НИРС Переживание обиды и её психологическая природа
методическая разработка по психологии

Герш Маргарита Владимировна

Очень часто в повседневной жизни нам приходится сталкиваться с таким чувством, как обида. Мы обижаем сами и обижаемся на других людей. Это очень сильное чувство, обладающее разрушительным действием. Оно портит отношения с близкими, отнимает много сил, делает обидчивого человека невыносимым, приводит к ссорам, конфликтам. Обидеться можно на близких людей,  друзей и просто знакомых.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Обида» определяют несомненную новизну нашего исследования. В результате  исследования мы представили собранную и обработанную информацию в виде презентации, изготовили буклет с советами для школьников «Как справиться с обидой».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perezhivanie_obidy_i_ee_psih_priroda.docx107.14 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Научное направление: психология и педагогика

«Переживание обиды и её психологическая природа»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Краевая научно-практическая конференция «Шаг в науку» группа «Юниор»

Исследовательская работа «Переживание обиды и её психологическая природа»

Российская Федерация Забайкальский край село Бада

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

        Очень часто в повседневной жизни нам приходится сталкиваться с таким чувством, как обида. Мы обижаем сами и обижаемся на других людей. Это очень сильное чувство, обладающее разрушительным действием. Оно портит отношения с близкими, отнимает много сил, делает обидчивого человека невыносимым, приводит к ссорам, конфликтам. Обидеться можно на близких людей,  друзей и просто знакомых.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Обида» определяют несомненную новизну нашего исследования. В результате  исследования мы представили собранную и обработанную информацию в виде презентации, изготовили буклет с советами для школьников «Как справиться с обидой».

Краевая научно-практическая конференция «Шаг в науку» группа «Юниор»

Исследовательская работа «Переживание обиды и её психологическая природа»

Российская Федерация Забайкальский край село Бада

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

АННОТАЦИЯ

Цель работы: изучить психологические особенности обиды и возможности её преодоления.

Задачи:

  1. Узнать, что такое обида и каковы причины её возникновения.
  2. Выяснить, как проявляется обида.
  3. Провести тестирование и выявить обидчивых учеников в классе.
  4. Провести классный час, познакомить учеников с упражнениями, помогающими справляться с обидой.
  5. Разработать памятку для учеников всей школы «Как справиться с обидой?».

Методы и приёмы: сбор информации, наблюдение, анкета, тестирование, анализ и обработка информации. 

Актуальность: Я заметил, что мои одноклассники часто обижаются, иногда по незначительным поводам. От этого портятся дружеские отношения в классе. Мне стало интересно разобраться в этом явлении, в чём его смысл, зачем оно возникает. Я решил провести исследование на эту тему, понять, что же такое обида, почему мы обижаемся и как научиться с этим справляться.

Полученные данные: В результате тестирования выяснилось, что 70% человек из класса являются обидчивыми. 100% опрошенных обижаются на значимых, близких людей.

Выводы: В нашем классе большое количество обидчивых учеников. Разобравшись с проблемой обиды и выяснив её природу, нам легче контролировать это чувство.

Краевая научно-практическая конференция «Шаг в науку» группа «Юниор»

Исследовательская работа «Переживание обиды и её психологическая природа»

Российская Федерация Забайкальский край село Бада

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

  1. Что такое обида?

Эмоции занимают одно из важных мест в психической жизни человека. Есть позитивные переживания - восхищение, радость, ликование, есть негативные – зависть, грусть, отчаяние.  Среди многообразных негативных переживаний особое место занимает обида.

Каждый из нас переживал обиду. Обида – это, с одной стороны, то, что присуще каждому человеку, а с другой стороны, обида всегда травмирует, доставляет неприятные ощущения. Ее сопровождают ощущения беспомощности, желание отомстить, гнев, досада, раздражение, отчаяние. В основе обиды находятся неоправдавшиеся ожидания от другого человека, которые могут быть реальными (он обещал, обнадежил, но не сделал) или мнимыми (я считаю, он должен поступать так, потому что именно так поступил бы я). Состояние сочетает подавленную агрессию к обидчику, жалость к себе и стремление устранить несправедливость. Обида у одного человека всегда дополняется чувством вины у другого. Если вторая сторона в конфликте не способна испытывать чувство вины, обида становится бесполезной (мы не обижаемся на животных, неодушевленные предметы).[1]

Я обратился к словарям, чтобы узнать толкования обиды:

В Википедия обида — реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить.[2] 

В толковом словаре В. Даля обида - это "всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. Насмешка, дурной отзыв; лишение кого-либо достояния, имущества. Всякому своя обида горька". [3]  

Толковый словарь И.С. Ожегова дает следующее определение: "Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство».[4]

В Универсальном словаре русского языка обида - «наказание, бесчестье».[5]

В  "Словаре современного русского литературного  языка" Д.Н.  Ушакова дается сходное определение «Оскорбление, огорчение, причиненное кому-то несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением» [6].

