Дразнилки: феномен детской субкультур
план-конспект по психологии

Дразнилка – один из самых древних видов детской сатиры. Дразнилка «Кузьма пороса», датируемая Х11 веком, была открыта при реставрации  стен Софийского собора в Новгороде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл draznilki.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на метод.объединении воспитателей 9.04.19           

Дразнилки: феномен детской субкультур

      Дразнилка – один из самых древних видов детской сатиры. Дразнилка «Кузьма пороса», датируемая Х11 веком, была открыта при реставрации  стен Софийского собора в Новгороде. Следует отметить, что наши предки нередко  оставляли на стенах соборов забавные надписи: «Яко кошкина образина»… На знаменитых Новгородских берестяных грамотах была обнаружена одна из первых дразнилок, которую можно перевести так: «Невежественный писал, не думающий сказал, а кто прочитал…» Еще совсем недавно, в 70-80 годах ХХ века, эта  дразнилка, в другом  варианте, использовалась школьниками: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Очевидно, с одной стороны, тексты детского фольклора достаточно древние, но с другой – это не мешает современным детям непринужденно дополнять и  наполнять старое содержание новым смыслом и возможно, функциями.

   Консерватизм детской субкультуры проявляется в том, что многие фольклорные тексты  пестушек, потешек, закличек дошли до  нашего времени практически без изменений, к ним можно отнести «Сороку-белобоку…», «Ладушки», «Дождик-дождик, пуще…» и.п.

   Например,  песня «Сорока-белобока…», которую знают  и исполняют детям большинство современных родителей, содержит очень глубокий сакральный смысл, который со временем был утрачен этносом, но продолжает выполнять свои, теперь уже воспитательные функции. Сорока-воровка – мифическое  существо русского фольклора, связанное с потусторонним миром. В языческой культуре именно с птицами связан культ предков, которые приносят души умерших из одного мира в другой. На поминках традиционно начинают поминовение усопшего с каши – кутьи. Со временем обрядовая функция этих песен была утрачена и  песня  стала детской  забавной игрой.

    В отличие от культуры взрослых, где носителями  канонических текстов, как  правило, являются письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты (к которым, бесспорно, можно отнести и дразнилки) передаются от одной группы  детей к другой. При этом носителем является на отдельно взятый ребенок, а вся группа детей, как целостный социальный организм. Можно привести  современный вариант традиционной детской считалки: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, все равно тебе водить». В 60-70 годах ХХ века исполнять эту считалку можно было только в стороне от взрослых, ее текст звучит достаточно жестко и сейчас. Но уже в 2003 году старый текст был переиначен на современный лад: «Вышел Децтл из тумана, вынул пейджер из кармана, пейджер пикнул, Децтл сдох, потому что Децтл – лох». Эту считалку исполнила девочка 5 лет на занятии в детском саду, введя в изумление студентку, проводившую занятие, и руководителя практики. Именно в группе сверстников ребенок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколения детей к другому, но при этом каждый ребенок  способен наделить фольклорное произведение новым смыслом и содержанием. Вариативность, динамизм свойственны фактически  всем компонентам детской субкультуры, в том числе и дразнилкам. Таким образом, дразнилки отражают  три подсистемы культуры детства, выделенные в свое время американским этнографом М.Гудмэном: дразнилка – это словесная игра, это художественное творчество детей, а также дразнилки способствуют реализации коммуникативных контактов детей.

   Остановимся на одном компоненте детской  культуры – детском общении, рассматривая его как структуру, обслуживающую аспекты детской жизни, через которую идет взаимодействие ребенка как субъекта культуры и предметного мира. Такое взаимодействие опосредовано знаковыми средствами трансляции  культурных ценностей. Одним из таких знаковых средств являются  дразнилки – символ определенных отрицательных качеств личности. Проведенный опрос педагогов позволяет сделать вывод, что большинством из  них дразнилки рассматриваются как негативное проявление детской культуры, ее побочный продукт. Такое пренебрежение дразнилками связано в первую очередь с негативными последствиями дразнилок, так хорошо известными родителям, педагогам, психологам.

…на смену детским дразнилкам постепенно приходит их укороченный вариант – прозвище.

