Статья «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая поддержка в условиях образовательной организации»
статья по психологии (11 класс)

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

.       Статистика последних десятилетий указывает на пугающий рост суицидальных настроений среди молодежи. Суицид, за редким исключением, – это результат сложного   суицидального поведения, которому предшествует формирование соответствующего психоэмоционального фона, образа мыслей, поведенческих паттернов … Суицидальное поведение – наиболее опасный и трагический вид девиантного поведения. Кроме того, в настоящее время интерес к суицидальному поведению усиливается благодаря определенным тенденциям молодежной социальной моды и субкультурным влияниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования:

С. В. Медикова

Статья

«Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая поддержка в условиях образовательной организации»

  Актуальность. Статистика последних десятилетий указывает на пугающий рост суицидальных настроений среди молодежи. Суицид, за редким исключением, – это результат сложного суицидального поведения, которому предшествует формирование соответствующего психоэмоционального фона, образа мыслей, поведенческих паттернов … Суицидальное поведение – наиболее опасный и трагический вид девиантного поведения. Кроме того, в настоящее время интерес к суицидальному поведению усиливается благодаря определенным тенденциям молодежной социальной моды и субкультурным влияниям.

                                                                      Поэтому, чтобы существенно уменьшить масштабы распространения девиантного поведения крайне важным является формирование ценностного отношения к жизни подростков.

                Цель: выявить особенности суицидального поведения в подростковом возрасте.

         Задача: формирование ценностного отношения к жизни подростков.

  • Принято выделять три ТИПА суицидального поведения:

- демонстративное (используется как средство давления на взрослых с целью решения своих проблем, запугивания и шантажа)

- псевдосуицидальное (аффективное) (проявляется в интересе к смерти и часто является основной темой для подростковой «тусовки», а также платформой для самоутверждения, присущего подросткам. Мотивацией приобщения подростка к псевдосуицидальному поведению часто является «из любопытства» и «за компанию»)

- реальное (связано с подготовкой спланированной попытки суицида, характеризуется осторожностью, скрытностью и достаточно тщательным изучением соответствующей информации потенциальным самоубийцей)

  • В структуре суицидального намерения можно выделить следующие ЭТАПЫ:
  1. Суицидальная склонность

Личностная предрасположенность подростка к суицидальным реакциям и формированию устойчивого суицидального намерения. С точки зрения суицидальной динамики этот этап статичен. Здесь еще нет соответствующих поведенческих ритуалов, нет постепенного развития и укрепления желания расстаться с жизнью, нет личностных деформаций, по которым мы определяем суицидальную готовность. Тем не менее, общаясь с подростком, мы можем выделить ряд качеств, которые при определенных обстоятельствах могут привести его к трагическому решению. Учитывать этот этап тем более важно, что в случае суицидального  поведения переход от суицидальной склонности к манифестации осуществляется мгновенно без соответствующей подготовки.

  1. Формирование суицидальной тенденции

Этот этап связан с нарастанием интереса к суициду и актуализацией тяжелых эмоциональных переживаний, которые становятся своего рода фоном, на котором разворачивается суицидальное намерение. От символики и истории вопроса к выяснению конкретных способов ухода из жизни. Это длительный этап, в ходе которого подросток постепенно впускает в свой внутренний мир мрачные тона, вслушивается в музыку полную отчаянья и несогласия с «миром», окружает себя соответствующей символикой, иногда общается на сайтах с «единомышленниками». Одним словом, свыкается с мыслью, что суицид приемлем.

  1. Подготовка суицида

Этот этап включает и психологическую и фактическую подготовку. У подростка уже есть убеждение, что суицид приемлем. Однако переход от данной установки, к сознанию – «я собираюсь расстаться с жизнью» не совершается в одночасье. Он связан уже не с коллекционированием суицидальных фактов, а наоборот сужением кругозора, ограничением коммуникации, «уходом в себя». Это естественно: душа встречается с тяжелейшим переживанием и все внимание устремляется к точке борьбы, так что внешний мир на время угасает, теряет краски.

Именно на этом (как видите далеко не первом) этапе мы фиксируем личностные изменения характерные для суицидентов. 

  1. Суицидальная готовность

Драматичный этап, связанный с сформированностью суицидального намерения. Как правило, не длится дольше нескольких дней. На этом этапе подросток уже решился на самоубийство и теперь ведет практические приготовления. По большому счету, эти приготовления являются единственной связью с миром, в остальном внутренняя жизнь суицидента похожа на жизнь сомнамбулы, действующего словно в тумане, сквозь который с трудом пробиваются стимулы внешней среды и который тормозит ответные реакции. К этому состоянию подходят слова – отсутствующий, потерянный. Однако оно может перемежаться с периодами хаотичной активности (на этой стадии фиксируется известный феномен «раздаривания ценных вещей») в которой суицидент словно стремится что-то наверстать.

 

  • ГРУППЫ РИСКА
  • незаконченная попытка суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные
  • тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
  • суициды в семье
  • алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии (психопатологические синдромы).
  • хронические или смертельные болезни
  • тяжелые утраты, например, смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери

  • ЧЕРТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

Склонность к самообвинению (развивается у чувствительных и нерешительных подросток (мысли о собственной неполноценности, неприятие сверстников …)

Низкая толерантность к фрустрации (неспособность переносить негативные эмоциональные переживания, каждая проблема – трагедия, особенно опасно сочетание этого качества с завышенными требованиями к себе (перфекционизм), Высокая тревожность (тревожного человека часто в просторечии называют «дерганный» - он не знает где опасность и реагирует сразу «во все стороны», при регулярной повторяемости волей-неволей мысли о суициде, могут рассматриваться едва ли не как спасение и прекращение мучений).

Сенситивность (излишняя  чувствительность – это всегда высока уязвимость).

 

  • Стратегии помощи

Предыдущие знания позволили нам получить базовые представления о структуре суицидального намерения, личностных типах, наиболее подверженных суицидальному риску. Однако до сих пор осталось не проясненным как опознать эти риски в реальной жизни: на что смотреть, что замечать и, конечно же, что этим рискам противопоставить. В данном занятии мы постараемся осветить именно этот круг вопросов.

Суицидальные намерения определяется, главным образом, по наличию «суицидальных предвестников», которые делятся на прямые и косвенные. Косвенные сообщают нам скорее о возможности формирования суицидального намерения. В то время как прямые, о сформированном суицидальном намерении, как об уже состоявшемся факте. 

Суицидальные предвестники

Косвенные: 

  • дисфория (пониженное настроение)
  • изоляция (рассеянное, потерянное отчуждение (свидетельствующее о погруженности в НЕРАЗРЕШАЕМЫЕ внутренние переживания)
  • безразличие (к внешнему виду, к любимому увлечению, без эмоциональной речи, рассеянном взгляде, общей вялости…)

Прямые:

  • тоннельное сознание (заключается в сужении спектра восприятия при высокой степени его селективности ( избирательности, зацикленности ). Вот выдержка из письма одного суицидента:

Пример,

«Я не вижу никакого смысла в происходящем со мной. Все кажется темным каким-то. И в общении нет смысла, и нет смысла даже объяснять все это. Тошнит.»

Видите, как навязчиво вторгается в письмо одна и та же идея– идея бессмысленности, переживание утраты смысла…

  • раздаривание ценных вещей

  • СТРАТЕГИЯ  ПОМОЩИ

Ситуация, в которой формируется суицидальное намерение – это, зачастую ситуация в которой суицидент утрачивает всякую надежду на помощь. Вот почему умело и вовремя предложенная помощь – это существенный вклад в эффективное разрешение суицидальной ситуации. Однако эта помощь должна быть квалифицированной или, по крайней мере, «зрячей».

1. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек (даже если этот человек ваш ребенок. Слишком велика цена незрячего: «нууу, только не мой!») действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства. Тем не менее, «действие» так же должно опираться на уважение к личности страдающего – не стоит браться «помогать», если вы воспринимаете суицидальные намерения как «блажь» и «дурь». Очень часто подросток приходит к мысли о суициде именно из-за ощущения, что его не понимают и не принимают – примите его хотя бы в этих чувствах и не давайте шанса оказаться правым!

2. Установите заботливые, понимающие взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете продвинуться вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатии; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Для того, кто чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека. Тем не менее, нет ничего хуже, чем грубая навязчивость – деликатность, внимание и отзывчивость — вот интонация истинной помощи. Иногда вы добьетесь большего успеха, вовремя отступив, чем доказывая свое «небезразличие».

3. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним... Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

4. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

5. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Обратите внимание, приведенный выше совет, подразумевает, что контакт между вами и суицидентом уже сформирован. Очень часто родители теряют контакт с подростком (что, кстати, является одним из факторов, способствующих развитию суицидальных тенденций) и тогда вопрос «в лоб» - выглядит немного дико и едва ли окажется эффективен. Имеет смысл подобрать ниточку там, где она была обронена – и начать просто задавать вопросы, дабы восстановить контакт. Интересуйтесь текущим настроением, мыслями, чувствами, событиями жизни подростка.

  1. Не предлагайте неоправданных утешений.

Высказывания типа: «Даже и не думай! Просто потерпи и все образуется» - только вредят делу. Несмотря на импульсивность подростка, мысль лишить себя жизни вряд ли пришла к нему первой. И потом – сколько терпеть? Каким образом все образуется, если до сих пор дела шли все хуже? Откуда вы, в конце концов, об этом знаете? Да, ваша уверенность, безусловно, играет роль, но почему бы не приложить ее к тому, что вы и впрямь можете гарантировать. Например, что будете рядом, что готовы помочь и т.д.

Также, суициденты с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

7. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы предлагать неоправданные утешения, попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Помните – суицид только выглядит как безумие, но в мире самого суицидента – это оптимальный выход из невыносимой ситуации. Вполне вероятно, что молодой человек не видит тех возможностей, которые с высоты опыта видны вам. Предлагайте варианты, спрашивайте, объясняйте, но не ни на секунду не забывайте – ваша задача, задача исследователя, а не дидакта.

8. Вселяйте надежду.

Заметьте тонкую разницу между утешением и надеждой. Если молодого человека оставила девушка, то не стоит говорить – «я уверен, она обязательно вернется». Иногда, впрочем, полезной бывает и манипуляция, но ее использование требует очень искусного подхода. Например, вместо эфемерного «обязательно вернется» (с чего? когда?), скажите – «Я уверен, что в таком состоянии, ты ее точно не вернешь». Это послание, которое намекает на возможность восстановления отношений и одновременно призывает заняться собой. Однако, я бы не ставил на манипуляцию. В лучшем случае, вы выиграете время и добьетесь некоторого изменения состояния, но не преодоления кризиса. Вселять надежду, значит указывать на то, чего суицидент не видит, то ради чего стоит жить, но помните, что он смотрит в мир с одной ступеньки, а вы с другой.

Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно

  1. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Если вы понимаете, что трагедия вот-вот случится: оставайтесь ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.
  2. Обратитесь за помощью к специалистам. Не берите всю ответственность на себя. Ваше участие в судьбе собственного сына или дочери бесценно, но и профессиональная помощь необходима. И это не обязательно помощь психотерапевта.

11. Важность сохранения заботы и поддержки.