В Национальной психологической энциклопедии «обида» (от «об-вида», то есть «об-огнуть видом», обнести, не заметить, обделить) - чувство, возникающее у индивида при нарушении справедливости по отношению к нему, с причинением ему ущерба; часто ощущение несправедливости ложное, а оценка ущерба преувеличенная.  Проявления обиды обозначаются выражениями надуться, насупить брови, демонстративное молчание. Обиженный меняет тон речи на строгий, сугубо официальный, может демонстративно уйти. Как один из признаков отмечают моргание. Может сочетаться со смирением, жаждой мести, ненавистью, презрением, гневом, разочарованием, с чувством неполноценности; может быть воспринята сдержанно, внешне спокойно или обернуться аффектом. Типичная реакция на обиду – недоумение, смущение, извинение или попытка оправдаться, досада, раскаяние, сочувствие, насмешки.[7]

Также в словарях я нашёл речевые обороты со словом "обида": "затаил обиду", "обидно до слез", "не могу переступить через свою обиду", "от обиды ничего не вижу вокруг", "смертельная обида", "горький вкус обиды". Я заметил, что все выражения предполагают негативные проявления: слёзы, горечь, боль. Переживание обиды можно описать как ком в горле, тяжесть в груди, подступающие к глазам слёзы. К счастью, эта эмоция живёт недолго, если конечно не перерастёт в более стойкое негативное чувство. Закрепляясь в поведении человека и часто повторяясь, она приводит к формированию такой негативной черты характера человека, как обидчивость. 

Обидчивость – это склонность принимать всё за обиду, легко обижаться.[3]

Мне стало интересно, в каких пословицах и поговорках встречается понятие обиды:

  • Всякому своя обида горька.
  • На обиженных воду возят.
  • Не высказанная обида тяжелее на душу ложится.
  • Обидеть-то легко, да душе-то каково?
  • Обиженная слеза не капнет на землю, а все на человеческую голову.
  • За шутку не сердись, в обиду не давайся.
  • Человека словом убить можно.
  • В тесноте люди живут, а в обиде гибнут.
  • Обида жжет сердце (грузинская пословица).
  • Иная обида равносильна смерти (грузинская пословица).

В школьной библиотеке мне сделали подборку книг про обиду, которые я прочитал, это рассказы В.Осеевой «Долг», «Волшебное слово», рассказ С. Прокопьевой «Не буду просить прощения», стихотворение А. Барто «Обида».

         Рассказ В.Осеевой «Долг» учит не поддаваться зависти и пустячным обидам, быть выше этих мелочных чувств ради сохранения дружеских отношений. В рассказе мне понравился Ваня, который искренне дружил с Петей, не рассчитывая от него что-то получить. Ему просто нравилось общаться с другом и хорошо проводить с ним время. А Петя попал под власть мелочной зависти, накопил в себе необоснованные обиды на друга, который был ни в чем не виноват (в рассказе автор использует такие речевые обороты, как  «насупился», «посмотрел исподлобья») и в результате потерял то, чего уже не вернешь – добрые дружеские отношения с товарищем.

В самом начале рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» мы видим главного героя Павлика злым, обиженным и грубым. Это выражается в его состоянии, которое описывает нам автор, такими словами, как: «красное сердитое лицо», «покосился», «сердито буркнул», «сжал кулаки», «засопел от обиды». Ребенок, который ослеплен своей обидой, не замечает никого вокруг, готов выместить свой гнев на первом встречном. Рассказ учит различать хорошие и плохие поступки, учит чуткости и уважению к другим людям. А также как изменить отношение окружающих к себе в лучшую сторону.

Сказка С. Прокофьевой «Не буду просить прощения» о мальчике Васе, который обидел маму, и не захотел просить прощения. О великих холодах, которые наступили из-за этой обиды. О слове "прости", которое оказывается таким легким и таким спасительным.

В стихотворении А.Барто «Обида» мальчик был обижен на своих родителей, внимание которых было приковано к маленькой сестрёнке.  Обида так и распирает героя изнутри. Впору улечься в кровать и закричать, как несмышлёныш! Но достаточно одного ласкового маминого слова, чтобы самая горькая обида растворилась без следа…

Прочитав произведения, я пришёл к выводу, что обида – сильное чувство, от которого нелегко избавиться. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе. На душе становится неприятно и тяжело. Обида делает человека злым. Трусость и слабость характера мешает справиться с обидой и может разрушить отношения с близкими людьми.

  1. Причины появления и последствия обид.

Из интернета я узнал, что категория «обида» практически не разрабатывалась в педагогике, в психологии «обида» рассматривается в основном в русле других психологических проблем.  Целостных работ, как в отечественной, так и в зарубежной науке недостаточно. До сих пор данный феномен являются  малоизученным.  Проблемы обиды и обидчивости в настоящее время рассматриваются разными психологическими школами, и трактуются по-разному.

В отечественной психологии проблема обиды наиболее полно раскрывается в работах Юрия Михайловича Орлова.  Я с помощью руководителя выяснил, что автор считает, что обида - когда другой ведет себя относительно нас не так, как мы привыкли или как ожидаем от него, а иначе, хуже.[8]

Ричард  Хьюсман и Джон Хэтфилд рассматривают возникновение чувства обиды через нарушение «фактора справедливости». То есть мы считаем, что с нами обошлись нечестно, несправедливо.[9]

Мы рождаемся с набором базовых, необходимых эмоций и со временем обретаем всё новые их оттенки. Если новорожденный понимает, что ему хорошо или плохо и реагирует плачем или спокойствием, то уже через пару месяцев он будет испытывать радость, когда видит маму, а ещё через время научится злиться, когда что-то не так.

