерные игры, школьники научатся принимать самостоятельные решения, оценивать ситуацию и решать логические задачи. Они смогут попробовать себя в разных профессиях, определить свои таланты и познакомиться с новыми предметами, явлениями и занятиями. Пользу от компьютерных игр в этом деле трудно переоценить.

Играя, ребенок учится работе с компьютером, без чего в наше время — никуда. Он постигает как основы и логику компьютера вообще, так и учится, например, быстро печатать.

Ну и наконец, дети, рожденные в эпоху компьютерных игр, быстрее адаптируются к информационным технологиям. И  компьютер становится частью повседневной жизни ребенка. Запрещать заниматься за компьютером – значит, создавать препятствия идти в ногу со временем.

Отрицательное влияние компьютерных игр на детей

Наряду с положительным влиянием есть и отрицательные моменты влияния компьютерных игр на детей.

Отрицательное влияние компьютерные игры  оказывают

  • На психическое, эмоциональное состояние;
  • На физическое здоровье детей.

        

 Влияние компьютерных игр на успеваемость подростков

Существует ряд компьютерных игр, имеющих обучающий характер. Они разработаны специально для маленьких детей и эффективно помогают в изучении алфавита и цифр, научат читать и считать, познакомят с иностранными языками. Они в увлекательной, интересной и простой форме преподнесут знания и подарят приятное времяпровождение. Благодаря им, можно подготовить ребенка к школе.

Как было сказано выше, компьютерные игры оказывают положительное влияние в плане развития мышления и памяти детей. В ходе эксперимента, проведенного американскими учеными на детях с дислексией (с затруднениями в овладении навыками чтения и письма), было выяснено, что играющие в экшен-игры дети начали быстрее читать. Ученые объяснили это тем, что во время игры игроку необходимо быть очень внимательным. Повышенное внимание улучшает навык чтения.

Но ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь определенную часть детского мозга, поэтому дети должны больше читать, писать и заниматься математикой. 

Вместе с пользой компьютерные игры вносят в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютерные игры заменили им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, сократили время на подготовку домашних заданий. И одна из причин ухудшения успеваемости школьников, видимо, и состоит в том, что надолго погружаясь в компьютерные игры, школьники меньше времени уделяют подготовке домашних заданий.

 Успешность и успеваемость школьников

        

         Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. Подтверждение тому можно найти в трудах Аристотеля, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и многих других классиков отечественной педагогики. Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается актуальной и сегодня. В повседневной практике мы часто сталкиваемся с рядом вопросов: какого ученика считать успешным, как оценить успешность обучения школьника. К тому же происходит подмена понятий «успеваемость» и «успешность обучения». Мы глубоко убеждены в том, что эти понятия не равнозначны. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что под успеваемостью следует понимать степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность обучения более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения. Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие успешность. К сожалению, пока нет методик, оценивающих успешность, хотя попытки к этому предпринимаются. Условно все критерии можно разделить на педагогические, психологические. Остановимся на них более подробно Педагогические критерии. Способность ученика к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой. Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Действительно, косвенным показателем успешности обучения является их успеваемость по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках. Причем акцент следует делать не на поурочных баллах, а на оценках, полученных за самостоятельные и контрольные работы, выполненные без помощи учителя или коллективного обсуждения. Б.Б. Кулагин в качестве показателей успешности обучения предлагает использовать оценки на экзаменах и зачетах, оценки выполнения контрольных заданий; получение поощрений и взысканий. Учитель Н.В. Соболь предлагает оценить успешность обучения, следующим образом. Учащимся в конце урока или на последнем уроке изучения темы выдается контрольное задание на самостоятельное выполнение. Учитель замеряет время выполнения задания каждым учеником. В процессе проверки подсчитывается количество правильно выполненных операций, как в целом, так и по вновь изученному материалу. Для оценки результативности вводится коэффициент, определяемый по формуле: Кр=а/А, где а - точность обучения, определяемая количеством правильно выполненных операций контрольного задания; А- общее число операций в задании. Коэффициент результативности является индивидуальным показателем усвоения, в идеале он должен быть равен единице.

         В своей работе я решила использовать такой термин как «успеваемость». Под успеваемостью я понимаю средний балл по всем предметам, полученный обучающимся за два последних триместра.

3.4 Практический этап.

Таким образом, на основе изученной информации, я выбрала опросный лист для обучающихся 9 класса для определения степени увлечённости компьютерными играми. Ответ на каждый вопрос оценивался определённым баллом от 0 до 1 (Приложение).

