РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сталкер» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Полезные навыки»
рабочая программа по психологии (7 класс)

Карпова Светлана Сергеевна
  1. Пояснительная записка

 

«Сталкер» предназначен для работы с детьми и подростками от 10 до 18 лет (средний  возраст 10-14 лет, старший возраст 14-18 лет). Оба варианта предполагают одинаковую структуру в проведении всего комплекса работы, но для разных возрастных групп различен уровень сложности в подаче информационного материала, и адекватно возрасту подобраны упражнения в психологическом тренинге.

Основной целью психологического тренинга является выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста подростков.

Задачи тренинга определяются тем, что психологические проблемы, низкая адаптивность подростка, несформированность навыков поведения в проблемных или провоцирующих ситуациях, личностная незрелость, неумение правильно оценивать события и взаимоотношения с другими людьми создают условия, способствующие вовлечению детей

и подростков в зависимые состояния.

Цели:

Формирование индивидуального навыка уверенного поведения в сложных ситуациях.

 Осознание личной ответственности за своѐ поведение и выбор жизненного пути.

 Развитие системы мировоззрения и иерархической системы ценностей, как системы определяющей жизненные позиции, реализующейся в поведении.

Формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установки на неприятие употребления ПАВ.

 Развитие коммуникативных навыков.

 Развитие самосознания, индивидуальных особенностей.

Осознание причинно-следственных связей, лежащих в основе взаимодействия людей и общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

         ПРИКАЗ

         24.08.2018                                                                                                №509-ОД

Салемал

О введении в действие профилактических программ «Сталкер»,

«Полезные навыки»

        В целях профилактики среди обучающихся употребления ПАВ, выработки у школьников навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, формирования основ ведения здорового и безопасного образа жизни, п р и к а з ы в а ю:

        1. Ввести в действие в 2018-2019 учебном году профилактические программы «Сталкер», «Полезные навыки» (далее - Программы) (приложения №№1,2).

2. Назначить ответственной за реализацию Программ в рамках должностных обязанностей Карпову С.С., педагога-психолога.

3. Карповой С.С., педагогу-психологу:

3.1. сформировать группы обучающихся в возрасте от 10 до 14 лет и 14-18 лет;

3.2. организовать систематические занятия по Программам;

3.3. предоставлять ежеквартально Ядрышниковой О.В., заместителю директора по воспитательной работе, сведения о реализации Программ, полученные результаты.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Ядрышникову О.В., заместителя директора по воспитательной работе.

Директор школы-интерната:                                       И.А. Огородникова

С приказом от 24.08.2018 г. №509-ОД «О введении в действие профилактических программ «Сталкер», «Полезные навыки»» ознакомлен:

№ п/п

Ф.И.О

Дата ознакомления

Подпись

1

Карпова С.С.

2

Ядрышникова О.В.

Приложение

 к приказу Салемальской школы – интерната

 от 24.08.2018 г. № -509ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Сталкер»

  1. Пояснительная записка

«Сталкер» предназначен для работы с детьми и подростками от 10 до 18 лет (средний  возраст 10-14 лет, старший возраст 14-18 лет). Оба варианта предполагают одинаковую структуру в проведении всего комплекса работы, но для разных возрастных групп различен уровень сложности в подаче информационного материала, и адекватно возрасту подобраны упражнения в психологическом тренинге.

Основной целью психологического тренинга является выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста подростков.

Задачи тренинга определяются тем, что психологические проблемы, низкая адаптивность подростка, несформированность навыков поведения в проблемных или провоцирующих ситуациях, личностная незрелость, неумение правильно оценивать события и взаимоотношения с другими людьми создают условия, способствующие вовлечению детей

и подростков в зависимые состояния.

Цели:

Формирование индивидуального навыка уверенного поведения в сложных ситуациях.

 Осознание личной ответственности за своѐ поведение и выбор жизненного пути.

 Развитие системы мировоззрения и иерархической системы ценностей, как системы определяющей жизненные позиции, реализующейся в поведении.

Формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установки на неприятие употребления ПАВ.

 Развитие коммуникативных навыков.

 Развитие самосознания, индивидуальных особенностей.

Осознание причинно-следственных связей, лежащих в основе взаимодействия людей и общества.

  1. Общая характеристика рабочей программы внеурочной деятельности.

В 10 – летнем возрасте дети задумываются о выборе дальнейшего жизненного пути, определении своего будущего, пытаясь найти для себя разнообразные способы самоутверждения и самореализации. Это проявляется в расширении внешкольных интересов, увлечений, расширении круга общения, в том числе и с более старшими подростками.

В этом возрасте подростки особенно легко могут поддаться соблазну употреблять наркотики и распространять их с целью найти «быстрое и лѐгкое» решение проблемы заработка, завоевать определенный вес и положение среди сверстников или ради временного отрешения от жизненных проблем. Для этой группы детей характерно ещѐ не вполне определенное отношение к ПАВ, недостаточная, а иногда и недостоверная информация о влиянии этих веществ на организм. Поэтому они нуждаются в подробной информации об алкоголе, табаке и других наркотиках, в создании позитивной мотивации отказа от вовлечения в потреблении наркотиков.

В 12 лет подростки могут уже выглядеть совсем по – взрослому: одеваться по – взрослому, проявлять в разговоре и поступках независимость, мыслить по – взрослому и т.д. Но при этом необходимо помнить, что эмоционально для них ещѐ характерны детские реакции, детское восприятие мира. Они по – прежнему нуждаются в поддержке (а иногда и определенной опеке) со стороны взрослых, им необходимо быть уверенными,что рядом с ними есть взрослый человек, которому они доверяют ,который сможет их защитить.