Если опасность, как кажется, миновала – не спешите отпускать бдительность. Во-первых, нарастание активности суицидента – это показатель далеко не безусловный. Очень часто, перед тем как покончить с собой люди просят прощения у близких. Но даже если опасность и впрямь позади – разрешение суицидального кризиса важный опыт в первую очередь для близких суицидента. Послание, которое стояло за попытками свести счеты с жизнью, должно быть не только услышано, но и претворено в жизнь. Помощь ближайшего окружения здесь незаменима.

ВЫВОД.

Сложно связать молодость с добровольным желанием отказаться от жизни. Однако существует статистика относительно возраста самоубийц. Подавляющая часть таких случаев приходится на долю подростков. На языке медицины это называется специальным термином "пубертатный суицид", т.е. "самоубийство, совершенное в пору полового созревания". Многие психологические факторы, напрямую или косвенно, создают феномен «подросткового бессмертия», для которого конечность бытия (экзистенциальная основа зрелости) предстает чем-то малоубедительным и непонятным, а «смерть» - повод для поистине вездесущего подросткового экспериментирования (И. Ялом, 2001). Значительную роль в формировании суицидальной готовности у подростка играет раннее закрепление аутоагрессивных тенденций, также как преобладание тенденций агрессивных в случае подростковой делинквентности. Обе тенденции, безусловно, следует связывать с реакцией на кризис адаптации, когда «нормальные» стратегии либо не работают, либо оказываются недостаточно освоены, в то время как поведенческий и ролевой репертуар еще достаточно узок.

Эти факты требуют от родителей, психологов, воспитателей и педагогов своеобразного психотерапевтического усилия по созданию такого климата внутри семьи/образовательной среды, в котором подросток смог бы с наименьшими потерями реализовать сценарий собственного индивидуального развития, приняв неотчуждаемые реалии общечеловеческого бытия и обучившись новым стратегиям «совладания» с неизбежными жизненными трудностями, повысив адаптивный потенциал собственной личности.

Психолог Е. Вроно отмечает, что 70% современных подростков, совершивших суицидальную попытку, называют в качестве основной причины такого поведения школьные конфликты. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа – жесткая среда, которая лишь обостряет личные проблемы подростков.

По мнению других исследователей, основной причиной является неблагополучие в семье. Это могут быть семьи внешне успешные, с хорошим материальным достатком, но с нарушенными отношениями внутри семьи.

Наконец, значительная часть подростковых самоубийств индуцирована психическими расстройствами и злоупотреблением ПАВ.

Именно эти основные причины и рассматриваются, как своего рода терапевтические мишени.

Итак, как мы видим, заметить суицидальные настроения не так уж и просто. Однако еще сложнее, заметив, не растеряться, не начать паниковать, не потерять деликатность и своевременно оказать помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Суицидальное поведение в подростковом возрасте".

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.     Задачи:1.     Расширить знания родителей о причинах, признаках и характе...

Презентация к родительскому собранию "Суицидальное поведение в подростковом возрасте"

В презентации раскрывается понятие суицида, приведены основные мотивы суицидального поведения подростков, характерные признаки готовности у суициду, а также приведены рекомендации по предотвращению су...

Статья: Профилактика суицидальных намерений в подростковом возрасте.

Статья: Профилактика суицидальных намерений в  подростковом возрасте.Проблема суицида, как никогда, остро стоит в нашем районе. Что толкает детей к такому страшному шагу, как сведение счетов с жи...

Статья: Профилактика суицидальных намерений в подростковом возрасте.

Проблема суицида, как никогда, остро стоит в нашем районе. Что толкает детей к такому страшному шагу, как сведение счетов с жизнью? Проблемы в личных отношениях, материальные трудности, страх перед бу...

Суицидальное поведение в подростковом возрасте.

Индикаторы суицидального поведения подростков (признаки, причины, профилактика)....

Статья: Профилактика суицидальных намерений в подростковом возрасте.

Проблема суицида, как никогда, остро стоит в нашем районе. Что толкает детей к такому страшному шагу, как сведение счетов с жизнью? Проблемы в личных отношениях, материальные трудности, страх перед бу...