Деструктивное поведение подростков
статья по психологии

Скибинская Виктория Леонидовна

Психологическая помощь, оказанная на ранних этапах формирования дезадаптивных форм поведения, является профилактикой будущей группы "риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Деструктивное поведение подростков с ОВЗ ( 7 вид)

Современный мир становится с каждым годом сложнее. С увеличением потока  информации растет нагрузка на психику. В ходе диалога со своим окружением и средой ребенок учится понимать самого тебя и то, что от него ожидается. Рост психологического неблагополучия современных подростков приводит к тому, что деструктивное поведение охватывает все большее количество подростков.

Переходный возраст является наиболее сложным с точки зрения личностного роста ребенка. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Существенные проблемы связаны в этот период с бурным развитием эмоциональной сферы. Для  подростков характерны  резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств. Также серьезные преобразования происходят в мотивационной сфере подростка. Этот период очень важен в развитии «Я-концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на дальнейший процесс развития личности.

Поведение  человека в подростковый период определяется разными  факторами: половым созреванием, соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, индивидуальными особенностями. Все перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации. Психологическое неблагополучие подростков может приводить к различным видам зависимостей, суицидальному поведению, подростковой агрессии и асоциальному поведению.

Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных  вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Основным критерием нормативного развития личности в подростковом возрасте выступает успешность социализации, поэтому важной особенностью деструкции является социально-психологическая адаптация, которая может быть вызвана следующими условиями:

  • складывающиеся отношения со сверстниками;
  • психологическая среда в семье;
  • психологическая среда в учебном заведении.

Таким образом, можно рассматривать подростков с деструктивным поведением как социально дезадаптированных, находящихся в социально-опасном положении.

   У подростков с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) работа по профилактике деструктивного поведения приобретает особую значимость в связи с их психологическими особенностями. Ведь у большинства из них обнаруживается незрелость эмоционально-волевой сферы. Это выражается в слабой регуляции произвольной деятельности, малая ее целенаправленность, несформированность функций самоконтроля. Часто можно определить эмоциональную неустойчивость, т.е. колебания настроения, повышенную утомляемость. Также необходимо сказать о  существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. В частности,  низкая познавательная активность, трудности восприятия,  нарушения устойчивости внимания, ослабление всех видов памяти.  

Психологическая помощь, оказанная на ранних этапах формирования дезадаптивных форм поведения и неадекватных представлений ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию в целом и является профилактикой будущей группы «риска».

Предлагаем рассмотреть модель работы педагога-психолога по выявлению школьников с деструктивным поведением, реализуемую в школе для детей с ОВЗ (7 вид). 

Основные субъекты реализации методики: классные руководители, учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи.

В соответствии с целями и задачами выполняется деятельность по следующим направлениям.

  1. Анамнез семьи. Изучение интересов, предпочтений подростков в интернете, анализ результатов деятельности. Ответственные: классный руководитель, социальный педагог.
  2. Целенаправленное, динамическое наблюдение за поведением подростка в ОУ (признаки агрессивного поведения, замкнутость, скрытность, демонстративное поведение, аутодеструктивное поведение и т.п.). Оценка и анализ отношений учитель-ученик, ученик-ученик. Ответственные: социальный педагог, учителя-предметники, педагог-психолог.

Базовый метод для диагностики и оценки актуального состояния, выявления наличия проблем – наблюдение в конкретной реальной ситуации образовательного процесса. Позволяет выявить признаки деструктивного поведения. Характерным внешним диагностическим признаком наличия проблемы и возможности совершения деструктивного поступка является изменение привычного для данного учащегося эмоционального состояния и поведения.  

         3. Психологическая диагностика школьников. Ответственный: педагог-психолог.

  • Фронтальная психодиагностика.  2 раза в год педагог-психолог школы проводит психологическую оценку комфортности образовательной организации.

Цель – выявить школьников с признаками деструктивной напряженности.

Задачи:

  • Выявить уровень адаптации обучающихся к новым образовательным условиям,  возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
  • Определить особенности и уровень группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся (социально-психологический климат, социально-психологическая структура, коллективные мнения, настроения, лидерство).
  • Диагностика психоэмоционального благополучия учащихся.

Исследуются следующие параметры: тревожность, самооценка, мотивация к учению, школьная комфортность, познавательные особенности, личностные особенности, межличностное взаимодействие в классе.

  • Углубленная психодиагностика.

Данные фронтальной психодиагностики помогают определить группу учащихся, с которыми проводится индивидуальная углубленная диагностика. В эту группу также входят учащиеся, выделенные учителями, и новые ученики, поступившие в школу в течение года. Исследуются следующие параметры: агрессивность, особенности эмоционально-волевой сферы, личностные и познавательные особенности.

  • Анкетирование родителей и воспитателей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка дома и в школе.

На основе результатов проведенной работы:

  • Формируются группы учащихся, требующих  повышенного психолого-педагогического внимания.
  • Планируется дальнейшее психолого - педагогическое сопровождение учащихся.
  • Разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей.

     Таким образом, работа по диагностике и профилактике деструктивного поведения, минимизации последствий деструктивных поступков учащихся носит комплексный характер. И ее осуществление  возможно при активном включении всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по профилактике деструктивного поведения подростков "Учимся общаться"

Разнообразные ссоры и невысказанные обиды серьезно портят наше настроение и отношения с окружающими. Как избегать конфликтов, можно ли этому научиться?  Постоянно излучать позитив не так у...

Презентация к докладу на тему "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"

Презентация "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"...

Памятка для родителей по деструктивному поведению подростка

Инормация для родителей по выявлению и профилактике деструктивного поведения подростка....

Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости...

Памятка для педагога по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости

Памятка для педагога по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости...