Адаптированная рабочая программа для учащихся 5-6 классов с задержкой психического развития
рабочая программа по психологии (5 класс)

Деревянченко Оксана Владимировна

Общие положения

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6, классы)» Хухлаевой О.В. М

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_dlya_uchashchihsya_s_zpr.docx52.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 3»

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

(протокол №____от_______)

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУ ООШ №3

от____________г. №

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Адаптированная рабочая программа

для учащихся 5-6 классов

с  задержкой психического развития  

2020-2021 учебный год

Составила педагог-психолог: Мильшина О.В.

г. Губкински

Пояснительная записка

1.1. Общие положения

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6, классы)» Хухлаевой О.В. М

1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.

1. Физические и моторные особенности.

Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.

2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.

3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.

4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).

Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.

Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи.

6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.

7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.

8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.

9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.

10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.

11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.

Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений.

12. Особенности обучения в школе.

Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение.

Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

 

1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.

 

1.4 Цели, задачи программы курса

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи программы: 

  • диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); 
  •  формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
  •   развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
  •  реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (РПМПК);
  •  осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.

Основными принципами содержания программы МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п.Пурпе являются:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  •  Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  •  Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
  •   Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
  •   Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог).

 

1.5 Ожидаемые результаты реализации программы

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

  • Положительное отношение к школе.
  • Принятие социальной роли ученика.
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  • Способность к оценке своей учебной деятельности.
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
  • Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
  • Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Регулятивные УУД:

  • Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
  • Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.
  • Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:

  • Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
  • Использовать элементы причинно-следственного анализа;
  • Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  •  Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Коммуникативные УУД:

  • Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  • Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Предметные результаты определяются совместно с учителем:

- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;

- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.

 

1.6 Условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов со статусом ОВЗ.

Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ.

Курс программы рассчитан:

5-6 класс –  65 часа, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.

 

     Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.

 

1.7. Содержание программы:

Содержание программы в 5-6 классе:

N п/п

Тема занятия

Содержание

1-2

Диагностика

Диагностика ВПФ

3-4

Развитие внимания и мышления (2 часа)

Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая надпись.

Называйте и считайте. Три слова. Составьте слова.

 

5-6

Развитие пространственных представлений. (2 часа)

Развитие мышления.

Какие мы разные. Представьте куб.

Замените цифры символами. Отгадайте слова.

7-8

Развитие внутреннего плана действия

Формирование абстрагирования и вербального (словесного) анализа. Я узнаю себя. Муха.

Говорим по-марсиански. Объясните греческие слова.

9-10

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

Развитие мышления.

Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите фигуры.

11-12

«Как работать с книгой».

Какие книги используют исследователи? Какие книги считаются научными? Практическая работа по структурированию текстов.

13-14

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

Развитие гибкости мышления. Что я могу сказать о себе хорошее? Делаем вместе. Способы применения предмета. Выберите синонимы и антонимы.

15-16

Развитие умения дифференцировать чувства.

Развитие вербального мышления. Слово в зеркале.

Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство.

17-18

Учимся сравнивать.

Что я чувствую? Найдите фигуры. Одинаковые? Противоположные? Разные?

19-20

Существенное и несущественное.

Развитие вербального мышления Ошибки в изображениях. Существенные и несущественные признаки. Такие разные лица.

21-22

Развитие внимания

Какие слова легче. Стенографы.

Замените символы цифрами. Объясните поговорки.

23-24

Развитие умения различать виды поведения.

Найдите фигуры. Понимание пословиц. Какое бывает поведение?

25-26

Познание своего поведения.

Вид комнаты сверху. Понимание пословиц. Я узнаю себя.

27-28

Развитие умения различать виды поведения.

Найдите фигуры. Выразите разными словами. Кто это?

29-30

Учимся договариваться.

Делаем вместе. Какое это понятие? Как попросить и отказать.

31-32

Развитие логического мышления.

Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия. Вылепите фигуру.

33-34

Чувства бывают разные

Муха. Сравниваем понятия. Как преодолеть плохое настроение?

35-36

Учимся сравнивать.

Найдите фигуры. Сравниваем понятия. Какое бывает поведение?

37-38

Развитие логического мышления

Стенографы. Дополните до куба. Сравниваем понятия. Кто это?

39-40

Развитие воображения.

Придумайте предметы. Разделите понятия. Говорящая надпись.

41-42

Развитие пространственных представлений.

Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите фигуру.

43-44

Развитие логических форм вербального мышления.

«Рисуем в уме» в уме. Определите вид суждения.

Что я могу сказать о себе хорошее?

45-46

Развитие пространственных представлений.

Переворот фигур. Найдите фигуры. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица.

47-48

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

Замените цифры буквами. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица.

49-50

Учимся различать эмоции.

Какие бывают эмоции. Переворот фигур. Измените форму, не меняя содержания.

51-52

Развитие воображения.

Соедините точки. Учимся различать эмоции. Измените форму, не меняя содержания.

