Современные представления о «норме и патологии» в развитии детей
статья по психологии

Вопрос о норме психического развития является одним из тех, которые будут актуальными всегда. Понятие нормы неразрывно связано с окружающим миром, обществом, культурой, которые подвержены изменению. Кроме того, проблема нормы и ее вариантов является одной из самых неоднозначных в современной психологической науке и пока еще не имеет окончательного решения в виду своей сложности. Очевидно, что проблема определения нормы носит междисциплинарный характер: она возникает в различных отраслях психологической науки - дифференциальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии личности, нейропсихологии, психиатрии. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Наиболее значимые из них представлены в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные представления о «норме и патологии»

в развитии детей

Иванова Светлана Владимировна,

педагог-психолог ГБОУ гимназия №177

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Вопрос о норме психического развития является одним из тех, которые будут актуальными всегда. Понятие нормы неразрывно связано с окружающим миром, обществом, культурой, которые подвержены изменению. Кроме того, проблема нормы и ее вариантов является одной из самых неоднозначных в современной психологической науке и пока еще не имеет окончательного решения в виду своей сложности. Очевидно, что проблема определения нормы носит междисциплинарный характер: она возникает в различных отраслях психологической науки - дифференциальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии личности, нейропсихологии, психиатрии. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Наиболее значимые из них представлены в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma – правило, точное предписание, образец, мера) – установленная мера, средняя величина чего-либо.

Понятие нормы относительно постоянно. Как уже отмечалось, его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем. Психология оперирует такими понятиями как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, возрастная норма и т.д. Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Общепсихологические аспекты проблемы нормы-аномалии рассматриваются, например, в рамках психологии личности.

Возрастно-психологический аспект понимания нормы раскрывается через проблему возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития.

Изучению особенностей психического развития в условиях дизонтогенеза посвящены работы Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Я. Рубинштейна, В.В. Лебединского, Б.В. Зейгарника, Б.С. Братуся, Т.А. Власовой, В.А. Лапшина, Б.П. Пузанова, Л.О. Адаляна, В.В. Ковалева, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, У.В. Ульянковой, А.С. Спиваковской, В.И. Лубовского, Г.Е. Сухаревой, Э. Хейсермана, Н.Л. Белопольской, Н.Я. и М.М. Семаго, Э.Г. Симерницкой, В.А. Семенович и др.

   1.  Понятие о норме в развитии.

Понятие «норма» широко используется в ряде отраслей научного знания: медицине, психологии, педагогике, социологии, криминологии. Вместе с тем, четкого однозначного определения «нормы» дать невозможно, так как в разных науках содержательное наполнение данной категории будет различным.

Норма (от лат. normа) - установленная мера, средняя величина чего-либо. В целом в современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход. Самым распространенным для многих является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы. Статистический подход предполагает возможность количественного измерения свойств исследуемого объекта и установление с помощью математического аппарата соответствующих средних показателей. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как отличную от нормальной. Быть нормальным в рамках данного подхода значит соответствовать некоему усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу). Однако такой подход вызывает давнюю критику ученых. Они справедливо отмечают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко ограничивает представление о человеческом развитии.

Адаптационный подход представляет понимание нормы в соотнесении с понятием адаптации; быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. В целом норма рассматривается как процесс, в ходе которого личность достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – это процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Однако при этом социальная адаптация может пониматься слишком узко и ассоциироваться с приспособленчеством. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности [2].

Культурно-релятивистский подход. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальным является то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований делает невозможным однозначное определение нормального поведения.

Психопатологический подход. Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

Экзистенциальный подход. Данный подход является по сути описательным и тесно связан с гуманистической теорией личности. Представители данного подхода пытаются выделить, прежде всего, то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Нормой признается самоусовершенствующаяся, самоактуализирующаяся личность. Однако в данном подходе описывается только конечный продукт — сформировавшаяся личность, и практически ничего не говорится о том процессе, который привел к ее появлению, а также о тех внутренних закономерностях, что лежат в основе этого процесса [2].

Можно сказать, что ни один из названных подходов в отдельности не позволяет однозначно определить критерии нормы. Понятно, что в настоящее время однозначных показателей нормального поведения и внятных границ нормы не существует. При этом очень важно четко понимать, что включает в себя понятие «норма» и конкретно, «норма психического развития».

В психологии корректное обращение к понятию нормы предполагает дифференцирование норм по возрасту, полу, социальной, этнической, культурной принадлежности субъекта и т. д. Таким образом:

- то, что соответствует норме, представляется обычным, является - «нормальным»;

- то, что не соответствует норме, обозначается словом - «отклонение».

При этом, отклонения в развитии могут носить как негативный, так и позитивный характер. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, талантливость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей одного возраста, имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения» [22].

Л. Пожар пишет, «…Мы считаем ребёнка нормальным: когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста; когда ребёнок развивается в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения; когда ребёнок развивается в соответствии с требованиями общества… Указанные критерии нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности и анормальности детей» [18].

               2.  Понятие об отклонении от нормы.

Отклоняющееся развитие, по определению В.М. Сорокина, - это «развитие, которое разворачивается в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида и представляет собой стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений» [18].

По мнению Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [16] отклоняющееся развитие можно определить, - как отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психической функции, функциональной системы) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого отклонения (опережение или запаздывание). Ребенок, демонстрирующий подобные феномены должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

В литературе отклонения от нормы принято условно делить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные (М.А. Галагузова) [3]:

1) Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это - идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им. К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание. К таким отклонениям относят болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

2) Психические отклонения связаны с умственным развитием человека, его психическими недостатками, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении. Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке. Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками (задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность).

Здесь выделяют особую группу отклонений - одаренность детей. Известно, что у ребенка могут проявляться способности к музыке, к математике, к изучению иностранных языков и т.д. Только при благоприятных внешних условиях они приобретают форму одаренности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.

3) Социальные отклонения связаны с нарушением социальной нормы. Социальная норма - обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества. Основными функциями социальной нормы выступают: ориентационная, регулирующая, информационная, корректирующая. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми (сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, право-нарушения, преступность). В разных культурах, системах ценностей понятие социальной нормы различно. То, что для одного общества является нормой в другом будет восприниматься как отклонение.

4) Педагогические отклонения - различные нормы с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности (отклонения в получении общего образования; в получении профессионального образования и пр.).

Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жизни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на формировании их биологических потребностей: физических, физиологических, вследствие чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физическом развитии ребенка, безусловно, оказывает влияние и на его социальное развитие.

Чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации ребенка, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество.

                    3.  Нормативное и отклоняющееся развитие

Отклонение развития от нормы, имеющее специфическую картину проявления, определяется как дизонтогения. Впервые термин «дизонтогенез» был употреблен Й. Швальбе в 1927 году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение. Им стали обозначать и различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Следовательно, в современном понимании дизонтогенез - это нарушение индивидуального развития (онтогенеза) [20].

К появлению множества вариантов отклоняющегося развития способно приводить многообразие факторов.

На сегодняшний день наиболее устоявшей классификацией психического дизонтогенеза является классификация, предложенная В.В. Лебединским. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях психологов, учителей-дефектологов и других, например Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). Обобщив их результаты он предложил выделить типы нарушений:

Первая группа - отклонения по типу ретардации (отставания): недоразвитие и задержанное развитие, что включает умственную отсталость и задержку психического развития.

Вторая группа - по типу асинхроний (диспропорциональность): искаженное и дисгармоническое развитие, что включает ранний детский аутизм и психопатии.

Третья группа - по типу повреждения (поломка, выпадение): поврежденное и дефицитарное развитие, что включает органическую деменцию и тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях соматических заболеваний.

Каждая группа отклоняющегося развития может быть подразделена на отдельные подгруппы. Таким образом, в классификации психического дизонтогенеза выделены: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие.

Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (пример - умственная отсталость). Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышление, речь).

Для задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. Большая сохранность систем регуляции определяет лучший прогноз и возможность коррекции задержанного психического развития по сравнению с недоразвитием.

Для поврежденного развития характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Примером поврежденного развития является органическая деменция, для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.

Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.

Наиболее характерным примером искаженного развития является ранний детский аутизм. В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей развитие речи опережает формирование двигательных функции, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных; навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

Основной особенностью дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Примером такого развития является психопатия, для которой характерны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии и само ее формирование зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.