Специалистами отмечается,  что дети уже с годовалого возраста примеряют к себе обиду и пробуют ее пользоваться. Но это проявляется скорее  как редкие эпизоды. Дети быстрее учатся обижаться на свое ближайшее окружение: родителей, бабушек, дедушек. В возрасте  от 2 до 5 лет  дети уже осмысленно и серьезно выучивают обиду, перенимают ее от других детей и взрослых.  Они уже могут показывать обиду: надувать щёки, хмуриться, опускать глаза, прекращать разговор, плакать, уходить, скрещивать руки на груди, сжимать кулаки.  Дети достаточно осознанно пользуются обидой: они знают, кому они обижаются,  зачем, на что. Обычно просто так, впустую, маленькие дети не обижаются. В возрасте от 5 до 12 лет обиды становятся уже полностью осознанными.

Взрослые же, напротив, чаще переживают обиду внутри, что может стать причиной различных заболеваний, душевного дискомфорта.

В школьном возрасте ребёнок, ранее защищенный семьей, попадает в ситуации, где следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, своё право на автономность – свое право быть равноправным в общении с другими людьми.

В нашем классе бывают такие ситуации: ученик захотел сесть на стул, уже вроде как присел, вдруг отвлекся и промахнулся мимо сиденья и приземлился на пол. И все вокруг смеются. В разных комедийных фильмах есть сцены, когда герои бегут и вдруг неуклюже падают. Или в дерево впечатываются, или через забор перелезть не могут. Нам, зрителям  очень смешно! А каково герою? Ему очень обидно!

 Я заметил, что поводом для возникновения желания обидеть или обидеться могут стать внешность, особенности поведения, нелепый случай. Нам  весело, когда кто-то попадает в комичную ситуацию. Ребята, которым так понравилось твое попадание мимо стула, скорее всего, смеются беззлобно. Но даже если кто-то из них на самом деле очень радуется твоему падению и не только смеется, но и говорит обидные слова, то это всего лишь говорит о том, что такой человек плохо воспитан и слаб. Ведь он может привлекать к себе внимание только за счет других, пользуясь неловкостью положения. [10]. Иногда дети шутят и подтрунивают друг над другом, потому что им просто скучно. Заняться нечем. И ничего другого интересного и умного они придумать не могут, кроме как посмеяться. "Ой, у тебя спина белая, ха-ха-ха!". Но некоторые дети смеются над теми, кто чем-то отличается от них самих - у кого большие уши или кто вечно спотыкается и задевает углы, кто носит очки, у кого смешная фамилия или кто слегка заикается. И здесь правильнее сказать: не смеются, а высмеивают. Потому что делают это нарочно, умышленно и много раз. [10] Таких случаев в жизни великое множество.

По-настоящему довольный собой и уверенный человек никогда не будет высмеивать других. А вот неуверенный человек видит себя маленьким и неказистым, но ему очень хочется быть большим и сильным. Чтобы ощутить себя таким, он  начинает принижать других, чтобы самому возвыситься. Этим он как бы говорит: "Вот какой я важный и значительный, у меня нет таких недостатков, которые есть у тебя. Я лучше, а ты - хуже". А может, он боится, что люди вокруг увидят его собственные недостатки и посмеются над ним. И чтобы этого не допустить, сам первым начинает дразниться. Это неправильно, нечестно и очень даже глупо. Я считаю, что так вести себя нельзя! [10]

Причин обид множество, я выделил основные. Это:

- предательство и обман;

- невыполнение обещаний;

- разные проявления неуважения;

- неоправданные ожидания;

- нарушение справедливости;

- причинение душевной боли;

- неуважение или принижение достоинства;

- нарушение общественных договоров.

Мне было интересно узнать, что реакция в форме обиды несёт ряд функций. Самая важная  – подать сигнал о том, что наши границы нарушены. Ведь у каждого человека существуют свои границы допустимого, и если другой человек их переходит, мы реагируем комплексом чувств, которые называем обидой. Например, если кто-то жёстко пошутил в нашу сторону, мы испытываем обиду.

Важно отметить и последствия, к которым приводят обиды. Это:

- нарушение взаимопонимания,

- появление агрессии (оскорбление, желание дать сдачи),

- появление отрицательных черт характера,

- отсутствие силы воли, неспособность принять решение,

- развитие комплексов,

- появление недоверия или озлобленности.

Как мы видим, обида отнюдь не безопасна, поэтому очень важно научиться справляться с ней, не оставаться в этом состоянии надолго, так как это приводит к большим страданиям.

  1. Как преодолеть обиду

От определения обиды и причин появления логично перейти к возможности её преодоления. У всех нас обида бывает разной. У одних из нас обида быстро забывается, тает, как снежинка на тёплой руке. А у других она живёт долго, и тогда она напоминает иголку в ботинке - постоянно колет и заставляет нас грустить или злиться на обидчика. 

Как с ней справиться? В интернете я нашёл следующие советы:

Совет № 1. Простите своего обидчика, вспомните высказывание философа Сенеки: «Лучшее лекарство это - прощение». Простите и забудьте. Попробуйте использовать самовнушение: «Забыть и никогда не вспоминать».

Прощение — отпущение вины, освобождение от заслуженного наказания (помилование, амнистия). Также - отказ от личной обиды, недобрых чувств к виновному.[2] 

Приёмы прощения обиды.

1. Отделяйте себя от ситуации. Психологи дают такие советы: если над тобой смеются или подшучивают - не принимать смех на свой счет и не обижаться. Нужно вспомнить, что смеются не над тобой, а над ситуацией. Можно выполнить несколько физических упражнений, которые вам нравятся больше всего или побеседовать со знакомым. [8]

2. Сохраняйте  спокойствие. Сложно сохранять разумный взгляд на вещи, когда ситуация выходит из-под контроля. Мысленно погладьте мягкую шубку вашего кота или собаки. Через какое – то время вы неизменно почувствуете заметное облегчение.

