Опросник Кейрси (оценка темперамента)
тест по психологии (9, 10, 11 класс)
Диагностический материал для оценки темперамента Опросник Кейрси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник Кейрси (оценка темперамента)
Опросник Кейрси - методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой, Ильиным Е. П.
Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений К.Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся:
- экстраверсия-интроверсия (Е-I, от англ. Extravertion-Intmvertion);
- сенсорика-интуиция (S-N, от англ. Sensation-Intuition);
- логичность-чувствование (T-F, от англ. Thinking-Feeling);
- решение-восприятие (J-P, от англ. Judging-Perceiving) (планирование-имрульсивность).
Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых относятся к шкале экстраверсии-интроверсии, остальные (тремя группами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал. Шкалы искренности и достоверности в опроснике отсутствуют. Утверждения следуют однородными группами по 7: первое относится к факторам Е-I, второе и третье - к факторам S-N, четвертое и пятое - к факторам T-F, шестое и седьмое - к факторам J-Р. Далее (с каждой новой строки регистрационного бланка) указанная последовательность возобновляется. Каждое утверждение имеет два варианта продолжения (обозначаемые а или b), один из которых предлагается выбрать испытуемому. Таким образом, выявляются индивидуальные предпочтения одного из сдвоенных факторов во всех четырех парах. Испытуемый (респондент) получает в результате характеристику экстраверта либо интроверта; сенсорика либо интуитива и т.д.
Процедура проведения
Порядок работы. Испытуемому выдается регистрационный бланк, в котором вначале следует заполнить анкетную часть. После этого испытуемый получает опросник и инструкцию. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, экспериментатор должен дать соответствующие разъяснения, ориентируя при этом испытуемого на тот или иной ответ.
Инструкция
Вам предлагается опросник для изучения типичных способов повеления и личностных особенностей. Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения (ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных среди них нет. Ваша задача:
- прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями;
- выбрать то продолжение, которое вам свойственно в большинства жизненных ситуаций;
- вписать знак (+) в соответствующую (по номеру вопроса) ячейку регистрационного листа.
Ответы в листе располагаются по строкам слева направо. Просим работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами, и проявлять откровенность. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.
Обработка результатов
Подсчет первичных результатов производится простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту а или b) во всех вертикальных столбцах регистрационного листа:
| A | B |
| A | B |
| A | B |
| A | B |
| A | B |
| A | B |
| A | B |
1 |
|
| 2 |
|
| 3 |
|
| 4 |
|
| 5 |
|
| 6 |
|
| 7 |
|
|
8 |
|
| 9 |
|
| 10 |
|
| 11 |
|
| 12 |
|
| 13 |
|
| 14 |
|
|
15 |
|
| 16 |
|
| 17 |
|
| 18 |
|
| 19 |
|
| 20 |
|
| 21 |
|
|
22 |
|
| 23 |
|
| 24 |
|
| 25 |
|
| 26 |
|
| 27 |
|
| 28 |
|
|
29 |
|
| 30 |
|
| 31 |
|
| 32 |
|
| 33 |
|
| 34 |
|
| 35 |
|
|
36 |
|
| 37 |
|
| 38 |
|
| 39 |
|
| 40 |
|
| 41 |
|
| 42 |
|
|
43 |
|
| 44 |
|
| 45 |
|
| 46 |
|
| 47 |
|
| 48 |
|
| 49 |
|
|
50 |
|
| 51 |
|
| 52 |
|
| 53 |
|
| 54 |
|
| 55 |
|
| 56 |
|
|
57 |
|
| 58 |
|
| 59 |
|
| 60 |
|
| 61 |
|
| 62 |
|
| 63 |
|
|
64 |
|
| 65 |
|
| 66 |
|
| 67 |
|
| 68 |
|
| 69 |
|
| 70 |
|
|
Σ= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ↓ |
| → | + |
|
|
| → | + |
|
|
| → | + |
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| E | I |
|
|
|
| S | N |
|
|
|
| T | F |
|
|
|
| J | P |
В результате получаются четыре объединенные буквы. Они обозначают функциональный психологический портрет обследуемого. Комбинации могут быть следующими:
ESFP | ESFJ | ENFJ | ENTJ |
ISFP | ISFJ | INFJ | INTJ |
ESTP | ESTJ | ENFP | ENTP |
ISTP | ISTJ | INFP | INTP |
Затем определяется яркость выраженности типа. Она обозначается добавлением к одной из четырех букв символа b.