53-54

Учимся сотрудничать.

Называйте и считайте. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?

55-56

Учимся договариваться и уступать.

Найдите фигуру. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?

57-58

Учимся решать проблемы вместе.

Переворот фигур. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?

59-60

Учимся рассуждать.

Я - ромашка.

Замените буквы цифрами.

Учимся рассуждать.

61-62

Мои достоинства и недостатки.

Найдите фигуры. Учимся рассуждать.

Что я могу сказать о себе хорошее?

63-64

Развитие логического мышления.

Развёртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая надпись.

65

Я повзрослел.

Осознание различия между агрессией и агрессивностью.

Работа со сказкой «Лабиринт души». Работа в тетради «Я повзрослел». Коллективное обсуждение «Символ моего Я». «Спрячь игрушку».

66

Я и мои друзья.

Обсуждение проблем подростковой дружбы.«Самое длинное». «Красивые поступки». «Общая рука».

Работа со сказкой «Светлячок».

67-68

Итоговое занятие. Итоговая диагностика

Фестиваль полюбившихся игр. Выставка работ. Вручение дипломов «Самый умный», «Самый любознательный», «Самый активный».

 

1.8. Тематическое планирование

Тематический план программы занятий в 5 классе.

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

 Развитие внимания и мышления

2

2.09

7.09

2.

 Развитие пространственных представлений.

2

9.09

14.09

3.

 Развитие внутреннего плана действия

2

16.09

21.09

4.

 Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

2

23.09

28.09

5.

 «Как работать с книгой».

2

30.09

5.10

6.

 Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

2

7.10

12.10

7.

 Развитие умения дифференцировать чувства.

2

14.10

19.10

8.

 Учимся сравнивать.

2

21.10

9.11

9.

 Существенное и несущественное.

2

11.11

16.11

10.

 Развитие внимания

2

18.11

23.11

11.

 Развитие умения различать виды поведения.

2

25.11

30.11

12.

 Познание своего поведения.

2

2.12

7.12

13.

 Развитие умения различать виды поведения.

2

9.12

14.12

14.

 Учимся договариваться.

2

16.12

21.12

15.

 Развитие логического мышления.

2

23.12

11.01

16.

 Чувства бывают разные

2

13.11

18.11

17.

 Учимся сравнивать.

2

20.01

25.01

18.

 Развитие логического мышления

2

27.01

1.02

19.

 Развитие воображения.

2

3.02

8.02

20.

 Развитие пространственных представлений.

2

10.02

15.02

21.

 Развитие логических форм вербального мышления.

2

17.02

22.02

22.

 Развитие пространственных представлений.

2

24.02

1.03

23.

 Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

2

3.03

10.03

24.

 Учимся различать эмоции.

2

15.03

17.03

25.

 Развитие воображения.

2

29.03

31.03

26.

 Учимся сотрудничать.

2

5.04

7.04

27.

 Учимся договариваться и уступать.

2

12.04

14.04

28.

Учимся решать проблемы вместе.

2

19.04

21.04

29.

Учимся рассуждать.

2

26.04

28.04

30.

Мои достоинства и недостатки.

2

3.05

5.05

31.

Развитие логического мышления.

2

10.05

12.05

32.

Я повзрослел.

1

17.05

33.

Я и мои друзья.

1

19.05

34.

Итоговое занятие.

1

24.05

Итого:

 

65

 

 

 

 

1.9. Консультативный модуль

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся, а так же формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников.

Консультационная работа

Консультирование педагогических работников по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ

1.Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы. 2.Индивидуальные, групповые, тематические консультации.

3. Семинары, тренинги по запросу педагогов.

Сотрудничество  с педагогами  в решении проблемных ситуаций;

 

 

Педагог-психолог

 

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи.

1.Разработка плана консультативной работы с ребенком.

2.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

Повышение психологической культуры;

положительная динамика ситуации;

Педагог-психолог

 

Консультирование родителей (законных представителей)   по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей.

1.Разработка плана консультативной работы с родителями.

2.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

 

Повышение психологической компетентности родителей; снижение родительской тревожности; психологическая помощь родителям в решении проблем, связанных с детьми, в осознании  собственной позиции и актуализации личностных ресурсов.

Педагог-психолог

 

 

 

2. Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации программы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ЗПР специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

-комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает: 

- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- сотрудничество с родительской общественностью;

- сотрудничество с ПМП комиссиями.

 

 

Материально-техническое обеспечение программы:

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

1

Методические пособия

  1.                Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
  2.                Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
  3.                Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1.
  4.                Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
  5.                Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
  6.                7.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
  7.                Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
  8.                Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
  9.                Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  10.            Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  11.            Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.

 

 


Скачано с www.znanio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с задержкой психического развития...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) учебного предмета «Английский язык» для 2 класса 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.  Данная рабочая программа адап...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по родной литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития    по родному языку на 2021-2022 учебный год   6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по русскому языку на 2021-2022 учебный год    6 Б класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...