«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА»
материал по психологии

Афанасенко Юлия Николаевна

Ассертивное поведение помогает людям конструктивно отстаивать собственные права, проявляя при этом уважениен к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assertivnoe_povedenie_lichnosti_zachetnaya_rabota.doc48 КБ

Предварительный просмотр:


«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА»

Введение

1.Термин «ассертивность», как правило, ассоциируется с уверенностью человека в себе и с уверенным поведением, способностью отстаивать собственное мнение, независимостью суждений, мотивированностью на решение реальных задач и т.д. [1].

При этом ассертивность – это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, которое не имеет целью причинить вред другим людям [5].

Под ассертивным поведением понимают самоутверждающее поведение, обусловленное субъектностью личности, выражающейся, прежде всего, в самостоятельности, независимости от других и обстоятельств, в умении отстаивать свои права и мнение при самоуважении и уважении к другим людям. Таким образом, «формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдавал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько – кем-то навязанными установками» [4, с. 59].

Ассертивность – важное личностное качество, необходимое для результативной деятельности человека. Наличие рассматриваемого качества является особенно значимым в условиях перехода страны к рыночным взаимоотношениям в сфере экономики, в период глобального экономического кризиса, когда достижение успеха в предпринимаемой деятельности зависит от таких качеств человека, как целеустремленность, инициативность, настойчивость, активность, а также энергичность, работоспособность, уверенность в себе. В психологии ассертивность как основное свойство субъекта, являясь интегральной, генерализированной характеристикой активности человека, которая ассоциируется с целеустремленностью, уверенностью в себе, самостоятельностью, независимостью, инициативностью, самоконтролем, эмоциональной стабильностью, настойчивостью, напористостью, решительностью, требовательностью к себе и другим, рефлексивностью, умением доводить начатое дело до конца. Эти же черты личности составляют структуру ассертивности.

2.Ассертивное поведение человека включает в себя:

  • открытость человека в выражении собственных мыслей, чувств и желаний, а также поощрение других людей делать то же самое;
  • принятие на себя обязанностей, а также готовность к их делегированию другим людям;
  • правильное реагирование на мнения других людей;
  • способность признания собственных ошибок;
  • умение в различных ситуациях сохранять самообладание и т.д.

Можно говорить о том, что ассертивное поведение представляет собой нечто среднее между агрессивным и пассивным поведением. Агрессивное поведение человека выражается в чрезмерной эмоциональности и нетерпимости. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит правилам и нормам сосуществования людей в обществе, причиняет вред объектам нападения, наносит физический ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт (негативные переживания, состояние страха, напряженности, подавленности и т.п.).  Человек, поведение которого характеризуется как агрессивное не принимает чужого мнения, стремится во всем доминировать и навязывать всем собственную точку зрения как единственно верную. При этом, как правило, его в полной мере устраивает тот страх, который он внушает окружающим людям, а также слепое подчинение с их стороны.

Пассивный человек, наоборот, соглашается со всем, чем угодно, даже если это совершенно противоположно его интересам, только бы не вступать в конфликты. Человек, которого характеризует рассматриваемый тип поведения, готов подстроиться под что угодно просто потому, что ему удобнее играть роль жертвы.

При ассертивном поведении человек мягко, но при этом достаточно настойчиво отстаивает собственную точку зрения вне зависимости от того, каким образом другие это воспримут, как они к этому отнесутся. Люди, тип поведения которых характеризуется как ассертивный, владеют даром убеждения и могут убедить окружающих людей в чем угодно. Ассертивное поведение считается «золотой серединой», при которой человек отстаивает свою собственную точку зрения, но при этом не приобретает врагов.

3.Выделяется ряд правил ассертивного общения и поведения [2; 3]:

  • необходимо самостоятельно оценивать собственное поведение, свои чувства и мысли, а также отвечать за последствия. Человек только сам может себя хвалить или ругать, ни у кого другого нет никакого права оценивать его жизнь;
  • человек не обязан извиняться либо объяснять мотивы собственных поступков. В соответствии с этим правилом он может это сделать только в том случае, если хочет;
  • человек сам решает, несет ли он какую-либо ответственность за те или иные проблемы другого человека (если да, то в какой степени);
  • важно разрешить самому себе ошибаться и менять свою точку зрения. Это не делает человека плохим, напротив, свидетельствует о развитии его личности;
  • необходимо признать тот факт, что все знать невозможно, у человека не может быть готовых ответов на любые вопросы. При этом важно также уметь признаться в этом окружающим людям;
  • не зависеть от мнения других людей. Если кто-либо считает человека плохим, это совершенно не говорит о том, что так и есть;
  • человек должен осознать, что он может не понимать других людей (никто не обязан догадываться, читать чужие мысли и т.д.);
  • важно уметь сказать «мне это не интересно» (человек не должен во всем разбираться и всем интересоваться).