3. Позвольте себе побыть слабым. Чем естественнее вы будете себя вести в окружении домашних, тем проще и легче вам будет с незнакомыми людьми. [8] 

Прощение необходимо, для того чтобы поддерживать и восстанавливать дружеские отношения. Для возобновления отношений необходимо возобновить диалог, для этого кто-то должен сделать первый шаг к примирению. Считается, что этот шаг первым должен сделать обидчик ("извини, я был не прав…").

Но не все могут простить обиду, кто-то злопамятен и долго помнит причинённые ему страдания. В научной литературе я нашёл признаки непрощения обиды:

  1. Огорчение (если это чувство возникает всякий раз, когда вспоминается случай нанесения обиды).
  2. Жалобы (человек часто вспоминает случай нанесения обиды с целью пожаловаться на обидчика)
  3. Уныние (недовольство жизненными обстоятельствами приводит к этому чувству, а причина может скрываться в непрощенной обиде).
  4. Отчуждение (отсутствие желания общаться с обидчиком), человек говорит: "Я тебе все простил, но больше ко мне не подходи", это свидетельствует о непрощении.
  5. Требование возмещения ущерба (когда человек готов простить только при условии возмещения причиненного ему ущерба, например, обидчик должен заплатить деньги или приобрести какую-нибудь вещь, сделать подарок, публично признать свою вину, встать на колени и т. д.; если этого не происходит, обида так и продолжает сидеть в сердце).

Во многих стихах про дружбу и обиду, для того, чтобы помириться, нужно пожать друг другу руку. Или использовать стишки-мирилки.

Совет № 2. Не копите в себе. В одной легенде мудрец советует использовать для недоразумений с людьми «маленькую чашу». То есть не накапливать свое недовольство до нестерпимых размеров, когда дело заканчивается всплеском эмоций, скандалом или разрывом отношений, а выяснять все несправедливые моменты сразу. 

Совет № 3. Отпустите ситуацию, примите все, как есть. Обиды — всегда результат наших неоправданных ожиданий. Они порождаются мечтами, желаниями и нашими представлениями о другом. Человек не виноват, что мы придумали ему черты характера, которых у него нет. Тем более, он не виноват, что не обладает телепатией и не угадывает наши желания. Осознание данного факта помогает снизить наше недовольство и окрашивает проблему совсем в другом ключе.

Совет № 4. Обязательно выговориться. Негативные эмоции уходят через слова. Обратитесь к друзьям, подругам, психологу, родителям. Главное — не носите негатив в себе.

Совет № 5. Проработка ситуации. Наберитесь смелости и разорвите молчанку. Объясните обидчику свои чувства и предъявите претензии. Скорее всего, он будет удивлен и раздосадован. Даже если вас обидели специально, в этом вряд ли сознаются. Чаще всего люди чувствуют себя крайне неудобно и извиняются.

Совет № 6. Самоанализ. Попробуйте понять, обиду вам причинил именно этот человек, или ваша сильная реакция кроется в прошлых неприятностях. Возможно, виновато переутомление, нервное перенапряжение или старые травмы. Тогда вам нужно извиняться, а не кому-то перед вами.

Совет № 7. Попробуйте найти вашему обидчику оправдание. Посмотрите на сложившуюся ситуацию объективно, может быть, вы допустили ошибку, оказались неправы. Будьте выше обиды, пожалейте человека, который не умеет правильно вести себя в обществе и поэтому совершает ошибки.

Совет № 8. Попробуйте найти в себе силы отнестись к этой ситуации таким образом, чтобы извлечь из нее урок. В следующий раз вы будете осторожнее, осмотрительнее. Ведь в нашей жизни ничто не проходит бесследно, и практически все приносит пользу.

Совет № 9. Определите, что приносит больше огорчений, вреда — факт, который обидел вас, или размышления об этом факте. Именно от таких размышлений больше вреда для здоровья. Избавьтесь от них, и обида уйдет сама собой. Отвлекитесь, и вы почувствуете себя свободно и легко.

Юрий Куклачев предлагает бороться с обидой, как со смертельным врагом. Он говорит: «Бегите от обиды, как бежали бы от самой смерти, ибо она способна повергнуть человека в пропасть». По его мнению, нужно мысленно подняться над землей на такую высоту, чтобы обидчики и советчики сделались маленькими, как мышки и «размыслить», «растворить» обиду в своём сознании. Наверху обязательно нужно подумать о чем-то хорошем, приятном, радостном, а затем спуститься…

Важно иметь в виду, что не всякую обиду нужно снимать: если  чувство обиды подсказывает, что перед вами – не уважающий вас человек, то возможно, надо не обиду снимать, а перестать с таким человеком в жизни иметь дело и налаживать другие перспективные контакты. Для контроля обиды нужно лучше понять себя и другого. Понять себя — значит осознать свои ожидания, направленные на поведение другого человека в данной ситуации». [11]       

Любая обида разрушает человека. Мы обижаемся только на тех, кто нам близок: друзья, родители, учителя, потому, что мы заранее программируем их действия и ожидаем от них того, чего хотим мы сами. Чтобы изменить положение, мы должны измениться сами и много работать над собой, принимать окружающих людей такими, какие они есть. Обращаться с людьми так, как нам хотелось бы, чтобы обращались с нами. Обидчивый человек остается в одиночестве, так как никому не захочется общаться с тем, кого обидел, пусть даже непреднамеренно.