Например: E(b), I(b), S(b), N(b), T(b) и. m. д. Яркость вычисляется следующим образом: для первой шкалы (Е - I) от большего числа в паре чисел, записанных в нижних ячейках, отнимается число 5. Результат умножается па 2:
E−I(b)=(max−5)∗2
где max - большее число из пары сумм, записанных внизу регистрационного листа.
Это выглядит следующим образом:
E−I(b)=(6−5)∗2=2
т.е. Е(b)=2
Полученная величина яркости записывается на бланке под соответствующими сдвоенными буквами. Для остальных трех шкал порядок вычисления яркости более прост: от большего числа в паре нижних чисел отнимается 10.
S−N(b)||F−T(b)||J−P(b)=max−10
где max - большее число из пары сумм, записанных внизу регистрационного листа.
По шкале T-F имеем:
T−F(b)=18−10=8
итак, T(b)=8
Арифметическая сумма яркостей по всем четырем сдвоенным факторам представляет собой суммарную яркость выраженности типа темперамента - Z.
Zb=E−I(b)+S−N(b)+F−T(b)+J−P(b)
В нашем примере:
Zb=2+0+8+6=16
Подобная характеристика позволяет разделить людей на "ярких" (20 < Z(b) < 40) и "неярких" (0 < Z(b) < 20). Для первых характерна высокая степень соответствия личностных характеристик полученному типологическому портрету и устойчивость типологической принадлежности во времени: лишь 8% из числа "ярких" изменяют свой тип через год. Степень соответствия портрета особенностям личности "неярких" представителей может быть меньшей, чем у "ярких".
Интерпретация результатов
Экспресс-диагностика типа темперамента и функционального портрета с помощью опросника является предварительной. Окончательное заключение выдается в случае совпадения результатов при повторном обследовании через полгода. Основное диагностическое значение имеет принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента; функциональный портрет служит дополнительной характеристикой. Словесные обозначения портретов условны и диагностического значения не имеют.
Описание типов
Для SР - типа темперамента при учете всех шкал возникают четыре комбинации (функциональных портрета). Охарактеризуем каждый из них отдельными ключевыми словами:
- ESFP - "Тамада": оптимизм и теплота; избегают одиночества; идут по жизни смеясь, жизнь для них - сплошные приключения; игнорируют все мрачное; щедрость, поддаются соблазнам; старший друг для своего ребенка; умение вдохновлять людей, приземленность языка; наука - дело не для них, они выбирают бизнес, торговлю.
- ISFP - "Художник": успешное художественное творчество, эпикурейский образ жизни; острота ощущения текущей минуты; высокая' чувствительность к оттенкам и полутонам в ощущениях; тонкости устной и письменной речи обычно не интересуют; свобода, оптимистичность, непокорность, уход от всякого рода ограничений.
- ESTP - "Антрепренер": энергия, игра, неистощимый, искушенный в обращении с людьми; остроумие, прагматизм; работа в условиях риска и на грани катастрофы; поиск острых ощущений; преследуют выгоду во взаимоотношениях; погоня за Госпожой Удачей, риск.
- ISTP - "Мастер": субординация - излишняя условность; бесстрашие, жажда действий; увлечения с оттенком экстремальности; умение обращаться с любыми инструментами и механизмами; это боевики, наемники; им свойственны братские взаимоотношения; формальное образование не обязательный вариант для них (часто бросают школу и редко стремятся к высшему образованию).
Для представителей SJ-темперамента:
- ESFJ - "Торговец": открытый, практичный, расчетливый, обладает житейской мудростью; компанейский, гостеприимный; деловой, ответственный, интересы клиента превыше всего; общительный.
