Семейная депривация - выученное одиночество подростка
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Доценко Арина Евгеньевна
Семья является необходимой средой для развития и воспитания личности. В ней определяется мировоззрение, закладывается система ценностей, нормы и правила, определяются принципы и убеждения. То, как человек справляется с жизненными трудностями, какие стратегии выбирает для достижения собственных целей, во многом зависит от семьи, в которой он рос и воспитывался. Семья для любого человека является источником психологической и материальной поддержки, безопасной средой, необходимой для гармоничного развития личности, формирования и развития навыков и умений. Она продолжает оказывать влияние на становление личности человека и в молодости, и во взрослости.
 
В статье речь пойдёт о семейной (материнской) депривации и её влиянии на психическое развитие подростка. Ведь период подросткового возраста по праву считается одним из самых сложных и многогранных периодов в развитии личности. Именно в этом возрасте определяется путь, по которому пойдет в дальнейшем личностное развитие человека. И особое место в этом процессе занимает семья и отношения в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dotsenko_a.e.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

А.Е. Доценко, педагог-психолог

 ГБОУ СОШ № 86

Петроградского района

Санкт-Петербург

СЕМЕЙНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – ВЫУЧЕННОЕ ОДИНОЧЕСТВО ПОДРОСТКА

        

Семья является необходимой средой для развития и воспитания личности. В ней определяется мировоззрение, закладывается система ценностей, нормы и правила, определяются принципы и убеждения. То, как человек справляется с жизненными трудностями, какие стратегии выбирает для достижения собственных целей, во многом зависит от семьи, в которой он рос и воспитывался. Семья для любого человека является источником психологической и материальной поддержки, безопасной средой, необходимой для гармоничного развития личности, формирования и развития навыков и умений. Она продолжает оказывать влияние на становление личности человека и в молодости, и во взрослости.

Извечный философский вопрос: «Что необходимо ребенку для его нормального роста и развития?». Оказывается, множество всего: это и нескрываемая радость родителей при его рождении, любимая игрушка в кроватке и улыбка близких людей, возможность двигаться, и отсутствие опасения, и много чего ещё. Кажется, что это мелочи, но вот парадокс: если лишить человека этих «мелочей», может кардинально измениться (ухудшиться) его жизнь.

В данной статье речь пойдёт о семейной (материнской) депривации и её влиянии на психическое развитие подростка. Ведь период подросткового возраста по праву считается одним из самых сложных и многогранных периодов в развитии личности. Именно в этом возрасте определяется путь, по которому пойдет в дальнейшем личностное развитие человека. И особое место в этом процессе занимает семья и отношения в ней.

Термин “депривация” активно используется в психологической литературе последних лет. Под депривацией следует понимать недостаток, дефицит, ограниченность каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии. Семейная депривация – недостаточность материнского тепла и эмоционального резонанса в общении с ребёнком, отсутствие родителей/матери (истинное сиротство) или отсутствие семьи при живых родителях (социальное сиротство). Проявляется в нарушение базовых потребностей ребёнка (потребность в защите, в заботе, в эмпатии).

Стоит отметить, что депривация может возникнуть не только из-за смерти матери, лишения её родительских прав, уходе, но даже при её наличии, когда она лишает его своего внимания, заботы, фрустрирует базовые эмоциональные потребности ребёнка. Последний вид депривации носит более разрушительный характер для его психического развития.  

С самого рождения обделённые вовлеченностью родителя как эмоционально, так и физически, дети становятся заложниками отсутствия понимания своих эмоциональных потребностей, понижением жизнестойкости и задержкой в развитии (Дж. Боулби, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.М Прихожан, Н.Н. Толстых, А. Фрейд). Такие нарушения могут приводить к психосоматическому проявлению, вплоть до нарушения роста ребёнка, к проблемам социальной адаптации, торможению развития личностных навыков, психическим заболеваниям.

Так, в исследованиях Дж. Боулби отмечается, что ситуация, при которой ребенок страдает от недостатка эмоциональной связи, приводит к целому ряду нарушений психического здоровья, являющихся различными по степени тяжести, вплоть до необратимых. При этом решающим фактором в искажении личностного развития он называет ранний (до пяти лет) и продолжительный (полгода и более) разрыв с матерью [4].

Дети, лишенные эмоциональной связи с родителями, часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие – ненормальны, теряют твердость психологической почвы под ногами, у них зачастую формируется амбивалентное сознание, характеризующееся двойственностью и противоречивостью, что приводит к нечеткости границ личности. Поскольку дети, воспитывающиеся в семьях с выраженной депривацией, лишены удовлетворения основных потребностей – любви, внимания и ласки, у них появляется закономерное желание, чтобы ими занимались. В попытке убежать от чувства ненужности и одиночества, такие дети пытаются привлечь к себе внимание любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения – суицидальные попытки, self-harm, аддиктивное поведение и др.

Депривация в семье заставляет ребенка поверить в собственную ответственность за нелюбовь его родителей к нему, потому что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он заслуживает того, чтобы быть эмоционально отверженным. Постепенно у ребенка утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя. У таких детей наблюдается нарушение идентификации собственных потребностей: утрата способности заявлять о своих нуждах и заботиться об их удовлетворении, трудности в определении границ своего духовного «Я», личная зависимость, т.е. необходимость подтверждения самоценности, страх быть брошенным.

Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, становятся грубыми, черствыми, злобными по отношению к самым близким людям, эмоциональное развитие этих детей резко тормозится, у них появляются равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным и немотивированным поступкам [3].

Главная черта депривированного ребёнка – отсутствие внимания или привязанности к значимому взрослому. Если при нормальных взаимоотношениях ребёнок получает заботу, внимание, защиту от взрослого (от мамы), то в ситуации опасности, он будет «прятаться за юбку матери» и искать защиту. При нарушенных взаимоотношениях, дети так вести себя не будут. Они не считают значимого взрослого объектом защиты. Взрослый воспринимается как источник стресса и опасности. Естественным поведением, при таких взаимоотношениях, будет избегание или отстранение.  У них нет опоры и защиты и всю свою боль они переносят через отстранение, агрессию или зависимость [5; 6]. Как следствие, у ребёнка развивается выученное чувство одиночества: «я никому не нужен/ никто не сможет меня полюбить/я не заслуживаю хорошего отношения к себе и любви/никому нельзя доверять» и другие глубинные убеждения, которые в дальнейшем определяют жизнь уже взрослого человека.

Подростки с выученным одиночеством чувствуют себя оторванными от окружающих, выброшенными «за борт», никому не нужными. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Зачастую они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении. Речь идёт о внутриличностном конфликте: с одной стороны, подросток нуждается в общении, с другой, - всячески избегает его из-за страха быть отвергнутым, как тогда – с мамой. Травматический опыт в прошлом встраивается в систему отношений в настоящем, блокируют доступ к нашим эмоциям и чувствам, мешает двигаться дальше.

Большая опасность выученного одиночества в том, что оно создаёт недоверие подростка по отношению к другим людям, непризнание его индивидуальности, небольшой опыт совладания с эмоциями, чувство одиночества и отсутствия поддержки со стороны взрослых создают предпосылки для формирования в дальнейшем самоповреждающего поведения и, как следствие, повышают риск суицидального поведения [1; 2].

Таким образом, депривированные дети, как правило, лишены удовлетворения основных потребностей, прежде всего внимания, любви и заботы, что задерживает их психическое и личностное развитие, лишает чувства безопасности и межличностного общения. Неудовлетворенные в детстве основные потребности растущего ребенка приобретают позднее искаженный характер и приводят к выученному одиночеству и, как следствие, ведут на путь асоциального поведения.

Для полноценного становления личности важна гармонизация всех взаимоотношений подростка с окружающей его средой. А отсутствие эмоциональной связи в виде любви, внимания и нежных чувств, наряду с другими лишениями, имеет патогенное значение для его развития. Самая главная задача в процессе работы над выученным одиночеством – научить подростка понимать, что выражение и удовлетворение эмоциональных потребностей естественный нормальный процесс, от которого зависит качество жизни в целом и в отдельных сферах, в частности.

Психолого-педагогические мероприятия по преодолению выученного одиночества у подростков в условиях семейной депривации должны носить превентивный характер и заключаться в следующем:

  1. Осознание собственных эмоциональных потребностей и поиск путей их удовлетворения.
  2. Постепенное примирение с собой, нахождение своего места в жизни: работа над самооценкой и самоотношением.
  3. Принятие родителей такими, какие они есть со всеми их достоинствами и недостатками. Нет идеальных родителей, как нет инструкции для воспитания конкретного ребёнка.  
  4. Работа над укреплением личностного ресурса: формирование позитивной и адекватной самооценки, развитие ответственности за себя и свою жизнь.
  5. Формирование навыков рефлексии.

Доверие к миру у подростков, переживших депривацию в семье, может возникнуть только через любовь, теплоту, заботу и принятие, которые так необходимы каждому ребенку независимо от возраста.

Список источников литературы:

  1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. № 4. С. 14-20.
  2. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением // Вестник Томского университета. 2010. № 322. С. 149-154.
  3. Антилогова Л.Н., Федорова Н.В. Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков // ОНВ. - 2006. - №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deprivatsiya-v-semie-kak-faktor-delinkventnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 20.10.2021).
  4. Боулби Дж. Привязанность. – М.: «Гардарики», 2003. - 477 с.
  5. Левковская О.Б., Шевченко Ю.С. Несуицидальное самоповреждающее поведение – синдром или особая реальность нового времени? // Психическое здоровье. 2014. № 4 (95). С. 74-86.
  6. Whitlock J.L., Eckenrode J.E., Silverman D. The epidemiology of self-injurious behavior in a college population // Pediatrics. 2006. Vol. 117. P. 1939-1948.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростки с проблемами развития: специфика мотивации в условиях депривации"

В зависимости от области развития , которая может быть подвержена депривационному воздействию можно выделить депрвацию физическую, когнитивную и психосоциальную.  Социальная депривация стано...

Методика по формированию семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения.

Методика “Формирование семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения” разработана для учащихся (девочек) 9-х классов общеобразовательной школы.Создание методики преду...

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Здесь представлены результаты исследования особенностей личностной сферы младших и старших подростков Ненецкой школы-интернат, в которой обучаются дети сироты и "родительские" дети из поселков Ненецко...

Семейная депривация (выступление на педсовете)

раскрывает понятие семейной депривации...

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации».

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации»....

Эмпирическое исследование психологических особенностей проявления одиночества у подростков

Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние, жалость к себе, скука, ощущение собственной непривлекательности, застенчивость. Одинокий человек как бы говорит: «Я беспомощен и несчастен, полюб...