Тренинговое занятие для учащихся 9-11 классов "Жизненные ценности"
план-конспект занятия по психологии (9, 10, 11 класс)

Сергиенко Наталья Юрьевна

В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что старшие подростки достаточно негативно воспринимают свою жизнь или перспективы в ней. Будучи в юном возрасте, ища жизненные ориентиры, они начинают чувствовать себя беспомощными. А всё от того, что 15-17 лет - это тот возраст, когда подростки становятся взрослыми, начинают рассуждать на такие темы как смысл жизни, зачем я живу, что важно и что не важно в этой жизни. И мысли у них, как правило, очень глубокие, но опыта жизненного мало. И всё что им необходимо, что бы с ними поговорили, дали немного информации, направили в нужном направлении, поделились материалом для обдумывания. Данное тренинговое занятия лишь крупица того, что можно предложить подросткам как ориентир и возможность опираться на себя, но очень важная крупица!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_zhiznennye_tsennosti_9-11_klass.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для учащихся 9-11 классов

«Жизненные ценности»

Цель: Формирование позитивного восприятия своей жизни, расширение осознания своего вклада в собственное будущее, формирование представления о жизненных ценностях, собственных опорах и внешних ресурсов для полноценной и гармоничный жизни.

Задачи:

1. Создание эмоционально-положительной атмосферы на тренинге для продуктивного погружения в обозначенную тему.

2. Сформировать у участников представление о том, что такое жизненные ценности, какие они бывают и почему являются опорой в жизни.

3. Помочь участникам «прочувствовать» важность и необходимость понимания и осознания собственных жизненных ценностей.

Количество участников: 8-10 человек.

Время занятия: 1 час.

Материалы: кабинет, стулья (по количеству участников + психолог); правила поведения на тренинге; листы формата А4 с напечатанными на них следами ног (на каждом листе 1 след); маркер;

Ход занятия

  1. Приветствие. Участники тренинга садятся в круг на стулья. Психолог приветствует всех на тренинге, проговаривает название тренинга, длительность занятия. Затем предлагает участникам по очереди (очередность определяют участники по мере их готовности говорить) откликнуться относительного их самочувствия, настроения и их ожидания от тренинга или обозначенной темы.
  2. Правила поведения на тренинговом занятии. Правила заранее должны бать написаны или прикреплены к доске и хорошо видны всем участникам.

    Правила: 1. Правило «одного микрофона». 2. Не пользоваться мобильными телефонами. 3. Не оскорблять участников тренинга. 4. Не применять физическое насилие (не толкаться, не драться…). 5. Высказываться от своего имени «Я…». 6.Уважать чувства и точку зрения каждого участника тренинга.

  1. Подвижная игра «Линейка».  Цель: Снижение эмоционального и физического напряжения. Создание эмоционально-положительного настроя, чувства безопасности и причастности к коллективу.

Все участники строятся в шеренгу в случайном порядке. Далее ведущий просит за 10 секунда построиться слева на право по какому-либо признаку (по месяцу рождения, по длине волос от самых коротких до самых длинных, по цвету глаз от самых темных до самых светлых и т.д. Признаки могут быть самые разнообразные).

  1. Беседа «Жизненные ценности». Важны видение и мнение каждого участника относительно данной темы и ни чьё мнение не должно подвергаться критике. Каждое мнение имеет право на существование. Участникам, в формате дискуссии, предлагается ответить на вопросы: Что такое жизненные ценности? Какие бывают жизненные ценности? Почему их так называют? Почему спектр и приоритетность жизненных ценностей у людей может различаться? Существует ли «правильный» набор и приоритетность жизненных ценностей для людей? и т.д.

Основная суть беседы — это погрузить в данную тему участником, создать атмосферу для рассуждения и размышления о жизненных ценностях, задуматься о существовании «жизненных ценностей», знакомить с различными точками зрения, формировать понимание о том, что их жизненные ценности, это их опора в жизни, их моральные принципы, их взаимоотношения, их успешность и т.д.