3.1Принципы гармоничного взаимодействия между людьми изложены в книге «Теория и практика ассертивности», которую написал психотерапевт Г. Линденфилд [3]. Рассмотрим основные принципы, которые нужно изучить и понять человеку, который стремится к овладению методикой ассертивного поведения:

  • принятие на себя ответственности. Важно понять, что каждый человек должен нести ответственность за все то, что он делает. Никто не будет воспринимать всерьез человека, который пытается переложить вину за свои промахи на окружающих людей;
  • самоуважение и уважение. Важнейший компонент ассертивного поведения личности – это самоуважение, и его обязательно следует смело демонстрировать окружающим, давая им понять, как нужно себя вести. При этом со своей стороны человек тоже должен проявлять понимание;
  • умение слушать и слышать. Очень важным является умение показывать эмпатию, выражающуюся в правильном восприятии и понимании эмоций других людей. Важную роль в рассматриваемом аспекте играет способность выслушать человека, не перебивая, внимательно и уважительно. Свои реплики следует вставлять своевременно, деликатно не обижая при этом собеседника. Не менее важным является умение услышать то, что пытается донести другой человек. Необходимо не просто не перебивать человека, но и слушать его внимательно, стараясь понять смысл его слов;
  • результативность общения. Для того, чтобы разговор был продуктивным, необходима открытость и максимальная честность. Важно изъясняться понятно, чтобы собеседник понял высказываемую позицию;
  • уверенность в себе. Ассертивное поведение человека подразумевает наличие у него умения настоять на своем, продемонстрировать уверенность в себе. При этом не следует путать это с самоуверенностью, которая не имеет серьезных оснований, а только превозносит собственное «я». Отстаивая собственную позицию, человек должен хорошо понимать тот вопрос, который обсуждается, демонстрировать хороший уровень знания темы;
  • позитивный настрой. Нельзя изначально настраиваться на конфликт. Безусловно, спорные моменты неизбежны, при этом позитив позволяет снять напряжение, создав благоприятную обстановку для конструктивного общения.

Ассертивное поведение характеризуется умениями человека выйти за пределы своего собственного «Я», находить в любой неблагоприятно складывающейся ситуации определенные позитивные моменты, развитой способностью к личностной и социальной адаптации в имеющихся условиях. При этом рассматриваемые умения проявляются в любой ситуации вне зависимости от характера ее содержания. Ассертивность является качеством зрелой личности, которое характеризует способность человека менять свое поведение в совместной деятельности, общении и познании в позитивном направлении. Это выражается в ощущении внутренней силы, умении личностного самовыражения, раскрепощенности, а также в ответственности за собственное поведение и результаты своих действий. Ассертивного человека отличает высокий уровень мотивации достижения успеха в деятельности, готовность к принятию решений в ситуациях неопределенности, конструктивный подход к решению проблем, стремление сделать что-либо быстро и хорошо, а также достичь высокого уровня в разных сферах человеческой деятельности. Направленность активности ассертивной личности в существенной мере определяется ее ценностными ориентациями [2].

Таким образом, ассертивное поведение личности предполагает демонстрацию «вежливой настойчивости», уверенности и доброжелательности. Ассертивное поведение помогает людям конструктивно отстаивать собственные права, проявляя при этом уважение к окружающим людям. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьевская И.В. Современные программы развития ассертивности специалиста в различных образовательных системах // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 3 (15). – С. 92-97.
  2. Лебедева И.В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 5. – С. 127-132.
  3. Линденфилд Г. Теория и практика ассертивности. – М.: Попурри, 2003. – 144с.
  4. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2005. – 672с.
  5. Шейнов В.П. Ассертивность индивида и его здоровье // Российский гуманитарный журнал. – 2014. – № 4. – С. 256-268.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ на тему: «Психологическое здоровье коллектива. Эмоциональное выгорание педагога»

По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной де...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения ...

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Материал содержит характеристику синдрома эмоционального выгорания, стадий и симптомов СЭВ. В материале рассказывается о качествах, помогающих педагогу избежать профессиональное выгорание. Также содер...

" Эмоционально-психологическое здоровье педагогов в свете требований ФГОС"

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, профилактика синдрома эмоционального выгорания....

Статья «Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».

laquo;Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сторонеличности – это «работа сердца и нервов&r...