   Прозвище – рифмованное  прибавление к имени без всякой связи с предметом спора или поводом, вызвавшим столкновение.  «Трус, трус – белорус», «Юрик – дурик», «Ашот – пилот», «илюша – груша, «Мила – годзилла», «Машка – таракашка». Только присоединение к  прозвищу стихотворения превращает его в дразнилку: «Трус, трус – белорус, под кустом горячий душ, «Юрик – дурик на базаре торгует», «Ашот – пилот, дырявый самолет» и т.д. Проанализировав разнообразные виды дразнилок и прозвищ можно предположить их примерную классификацию.

1группа – контактные дразнилки:

  • Утреннее приветствие (используется детьми,  как правило, для создания эмоционального подъема, своеобразного детского юмора): «Оксанка-сметанка, «Ленка-пенка»;
  • Прелюдия перед подвижной  игрой (по типу «догоняшек», чтобы подзадорить ломящего или убегающего);
  • Вызов на поединок (спортивное соревнование, викторина, по ходу сюжета ролевой игры: «два пилота» участвуют в авторалли, «Первые – горелые, вторые – золотые», утешает себя  проигравший «пилот»);
  • Соблюдение детской традиции покровительства «старших» - «малышне» (это приветствие можно услышать в разновозрастных группах: «Привет, малыши-карандаши»).

2 группа – регулирующие дразнилки:

  • Утверждение нормы поведения  в детской  группе и пресечение отклонений от этих норм (дразнилки против жадин, плакс, жалобщиков, зазнаек, хвастунов).

   Любое сообщество рано или поздно создает свои законы, по которым живет. Есть  эти законы и у детского общества. Не всегда  они гуманны, не  всегда справедливы, но во «взрослом» обществе мы стараемся блюсти  законы или соблюдать так называемые «неписаные» правила сообщества, хотя,  конечно, во многом это является в  первую очередь вопросом внутренней культуры человека. Детское сообщество не имеет другого потенциала регулировать поведение детей, которые живут не по «правилам» - ябедничают,  жалуются или плачут, только как через вербальную агрессию, функцию которой выполняет дразнилка. При этом следует учитывать, что дети лишены возможности исключить общение с детьми, которые им неприятны: например, в группе детского сада, в кружке по рисованию, в больнице.  Как отмечала М.В.Осорина, дразнилки способны привести в норму отношения в детской группе: хочешь оставаться в группе и  чувствовать себя комфортно – веди  себя соответственно законам детского сообщества, нет – значит, тебя  исключат из игры, общения, деятельности. Отношения к этим дразнилкам взрослых достаточно разноречиво. Можно услышать как отрицательные отзывы, так и  положительные: «Дети сами разберутся».

3 группа – дразнилки испытания социальной прочности члена детской группы:

  • Испытание новичка (при поступлении в детский сад, например в старшую группу, ребенок может столкнуться с  подобной ситуацией).

      Попадая первый раз в детскую группу, особенно в старшем дошкольном возрасте, «домашний» ребенок бывает не готов к тому, что сверстники вместо радостного принятия новенького начинают относиться к нему  негативно или предвзято. Как показала практика, отрицание новичка может быть спровоцировано чем угодно: не такая, как принято в группе, одежда, не такая игрушка, не знает, как пользоваться туалетом, не умеет играть в игры детей группы (особенно если в группе сложился свой игровой сленг) и т.д. Любой коллектив живет по одним законам, в нем  есть лидеры и аутсайдеры, от того, как ответит ребенок на дразнилку, во многом будет зависеть его статус и  место в детской группе. Если реакция на дразнилку выражается в форме физической агрессии или жалобы взрослому, это показывает, что ребенок не знает правил детской традиции или же не хочет соблюдать неписаные законы детского сообщества. Если же ребенок отвечает на дразнилку словесно -  используя отговорку («Говоришь на меня – переводишь на себя»,  «Вышел зайчик из ворот – стало все наоборот»), то, скорее всего, именно это будет способствовать его дальнейшей адаптации в группе сверстников.

4 группа – оскорбительные дразнилки:

  • Ребенка оскорбляют и унижают из-за его внешности: «Иван –болван, толстый кабан», «Жиртрест»,  «Рыжий, рыжий, конопатый»;
  • Ребенка унижают и дразнят, чтобы «довести» (как одна из форм очередной проверки», но при этом речь идет, как правило, не о новичке в детской группе, а о выяснении отношений в уже сложившемся детском коллективе).

Оскорбительные дразнилки – это одна из самых древних форм вербальной агрессии.  В языческие, да  и в раннехристианские времена любое сражение начиналось со словесного поношения противника. Не случайно поле битвы так и  называется, по сей день – «поле брани». Словесная брань разгоряченных  предстоящей битвой воинов была искусней, если в ней присутствовали слова-эпитеты, сравнения, бьющие не в бровь,  а в глаз. Описание таких словесных поединков можно найти в былинах.

   В каждой культуре есть свои слова-  символы, которые являются запретным табу для брани, иначе можно поссориться «не на жизнь, а на смерть» или приобрести заклятого врага. В русской культуре таким словом-прозвищем для большинства  мужчин бывшего постсоветского пространства является слово «козел», его пагубное значение было позаимствовано из лагерной культуры. Советским бытом. Для американцев таким словом является – «chicet» -  «желторотый», «сопляк», «цыпленок».

Для детской культуры в среде мальчиков, например, послевоенной поры, 50-60 годов ЧЧ века, самым большим оскорблением было слово «девчонка» и его более грубые варианты. Из-за этого прозвища делали наколки, терпели боль от потушенных о ладонь  папирос, шли грабить киоски и т.д. Одним из современных слов-прозвищ является безобидное для непосвященных слово «ботаник».

    Оскорбительные дразнилки – это та  почва, из которой вырастает взаимная вражда и ненависть или устанавливаются приятельские связи и отношения. К сожалению, оскорбительные дразнилки часто провоцируют сами взрослые называя своих детей в присутствии других детей и взрослых: «Копуша»,  «Горе луковое», «Пончик» или делятся с другими родителями своей озабоченностью по поводу внешности или успехов своего ребенка.

   Прежде чем останавливать или запрещать дразнилки, стоит попытаться дать ребенку возможность справиться самостоятельно. Технику такого  поведения ребенка подробно описывает М.В.Осорина:

  1. Иметь правильную установку, то есть воспринимать «дразнение» как ситуацию испытания.
  2. Внешне сохранять полное  спокойствие.
  3. Использовать отговорки.

   Отговорки – это обычно  рифмованный фольклорный текст, который используют дети в ответ на вербальную  агрессию определенного типа. Современные дети практически  не владеют отговорками. Школьники иногда используют их магическую силу. «Дура учится на пять, дурру нужно уважать», «Черная касса ключ у меня, кто обзывается сам на себя».  Дети дошкольники, как правило, обижаются, начинают говорить «Сам такой», «Уйди отсюда». Конечно, нельзя однозначно сделать вывод о том, что традиция  детских отговорок ушла в прошлое, тем не менее она значительно обеднела. Все чаще дети решают спорные вопросы с помощью физической агрессии или привлекая к решению конфликта взрослых. Ведь именно так удобно нам, взрослым.

   Мир детской культуры будет жить до тех пор, пока на свете существует хотя бы один ребенок. Но что сохранит он от детской культуры прошлого, что будет утрачено в этом тысячелетии, зависит в первую очередь от нас взрослых. Анализируя изменившееся  детство, можно отметить существенное ограничение возможности получения социального  опыта у детей, в первую очередь дошкольников, в условиях естественного окружения. Способ освоения мира у детей из непосредственного превращается в опосредованный. Возможно, именно детские дразнилки позволяют ребенку получить естественный коммуникативный опыт  житейских уроков, пригодных для будущей «взрослой» жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клички и дразнилки.

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в начальных классах. Третьеклассники и пятиклассники в проведенном опросе: «за что вы не любите некоторых своих одноклассников?» чаще всего отве...

статья "Детская субкультура"

Для разных периодов детства особую значимость приобретают элементы детской субкультуры. В статье описываются примеры, фунции, основные подсистемы, представляющие детскую субкультуру....

Детская субкультура, как механизм социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья по теме социализации детей в условиях социально - реабилитационного центра....

Конспект открытого мероприятия по устному народному творчеству "Сказки, пословицы,загадки, песни, дразнилки..."

Воспитательское занятие подготовлено с учётом  уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...

Считалки, дразнилки, игровые песенки

quot;Экология и литература"...

детский проект "Закон и субкультура"

детский проект "Закон и субкультура"...