Деструктивное поведение подростков
статья по психологии
Психологическая помощь, оказанная на ранних этапах формирования дезадаптивных форм поведения, является профилактикой будущей группы "риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Деструктивное поведение подростков с ОВЗ ( 7 вид)
Современный мир становится с каждым годом сложнее. С увеличением потока информации растет нагрузка на психику. В ходе диалога со своим окружением и средой ребенок учится понимать самого тебя и то, что от него ожидается. Рост психологического неблагополучия современных подростков приводит к тому, что деструктивное поведение охватывает все большее количество подростков.
Переходный возраст является наиболее сложным с точки зрения личностного роста ребенка. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Существенные проблемы связаны в этот период с бурным развитием эмоциональной сферы. Для подростков характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств. Также серьезные преобразования происходят в мотивационной сфере подростка. Этот период очень важен в развитии «Я-концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на дальнейший процесс развития личности.
Поведение человека в подростковый период определяется разными факторами: половым созреванием, соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, индивидуальными особенностями. Все перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации. Психологическое неблагополучие подростков может приводить к различным видам зависимостей, суицидальному поведению, подростковой агрессии и асоциальному поведению.
Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Основным критерием нормативного развития личности в подростковом возрасте выступает успешность социализации, поэтому важной особенностью деструкции является социально-психологическая адаптация, которая может быть вызвана следующими условиями:
- складывающиеся отношения со сверстниками;
- психологическая среда в семье;
- психологическая среда в учебном заведении.
Таким образом, можно рассматривать подростков с деструктивным поведением как социально дезадаптированных, находящихся в социально-опасном положении.
У подростков с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) работа по профилактике деструктивного поведения приобретает особую значимость в связи с их психологическими особенностями. Ведь у большинства из них обнаруживается незрелость эмоционально-волевой сферы. Это выражается в слабой регуляции произвольной деятельности, малая ее целенаправленность, несформированность функций самоконтроля. Часто можно определить эмоциональную неустойчивость, т.е. колебания настроения, повышенную утомляемость. Также необходимо сказать о существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. В частности, низкая познавательная активность, трудности восприятия, нарушения устойчивости внимания, ослабление всех видов памяти.
Психологическая помощь, оказанная на ранних этапах формирования дезадаптивных форм поведения и неадекватных представлений ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию в целом и является профилактикой будущей группы «риска».
Предлагаем рассмотреть модель работы педагога-психолога по выявлению школьников с деструктивным поведением, реализуемую в школе для детей с ОВЗ (7 вид).
Основные субъекты реализации методики: классные руководители, учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи.
В соответствии с целями и задачами выполняется деятельность по следующим направлениям.
- Анамнез семьи. Изучение интересов, предпочтений подростков в интернете, анализ результатов деятельности. Ответственные: классный руководитель, социальный педагог.
- Целенаправленное, динамическое наблюдение за поведением подростка в ОУ (признаки агрессивного поведения, замкнутость, скрытность, демонстративное поведение, аутодеструктивное поведение и т.п.). Оценка и анализ отношений учитель-ученик, ученик-ученик. Ответственные: социальный педагог, учителя-предметники, педагог-психолог.
Базовый метод для диагностики и оценки актуального состояния, выявления наличия проблем – наблюдение в конкретной реальной ситуации образовательного процесса. Позволяет выявить признаки деструктивного поведения. Характерным внешним диагностическим признаком наличия проблемы и возможности совершения деструктивного поступка является изменение привычного для данного учащегося эмоционального состояния и поведения.
3. Психологическая диагностика школьников. Ответственный: педагог-психолог.
- Фронтальная психодиагностика. 2 раза в год педагог-психолог школы проводит психологическую оценку комфортности образовательной организации.
Цель – выявить школьников с признаками деструктивной напряженности.
Задачи:
- Выявить уровень адаптации обучающихся к новым образовательным условиям, возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
- Определить особенности и уровень группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся (социально-психологический климат, социально-психологическая структура, коллективные мнения, настроения, лидерство).
- Диагностика психоэмоционального благополучия учащихся.
Исследуются следующие параметры: тревожность, самооценка, мотивация к учению, школьная комфортность, познавательные особенности, личностные особенности, межличностное взаимодействие в классе.
- Углубленная психодиагностика.
Данные фронтальной психодиагностики помогают определить группу учащихся, с которыми проводится индивидуальная углубленная диагностика. В эту группу также входят учащиеся, выделенные учителями, и новые ученики, поступившие в школу в течение года. Исследуются следующие параметры: агрессивность, особенности эмоционально-волевой сферы, личностные и познавательные особенности.
- Анкетирование родителей и воспитателей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка дома и в школе.
На основе результатов проведенной работы:
- Формируются группы учащихся, требующих повышенного психолого-педагогического внимания.
- Планируется дальнейшее психолого - педагогическое сопровождение учащихся.
- Разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей.
Таким образом, работа по диагностике и профилактике деструктивного поведения, минимизации последствий деструктивных поступков учащихся носит комплексный характер. И ее осуществление возможно при активном включении всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет по профилактике деструктивного поведения подростков "Учимся общаться"
Разнообразные ссоры и невысказанные обиды серьезно портят наше настроение и отношения с окружающими. Как избегать конфликтов, можно ли этому научиться? Постоянно излучать позитив не так у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1188258-1573730685.jpg)
Доклад на тему "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"
Доклад по теме "Деструктивное поведение подростков"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1188258-1573730685.jpg)
Презентация к докладу на тему "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"
Презентация "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-109283-1414342745.jpg)
Памятка для родителей по деструктивному поведению подростка
Инормация для родителей по выявлению и профилактике деструктивного поведения подростка....
Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости...
Памятка для педагога по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости
Памятка для педагога по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости...