СИТУАЦИЯ УСПЕХА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ
статья по психологии

Что же такое ситуация успеха и какова ее роль на современном уроке?

Не все люди способны самостоятельно добиваться успеха. Но если подготовить благодатную для этого почву (ситуацию), то достижение успеха становится под силу практически каждому. Особенно важно создание ситуации успеха для детей и подростков без ярких способностей, скромных, неуверенных в себе, пассивных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha_na_sovremennom_uroke.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

СИТУАЦИЯ УСПЕХА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать».

Франсуа де Ларошфуко

Успех, достижение желаемой цели, серьезно влияет на различные сферы жизни человека. Если в какой-то области человек не добивается успеха, интерес к ней пропадает, и он реализует свои попытки в другом направлении. Успех тесно связан не только с результатом, к которому стремятся, но и с эмоциональным удовлетворением, радостью достижения, осознанием своих возможностей, не случайно про успех говорят – «окрыляет».

Важно иметь в виду, что успех в первую очередь связан с затратой физических и психологических сил, преодолением препятствий. То есть успех – это вознаграждением за труд и реализацию внутренних возможностей. Если же человек достиг определенного результата благодаря внешним факторам (без приложения усилий), такое обстоятельство ближе по смыслу к понятию «удача».

Что же такое ситуация успеха и какова ее роль на современном уроке?

Не все люди способны самостоятельно добиваться успеха. Но если подготовить благодатную для этого почву (ситуацию), то достижение успеха становится под силу практически каждому. Особенно важно создание ситуации успеха для детей и подростков без ярких способностей, скромных, неуверенных в себе, пассивных.

Для того чтобы помочь испытать успех этой категории обучающихся, разработана теория ситуации успеха. Суть ее в следующем. Педагогом – учителем, родителем, воспитателем преднамеренно создается ситуация, условия которой дают ребенку возможность добиться успеха (выполнить задание, решить задачу, преодолеть морально-психологическое препятствие и др.).

Итак, ситуация успеха – это совокупность действий и условий, обеспечивающих успех. Цель ситуации успеха – дать обучающемуся возможность почувствовать радость достижения, поверить в собственные силы, осознать свои возможности, развить мотивацию. Существует множество приемов этой педагогической техники, однако объединяет их одно: правильно организованная ситуация успеха позволяет сформировать у ребенка убеждение, что высокий результат – это его собственная заслуга, т.е. помощь взрослого должна быть незаметной.

Как и любая педагогическая методика, ситуация успеха имеет свои положительные и отрицательные стороны.

«Плюсы» ситуации успеха

Положительное влияние ситуации успеха связано с психологической природой и функцией успеха. Ситуация успеха через создание предпосылок для испытания чувства собственной успешности играет важную роль в становлении и развитии личности, а именно:

  1. Стимулирует учебно-познавательную деятельность. Успех и ситуация успеха, как предпосылка для него, вселяют веру в собственные силы, а она, в свою очередь, является основой для активной деятельности и творчества. Многократное переживание успеха и накапливаемый опыт достижения укрепляет веру, позволяет осознать свою значимость.
  2. Поскольку успех неразрывно связан с общественным признанием, он способствует формированию правильной самооценки, улучшает коммуникативные качества.
  3. Ситуация успеха дает возможность пережить положительные эмоции, в том числе, радость достижения, увидеть и оценить свои возможности. Что создает комфортный эмоциональный настрой и потребность в активных действиях.
  4. Развивает мотивацию и придает стимул к учебной и познавательной активности, что способствует мобилизации нравственных и волевых качеств к достижению цели. Деятельность может быть успешна только в том случае, когда есть мотивы, выступающие в качестве предпосылки и результата. Мотив – это внутреннее побуждение, благодаря которому, личность стремится к умножению своего духовного богатства.

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

«Минусы» ситуации успеха

  1. Когда ожидание успеха закрепилось, появилось чувство защищенности и надежды на свои силы, возникает вероятность переоценки своих возможностей, успокоение, что все дается легко, завышение собственной значимости, зазнайство (завышенная самооценка).
  2. Если ожидания успеха не сбылись, может наступить разочарование и снижение самооценки, перекладывание вины на окружающих.
  3. Постоянное моделирование ситуации обеспечения успеха может оказать «медвежью услугу»: ребенок привыкнет рассчитывать на помощь окружающих, не научится преодолевать трудности. В сложных ситуациях может проявиться растерянность и беспомощность или инфантилизация.

Таким образом, даже однократное переживание ребенком успеха способно повысить психологический комфорт, учебную активность, способствовать налаживанию взаимоотношений с окружающими; дать толчок к дальнейшему личностному росту. Моделируя «ситуации успеха», педагоги помогают почувствовать ребенку собственную значимость, учат добиваться поставленных целей, формируют базу для воспитания успешности ребенка.

Педагог-психолог МБОУ «Гимназия№5»

Александрова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

"Слагаемые успеха на современном уроке"

Выступление на районном семинаре заместителейдиректорос по УВР...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...

Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ» «Как создать ситуацию успеха на уроке»

Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ»«Как создать ситуацию успеха на уроке»                            ...

Доклад на тему : «Самооценка и ее влияние на успех. Этапы построения ситуации успеха на занятии».

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог....

мастер -класс по теме " Создание ситуации успеха ученикам на уроках истории и обществознания"

Мастер-класс "Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания".    Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача...