Мета-школа «Грани» Практическое применение знаний в связи с жизненными планами
статья по психологии

Сегодня педагогическое сообщество находится в активном поиске тех образовательных форм, которые будут тесно связаны с жизненными планами учащихся. Это и проектное обучение, и профориентация, и увеличение доли элективных курсов в старшей школе. Одна из форм, которую нам успешно удалось апробировать в гимназии  - это Мета-Школа «Грани».  Это новый формат организации внеурочной деятельности обучающихся, стратегической целью которой является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Кроме того, участие в Мета-Школе «Грани» поможет справиться с профессиональным выгоранием, так как  предполагает постоянное самообучение, коллективную рефлексию своей работы, обсуждение различных кейсов - это путь к личностному развитию предусматривает переход  в активную, инициативную позицию по отношению к школе в целом, к происходящим в ней событиям, программам, проектам, планам и задачам. Это всегда командная работа учителя, педагога-психолога, социального педагога, а участие в команде дает всем участникам новую мотивацию, подталкивает к развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мета-школа «Грани»

Практическое применение знаний в связи с жизненными планами

Светлана Владимировна Иванова, педагог-психолог

Санкт-Петербург, ГБОУ гимназия № 177

Сегодня педагогическое сообщество находится в активном поиске тех образовательных форм, которые будут тесно связаны с жизненными планами учащихся. Это и проектное обучение, и профориентация, и увеличение доли элективных курсов в старшей школе.

Одна из форм, которую нам успешно удалось апробировать в гимназии  - это Мета-Школа «Грани» - новый формат организации внеурочной деятельности обучающихся, стратегической целью которой является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

Мы постараемся ответить на два важных вопроса:

  • Почему Мета-Школа «Грани» - это территория развития и как она связана с жизненными планами учащихся?
  • Почему Мета-Школа «Грани» - это территория развития не только ученика, но и учителя?

Мои коллеги не раз подробно на встречах рассказывали о том,  как в ходе занятий в Мета-Школе «Грани»  школьники решают в совместной деятельности проблемные ситуации, учатся ставить четкие и реалистичные цели,  принимать самостоятельные, взвешенные решения. Уже сейчас можно говорить об изменениях в отношении ребят к своим собственным результатам, появилась системность в анализе, осознанность в движении к поставленной цели.

Почему Мета-Школа «Грани» - это территория развития

и как она связана с жизненными планами учащихся?

Чем больше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, чем больше он стремится ее организовать, определить направление, тем более уникальной, ценной, творческой она становится.

Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни. Уже в жизненных планах школьников будущее видится по-разному. Для каждого второго молодого человека важнейшим фактором, влияющим на оценку жизни, является материальная независимость, финансовая безопасность. Каждый третий молодой человек считает удачной ту жизнь, в которой присутствуют и реализуются возможности достижения собственных целей, целей жизни, возможность заниматься в жизни тем, что нравится.

Стратегия одних в  наиболее полном применении своего таланта, стратегия других – в получении максимума благ за свой талант. Подростки находятся в такой ситуации, когда необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь.

Почему не всем удается достичь желаемых успехов? 

Одна из причин кроется в том, что в настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы. Однако квалификация большинства людей, предлагающих свои услуги, не соответствует этим требованиям, в то время как их амбиции, уровень притязаний неоправданно высоки, особенно у молодых специалистов.

Жизненный путь – это не только движение человека вперед, но и движение наверх, к лучшим проявлениям человеческой сущности, достижение личностного совершенства. Можно утверждать, что стремление осуществить свой профессиональный выбор – чрезвычайно важное базовое стремление, которое тесно связано с жизненными смыслами и ценностями.

Первичная социализация индивида происходит в семье, поэтому семья – первичный и важнейший институт, воздействующий на самоопределение человека. Нужно сразу понять – в выборе профессии далеко не все родители становятся помощниками для своих детей. В результате 8 из 10 подростков получают «не те» профессии, живут «не той» жизнью. Родители делают это не со зла, наоборот, они хотят только самого лучшего для своих детей, стараются, как могут. Расскажу о нескольких распространенных ошибках, которые совершают родители и дети.