  1. Социологический опрос и тестирование.

Я решил выяснить, на что чаще всего обижаются мои одноклассники и провёл анкету  среди учеников 5 «Б» класса «На что ты чаще всего обижаешься» и «На кого ты чаще всего обижаешься» (Приложение №1).

В анкете приняли участие 17 человек: из них 9 девочек и 8 мальчиков. По результатам анкетирования можно утверждать, что ученики в нашем классе сильно обижаются:

- на то, что их обзывают - 7 человек;

- на то, что их обманывают, не выполняют обещание - 4 человек;

- когда с ними не хотят дружить – 3 человека;

- когда проигрывают – 3 человека;

- когда их толкнули, наступили на ногу –2 человека;

- когда над ними насмехаются – 2 человека;

- считают себя необидчивыми и никогда не обижаются - 3 человека в классе.

Обижаются ребята на:

- родителей – 5 человек;

- друзей – 8 человек;

- учителей – 1 человек;

- знакомых – 3 человека

- незнакомых – 0 человек.

Получается, что обижаются одноклассники на близких, значимых людей. Результаты мы оформили в виде диаграммы. (Приложение № 2).

Также я провёл тест «Насколько вы обидчивы» (Приложение №3). В результате тестирования выяснилось, что в классе 7 обидчивых одноклассников. Это те, кто не просто обидчивы, а злопамятны. У них бывают резкие перепады настроения, они болезненно реагируют на недостаточное внимание и уважение.

5 человек имеют средний уровень обидчивости, которая является серьезной проблемой. Это те, кто могут «завестись» с пол-оборота и спровоцировать крупный конфликт.

И 5 человек из класса, кого можно назвать необидчивыми. Это те, у кого периодически возникают разногласия и неурядицы, но они не могут вывести их из себя (Приложение №4).

Как мы видим, обидчивых ребят гораздо больше, чем не обидчивых – 70%. Эта  черта характера  может создавать им и близким и окружающим их людям немало проблем. Из-за обидчивости и вспыльчивости нередко случаются конфликты, портятся взаимоотношения в классе.

Нужно начинать бороться с обидчивостью! Для этого я с руководителем разработал и провёл классный час на тему «Не носи в себе обиду» (Приложение №5), где показал одноклассникам, какие бывают упражнения и способы с ней справиться. Мы обсуждали, что же такое обида, какие чувства она вызывает, как можно её преодолеть. Провели несколько упражнений, особенно эффективным оказалось высказывать свои претензии обидчику в приемлемой форме. Одноклассники высказали друг другу всё, что накопилось.  Также полезным оказалось упражнение «Рисунок обиды», ребята смогли выплеснуть на листок бумаги свою внутреннюю обиду, придать ей образ, после чего листки можно было смять, порвать и выбросить.

После классного часа настроение у всех улучшилось. Многие сказали, что им стало легче. Также я разработал памятку для всей школы «Как справиться с обидой» (Приложение №6).

Заключение

Анализ прочитанной литературы и материалов сети интернет помогли нам разобраться в толковании и выявить причины обид. Мы узнали, что обида – это реакция на несправедливое отношение, огорчение, переживание вследствие этого негативных эмоций. Обида – это агрессия, обращённая внутрь, гнев, чувство жалости к себе. Переживание обиды к врожденным эмоциям исследователями не причисляется. У младенцев в арсенале есть врожденное чувство гнева, а сложное чувство обиды им освоить еще предстоит. Обиду выучивают в возрасте обычно от 2 до 5 лет, перенимая по образцам от других детей, и взрослых. 

Мы обижаемся только на тех, кто нам близок, потому, что мы заранее программируем их действия и ожидаем от них того, чего хотим мы сами. Наша гипотеза - «большинство из нас переживает чувство обиды к значимым людям» - подтвердилась. Обида делает человека злым, он стремится выместить свой гнев и злость на первого встречного.

В классе большая часть ребят обидчивые, а некоторые очень обидчивые. Но мы можем контролировать свои эмоции, работать над собой, можем научиться приёмам прощения обиды и избавления от плохого настроения.  

Практическая значимость работы:

 - мы научились проводить анкетирование и тестирование;

- разработали и провели классный час с элементами тренинга;

- у одноклассников теперь всегда под рукой буклет советов, который поможет управлять своей обидчивостью;

- наши упражнения будут полезны классным руководителям и в практике работы школьной службы медиации.

Теоретическая значимость работы:

- мы проанализировали большое количество информации;

- нами был сделан теоретический анализ обиды как отрицательного эмоционального состояния и обидчивости как черты личности;

- выяснили причины и последствия обиды, способы её преодоления и прощения.

Краевая научно-практическая конференция «Шаг в науку» группа «Юниор»

Исследовательская работа «Переживание обиды и её психологическая природа»

Российская Федерация Забайкальский край село Бада

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

План исследований

Проблема исследования: в чём заключается психологическая природа обиды и особенности её переживания?

        Гипотеза: если мы переживаем обиду, то  по отношению к близким, значимым людям.

        Методы исследования:

Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований. Не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления. Оно заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа.

Анкетирование  - психологический коммуникативно-вербальный метод, в котором в качестве средства для сбора информации используется список вопросов - анкета, специально оформленный для данного исследования. Анкетирование обладает двумя неоспоримыми достоинствами:

1) охват большого количества респондентов

2) возможность выявления каких-либо массовых явлений за короткое время.

