Профилактика зависимого поведения у подростков
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рябцев Николай Владиславович

В данной статье рассматриваются вопросы о том, что является зависимостью, как это распознать и что делать случае возникновения такой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zavisimogo_povedeniya.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:


Профилактика зависимого поведения

К нам часто обращаются родители, которые считают, что у их детей присутствует та лил иная форма зависимости. Обычно они говорят: «Мой ребёнок курит, а вдруг ещё что попробовать захочет?», «Часами сидит за компьютером, ничего не могу с этим сделать, так ведь и останется разгильдяем на всю жизнь…», «Пришёл после дискотеки пьяный, боюсь, как бы не пошёл по стопам родителей» и т.д. Поэтому мы считаем, что необходимо прояснить ситуацию – что является зависимостью, что нет и как с этим всем быть.  

Слайд 1.

Давайте сначала рассмотрим определение, как в учебнике, что во всём мире считают зависимостью (читаем определение со слайда). После прочтения слайда сделать упор на том, что это незаметная для нас привычка, ставшая частью нашей личности (как кофе по утрам или любимый сериал вечером).  

Слайд 2.

Прошу вас ознакомиться с тем, что является не кажущимися, а реальными причинами зависимостей. Обратить внимание, что зависимости в большинстве являются лишь способом уйти от реальных проблем (стеснительности, непонимания со стороны родителей, низкой самооценки и т.д.)

Слайд 3.

Вопрос группе (фронтальная работа с флипчартом). Признаки употребления ПАВ, выделяемые наркологами (если группа достаточно много вариантов, то лишь дополнить из ниже предложенного):

 - плохая координация движений

 - ухудшение памяти

- безразличие к происходящему

- неадекватная реакция на критику

- хронический кашель

- потеря аппетита или наоборот его необъяснимое повышение

- бледная кожа

- расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза

- замедленная речь.

Обязательно следует сказать, что многие из перечисленных факторов могут встречаться у любого ребёнка в связи с пубертатным периодом.

Слайд 4,5.

Озвучить классификации зависимостей (читать по слайду). Дополнять слайд по следующим пунктам:

- токсические вещества (токсикомания), в которые включаются не только всем известные клей «Момент», бензин или краска, но и любые летучие вещества, а это дезодорант и духи, освежители воздуха, строительные жидкости, очистители (например CARB).

- лекарства – абсолютно все надо держать под замком, особенно снотворное и те, что противопоказаны к употреблению детям.

- компьютер и социальные сети – являются уже неотъемлемой стороной современной жизни и могут идти не только во вред, но и на пользу (удалённое общение, заработок, получение новой информации и возможностей и т.д.). Зависимыми от компьютеров считаются те люди, которые сутками проводят за экраном, а иногда и умирают от истощения в процессе игр или общения. Если ребёнок проводит за электронным устройством, в среднем около 2 часов в будний день и 4 часов в выходной, то ни о какой зависимости здесь речи нет. Главное, чтоб допуск к такому развлечению регламентировался родителями (например, только после уроков или выполнения домашних обязанностей)

- религиозные секты особенно опасны детям, так как они зачастую имеют низкий критический уровень в следствии отсутствия жизненного опыта.

- шопинг, который уже может происходить не только в реальном магазине, но и в интернете (игры и социальные сети, кейсовые казино)

От любой физиологической зависимости, кокой бы сложной она не была, можно избавиться, но психологическая зависимость останется с нами на всю жизнь. Именно она толкает нас, снова и снова, возвращаться к старым и проверенным способам избежать проблем и получить удовольствие.

Слайд 6.

Давайте рассмотрим основные ошибки, которые допускают родители в случае возникновения проблемы употребления ПАВ:

- «тайна» - стремление родителей сохранить в строжайшей тайне употребление ребенком наркотиков. Такое поведение имеет смысл, только в случае эпизодического употребления ребенком наркотиков и родители в состоянии контролировать поведение своего чада. В случае регулярного употребления, умалчивание приводит к тому, что ребенок воспримет это как желание потворствовать пагубной привычке со стороны родителей и проявление слабости. Родители должны четко понимать, что проблема серьезна, чтобы рассчитывать на собственные силы. Умалчивание неэффективно и чисто в практическом плане. Родные и близкие друзья семьи, не зная о проблеме, могут легко дать денег на очередную дозу. Конечно, круг осведомленных не должен быть широким и в него должны войти самые близкие и проверенные люди, в том числе и некоторые педагоги с которыми сложились добрые и доверительные отношения, а также узкие специалисты (психологи и наркологи).

- «виновен» - многие родители расценивают пристрастие своего ребенка как страшное преступление, за которое он должен понести наказание. Стоит помнить, что угрозы, упреки, скандалы малоэффективны т.к. ребенок потеряет доверие к родителям, и будет искать другое более приятное место. Обратной стороной является ощущение родителями вины за произошедшее, которое выгодно для подростка, т.к. борьба с пагубной привычкой как бы перекладывается на плечи «виноватых». Ребенок начинает манипулировать родителями. Это может выразиться в формуле: «Если не дадите денег, то я выброшусь из окна» и т.п. Чувство вины зачастую заставляет взрослых поддаваться ребенку т.к. они стремятся загладить свою вину.