Выбор за ребенка

«Родители сказали, нужно поступать на экономиста» или «Все в моей семье заканчивали юридический, вот и я пошел…» Многие подростки боятся брать ответственность за свою жизнь, но большинству просто не разрешают принимать самостоятельные решения. Взрослым всегда виднее, чем должен по жизни заниматься их ребенок, кем работать, как быть счастливым.

Карьерные династии – это вообще отдельная история. В семье потомственных врачей просто не может быть артиста или дизайнера. Ну откуда такому взяться? Узкая профессиональная среда не дает ребенку выбрать ту профессию, которая действительно нравится, к которой есть задатки. Дети, рожденные в семьях, где из поколения в поколение передавались профессиональные традиции, попадают в узкие рамки и определенные схемы карьеры, которые десятилетиями не менялись. В результате подростку навязывается профессия, которую одобряют мамы-папы, бабушки-дедушки, но она может не соответствовать его талантам и склонностям. А добиться успеха в «не своем» деле крайне сложно.

Ориентация только на зарплату и престиж.

Рынок труда очень быстро меняется. Еще несколько лет назад в тренде были юристы, то сегодня данная сфера переполнена и из-за высокой конкуренции нет никаких гарантий на «светлое будущее» для молодого человека, который выбрал не ту профессию.

Помните: оплачивается не профессия, а должность и квалификация. Уровень зарплат повара в школьной столовой и шефа в роскошном ресторане высокой кухни различается в несколько раз. Здесь главное найти свое призвание, любить свое дело и хотеть в нем развиваться.

Поступать туда, где проще

Идти по пути наименьшего сопротивления иногда правильно, но только не в выборе будущей профессии. Не стоит бояться прыгнуть выше головы: если получится – отлично, а нет – это жизненный опыт и возможность повторить попытку. Даже если ребенок не сможет поступить в желанный вуз, не стоит отказываться от своего призвания. Сохраняйте «верность» профессии и ищите альтернативные варианты ее получения – курсы подготовки, репетиторы. Это лучше, чем выбирать заведомо неинтересную и явно неподходящую специальность, отдать обучению 5 лет жизни и в итоге отбывать срок на работе, которую ненавидишь.

Неумение поддержать выбор ребенка

Главная задача родителей – помочь своему старшекласснику сделать самостоятельный и осознанный выбор, но они чаще всего выбирают за него.

Недооценивать или переоценивать возможности

В подростковом возрасте люди склонны к максимализму. «Я круто пою-танцую-пародирую, а значит мне прямая дорога в актрисы. И ничего другое меня не интересует!» или «Моя мечта – стать ветеринаром, но я такой тугодум, и с химией очень плохо. Пойду учиться на маляра-штукатура»

Ориентир лишь на свой опыт

Часто родители просто не видят других профессий, кроме тех, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, говорят максимум о 20 профессиях, а на самом деле их несколько тысяч!

Семья и школа должны помочь человеку осмыслить ответственность за реализацию своих целей. Чем более тесно в данном процессе будут взаимодействовать родители и школа, тем эффективнее будет результат. Родители и школа – это как группа поддержки подростка. И наша главная задача - не выбрать ребенку «работу всей жизни», а привить стремление к новым знаниям. Тот, кто умеет учиться, сможет найти себя и быть востребованным в любой среде.

Билл Гейтс однажды сказал, что «Мы всегда переоцениваем изменения, которые произойдут в ближайшие два года, и недооцениваем изменения следующих 10 лет». Действительно, мы живем в мире огромных скоростей внедрения технологических инноваций, в связи с этим, в будущем, возможно, человек сменит профессию 8-10 раз. Это связано с тем, что на сегодняшний момент Индустрия - 4.0 включает в себя интеграцию, большие данные, автономные роботы, облачные вычисления, симуляцию, дополненную реальность, кибербезопасность, интернет вещей.