Но, в то же время, имеет недостатки:

- стандартный характер вопросов

- невозможность варьирования вопросов и ответов.

Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п. Для изучения интересов школьников и их влияния на результаты обучения такой метод подходит лучше других, так как необходимо за короткий промежуток времени собрать большое количество информации.

Тестирование. Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций.

Тесты – кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности.

От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.[2]

Библиография:

 В отечественной психологии глубже всего исследовал понятие обиды Юрий Михайлоич  Орлов в своей работе «Обида. Вина». Он рассматривал обиду в рамках саногенного мышления. Саногенное мышление (от лат. sanus — здоровый и греч. genesis — происхождение, развитие) — оздоравливающее мышление, направленное на управление эмоциями. Ю.М. Орлов представляет обиду как эмоциональную реакцию, вызванную несоответствием между ожиданиями и реальным поведением партнера по коммуникации. Он говорит, что переживание обиды может возникнуть вследствие рассогласования ожиданий о должном поведении обидчика с тем, как он себя вёл в реальности, т. е. обида может возникнуть вследствие выполнения трёх умственных операций, а именно: построения ожиданий, наблюдения реального поведения и сравнения. Ю. М. Орлов говорит, что взрослые люди, имеющие привычку обижаться, от этой непродуктивной привычки стараются отучиться. Изживание обидчивости как черты характера происходит в результате анализа обидчивым человеком ситуаций, вызвавших обиду. Попутно с этим используется неоднократное воспроизведение ситуации, вызвавшей обиду, на фоне спокойствия и расслабления. [12]     

Александром Георгиевичем Шмелевым обида рассматривается как продукт неправильного воспитания. Он различает «нормальную» и «необоснованную» обиду. Нормальная обида, по его мнению, - реакция на невнимательное и неодобрительное поведение близких, огорчение, вызванное несоответствием ожиданий, демонстративная обида, которая допускается в дружеском кругу и имеет полушутливую форму.  Необоснованная обида – признак эгоцентризма. [13]

Оксана Александровна Апуневич в диссертационном исследовании на тему «Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте» делает вывод о том, что чувство обиды – это плод сравнения ожидаемого и реального поведения партнёра по общению. [14]

Библиография

  1. Источник: https://doctorfeel.net/human-psychology/psychological-features/obida-vpsihologii.html
  2. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B8%D0%B4%D0%B0
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка для детей – М.: Изд-во Эксмо, 2006 – 464 с.
  4. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.: 80000 слов и фразеологических выражений/Рос. академия наук. – М., 2003 г. – 944 с.
  5. Универсальный словарь русского языка – СПб.: ИГ «Весь», 2010 г.- 832 с.
  6. Интернет источник. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. - Т. 2: А http://next.feb-web.ru/text/ushakov_t1_1935/go,0;fs,1/
  7. Интернет-источник:  https://vocabulary.ru/termin/obida.html
  8. https://www.rulit.me/books/obida-vina-read-260580-6.html
  9. https://studopedia.info/2-103051.html
  10. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2012. – 256 с.
  11. Интернет-источник: https://psy.wikireading.ru/2885
  12. Орлов Ю. М. Обида. Вина. – М.: Слайдинг, 2004. – 96 с.
  13.  http://ozevs.ru/shmelev-ostrie-ugli.html?page=3
  14. Апуневич О. А. Коррекция обиды и обидчивости в подростковом возрасте // Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности. – Череповец: Изд-во ЧГУ, 2011. – С. 44–95.

Приложение № 1

Анкета «На что ты чаще обижаешься»?

Чаще всего ты обижаешься, когда… (подчеркни 1-2 ответа)

- Тебя обзывают

- С тобой не хотят дружить

- Не вызывают на уроке

- Ты проиграл

- Тебя толкнули, наступили на ногу и не извинились

- Над тобой насмехаются (цвет кожи, волос, рост, вес, одежда)

- Тебя обманули, не выполнили обещания

- Ты никогда не обижаешься.

«На кого ты чаще всего обижаешься»

Чаще всего ты обижаешься на: (подчеркни)

- родителей

- друзей

- знакомых

- другой вариант__________

Приложение № 2

Анкета «На что ты чаще обижаешься»?

«На кого ты чаще всего обижаешься»

Приложение № 3

Тест «Насколько вы обидчивы»

1. Мне легко испортить настроение.

а) да;    б) иногда;     в) нет.

2. Если меня кто-то обидел, я долго потом помню этот случай.

а) да;   б) иногда;   в) нет.

3. Я долго переживаю из-за мелких неприятностей (опоздал на автобус, разбил чашку, испачкал рукав одежды).

а) да;  б) иногда;  в) нет.

4. Я могу в течение продолжительного времени находиться в состоянии, когда не хочется никого видеть и ни с кем разговаривать.

а) да;  б) иногда;  в) нет.

5. Посторонние разговоры и шумы очень меня отвлекают.

а) да;  б) иногда;  в) нет.

6. Я могу в течение длительного времени анализировать свои переживания, чувства, поступки.

а) да;      б) иногда;   в) нет.

7. Мои действия направляются сиюминутным порывом.

а) да;   б) иногда;   в) нет.

8. Мне часто снятся кошмары.

а) да;   б) иногда;   в) нет.

9. Меня тревожит мысль, что я чем-то хуже других.

а) да;   б) иногда;    в) нет.

10. У меня очень часто меняется настроение.

а) да;    б) иногда;    в) нет.

11. В моем голосе во время спора начинают звучать низкие или высокие тона, которые обычно мне несвойственны.

а) да;  б) иногда;   в) нет.

12. Мне ничего не стоит выйти из себя.

а) да;    б) иногда;    в) нет.

13. Если у меня плохое настроение, даже вкусная еда не сможет мне его поднять.

а) да;    б) иногда;    в) нет.

14. Если меня не понимают, меня это очень раздражает.

а) да;   б) иногда;    в) нет.

Приложение № 4

Тест «Насколько вы обидчивы»

Приложение № 5

Классный час «Не носи в себе обиду»

Цель: развитие способности к сопереживанию, развитие терпимого отношения к эмоциональному состоянию другого человека. Развитие способности эмоциональной саморегуляция. Отработка эффективного слушания, понимания и принятия чувств другого человека. Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.

Вводная часть:

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить про обиду. Кто из нас никогда не обижался? Таких среди нас нет. Так что же такое обида?

Да, обида – очень сильное чувство, которое не проходит просто так. Отрицательные эмоции, такие как гнев, жалость к себе, раздражительность  накапливаются, превращаются в снежный ком, который крушит всё на своём пути.

Основная часть:

1. Упражнение в кругу «Импульс»

Ведущий предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

2. Рисунок обиды. Участникам предлагается нарисовать образ своей обиды. Можно написать претензии своему обидчику. После этого проводится обсуждение: какие чувства вызывает рисунок? Что хочется с ним сделать?

Предлагается порвать, смять свои рисунки и выбросить в «копилку обид».

Ведущий говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.

Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?

Дети обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды.

Прощение – это не отрицание собственной неправоты, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием в то время, когда он, казалось, должен быть лишён права на них.

3. Упражнение «Закончи фразу».

Ведущий предлагает участникам закончить фразы:

«Простить — это...»

«Когда мне отказывают в моей просьбе, я...»

«Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...»

4. Организация «обратной связи»

 Ведущий: Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться следующих правил:

1)  Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.

2)  Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.

3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4) Не давай оценки.

5)  Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» — под запретом.

5. Упражнение «Дружелюбное требование» (на получение обратной связи)

Ведущий предлагает высказать свое недовольство кем-либо в дружелюбной форме.

Все сидят в кругу. Один участник подходит к своему обидчику и старается высказать ему свои претензии. При этом он старается не оскорбить этого человека. Остальные участники слушают, предлагают свои варианты высказываний.

6. Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».

1. Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из легких.

2. Не торопясь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.

3. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

4. Сделайте паузу и сосчитайте до 5.

5. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое легкое – надутый шарик.

6. Выдохните. Почувствуйте, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

7. Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое легкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.

8. Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение пропало.

7. Техника «Воздушный шар».

"Представьте себе большой и красивый Воздушный шар, корзина которого стоит на поляне. Вы находитесь в корзине и собираетесь полететь на этом шаре. Погода солнечная и прекрасная. К корзине привязаны мешки с песком - это балласт. Этот балласт - это Ваша обида Этот балласт держит воздушный шар на земле, не давая ему взлететь и почувствовать легкость.

Отцепляйте по мешку и чувствуйте облегчение. Груз остается на земле, а Вы начинаете отрываться от земли, чувствуя легкость и воздушность. Чем выше Вы поднимаетесь, тем легче вы себя ощущаете. Вы оставили, отпустили груз, который Вас прижимал к земле и не давал взлететь.  Чем выше вы поднимаетесь, тем красивее открываются пейзажи и перспективы. Вы дышите свежим воздухом полной грудью. Почувствуйте и зафиксируйте это чувство легкости. После, как вы насладились этим чувством свободы, Вы можете попутешествовать или спуститься на землю. Это Ваш мир, поэтому Вы вольны наделить его любыми свойствами. Это Ваш безопасный мир!".

Итог занятия. Выводы, обсуждение.

Приложение № 6

Памятка «Как справиться с обидой»

1. Поймите, что обида приносит вред, прежде всего, вам самим. Порой человек, который причинил вам боль может даже не подозревать о своем неблаговидном поступке. Он будет спокойно жить дальше, пока вы изводите себя бесконечными мыслями о том, что произошло между вами. Получается, что вы сами себя наказываете, храня в сердце обиду, которая съедает вас изнутри, лишает радости жизни и приводит к стрессу.

2. Научитесь прощать окружающих. Может быть, вы слишком категорично настроены по отношению к другим людям. Перемените свое отношение. Не ожидайте слишком многого от них. Тогда вам и не придется так часто испытывать разочарование и обиду. Осознайте, что человек имеет право на ошибку. Если вы научитесь отпускать зло, которое вам кто-то причинил, в первую очередь будет легче вам самим.

3. Воспринимайте даже негативную ситуацию как определенный жизненный опыт. Человек, с которым вы взаимодействуете, может научить вас чему-то. Пусть урок порой бывает несколько жестоким, но и он способствует тому, чтобы вы стали мудрее, сильнее, выносливее. Посмотрите на ситуацию, которая вас очень расстроила, с этой стороны.

4. Может быть, вы обижаетесь на других потому, что не можете понять их мотивов. Не проецируйте на окружающих свое мировоззрение. У ваших друзей, знакомых, родных есть своя система ценностей и личные причины действовать таким или иным образом. К тому же не стоит забывать об особенностях характера некоторых людей. То, что для вас кажется грубым, для других является нормой общения. Попробуйте увидеть ситуацию с другой стороны, поставив себя на чье-то место.