  1. Упражнение «Жизненные ценности как опора в жизни». Участники встают со стульев и убирают их в сторону (необходимо пространство для проведения упражнения). Затем встают в одну сторону. Психолог берёт листы с напечатанными следами и маркер (количество следов выбирайте сами, я беру 8-10) и предлагает выделить те жизненные ценности, которые назывались во время беседы и по одной жизненный ценности записывает на каждый след. Примерный перечень жизненных ценностей: семья, здоровье, любовь, дружба, образование, деньги, свобода, оптимизм, юмор, работа. Вообще можно брать всё, что «набросали» участники тренинга. Далее психолог раскладывает следы с написанными ценностями на полу таким образом, чтобы по ним можно было комфортно идти, некая такая дорожка из следов и предлагает всем участникам пройти по этим следам, наступая на каждый. Когда все участники пройдут по следам, можно их спросить удобно ли им было идти, испытывали ли они трудность при перемещении? Как правило все участники говорят, что было достаточно комфортно, если нет, то положите шаги так, чтобы по ним можно было бы очень удобно пройти. Затем, участникам говорится, что эта дорога из жизненных ценностей некоего человека Н, и в силу определенных обстоятельств он утерял одну из ценностей… Участники должны выбрать, какая ЖЦ будет утеряна. Как только они выбрали, психолог забирает след с данной ценностью и предлагает участникам снова пройти по следам. Когда все перешли на другую сторону, им задается вопрос: так же легко было идти по шагам, как в первый раз, или было менее комфортно и удобно? Важно еще обсудить, что может способствовать потере данной ценности… Затем снова предлагается определить, какую следующую ЖЦ утеряет человек Н. Забрать эту ценность и предложить участникам пройти путь, с отсутствующими двумя ценностями. Обсуждение: как было идти по оставшимся следам? Испытали ли трудность? Что могло поспособствовать утере второй ЖЦ? и т.д. И так нужно забирать ценности, вплоть до того, как останется 2-3. Итогом может быть рассуждение о том, что чем больше ЖЦ у нас есть, тем комфортнее нам идти по жизненному пути, так как много опор. Можно ещё подискутировать с участниками на данную тему.
  2. Рефлексия. Участникам предлагается снова сесть в круг на стулья и поделиться своими впечатлениями об упражнении. Что понравилось, что не понравилось. Что полезного и интересного они для себя вынесли из этого тренингового занятия. Что было новым для них и т.д.
  3. Завершение. Спросить участников тренинга, с каким настроением и эмоциональным состоянием они завершаются. Пожелать хорошего дня. Попрощаться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Тренинговое занятие для учащихся 2-4 классов по формированию нравственных и семейных ценностей «Все краски семьи»

Целью тренингового занятия является сплочение всех членов семьи и позитивное отношение к ней у детей....

Тренинговое занятие для учащихся 9-х, 11-х классов «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х, 11-х классов  «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ»...

Тренинговое занятие "Мои жизненные ценности"

Тренинг посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта поблема необычайно актуальна в настоящее время. Сценарий тренинга позволяет организовать общение детей на тему истинных и мнимых ценностей....

Тренинговое занятие для учащихся 9 классов по формированию стрессоустойчивости

Тренинговое занятие направлено на формирование у учащихся 9 классов стрессоустойчивости, снятие экзаменационной тревожности при подготовке к ээкзаменам...

Тренинговое занятие с подростками на тему: «Мои ценности»

Тренинговое занятие с подросткамина тему: «Мои ценности»Цели:Выявление ценностных ориентаций и осознание значимости потери идентичности для человека.  Соотношение жизненных ...

Тренинговое занятие Для учащихся 6 класса: «Я-лидер!»

Тренинговое занятие Для учащихся 6 класса: «Я-лидер!»...