1. В этот период дети все чаще сталкиваются с табаком, алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них, находясь под воздействием прочно укоренившейся общественной позиции о приемлемости употребления легальных наркотиков (алкоголя и табака). Подростки нуждаются не только в информации о воздействии наркотиков на организм человека, но должны понимать и то, что наркотики являются социальным злом, глубоко вникнуть в причины этого явления.

2. Возраст 13 - 14 лет известен как период «бурь и волнений», когда подросток как бы рождается заново, пересматривая весь свой прошлый опыт. Для этого периода характерно резкое повышение ценности своей индивидуальности, особенности. Им необходимо «встроить» понятие о здоровом образе жизни в свою личную формирующуюся систему ценностей, связав ее с актуальными для подростков ценностями ,как здоровье, личностный рост, образование и карьера, любовь и будущая семья.

3. Возраст 15 – 16 лет характеризуется значительным личностным рост: формирование системы ценностей, мировоззрение, определение жизненных перспектив, конкретные планы профессиональной самореализации; значительную ценность представляют дружеские отношения, принадлежность к значимой группе. Большое внимание при работе с этой возрастной категорией следует уделять обучению подростков разграничивать свое личное мнение и мнение других людей, уметь противостоять мнению группы.

4. При работе с подростками 16 -18 лет следует учитывать, что многие из них уже имеют опыт первых проб ПАВ, обладают большим запасом разнообразной, иногда неадекватной информации о наркотиках;

5. актуальными вопросами становятся проблемы личностной реализации в профессии, возможности влияния на свое будущее. Целесообразно при работе с детьми данной возрастной категории использовать их собственный жизненный опыт для иллюстрации тех теоретических знаний, которые мы им предоставляем.

Полный курс для каждой возрастной группы состоит из 10 комплексных занятий, объединенных одной из тем.

Проведение комплексной работы по всем темам позволит сформировать у детей полное представление о проблеме потребления ПАВ, выработать установку на неприятие употребления наркотиков, сформировать навыки поддержания благоприятного психоэмоционального состояния, выработать оптимальные поведенческие стратегии в различных ситуациях.

Курс программы

  1. ТЕМА СТРЕССЫ
  2. ТЕМА ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ
  3. ТЕМА ЗАВИСИМЫЕ СОСТОЯНИЯ
  4. ТЕМА ВОЗДЕЙСТВИЕ НАРКОТИКОВ НА ОРГАНИЗМ
  5. ТЕМА ВЛИЯНИЕ НАРКОТИКОВ НА ЛИЧНОСТЬ
  6. ТЕМА ПРОБЛЕМЫ ОТКАЗА ОТ НАРКОТИКОВ
  7. ТЕМА АЛКОГОЛЬ
  8. ТЕМА КУРЕНИЕ
  9. ТЕМА СПИД
  10. ТЕМА ВОЗМОЖНОСТИ ДОБИВАТЬСЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО КОМФОРТА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Каждое занятие строится по следующему плану:

  1. Психологическое тестирование;
  2. Теоретическое занятие;
  3. Психологический тренинг;
  4. Повторное психологическое тестирование.

Дополнительно: психофизиологический тренинг.

Психологическое тестирование

(продолжительность: для среднего возраста 15 – 20 минут,

для старшего возраста 20 – 25 минут).

Программное обеспечение представлено в виде автоматизированного опросника, с помощью которого можно определить уровень информированности подростков о вопросах потребления ПАВ, отношение к наркотикам, предпочитаемые способы поведения в проблемных ситуациях (прорисовка вариантов ответов: наркоман похож на – сломанный цветок, птицу в клетке, рыбу на крючке, муху в паутине, реальные проблемные ситуации с 3 вариантами поведения).

Теоретическое занятие

(продолжительность: для среднего возраста 20 – 45 минут,

для старшего возраста 45 - минут)

Теоретические занятия предоставляют актуальную и достоверную информацию о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействии на человека, возможностях преодоления зависимости, выхода из стрессовых ситуаций. Используются разработанные в методическом пособии «Сталкер» теоретические информационные уроки.

Психологический тренинг

(продолжительность: для среднего возраста 45 минут,

для старшего возраста 45 – 90 минут)

Основной целью является выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста подростков, обучение эффективным поведенческим стратегиям.

Используемые психологические методы, которые рекомендует «Сталкер»:

1. Дискуссия – позволяет обозначить приобретенный в процессе тренинга опыт, формализовать его и понять, каким образом новое знание может быть использовано в обычной жизни.

2. Мозговой штурм – помогает ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он также помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.

3. Ролевая игра – хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники тренинга. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.

4. Метод «кейсов» - позволяет в ходе групповой работы найти решение самых разнообразных проблем, выработать общее мнение, почувствовать свою принадлежность к сообществу сверстников.

Психофизиологический тренинг

(продолжительность: для среднего возраста 15 - 20 минут,

для старшего возраста 15 – 25 минут)

 позволяет заложить основы для поддержания хорошего физического здоровья;

 научиться формировать адаптивный тип взаимоотношения с внешней средой;

 улучшить успеваемость за счет развития сосредоточенности;

 улучшить умения найти требуемое равновесие между активным вниманием и спокойствием в обстановке учебных или других занятий.

Пример: изменение температуры на кончиках пальцев (снижение напряжения), то происходит позитивное изменение сюжета. Затем ребенок запоминает, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их произвольно.

В групповой работе используются релаксационные упражнения.

«Сталкер» эффективность работы с подростками повышается и дает положительные результаты.

3. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане.