5. Не будьте слишком мнительны. Некоторые люди умеют отыскать попытку оскорбления или какой-то подвох там, где его нет. Ничего не додумывайте за окружающих. Принимайте в расчет только факты и прямой смысл слов, которые вы слышите, а не собственные доводы. Порой стоит отбросить эмоции и объективно подумать, что плохого вам сделал этот человек. Не забывайте, что иногда ваше плохое настроение, неважное самочувствие или усталость делает вас раздражительным, впечатлительным и ранимым. Учитывайте свое состояние и настроение, прежде чем делать выводы о чьем-то поведении.

6. Если вас кто-то серьезно задел, не надо мстить и копить в себе обиду. Нарисуйте карикатуру на этого человека или представьте его в смешном, неприглядном свете. Порой помогает задушевная беседа с близким человеком или хорошим другом. Поделитесь своими печалями, и вам должно стать легче.

Несколько полезных советов «Если тебя обзывают»

1. Относись к прозвищам спокойно. Твоя обида и злость не остановят, а ещё больше раззадорят обидчика. А человека, который не раздражается, и дразнить то не интересно.

2. Не обращай внимания, не поворачивайся и не отвечай на обидные слова, пока тебя не назовут настоящим именем.

3. Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе. Может ты ненароком его оскорбил, поэтому он теперь мстит тебе за это?

4. Если обидчики не оставляют в покое, то дай отпор. Используй отговорки.

5. Не создавайте вокруг себя ореола мученика. Не огрызайтесь на прозвища, а улыбайтесь. Постарайтесь превратить всё в шутку: - Толстый? Ну, так хорошего человека должно быть много!

6. Уясните себе, что обзывает только тот, кто не слишком «обременён» культурой и умом.

Нельзя:

1. Злиться, кричать и плакать.

2. Драться.

3. Пытаться перейти в другую школу, класс

Как победить свой гнев

1. Постарайся определить причину своего раздражения и попытайся избегать таких ситуаций.

2. Глубоко вдохни, сосчитай в уме до 100, и подумай о чём-нибудь хорошем.

3. Умыть лицо, руки, шею холодной водой.

4. Если знаешь, что не сможешь сдержаться, постарайся уйти от конфликта.

5. Научись контролировать свои эмоции, сначала это будет трудно, а потом это войдёт в привычку.

6. Помни, что отрицательные эмоции наносят непоправимый вред здоровью.

7. Помни, что ты хозяин своих эмоций, они зависит от тебя, а не ты от них.

8. Поделись своими проблемами с теми, кому доверяешь.

7. Сделай  физические упражнения (попрыгай на скакалке, отожмись, пробегись, устрой «бой» с боксёрской грушей), дыхательную гимнастику – это хорошее средство для улучшения состояния.

8. Можно пускать мыльные пузыри, быстрыми движениями руки стереть с доски, погоняться за кошкой (собакой).

Правила прощения

  • Каждый может совершить ошибку. Совершив ошибку, умей её признать.
  • Никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшим вас, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.
  • Ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!
  • Прости, и будешь прощён. Прощенье уничтожает обиду.
  • Прости, и твоя жизнь будет светлее.

Советы "Сделай первый шаг"

  • подойти к человеку, с которым вы хотите помириться,
  • назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова,
  • говорить искренне, то есть от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.

Отзыв:

Актуальность данной темы заключается, в том, что в процессе школьной жизни часто возникают ситуации, когда один ученик обижается на другого. Это отрицательно сказывается на психологическом климате в классе и на эмоциональном состоянии учеников.

Работа носит исследовательский характер, то есть в работе имеется результат: показана проблема и доказана гипотеза.  

В работе  Иван отметил, что тема была связана с его интересами по выяснению причин обиды и способов её преодоления.

Автором исследовательской работы проведена серьёзная работа по изучению обиды и обидчивости. После изучения Иван составил памятки «Как справиться с обидой», «Как победить свой гнев», «Правила прощения». Также провел классный час, разработка которого будет полезна классным руководителям.  Для получения ответов на  некоторые вопросы ему пришлось обратиться к учащимся, провести анкетирование и тестирование, которые показали проблему и подтвердили гипотезу.

Автор владеет дополнительным материалом по проблеме и задаче, к которым относится его работа.

Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между этапами исследования, отличается завершённостью. Содержание работы соответствует заявленной теме.

Материалы исследовательской работы могут быть использованы на классных часах, в работе школьной службы медиации.

Руководитель Шушовец К.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь при переживании горя

Данная презентация необходима в работе школьного психолога. Описаны этапы переживания горя. Психологические приёмы при переживания горя подростком....

Психологическая природа связной монологической речи

Курсовая работа на тему "Психологическая природа связной монологической речи"...

Психологические особенности переживания тревожности у старших школьников

Старший школьный возраст - напряжённое время становления личности, время активной социализации, когда идёт поиск своего места в жизни, осуществляется процесс профессионального и жизненного самоопредел...

Психологическое занятие в форме тренинга для родителей учащихся выпускных классов «Как справиться со своими переживаниями и поддержать ребенка в период сдачи ГИА»

ГИА как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. В связи с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, важной составляющей подготовки учащихся ...

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

КУРСОВАЯ РАБОТАНА ТЕМУ:  «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ»...

Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)

Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов.   Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...