Исходя из всего этого, идея о том, чтобы в старших классах найти себе «лучшую профессию», которая обеспечит занятость и востребованность на рынке труда до самой пенсии, в рамках современных реалий кажется несколько утопичной. Стоит помнить о теории поколений, сейчас в наших школах учится поколение Z, дети, родившиеся в 2000 г. И если представителей предыдущих поколений такая ситуация могла бы ввести в замешательство, то детьми поколения Z она, скорее, воспринимается как некий гарант свободы в плане профессионального развития и построения будущей карьеры.

Что можем мы сделать для них, в чем помочь?

Необходимо снять психологическое давление, которое иногда бывает завышенным. Ничего нет страшного в том, что молодой человек  изменил свой выбор в середине 11 класса или обучаясь в университете.

Наша задача их предупредить и психологически подготовить к тому, что учиться они будут всю жизнь, придется получить не одно образование. Хотя в этом есть и положительный момент - исчезнет страх, что профессию надо выбирать один раз и на всю жизнь, потому что не сама профессия важна, а надпрофессиональные навыки. Среди них стоит выделить такие, как системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, бережливое производство, программирование, робототехника, искусственный интеллект, клиенториентированность, мультиязычность и мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, навыки художественного творчества и экологическое мышление.

Лучшее, что может сделать семья и школа — это пробудить интерес к тому, что происходит в мире, информировать о том, какие профессии существуют и какие появятся. Поколению Z крайне важно жить в реалиях квеста -  интерес и постоянно развивающееся, подпитываемое информацией воображение заставит их двигаться к цели. Чтобы вырастить из детей поколения Z высококлассных профессионалов, им нужно дать возможность как можно раньше попробовать как можно больше профессий.

Человек должен искать возможность овладевать навыками, которые универсальны в любой сфере. Подростковый и младший юношеский возраст – это возраст активного жизненного поиска, опробования различных социальных ролей и видов деятельности.

С точки зрения формата, Мета-Школа – это большая деловая игра,  где каждый ребенок может раскрыть свои лучшие грани, убедиться в своих возможностях и соотнести их с жизненными планами. Успешная самореализация, по определению, подразумевает наличие собственной активности, проявление своей индивидуальности. В качестве второго основного параметра, характеризующего самореализацию, выделяют такой её характер, который на позитивном полюсе характеризуется как творческий. Кроме того, успешное самоопределение характеризуется гибкостью, возможностью опробования различных социальных ролей, включенностью в различные общности, наличием достаточно широкого спектра личностно значимых позитивных ценностей. И главное, субъективно успешное самоопределение характеризуется переживанием осмысленности собственной жизни. В связи с этим Мета-Школу «Грани» можно смело назвать благоприятным вариантом самореализации школьников.

Недавно в Москве прошел первый форум молодых инженеров PROMFEST «Нержавая профессия», на котором  Директор департамента по науке и образованию фонда «Сколково» Александр Фертман отметил, что среди актуальных кадровых проблем на сегодня является проблема нехватки лидеров. По мнению руководителей компаний, чтобы решить эту проблему,  необходимо начинать воспитывать лидерские качества с 6-12 лет. Очень важно внушить поколению Z, что на протяжении всей жизни нужно изменяться, можно развиваться. И в этом неоценимую помощь окажет опыт участия в Мета-Школе «Грани». Успех в деловой игре поможет в дальнейшем успешнее адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, позволит успешно решать проблемы,  выходить победителем в сложных, непредвиденных жизненных ситуациях.

Почему Мета-Школа «Грани» - это территория развития

не только ученика, но и учителя?

Какова роль учителя в Мета-Школе «Грани»? Самое главное, он оказывает учащимся необходимую поддержку в личностном развитии.  Обладающий нужным набором компетенций, педагог в первую очередь помогает ученику: понять свои интересы; вникать в учебный процесс; проработать совершенные ошибки и извлекать из них продуктивный опыт; осознать свои сильные и слабые стороны; осмысленно подходить к конструированию своего будущего. 

Обычно ученику все это дается нелегко. А теперь представьте, что в Мета-Школе «Грани» у ребят есть наставник, который помогает искать ответы на  волнующие вопросы, «проживает» вместе с ними жизненные ситуации, является свидетелем их побед и ошибок — и готов обсуждать их честно и независимо.