Согласно учебному плану МКОУ «Салемальская школа-интернат» занятия проводятся 1 час в неделю, 35 часов за учебный год 2 группы учащихся по 17,5 часов (35 часов в год) Срок реализации – 1 год.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Личностные:

  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
  • принятие соответствующего образа;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • положительная мотивация к изучаемому материалу;
  • способность к самооценке,
  • навыки сотрудничества в различных ситуациях.

Метапредметные:

Познавательные:

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно строить общение.

Регулятивные:

  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Предметные:

Узнают:

  • необходимые сведения о ПАВ;
  • учатся работать в тренинге, коммуникативным навыкам, вербальному и невербальному самовыражению.

Коммуникативные:

  • работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения формулировать собственное мнение и позицию,
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Программу «Сталкер» можно рассматривать как «психологическое сопровождение» учащихся. Учащиеся учатся разграничивать своѐ личное мнение и мнение других людей, уметь противостоять мнению группы. Учащиеся «встраивают» понятие о здоровом образе жизни в свою личную формирующуюся систему ценностей, связав еѐ с такими актуальными для подростков ценностями, как здоровье, личностный рост, образование и карьера, любовь и будущая семья.

Программа положительно влияет на определение профессии, осознание перспектив в получении дальнейшего профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.

В связи с этими актуальными вопросами становятся проблемы личностной реализации в профессии, возможности влиять на своѐ будущее.

5. Содержание программы внеурочной деятельности Психологическое тестирование

Проводится с помощью программного автоматизированного опросника с помощью которого можно определить уровень информированности подростков о вопросах потребления психоактивных веществ, отношение к наркотикам, предпочитаемые способы поведения в проблемных ситуациях. (1 час)

Теоретическое занятие. Лекция учителя. Актуальная и достоверная информация о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействии на человека, возможностях преодоления зависимости, выхода из стрессовых ситуаций. (1 час)

Тема 1. СТРЕССЫ. Что такое стресс, основные закономерности протекания стрессовых ситуаций, воздействие стрессов и их последствия, возможность преодолевать стрессы.1). Психологическое тестирование; 2).Теоретическое занятие; 3).Психологический тренинг; (1 час)

Тема 2. ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ. Почему люди начинают употреблять наркотики, ответственность, возможности получения объективной информации. 1).Психологическоетестирование; 2).Теоретическое занятие; 3).Психологический тренинг; (1 час)

Тема 3. ЗАВИСИМЫЕ СОСТОЯНИЯ. Что такое зависимость, почему она возникает. «Лѐгкие» и «тяжѐлые» наркотики, «легальные» и нелегальные наркотики. 1).Психологическое тестирование;2).Теоретическое занятие;3).Психологический тренинг; (1 час)

Тема 4. ВОЗДЕЙСТВИЕ НАРКОТИКОВ НА ОРГАНИЗМ. Что такое наркотики, влияние

наркотиков на организм. Последствия употребления наркотиков.1).Психологическое тестирование;2).Теоретическое занятие;3).Психологический тренинг; (1 час)

Тема 5. ВЛИЯНИЕ НАРКОТИКОВ НА ЛИЧНОСТЬ. Психологические изменения, происходящие под воздействием ПАВ, воздействие зависимых состояний на личность. 1).Психологическое тестирование; 2).Теоретическое занятие; 3).Психологический тренинг; (1 час)

Тема 6. ПРОБЛЕМЫ ОТКАЗА ОТ НАРКОТИКОВ. Возможность отказа от ПАВ, умение находить помощь и поддержку в сложных ситуациях. 1).Психологическое тестирование; 2).Теоретическое занятие; 3).Психологический тренинг; (1 час)

Тема 7. АЛКОГОЛЬ. Распространѐнность алкоголизма и потенциальная опасность употребления алкоголя. 1).Психологическое тестирование; 2).Теоретическое занятие; 3).Психологический тренинг; (1 час)

Тема 8. КУРЕНИЕ. Влияние курения на физическое и психическое здоровье, умение противостоять рекламе. 1).Психологическое тестирование; 2).Теоретическое занятие; 3).Психологический тренинг; (1 час)

Тема 9. СПИД. Понятия СПИД, ВИЧ, пути распространения. 1).Психологическое тестирование; 2).Теоретическое занятие; 3).Психологический тренинг; (1 час)

Тема 10. ВОЗМОЖНОСТИ ДОБИВАТЬСЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО КОМФОРТА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Личностные качества, помогающие преодолевать сложные ситуации, возможность контролировать своѐ состояние. 1).Психологическое тестирование; 2).Теоретическое

занятие; 3).Психологический тренинг; (1 час).

Психофизиологический тренинг проводится на биокомпьютерных тренажѐрах. В ходе тренинга подростки обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под контролем изменения физиологических параметров.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Полезные навыки»

        Пояснительная записка

В настоящее время в России наиболее остро стоит проблема злоупотребления среди населения алкоголем, наркотическими и токсическими средствами, табачными изделиями. По данным  Центра социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); алкогольные напитки (включая пиво) — 50,5 % несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн.человек); курят табачные изделия 45,6% (12,3 млн.человек).  Анализ анкетирования по школе на выявление вредных привычек показывает, что пробовали курить - 33% от опрошенных среди учащихся 5- 9 классов, а пробовали алкоголесодержащие напитки - 51% и это еще не все учащиеся так откровенно говорят об этом.

Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации  является система образования. Профилактика в школе является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и формирования здорового образа жизни в обществе.

Цель профилактики в образовательной среде — деятельность, направленная на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся. Профилактика должна быть позитивной направленности, акцент ставится на получение знаний, умений и навыков нормативного функционирования личности в обществе. Проводя позитивную профилактику, следует обращать внимание на работу с системой ценностей, традиций культуры и семьи учащихся с использованием проектных, интерактивных и тренинговых технологий.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  являются:

  1. Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы».
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
  3. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010.
  4. Устав МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова».
  5. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утверждена Министерством образования и науки  РФ 05.09.2011 года).

Программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.

Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья подростков, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.

Основными условиями организации программы являются:

  • интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у подростков знаний, умений и навыков, имеющих у них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;
  • целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних — семьи, школы, ближайшего окружения;
  • системность: профилактика ПАВ рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения учащихся;
  • комплексность: задачи формирования у подростков негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной среде профилактического пространства;
  • безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на подростков для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;
  • возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ.

Программа внеурочной деятельности по социальному  направлению «Полезные навыки» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

        Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Оптимизация и стимулирование положительных поведенческих проявлений у подростков.
  • Создание у подростков мотивов на изменение отклонений и нарушений личностного развития, разрешение трудностей саморазвития.
  • Формирование  негативного отношения к ПАВ у подростков.

                Реализация программы осуществляется за счет формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению   «Полезные навыки» предназначена для обучающихся 5 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения,  все занятия  проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35-40 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном  кабинете психологической разгрузки. Курс может вести как школьный психолог, так и любой другой педагог,  прошедший подготовку и повышение квалификации по превентивному образованию.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям подростков.

Поскольку источником формирования убеждения является яркое эмоциональное переживание, при передаче информации следует использовать методические средства, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу подростков: самотестирование, игры, психологические упражнения, творческие этюды, а также различный иллюстративный материал.

Для реализации программы предлагаются следующие методы:

  • словесность;
  • наглядность;
  • проблемная ситуация;
  • игровые моменты.

Таблица №1

Формы проведения занятия

и виды деятельности

Тематика

Психологические игры и упражнения

«Здравствуй, это я!», «Правила нашей группы», «Ассоциации», «Светский прием», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин», «Осознание мотива», «Благодарность без слов», «Сломанные квадраты», «Триада», «Цвет», «Воздушный шар», «Чувства», «Марионетка»,  «Табу», «Шахматы».

Беседы, мини-лекции.

Самооценка и самовоспитание. Ответственность. Что такое психоактивное вещество? Учитесь властвовать собой. Умение жить среди людей. Правда и ложь о наркотиках. Как начать разговор? Как поддержать и завершать разговор? Воздействие ПАВ и их влияние  на организм человека.

Тесты и анкетирование

Анкеты «Изучение мнения по проблемам зависимостей». Анкета «Отношение к курению».  Тест  «Моя самооценка». Анкета на выявление навыков уверенного поведения. Тест «Большая пятерка качеств личности». Тест «Конфликтный ли ты человек?» Тест «Мои волевые качества». Анкета для выявления отношения учащихся к ЗОЖ. Методика «Изучение потребности в поисках впечатлений». Методика изучения потребности в общении. Тест «Стратегии поведения в конфликте». Тест «Защитные механизмы личности». Методика Д.Амирхан, модификация А.Г.Грецова. Психогеометрический тест. Методика «Семь качеств личности». Тест «Локус контроля».

Дискуссия, ролевая игра

Ролевые игры «Времена года», «Манипулятор», «Бункер», «Закури!», «Волшебник»

Просмотр тематических видеофильмов

Видеофильмы «Каждый рассвет, он единственный», «Жизнь? Расследование».

Конкурсы рисунков, плакатов.

Участие в общешкольных и районных конкурсах рисунков, плакатов по пропаганде ЗОЖ.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению  «Полезные навыки» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих технологий.

Основными технологиями профилактики также являются интерактивные, тренинговые и проектные технологии.

К интерактивным технологиям относятся: дискуссии, ролевые игры, работа в малых группах, способствующие развитию коммуникативных навыков, выявлению личностных позиций к проблеме.

Тренинговые технологии развивают навыки ассертивного поведения и психической саморегуляции, прививают умение выбирать эффективные способы решения проблемных ситуаций, противодействовать ситуациям, связанным с манипуляциями личностью или принуждением к употреблению ПАВ.

Использование проектных технологий позволяет выработать социальные инициативы, направленные на формирование и развитие ресурсов личности и социокультурной образовательно-воспитательной и семейной среды.

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению  «Полезные навыки» предназначена для обучающихся 5 классов, в возрасте от 11 до 12 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности физического, психологического и социального  здоровья.

     Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся средней школы.  

Ожидаемые результаты

        Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 5 классе: предполагает приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение  правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися  опыт  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Полезные навыки»

                5 класс        

Введение в курс. Формы и методы работы в группе, цели изучения данного курса. Упражнения на групповое сплочение.  (1 час)

Пре-тест. Проверка начальных знаний по данному курсу. (1 час)

Я и мои поступки. Положительный образ Я. Образ Я – система представлений о самом себе. (1 час)

Самооценка и самовоспитание. Самовоспитание – развитие личности ребенка и выполнение защитных функций в неблагоприятных условиях социальной среды. (1 час)

Уверенность – моя визитка. Как преодолеть стеснительность. Навыки уверенного поведения. Общение. Выполнение заданий рабочей тетради. Анкетирование. (1 час)

Ответственность. Ответственность – качество личности, определяющее социальную зрелость подростка. Эгоизм. Принятие решений. Выполнение заданий рабочей тетради. Упражнения «Осознание мотива», «Благодарность без слов». Игра «Волшебный магазин». (2 часа)

Что такое психоактивное вещество? Информация. ПАВ – это вещество, влияющее на работу мозга. Наркотики – запрещенные законом ПАВ. Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают. Выполнение заданий рабочей тетради.  (2 часа)

Соблюдай безопасность! Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Инструкции – правила безопасного использования чего-либо. Принятие решений. Тест «Большая пятерка качеств личности». (2 часа)