Анализ опроса

В опросе приняло участие 21 человека. К группе увлечённых играми детей были отнесены дети, набравшие более 6 баллов, к группе неиграющих были отнесены обучающиеся, набравшие менее 3 баллов. При  анализе анкеты выяснилось, что 7 человек можно отнести к группе геймеров, 7 человек к группе неиграющих людей, а ещё 7 ребят играют мало. Я сравнивала две первые группы обучающихся.

За критерий успешности детей я взяла средний балл детей, полученный ими за все учебные предметы за последние два триместра.         

Выяснилось, что средний балл увлечённых компьютерами детей – 4,18 баллов. Средний балл неиграющих детей 4,22. Средний балл не увлечённых играми детей немного выше, чем это значение у играющих сверстников, однако расхождение статистически не значимо.

На данный момент моя гипотеза не подтвердилась. Возможно, необходимо, расширить выборку, сделать исследование более масштабным.

Создание презентации

Для защиты проекта и представления проектного продукта я создала презентацию.

Работа над проектом

Чему ты научилась, создавая проект? Как проходила работа? Знания, каких школьных предметов тебе пригодились? Что получилось в итоге?

3.5 Заключительный этап.

В апреле я представлю свою работу: расскажу о ней, представлю результаты исследования и созданный проектный продукт. Педагоги школы оценят полученные результаты.

4. Заключение.

Выводы и самоанализ

В завершении моей работы я достигла цели проекта, выполнила поставленные задачи. Я выбрала анкету для учеников, провела опрос, на его основе проанализировала все полученные ответы и составила диаграмму, определила тему проекта, нашла проблемы, поставила цель проекта, проанализировала имеющеюся информацию, собрала и изучила информацию, выбрала оптимальный способ достижения цели, построила алгоритм деятельности, составление плана реализации проекта, изучила возможностей использования результатов проекта, проанализировала результат выполнения проекта, провела самооценку.

В итоге гипотеза не подтвердилась. По результатам опроса средние баллы играющих и не играющих учеников почти совпадают. Я считаю, что для более точных результатов нужно проводить более углубленное исследование.

Надеюсь, что мой проект и в будущем будет полезен обучающимся нашей школы.

Проблемы

В ходе выполнения проекта я столкнулась с проблемами: в интернете было мало информации, связанной с методами борьбы с различными страхами; я не могла разобраться с программой MicrosoftPublisher , которая нудна была мне для создания буклета.

Мне понравилось работать над этим проектом. Это было интересно  и познавательно.

5. Список использованной литературы и интернет-источники.

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/09/16/kompyuternye-igry-i-ih-vliyanie-na-zdorove-i-uspevaemost-podrostkov

https://infourok.ru/vliyanie_kompyuternyh_igr_na_zdorovye_shkolnikov-393287.htm

https://scienceforum.ru/2016/article/2016026974

Эльконин, Д.Б. / Психология игры Д.В. Эльконин. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис./ Э. Эриксон. – М.: Флинта, 1996. – 176с.

Богомолов А.С. Взаимосвязь развития когнитивных функций с увлеченностью компьютерными играми разных жанров / А.С. Богомолов, О.Л. Гончаров // Психологический журнал государственного университета «Дубна». – 2016. - № 1 – С. 46-61.

Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость / Л.Н.        Юрьева, Т.Ю. Больбот. — Днепропетровск, 2006. – 322с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационно-исследовательский проект «Система компьютерной информационной образовательной среды (КИОС) в процессе обучения школьников иностранному языку»

Современное постиндустриальное общество  базируется на информационных технологиях. Сейчас они - движущая сила  человеческого прогресса  и степень овладения  ими  приобретают...

Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)

Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)Цель...

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Влияние склонности к компьютерным играм на уровень тревожности у старших школьников

Высокая тревожность у склонных к компьютерным играм старшеклассников - это и причина, и следствие склонности.  В том случае, если человек не обладает высокой тревожностью до начала увлечения, то ...

Индивидуальный итоговый исследовательский проект на тему: «Процесс взаимосвязи математики и волейбола»

Индивидуальный итоговый   исследовательский проект на тему: «Процесс взаимосвязи математики и  волейбола»...

Индивидуальный итоговый Исследовательский проект на тему: «Процесс взаимосвязи математики и волейбола»

индивидуальный исследовательский проект "Процесс взаимосвязи математики и волейбола"...