- ISFJ - "Консерватор": спокойный; защищает интересы организации, традиции; ответственный; придерживается связи времен, проявляет интерес к истории; все у него по плану; заботливый; выполнять поручения для него спокойнее, чем руководить; хозяин в доме.
- ESTJ - "Администратор": ответственный, надежный; для него важны долг, иерархия, порядок; практичный, открытый, все у него идет по плану; без глупостей и лишних выдумок; бесхитростный, исполнительный, цельная натура.
- ISTJ - "Опекун": на первом месте - долг, человек слова, ответственный; спокойный, твердый, надежный, логичный, малоэмоциональный; семьянин; ему свойственны обстоятельность и даже въедливость.
Для NF-представителей деление на функциональные типы выглядит следующим образом:
- ENFJ - "Педагог": гуманистический лидер, общительный, внимательный к чувствам других людей, образцовый родитель; нетерпеливый по отношению к рутине и монотонной деятельности; отличается умением распределить роли в группе.
- INFJ - "Предсказатель": радость друзей - радость и для него; проницательность и прозорливость; успешное самообразование; ранимость, не любят споров и конфликтов; богатое воображение, поэтичность, любовь к метафорам; это психолог, врачеватель, писатель; стремится к гармонии человеческих взаимоотношений.
- ENFP - "Журналист": умение влиять на окружающих; видит людей насквозь; отрывается от реальности в поиске гармонии; подмечает все экстраординарное; ему свойственны чувствительность, отрицание сухой логики, творчество, энтузиазм, оптимизм, богатая фантазия; это торговец, политик, драматург, практический психолог; ему присущи экстравагантность, щедрость, иногда избыточная.
- INFP - "Романтик": спокойный, идеалист; чувство собственного достоинства; борется со злом за идеалы добра и справедливости; отличается лирическим символизмом; это писатель, психолог, архитектор; кто угодно, только не бизнесмен; способности в изучении языков; принцип "Мой дом - моя крепость"; уживчивые и покладистые супруги.
NT-тип темперамента включает следующие четыре функциональных портрета:
- ENTJ - "Фельдмаршал": руководитель-стратег; ориентация на цель; логичный; эффективность в работе превыше всего; хранитель домашнего очага; интеллигент; требовательный родитель, неутомимый; карьера иногда важнее, чем семейное благополучие.
- INTJ - "Исследователь": самоуверенный; его интересы в будущем; авторитет положения или звания не имеет значения; теоретик, приверженец "мозгового штурма", жизнь - игра на гигантской шахматной доске; дефицит внешней эмоциональности, высокие способности к обучению, независимость, интуиция; возможны трудности в мире эмоций и чувств.
- ENTP - "Изобретатель": применяет интуицию на практике (в изобретениях), энтузиаст, новатор; важна воплощенная идея, а не идея сама по себе; приятный собеседник, инициативный в общении; нетерпение к банальным, рутинным операциям, хороший педагог; любит юмор; девиз: "Понимать людей! "
- INTP - "Архитектор": ценитель мыслей и языка; мгновенная оценка ситуации, логичность; познание законов природы; интеллектуал, несколько высокомерный, интеллигент, философ, математик, теоретик, неистощимый фонтан новых идей; чуткий и умный родитель; отличается сложным внутренним миром; богатство ассоциаций.
Для полноценной интерпретации данных, полученных при исследовании типа темперамента, необходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, о его поведении и характере, условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении. Это дает возможность сделать обоснованное диагностическое заключение и дать необходимые рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темперамент. Типы темперамента.
Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/15/picture-215980-1400138632.jpg)
Бланки для заполнения результатов по тесту Кейрси
Очень удобные бланки для заполнения после обработки теста. Очень информированный бланк с готовой подборкой по типу темперамента....
Опросник по оценке социально-психологической напряженности в учебном коллективе
Цель исследования - профилактика и ранее выявление обучающихся "Группы риска"...
Экспресс опросник для родителей (законных представителей) для оценки социально-личностного благополучия ребенка (детей)
Профилактика социально-личностного неблагополучия и выявление лиц "группы риска"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/21/picture-818153-1640086909.jpg)
Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе
Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «Б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный д...