стили воспитания детей и последствия
учебно-методический материал по психологии (8 класс)

Толмачева Татьяна Владимировна

Для использования классными руководителями на родительских собраниях, для использования в работе школьному психологу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_vospitaniya.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Стили воспитания и их последствия.

Цель -  повышение  психологической компетентности родителей, лиц, их заменяющих, профилактика конфликтов  в детско-родительских отношениях.

Для ребенка  семья- это целый мир, в котором он растет, развивается, делает первые открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.   В семье закладываются основы личности ребенка.

   Семейное воспитание - это сотрудничество,  взаимодействие, взаимообогащение детей и взрослых. Родители не только дают, прививают, формируют, но и получают, приобретают от детей. Одной из важных особенностей семьи является  гибкость -  родители реагируют на развитие, взросление своего ребенка и в результате изменяют  нормы, требования, характер общения, взаимодействия. 

   В глазах ребенка  родители выступают как источник эмоциональной поддержки и тепла, без которых он чувствует  себя беззащитным и беспомощным,  они формируют его личность.

Дети, растущие в атмосфере любви, заботы, понимания,  имеют меньше проблем и трудностей в общении, учебе, они открыты, доброжелательны, общительны.

  Нарушенные детско-родительские отношения ведут к формированию  психологических проблем- агрессивности, тревожности, лживости и пр.

   В каждой семье могут быть различные типы семейного воспитания, однако формируется индивидуальный стиль, который стабилен.

  Существует  5 основных стилей воспитания-

  1. Авторитарный стиль.

 Родители, лица их заменяющие, фактически не считаются с мнением ребенка, часто применяют угрозы, могут применить физические наказания, излишне требовательны «Только – так, а не иначе», «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Общение строится в основном  на требованиях,  указаниях, принуждениях. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания.  Со стороны родителей  формируется механизм контроля, основанный  на чувстве вины или страха  перед наказанием.

  Последствия- дети замыкаются в себе, связь с родителями нарушается,  происходит отчуждение, чувствуют себя ненужными. Дети  испытывают страх при решении каких-либо проблем, вопросов, пассивные, робкие, могут быть агрессивными, раздражительными. Редко испытывают доверие к людям. Они могут вырасти «жервами»,  считающими себя виноватыми,  либо быть противоположными - жестокими людьми, обвиняющими других во всех своих неудачах.  Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

  1.  Попустительский, либеральный стиль.  

Родители самоустраняются от воспитания ребенка, полагают, что детей должны воспитывать  люди, имеющие  специальное образование. Фактически ребенок предоставлен сам себе.  Вседозволенность, полная свобода, никто не требует  ответственного отношения к действиям, поведению.  Ребенок практически не знает запретов, ограничений.  Кроме того, родители не вмешиваются в его дела, не интересуются проблемами.   В семье слабые эмоциональные связи, отсутствуют доверительные близкие отношения. Родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогают  ребенку и не поддерживают его.

Последствия - дети вырастают эгоистичными, конфликтными,  непослушными,  слабовольными.  Они  также ощущают себя ненужными. Не соблюдают общепринятые правила поведения и пр. Также вырастают  нервозными, так как они не знают четких правил и норм, не знают как правильно. Дети склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила. Дети имеют высокую вероятность влияния  асоциальных групп.

  1. Демократичный стиль.    

Демократический тип воспитания считается наиболее благоприятным для развития детей. При указанном воспитании дети становятся  самостоятельными и  дисциплинированными. Они имеют свои обязанности,  их интересы не ущемляются.

Родители учитывают мнения, потребности детей. Они  поощряют  личную ответственность и  самостоятельность своих детей, доверяют им.  Стиль – сотрудничество, родители общаются с детьми на равных,  координируют действия  детей.  Контроль, основан на  разумной родительской заботе,  дети прислушиваются к просьбам  и объяснениям родителей.  Между ними теплые, дружеские отношения. Ребенок чувствует уверенность в себе, ощущает поддержку, заботу,  родители помогают только тогда, когда это необходимо.

Родители применяют гибкость при воспитании- они учитывают  возрастные особенности ребенка и не предъявляют ему повышенных или пониженных требований. При необходимости родители обосновывают собственные требования и всегда готовы услышать аргументы ребенка.  Они не отнимают у него право выбора и при этом возлагают определённую ответственность.

Последствия – дети  доброжелательные, самостоятельные, инициативные,  ответственные. Добиваются успехов.

  1.  Опекающий стиль.

Родители стремятся быть  около ребенка,  решать за него все проблемы -“ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”. Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной. Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него. Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;

Последствия - преувеличенная  собственная значимость, социальная незрелость, дети не умеют строить отношения, решать вопросы, преодолевать жизненные трудности,  выстраивать карьеру. 

  1. Хаотичный стиль.

 Непоследовательное воспитание, «вчера было нельзя, сегодня можно»,  отсутствие  единого подхода к воспитанию. В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады.В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Ребенок не может  себя контролировать, у него нет чувства ответственности, он не знает чего ожидать и как себя вести.

Последствия- не формируется самоконтроль  и чувство ответственности, социальная незрелость, конфликтность, не понимание по жизни, чего он хочет будучи взрослым, т.е. вопрос самореализации.  Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы матерей и последствия воспитания детей.

                       Не секрет, что идеальные родители, да и идеальные дети встречаются крайне редко, а процесс воспитания, согласи...

Позитивные и негативные установки в воспитании и их последствия.

Статья рассказывает о позитивных и негативных установках, которые применяют родители в воспитании детей. Часто мы не задумываемся о том, к каким последствиям для формирующейся личности они могут приве...

Методическая разработка по теме: "Стили воспитания детей" (беседа с родителями)

В данной методической разработке представлены основные принципы наиболее распространенных в современной педагогике классификаций отношений "Родитель-ребенок". Тест-игра позволяет прояснить некоторые а...

Родительское собрание "Стили семейного воспитания детей"

Цель: Познакомить родителей с современной классификацией стилей семейного воспитания и их особенностями....

Взаимосвязь образа «я» и стиля семейного воспитания детей подросткового возраста

Подростковый возраст является трудным периодом в плане полового созревания и психологического взросления ребенка. В данный период происходят значительные изменения в самосознании подростка, которые пр...

«Стили семейного воспитания детей»

родительское собрание...