Учитесь властвовать собой. Методы снятия стресса. Как вести себя в конфликтной ситуации. Тест «Конфликтный ли ты человек?». Игра «Взгляд». (1 час)

Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Эффект – последствие действия или поступка. Альтернатива – выбор из нескольких возможных действий или поступков. Передозировка – отравление ПАВ, иногда приводящее к смерти. Принятие решений. Видеофильм «Каждый рассвет, он единственный». (2 часа)

Давление, влияние, ситуации… Доверие – уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду. Убеждать – уговаривать, заставлять поверить. Общение. Тест «Мои волевые качества».  (2 часа)

Мое здоровье. Информация. Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека. Умственное здоровье – это ум и сила духа человека. Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с окружающими. Наркоман – человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией. Выполнение заданий рабочей тетради. Анкета для выявления отношения к ЗОЖ. (2 часа).

Темперамент и характер. Темперамент-совокупность индивидуальных особенностей личности. Типы темперамента. Интроверт, экстраверт. Тест – опросник Айзенка. (1 час)

Правда и ложь о наркотиках. Миф – недостоверная информация, заблуждение, выдумка. Выполнение заданий рабочей тетради. Методика «Изучение потребности в поисках впечатлений». (1 час)

Как начать разговор?  Как поддержать и завершать разговор? Общение. Правила общения. Методика изучения потребности в общении.  Как поддержать и завершать разговор? (2 час)

Манипулирование. Манипулирование – это получение чего-либо хитростью. Манипулирование и давление.  Принятие решений. Ролевые игры «Манипуляция», «Бункер». (2 часа)

Вперед к здоровью. Употребление ПАВ - безответственное поведение, опасное для здоровья и жизни человека. Принятие решений. (1 час)

Стресс. Что такое стресс, основные закономерности протекания стрессовых реакций, воздействие стрессов и их последствия, возможность преодолевать стрессы. Упражнения «Списки», «Воздушный шар». (1 час)

Мы вместе или нет? Что такое сплоченность? Игра-проблематизация. Упражнение «Подъемный кран», игра «Счет». (1 час)

Формирование зависимости. Зависимые состояния. Что такое зависимость, почему она возникает. Упражнения «Мои привычки», «Поводырь». (1 час)

Воздействие наркотиков на организм, последствия употребления. Упражнения «Разговор с телом», «Полет-падение».  Методика Д.Амирхан, модификация А.Г.Грецова. (1 час)

Влияние наркотиков на личность. Психологические изменения, происходящие под воздействием ПАВ, воздействие зависимых состояний на личность. Упражнения «Похвала», «Хорошо-плохо», «Доверие». (1 час)

Умей сказать: «Нет!» Отказ. Возможность отказа от ПАВ, умение находить помощь и поддержку в сложных ситуациях. Упражнения «Решения», «Путаница». Методика «Семь качеств личности» (1 час).

Алкоголь. Распространенность алкоголизма и потенциальная опасность употребления алкоголя.  Конкурс «Плакат». (1 час)

Курение. Влияние курения на физическое и психическое здоровье, умение противостоять рекламе. Ролевые игры. Тест «Локус контроля». (2 часа)

Возможность добиваться состояния психического комфорта без употребления ПАВ. Личностные качества, помогающие преодолевать сложные ситуации, возможность контролировать свое состояние.  Упражнения «Волшебник», «Цвет», «Общий рисунок». Тест «Мое отношение к ПАВ». (1 час)

Содержание календарно – тематического планирования (1года обучения)

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Педагогические средства

Виды деятельности воспитанников

Информационно-методическое обеспечение

Прогнозируемый результат

Дата

Введение в курс

1

Психологические игры на сплочение.

Групповая деятельность

Упражнения «Здравствуй, это я!», «Правила нашей группы», «Ассоциации»

Знать правила группового общения

Пре-тест

1

Беседа, опрос.

Тестирование

Анкета «Изучение мнения по проблемам зависимостей», «Отношение к курению»

Изучить отношение учащихся к ЗОЖ, их мнение по проблемам зависимостей.

Я и мои поступки

1

Беседа, тренинговые упражнения, проигрывание проблемной ситуации.

Групповая деятельность

Упражнения «Светский прием», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин»

Уметь оценивать себя и причины своих поступков

Самооценка и самовоспитание

1

Беседа, тренинговые упражнения, тестирование.

Групповая деятельность

Тест  «Моя самооценка»

Уметь адекватно себя оценивать

Уверенность-моя визитка.

1

Анкетирование, игра-проблематизация

Групповая деятельность

Анкета на выявление навыков уверенного поведения. Игра-проблематизация «Уверенный ли ты человек?»

Знать    и оценить   у себя навыки уверенного поведения

 

Ответственность

2

Беседа, тренинговые упражнения.

Групповая деятельность

Упражнения «Осознание мотива», «Благодарность без слов», игра «Волшебный магазин».

Уметь принять ответственность за свои поступки и поведение.

Что такое психоактивное вещество?

2

Беседа, тренинговые упражнения.

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь

Знать что такое психоактивное вещество.

Соблюдай безопасность!

2

Беседа, тренинговые упражнения,  разыгрывание проблемной ситуации.

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь. Тест «Большая пятерка качеств личности»

Знать правила безопасного поведения в отношении ПАВ.

Учитесь властвовать собой.

1

Беседа, тренинговые упражнения

Групповая деятельность.

Тест «Конфликтный ли ты человек?». Игра «Взгляд».

Уметь реально оценивать себя и других. Знать методы снятия стресса.

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

2

Беседа, тренинговые упражнения,  обсуждение учебного фильма.