- «не верю» - с одной стороны, хоть на наших детей часто наговаривают и обвиняют во всех грехах, но не стоит терять бдительности и следует стараться проверять слухи, которые до вас доходят и сопоставлять их с фактами («видели сына курящим за сараем, а с кем? в каком состоянии он после этого был? и т.д.»). Так же эта ошибочная позиция бывает характерна для семей, где проблема, наконец решена. И ребенок после больших усилий избавился от пагубной привычки. Родители просто перестраховываются и продолжают к месту, и нет контролировать поведение ребенка, разговаривать на тему наркотиков. Если в первом случае родители не верят наблюдениям окружающих, то во втором перестают доверять собственному ребенку.

Слайд 7.

- Развитие отношений доверия и привязанностей, ведь только с помощью этих инструментов можно оказывать влияние на своего ребенка и благодаря этому, при возникновении проблем, есть шанс, что решать их подросток придёт к родителям, а не на улицу, к «друзьям»

- Наличие занятости, увлечений, интересов, что даёт возможность подростку сбросить излишки нерастраченной энергии, получить качественно лучший круг друзей по интересам, развивает таланты и расширяет возможности.

- Совместная деятельность с членами семьи делает отношения в семье ближе, позволяет развивать навыки ответственности и умение делать выбор. С помощью игр и совместной деятельности можно обучить подростка новым способам поведения, контролю эмоций и просто проводить время не только в компьютере.

Слайд 8.

Если Вы обнаружили, что Ваш ребенок использует ПАВ, сохраняйте спокойствие и не паникуйте.

Остановитесь и подумайте, разберитесь в ситуации, прежде чем предпринимать что-либо:

1.        Уверены ли Вы, что Ваши факты достоверны?

2.        Является ли употребление наркотиков повторяющимся или это был однократный "эксперимент"?

3.        Что Вы можете сделать, чтобы в большей степени помочь Вашему ребенку?

4.        Как Вы можете сохранять и поддерживать доверительный контакт с Вашим ребенком?

Если это случилось лишь раз, Вам, может быть, нужно просто поговорить с Вашим ребенком. Будьте заботливыми, любящими, но покажите свое неодобрение. Приведите основания необходимости отказа от употребления:

– что употребление наркотиков может повлиять на их здоровье сейчас или в будущем;

– что это незаконно и может привести к конфликту с законом.

Если Вы понимаете причины, по которым Ваш ребенок обращается к употреблению наркотиков или растворителей, то должны устранить прежде всего их, нежели следствие.

        

Если здоровье или поведение вашего ребенка свидетельствует о реальном употреблении ими наркотиков, не падайте духом, потому что по-прежнему есть много такого, что возможно сделать. Вы можете предпринять следующие действия:

оказывать поддержку Вашему ребенку – для него это жизненно необходимо, какими бы ни были обстоятельства;

   – показывайте и говорите, что Вы его (ее) любите;

   – не снижать уровень доверия в отношениях с ребенком

Своевременное вмешательство взрослого в ситуацию важно потому, что дети, подростки живут целиком по принципу "здесь и теперь" и не думают о будущем.

Если Вы, родитель, нашли нечто, что, как Вы думаете, является нелегальным наркотиком, то должны выбрать между тем, передать их в милицию или уничтожить, чтобы предотвратить совершение правонарушения другими людьми и самим невольно не стать правонарушителем.

Не пытайтесь действовать самостоятельно. Если ребенок имеет уже серьезную форму зависимости, надо идти к специалисту. Сам он не выберется. Если вы думаете, что вы и члены вашей семьи самостоятельно можете решить проблему, то ошибаетесь. Вылечить и помочь можно только при участии специалистов – врачей, психологов. Прежде всего, необходимо обратиться к квалифицированному специалисту, который сможет точно поставить диагноз и определить степень зависимости, а также возможные способы лечения и реабилитации.

Роль близких на подготовительном этапе заключается в том, чтобы помочь больному найти наиболее подходящий для него способ лечения. Узнайте, какие возможности есть в вашем районе (городе), каковы условия и сроки лечения, что потребуется от вас и от вашего ребенка. Вместе обсудите перспективы. Если вы чувствуете, что по каким-то причинам больной не решается обратиться за помощью к врачу, начните с консультации психолога. Возможно, сначала на прием придется прийти только вам, а больной вступит в диалог со специалистом значительно позже. Будьте также готовы к тому, что результатом вашей встречи с психологом станет необходимость изменения своего поведения по отношению к больному и весь стиль ваших отношений, сложившихся за время его болезни. Чтобы избавиться от зависимости, подросток сам должен этого захотеть.

        

Слайд 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Профилактика зависимого поведения учащихся"

Статья может быть использована для проведения педсоветов, родительских собраний в плане ознакомления с основными видами зависимого поведения учащихся. Факторами  формирования зависимостей. Критер...

Родительское собрание "Профилактика зависимого поведения подростков"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

Семейная профилактика зависимого поведения

Выступление на родительском собрании, посвященном вопросам профилактики зависимого поведения....

Профилактика зависимого поведения у детей и подростков

Зависимое поведение личности представляет собой, серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружаю...

Профилактика зависимого поведения у детей и подростков

Признаки  различных видов зависимостей у детей и подростков и алгоритм действий....

Профилактика зависимого поведения у подростков

В данной статье рассматриваются вопросы о том, что является зависимостью, как это распознать и что делать случае возникновения такой проблемы....

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...