Педагог помогает ставить цели, планировать шаги по достижению этих целей, выстраивать индивидуальную траекторию обучения, анализировать и рефлексировать. Работа ведется в группе, где у ребенка гораздо больше шансов развить навыки владения собой и научиться осознанно подходить к задачам, решение которых необходимо для дальнейшего развития.

По сути, такая организация работы помогает уйти от привычного для массовой школы метода принуждения и предлагает ученику занять авторскую позицию в отношении собственной жизни.

Взаимодействие с ребятами на внеурочном занятии  нельзя сравнивать с  деятельностью  учителя-предметника на уроке,  ведь педагог в Мета-Школе действует исходя из метапозиции — он инструктирует ребят в манере, которая не основана на каком-то конкретном предмете, а затрагивает вопросы практического применения знаний. Навыки, полученные в такой работе, ученик сможет самостоятельно применять в других ситуациях, в том числе при обучении в колледже или вузе. Таким образом, педагог, который работает в Мета-Школе является одновременно и наставником, и коучем, и воспитателем, и мотиватором.

В чем трудности педагога? Очевидно, что навыки  проведения занятий в Мета-Школе  невозможно обрести в обычной педагогической деятельности.

Когда группа учителей Мета-Школы сформировала первую команду «добровольцев», наши педагоги столкнулись с тем, что им пришлось внутри себя ориентироваться на две позиции: учителя, который отвечает за результат учеников, и наставника, который способствует личностному росту, но не контролирует и не оценивает ребят. Поэтому одним из основных качеств, вырабатываемых во внеурочной  работе, стала гибкость. А она, согласитесь, необходима для любого хорошего учителя.

По наблюдениям, участие учителей-предметников в  Мета-Школе должно быть добровольным, основанным на личном интересе,  только  тогда оно принесет самому учителю пользу.

Во-первых, это поможет справиться с профессиональным выгоранием - ведь оно наступает именно тогда, когда в преподавательской работе долгое время нет никаких изменений, когда она превращается в рутину. 

Во-вторых, работа в  Мета-Школе предполагает постоянное самообучение, коллективную рефлексию своей работы, обсуждение различных кейсов - это, безусловно, путь к личностному развитию.            

В-третьих, работа в  Мета-Школе предусматривает переход педагога в активную, инициативную позицию по отношению к школе в целом, к происходящим в ней событиям, программам, проектам, планам и задачам. 

Наконец, в-четвертых, работа в  Мета-Школе - всегда командная, а участие в команде дает педагогу новую мотивацию, подталкивает к развитию. Нужно понимать, что в современном мире в одиночку сделать что-либо серьезное практически нереально, и работа в  Мета-Школе может стать лабораторией по совместному поиску новых педагогических идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепление и практического применения знаний и умений по теме «Электронные таблицы»

Тема урока: «Решение задач средствами MS Excel» Цель урока: закрепить у учащихся навыки по обработке числовых данных в MS Excel, формированию таблиц, созданию формул и графиков,  решению задач в ...

Начинающему фермеру - практические знания. Урок применения знаний, навыков и умений по теме «Минеральные удобрения»

Изучить способы определения минеральных удобрений; закрепить навыки решения расчётных и экспериментальных задач....

Мета-Школа «Грани» как эффективный формат организации внеурочной деятельности

Мета-Школа «Грани» - новый формат организации внеурочной деятельности обучающихся, стратегической целью которой является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности...

Мета-школа «Грани» Практическое применение знаний в связи с жизненными планами

Презентация к описанию опыта на тему: Мета-школа "Грани"...

Модуль «История, культура, традиции» в мета – школе «Грани», как инструмент развития читательской функциональной грамотности.

Данная статья описывает эффективный формат организации внеурочной деятельности для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы....

Внеурочная деятельность "Практическое применений знаний о растениях на практике"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Первомайская средняя общеобразовательная школа»    Внеклассное мероприятие  «Практические применения знаний о ра...