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь.     Видеофильм «Каждый рассвет, он единственный»

Знать объективную информацию о ПАВ

 Давление, влияние, ситуации…

2

Беседа, разыгрывание проблемной ситуации, тренинговые упражнения.

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь.

Тест «Мои волевые качества»

Уметь противостоять давлению группы, сверстников, СМИ.

Мое здоровье.

2

Беседа, психологические упражнения

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь.

Анкета для выявления отношения учащихся к ЗОЖ.

Знать основные составляющие здоровья.

Умение жить среди людей.

1

Беседа, тренинговые упражнения, разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуаций.

Групповая деятельность.

Игры «Сломанные квадраты», «Триада»

Знать моральные и правовые нормы в обществе.

Темперамент и характер.

1

Беседа, тестирование.

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь.

Тест Айзенка.

Знать свой тип темперамента.

Правда и ложь о наркотиках.

1

Мини-лекция, обсуждение.

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь. Методика «Изучение потребности в поисках впечатлений».

Видеофильм «Сеть»

Знать объективную информацию о наркотиках.

Уметь отличать ложные представления о наркотиках

Как начать разговор?

1

Дискуссия, психологические игры, тестирование.

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь.    Методика изучения потребности в общении.

Знать правила общения, уметь применять их в повседневной жизни.

Как поддержать и завершать разговор?

1

Дискуссия, психологические игры, тестирование.

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь.

Тест «Стратегии поведения в конфликте»

Знать правила общения, уметь применять их в повседневной жизни.

Манипулирование

2

Технология «Зигзаг»,

беседа, ролевая игра

Групповая деятельность

Ролевая игра «Манипуляция», ролевая игра «Бункер»

Уметь противостоять манипулированию и давлению со стороны сверстников, взрослых.

Вперед к здоровью

1

Беседа, тестирование.

Групповая деятельность

Рабочая тетрадь. Тест «Защитные механизмы личности».

Знать правила ЗОЖ

Стресс

1

Опрос, моделирование эмоционально значимой стрессовой ситуации

Групповая деятельность

Упражнение «Цвет», «Воздушный шар»

Знать понятия: эустресс, дистресс.

Мы вместе или нет?

1

Игра-проблематизация

Групповая деятельность

Упражнение «Подъемный кран», игра «Счет»

Уметь действовать сообща, высказывать свое мнение.

Я и наркотики: мое отношение  к проблеме наркомании.

1

Тренинговые упражнения. Методика незаконченных предложений.

Групповая деятельность.

Упражнения «Чувства», «Марионетка»,  «Табу», «Шахматы».

Уметь осознавать собственное отношение к проблеме зависимости.

Формирование зависимости

1

Психологические игры, показ учебного фильма, обсуждение

Групповая деятельность

Упражнения «Мои привычки», «Охмурение», «Привычки».

Видеофильм «Жизнь? Расследование»

Знать об опасности формирования зависимости.

Воздействие наркотиков на организм

1

Беседа, психологические игры.

Групповая деятельность

Упражнения «Разговор с телом», «Полет-падение»,.

Методика Д.Амирхан, модификация А.Г.Грецова

Знать последствия приема наркотиков для организма.

Влияние наркотиков на личность

1

Беседа, психологические игры.

Групповая деятельность

Упражнение «Похвала», «Хорошо-плохо», «Доверие».

Психогеометрический тест.

Знать о влиянии ПАВ на личность человека.

Умей сказать: «Нет!»

1

Ролевая игра, мини-лекция.

Групповая деятельность

Упражнение «Ценности», «Путаница».

Методика «Семь качеств личности»

Выработка ответственного отношения к тем решениям, которые нужно принять в жизни.

Алкоголизм

1

Беседа, обсуждение ситуации, использование отрывка из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» (глава 12)

Групповая деятельность, работа в парах

Рекламные ролики, презентация «Алкоголь: правда/ложь».

Уметь критично относиться к рекламной информации.

Курение

1

Беседа, , анализ собранной информации, подготовка экспертов.

Групповая деятельность

Презентация «Курить-здоровью вредить», тренинговые упражнения.

Уметь критично относиться к рекламной информации.

Воздействие курения на организм

1

Ролевая игра, дискуссия.

Групповая деятельность

Ролевые игры «Закури!», «Не курите!»

Тест «Локус контроля»

Приобретение опыта поведения в часто встречающихся ситуациях, ведущих к вовлечению в курение.

Возможность добиваться состояния психологического комфорта

1

Психологические игры, саморефлексия.

Групповая деятельность.

Тестирование.

Игра «Волшебник», «Цвет».

Тест « Мое отношение к ПАВ» (итоговая диагностика)

Знать приемы достижения комфортного состояния без  употребления ПАВ.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» обучающиеся должны знать:

  • что такое ПАВ;
  • объективную информацию о ПАВ;
  • как необходимо себя вести в обществе, с подростками, с противоположным полом;
  • принципы  принятия ответственных решений;
  • способы сопротивления давлению СМИ и сверстников.

уметь:

  • принимать ответственные решения;
  • сопротивляться давлению СМИ и сверстников;
  • вести себя в обществе, со сверстниками;
  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением ПАВ;
  • применять коммуникативные  навыки;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в образовательной среде

Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в школе. Определение эффективности осуществляется в ходе оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними.  Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:

диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

отбора – выявление эффективных мероприятияй, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ;

коррекции – внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

прогноза – определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.

Подобная организация учета  оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, связанных с риском употребления ПАВ, изменения в динамике численности обучающихся, употребляющих ПАВ.

Для оценки эффективности проводится итоговое  тестирование «Мое отношение к ПАВ», анкетирование  «Изучение мнения по проблемам зависимостей».