Некоторые исследователи (М.А. Власова и М.С. Певзнер) выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии [10]:

1. Дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2. Дети с задержкой психического развития;

3. Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4. Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5. Умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

В исследованиях В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова приводится следующая классификация детей с нарушениями развития [10]:

1. Дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

2. Дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);

3. Дети с нарушениями речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

6. Дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием [1].

Причиной возникновения дизонтогенеза является влияние многих взаимодополняющих факторов, главными из которых являются социальные: экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические и биологические факторы.

Среди биологических факторов, отрицательно влияющих на развитие, выделяют:

- генетическое поражение, генные мутации, хромосомные аберрации, наследственные дефекты;

- внутриутробные нарушения;

- родовые травмы;

- заболевание перенесённые в раннем детском возрасте;

- посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и другая деменция.

Среди социальных факторов выделяются следующие:

- неблагоприятные социальные условия;

- длительная депривация, приводящая к дефициту информации, обеднению жизненного опыта;

- неблагополучная экологическая обстановка;

- отсутствие своевременной коррекционно-развивающей работы.

Заключение

В настоящее время неуклонно возрастает число детей с отклонениями в развитии. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии. Поэтому для социальной педагогики и психологии нормативное и отклоняющееся развитие принимает особую значимость, так как они в значительной степени отражают процессы развития, жизнедеятельности, функционирования человека, и используются для характеристики процесса его развития и социального поведения; позволяют установить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения; выяснять, каким образом они влияют на процесс его социализации.

Отклонение развития от нормы, имеющее специфическую картину проявления, определяется как дизонтогения. Отклонения в развитии весьма разнообразны и вызываются различными причинами. Однако наблюдаются общие закономерности отклоняющегося развития, присущи всем категориям детей

- определенная последовательность стадий развития психики;

- наличие сензитивных периодов в развитии психических функций;

- последовательность развития всех психических процессов;

- роль деятельности в психическом развитии;

- роль речи в формировании высших психических функций;

- ведущая роль обучения в психическом развитии.

Проблема критериев нормального и отклоняющегося развития приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности. Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии может быть охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физического состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стандартизированным. Это могут быть:

- развитие различных форм деятельности ребенка;

- формирование возрастно-психологических новообразований;

- восстановление целостности личности;

- модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения;

- формирование самоуважения и адекватной самооценки;

- приобретение новых установок, направленных на формирование адекватных форм поведения или угасание, торможение у ребенка дезадаптивных форм поведения;

- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими;

- развитие эмоционально-волевой регуляции поведения.

Все это подчеркивает необходимость ранней диагностической работы, ибо ранее выявление отклоняющегося развития – залог эффективности коррекционно-воспитательного воздействия

Список использованной литературы

1. Бояринцева А. На пути к «самости» или Педагогическая поддержка саморазвития ребенка / А. Бояринцева // Директор школы. - 2006. - № 9. - С. 72-77.

2. Введение в специальность. УМК по профилю «Специальная психология». / Сост. Твардовская А.А. - Казань: КФУ, 2012. - 85 с.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова и др. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 416 с.

4. Есиленок Т.А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Есиленок // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 47-49.

5. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров. - М.: Джангар, 2012. - 854 с.

6. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. - М.: Речь, 2011. - 416 с.

7. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2013. - 148 с.

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.

9. Милюкова Е.В. Специальная психология. Учебное пособие / Е.В. Милюкова. - Курган: КГУ, 2009. - 54 с.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 200 с.

11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2005. - 480 с.

12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: УМК / Под ред. Л.А. Федорович. - Кременчуг: Христианская Заря, 2008. - 217 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение. Норма и патология

Данный материал может использоваться всеми педагогами и психологами в своей работе....

Возрастные нормы речевого развития детей.

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...

Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания

       В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...

Презентация "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания "

Дополнение к статье "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушенийопорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе физич...

Методическая разработка практических занятий по теме "Обмен липидов в норме и патологии"

Методическая разработка содержит различные виды контрольных материалов: контроль исходного уровня знаний, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, итоговый тестовый контроль.Материал методическо...

Современные представления о возникновении жизни и ее развитии в эрах древней жизни.

Класс: 9.УМК: Биология: общие закономерности. 9 кл.: учебник / Биология, 9 класс, Общие закономерности, Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И., 2017. М.: Дрофа, 2013. 192 с.Тема...