Для реализации программы «Полезные навыки» необходима материально-техническая база.

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 
  • Персональный компьютер с принтером. 
  • Аудио/видеомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватели.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Проектор для демонстрации слайдов.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран. Размер не менее 150 х 150 см.
  • CD-диски «Звуки природы», «Водная стихия».
  • набор учебных видеофильмов по профилактике ПАВ

Программы компьютерной обработки психологических тестов:

  • «Диагностика школьной адаптации».
  • «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста».
  • «Невербальные тесты интеллекта».
  • «Тест Амтхауэра».
  • «Тест Кэттелла».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тестовый материал

Анкета «Изучение установок к ЗОЖ»

  1. Как ты проводишь свободное время? а) читаю книги, б) смотрю телевизор, в) гуляю с другом; г) занимаюсь спортом, д)хожу на кружок;

2.   Слышал ли ты что – нибудь о табаке?  А) да  б) нет

      3.    Каковы источники твоих знаний о  табаке и алкоголе?  А) от родителей; б) от учителей; в)от друзей; г) от радио, ТВ, из газеты; д) по собственному опыту  д) из других источников.

      4. Как влияют алкоголь и табак на здоровье человека? а) улучшают б) ухудшают, в) не влияют, г) не знаю.
5. Знаешь ли ты, что употребление лекарств без назначения врача и разрешения взрослых может привести к отравлению или другим последствиям, вредным для здоровья?  а) да б) нет в)не знаю

6. Как ты считаешь, сможешь ли ты, когда вырастешь, обходиться без  употребления вредных веществ?

 А) да; б) нет; в)не знаю         

7. В ситуации, которая кажется безвыходной, я:  а) обращаюсь к друзьям, б) обращаюсь к родителям  в)обращаюсь к воспитателям  г) сам ищу выход д) исправляю свою тактику

8. Сталкивался ли кто-нибудь из вашей семьи с проблемами алкоголя? а) да  б) нет.

9. Ситуацию в своей семье я могу оценить как а) благополучную б) нормальную  в) неблагополучную

10. Можете ли вы в трудных ситуациях рассчитывать на помощь специалистов (воспитателя, классного руководителя, психолога)?  а) да  б) нет в) не знаю.

11. Если ваше мнение не соответствует мнению компании, то обычно вы а) соглашаетесь с мнением группы; б) отстаиваете свою точку зрения; в) уходите из компании.

12. Нужно ли лечить пристрастие к табаку? А)да  Б) нет

13 .Может ли употребление пива привести к формированию  алкогольной зависимости? А)да б) нет

14.  Как по – твоему, курение влияет на здоровье? А)замедляет рост, б) желтеют зубы, в) запах изо рта

г) разрушаются  легкие  д) ухудшается память е) изнашивается сердце  ж) не влияет на здоровье з) не знаю

15.  Ошибаются ли подростки, если а) совершают кражу б) провоцируют конфликт или драку в) употребляют алкогольные напитки г) курят сигареты д)применяют нецензурные выражения в своей речи.

Тест «Отношение к курению»

№ п/п

Утверждения

Полностью согласен

Скорее согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее не согласен

Полностью не согласен

1.

Не курить – это «круто»

1

2

3

4

5

2

Курение успокаивает нервы

1

2

3

4

5

3

Курение делает людей менее активными и менее энергичными

1

2

3

4

5

4

Курение – это напрасная трата денег

1

2

3

4

5

5

Курение-это слишком дорогая привычка

1

2

3

4

5

6

Курение способствует похудению

1

2

3

4

5

7

Курение – это интересное времяпровождение

1

2

3

4

5

8

Курение-это опасно для здоровья

1

2

3

4

5

9

В курении есть особый шик

1

2

3

4

5

10

Курение – это напрасная трата времени

1

2

3

4

5

11

Курить – это «круто»

1

2

3

4

5

12

Курение делает подростков более интересными

1

2

3

4

5

13

У курильщиков зубы становятся желтыми

1

2

3

4

5

14

Курение дает возможность собраться с мыслями

1

2

3

4

5

15

Курение-это приятные ощущения

1

2

3

4

5

16

От курильщиков плохо пахнет

1

2

3

4

5

17

Курение – это для неудачников

1

2

3

4

5

18

Курение позволяет людям чувствовать себя более комфортно среди других людей

1

2

3

4

5

19

Курение повышает собственную значимость в глазах других

1

2

3

4

5

20

Курение ухудшает показатели в спорте

1

2

3

4

5

21

Курить – это глупо

1

2

3

4

5

22

Курение позволяет скоротать время ожидания

1

2

3

4

5

23

Курение повышает авторитет среди товарищей  

1

2

3

4

5

24

Курение ухудшает внимание и память

1

2

3

4

5

25

Курить – это неинтересно

1

2

3

4

5

26

Курение препятствует достижениям в жизни

1

2

3

4

5

27

Курение - это символ преуспевания в делах и жизни

1

2

3

4

5

28

Курить – это модно и современно

1

2

3

4

5

29

Мне нравится реклама курения

1

2

3

4

5

30

Курить – это не для меня

1

2

3

4

5

31

Если родители не курят, то и мне нечего начинать

1

2

3

4

5

32

Мне нравятся рекламные ролики и щиты против курения

1

2

3

4

5

33

Курят многие люди и с их здоровьем ничего не происходит

1

2

3

4

5

34

Если родители курят, то и мне можно начать курить

1

2

3

4

5

35

Я уже взрослый и могу попробовать курить

1

2

3

4

5

36

От табака становишься зависимым и несвободным

1

2

3

4

5

37

я бы значительно возвысился бы в глазах сверстников, если бы начал курить

1

2

3

4

5

38

Лучше никогда не пробовать курить

1

2

3

4

5

39

Я не стану по-настоящему взрослым. Если не отведаю вкус табака

1

2

3

4

5

40

Я выглядел(а) бы довольно смешным(ой), если бы закурил(а) только ради того, чтобы произвести впечатление на сверстников (сверстниц)

1

2

3

4

5

Методика исследования ситуативной и личностной тревожности

Методика, предложенная ч. Д. Спилбергером, а на русском языке адаптированная Ю. Л. Ханиным, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как ситуативное состояние.

Данная методика включает инструкцию и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 - для оценки уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№  

Суждение

Ответ

Нет,

это

не так

Пожалуй,

так

Верно

Совершенно

верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден, и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами также не следует долго задумываться.

№  

Суждение

Ответ

Никогда

Почти

никогда

Часто

Почти

всегда

у меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

У меня бывает хандра

1

2

3

4

Я бываю доволен

1

2

3

4

 Всяки Пустяки  отвлекают  и волнуют меня

1

2

3

4

Бывает, что я  чувствую себя неудачником

1

2

3

4

Я неуравновешенный человек

1

2

3

4

 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, – в 3 балла; если вы не совсем согласны – в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.

Пример: 1. – 3; 2. – 4 и т. д.

Высказывания:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно доставлять людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии  с  баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;

от 24 до 33 единиц – средний уровень;

от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;

от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Тест на определение конфликтности человека с учета ведущего полушария

В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.

Тестовые задания:                    

  1. Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.
  2. Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у Вас ведущий.
  3. Переплетите на груди руки («наполеоновская поза») и заметьте, какая рука окажется сверху.
  4. Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.

Анализ полученных данных:

ПППП. Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения.  Проявляют недостаток гибкости.

ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от  прежней позиции. Могут быстро принимать решения. Достаточно гибки, но не всегда последовательны. Очень находчивы в погашении конфликта.

ППЛП.  Не любят конфликтовать, но не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.

ППЛЛ.  Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками и близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью.

ПЛПЛ.   Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуществлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, не находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных доверенных друзей или родственников.

ПЛПП.   Готовы идти  на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо подсчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда могут сами спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения.

ПЛЛП.  Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.

ПЛЛЛ  Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают  собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно  Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием – «психологическая атака».  Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам.

ЛППП.  Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решение принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.

ЛППЛ.   Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держать твердо, не очень склонны к компромиссам, К помощи посредников могут обращаться, но решение принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения – на втором плане. На первом плане – интересы дела.

ЛПЛП.   Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придают несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами,  хотя помощь со стороны не исключают. 

ЛПЛЛ.  Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами  Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции.

ЛЛПП.   Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная их сторона – стремление предупредить конфликты или погасить в зародыше.

ЛЛПЛ.   Стремятся избежать конфликта, хотя не умеют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям  конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношению к более слабому проявляют неуступчивость. Не могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Неспособны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, следуют их рекомендациях. Имеют склонность скрывать наличие конфликтной ситуации, искренне веря в её отсутствие. Недостаточно принципиальны.

ЛЛЛП.   Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию поведения в решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.

ЛЛЛЛ.   Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.

Опросник Басса –Дарки, адаптированный Г.А. Цукерман

  1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  2. Иногда я раздражаюсь настолько что могу бросить какой-нибудь предмет.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
  5. Мне кажется, что судьба ко мне не справедлива.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
  7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
  9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
  10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
  12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
  13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
  14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  15. Я требую, что люди уважали мои права.
  16. иногда мне на ум приходя мысли, которых я стыжусь.
  17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.
  18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
  19. Иногда я могу взорваться как пороховая бочка.
  20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
  21. есть люди, к которым я испытываю ненависть.
  22. Довольно много людей мне завидует
  23. если я злюсь, я могу выругаться.
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
  26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку  предмет и ломаю его.
  27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
  28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
  29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  30. иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что я о нем думаю.
  32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
  33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
  34. в споре я часто повышаю голос.
  35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
  36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
  37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
  38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
  39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Изучение структуры межличностных отношений

в  ученическом коллективе (социометрия).

Детям задаются следующие вопросы:

  1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
  2. С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?
  3. Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран.
  4. С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе?

Методика «Ценностные ориентации».

                                       СПИСОКА (терминальные ценности):

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства 9переживание прекрасного в природе и искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь(отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельность);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

                                       СПИСОК Б (инструментальные ценности):

  • аккуратность(чистоплотность, умение содержать в порядке вещи. Порядок в делах);
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость)

Тест «Моя самооценка»

Очень часто – 4 балла

часто – 3 балла

иногда – 2 балла

редко – 1 балл

никогда  - 0

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупцом.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезна.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться моими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень многого.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слегка смущаюсь.
  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  22. Я не чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто понапрасну волнуюсь.
  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  25. Я чувствую себя скованным.
  26. Я чувствую, что люди говорят за моей спиной.
  27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я .
  28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  30. Как жаль, что я не так общителен.
  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Полезные навыки"

Программа "Полезные навыки"...

Рабочая программа по предмету "Полезные навыки" для 5-9 классов

Программа рассчитана на 34 часа в год или 1 час в неделю....

Рабочая программа "Полезные навыки"

 Основная идея программы – создание условий для раскрытия творчества ребенка, его самореализации. Направленность программы на взаимодействие разных видов деятельности дает ребенку во...

Рабочая программа "Полезные навыки"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственной    направленности  «Полезные навыки» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственны...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 1 Г класса

Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 1 Г класса на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 2 Г класса

Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 2 Г класса на 2019-2020 учебный год...