Диагностика адаптация 1 класс
тест по психологии

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи.           

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг- ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче- ния; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тен- денция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в пове- дении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в

средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.

Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как состовляющей одного из показателей личностных УУД.

Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и ва- рианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых от- ветов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы под-

черкни.

Анкета для учащегося

Дата _________________________ Ф.И. ______________________________________________________________________

Класс _________________________

  1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а)        получить хорошую отметку; б)        наш класс был лучшим;

в)        принести больше пользы людям;

г)        получать впоследствии много денег; д)        меня уважали и хвалили товарищи;

е)        меня любила и хвалила учительница; ж)        меня хвалили родители;

з)        мне покупали красивые вещи;

и)        меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

  1. Я не могу учиться лучше, так как...

а)        у меня есть более интересные дела;

б)        можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо; в)        мне мешают дома;

г)        в школе меня часто ругают;

д)        мне просто не хочется учиться;

е)        не могу заставить себя делать это;

ж)        мне трудно усвоить учебный материал; з)        я не успеваю работать вместе со всеми.

  1. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а)        я хорошо знаю учебный материал;

б)        мои товарищи будут мной довольны; в)        я буду считаться хорошим учеником; г)        мама будет довольна;

д)        учительница будет рада;

е)        мне купят красивую вещь; ж)        меня не будут наказывать;

з)        я не буду тянуть класс назад.

  1. Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а)        я плохо знаю учебный материал; б)        это получилось;

в)        я буду считаться плохим учеником;

г)        товарищи будут смеяться надо мной; д)        мама будет расстроена;

е)        учительница будет недовольна; ж)        я весь класс тяну назад;

з)        меня накажут дома;

и)        мне не купят красивую вещь. Спасибо за ответы!

Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет оп- ределенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обра- ботки результатов).

Внешний мотив - 0 баллов. Игровой мотив - 1 балл.

Получение отметки - 2 балла. Позиционный мотив - 3 балла. Социальный мотив - 4 балла. Учебный мотив - 5 баллов.

Таблица обработки результатов

Варианты

Количество баллов по номерам предложений

ответов

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации уче- ния. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).

Интерпретация полученных данных

Оценочная таблица

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41-49

II

33-40

III

25-32

IV

15-24

V

5-14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из на- чальных классов в средние.

  1. - очень высокий уровень мотивации учения;

  2. - высокий уровень мотивации учения;
  3. - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

  4. - сниженный уровень мотивации учения;
  5. - низкий уровень мотивации учения.

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  •         количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  •         количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  •         количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.


Предварительный просмотр:

7.   Ты часто рассказываешь о школе родителям?

 - Часто

 - Редко

 - Не рассказываю

8.   Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

 - Точно не знаю

 - Хотел бы

 - Не хотел бы

9.   У тебя в классе много друзей?

 - Мало

 - Много

 - Нет друзей

10.   Тебе нравятся твои одноклассники?

 - Нравятся

 - Не очень

 - Не нравятся

Анкета Лускановой

________________________________

Фамилия

________________________________

Имя

_________________

Класс

________________________

Дата

Прочитай вопрос и поставь галочку

в квадратик напротив подходящего ответа.

1.   Тебе нравится в школе?

 - Не очень

 - Нравится

 - Не нравится

2.   Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

 - Чаще хочется остаться дома

 - Бывает разное

 - Иду с радостью

3.   Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

 - Не знаю

 - Остался бы дома

 - Пошел бы в школу

4.   Тебе нравится, когда у Вас отменяют какие-нибудь уроки?

 - Не нравится

 - Бывает по разному

 - Нравится

5.   Хотел бы ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

 - Хотел бы

 - Не хотел бы

 - Не знаю

6.   Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

 - Не знаю

 - Не хотел бы

 - Хотел бы



Предварительный просмотр:

Методика «Образец и правило». А.Л.Венгер.

Методика направлена на выявление уровня организации  действий,  умения  руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.

Область применения:  выявление  готовности  и  способности  к  обучению,  разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития и формированию произвольности.

Описание методики. Каждое  задание  представляет  собой  фигуру-образец  и  расположенные справа от неѐ «точки» разной формы (мелкие кружочки, треугольники и крестики).

После раздачи материала, психолог предъявляет инструкцию. Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. Психолог следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача и,  окончив  решение  очередной  задачи,  ребѐнок  переходил  к  следующей. Никакие дополнительные разъяснения не даются, все действия  детей поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребѐнка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может  быть  разъяснено,  что  наличие  в изображѐнной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно одобрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».

Коррелирует при использовании батареи тестов: № 1.2, 1.3.,1.5, 1.8., 1.10, 1.12, 1.13,

1.16, 1.17, 1.20.

Инструкция.

После раздачи материала психолог говорит: «Видите, здесь были точки (указывает на вершины треугольника). Их соединили и получили такой рисунок (психолог проводит пальцем по сторонам  треугольника). Рядом  тоже  есть  точки  (указывает  на  точки  справа  от треугольника). Вы сами соедините их  так, чтобы  получился  точно  такой  же  рисунок,  как тут (снова указывает на образец). Здесь есть  лишние  точки.  Вы  их  не  будете  соединять. А теперь посмотрите: все точки одинаковые или есть разные?»

Когда дети ответят, что точки разные, психолог говорит: «Правильно. Одни точки как маленькие крестики, другие как маленькие кружочки, есть точки как маленькие треугольнички. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию  между одинаковыми точками. Нельзя проводить  линию  между  двумя  кружками,  или  между  двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно  проводить  только между двумя разными  точками.  Если  какую-то  линию  вы  проведѐте  неправильно,  скажите мне, я сотру еѐ резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, будете  рисовать  следующую. Правило остаѐтся таким же: нельзя проводить линию между  двумя  одинаковыми точками».

Обработка и интерпретация данных.

За каждую из  шести  задач  ставится  оценка, которая  может  колебаться  в  пределах  от  0  до 2 баллов.

Ставится 0 баллов, если  в  задаче  нарушено  правило  и  неправильно  воспроизведѐн  образец. Нарушением правила считается проведение хотя бы одной линии между одинаковыми «точками» или использование точки, отсутствующей в задаче – например, поставленной ребѐнком самостоятельно (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными  трудностями).  В  случае,  если в  какой-либо  задаче  проведено  меньше  трѐх  линий,  за  неѐ  также  ставится  0  баллов.

Ставится 1 балл, если нарушено правило и правильно воспроизведѐн образец.

Ставится 1 балл, если соблюдено  правило,  но  неправильно  воспроизведѐн  образец.  Правило считается соблюдѐнным, если  имеется  не  менее  трѐх  линий,  все  линии проведены между «точками», имеющимися в задаче (то есть не используются точки, отсутствующие в задаче), и ни одна линия не проведена между одинаковыми точками.

Ставится 2 балла, если соблюдено правило и правильно воспроизведѐн образец.

Если фигура не завершена (отсутствует хотя бы одна из линий), то ставится 1 балл (за соблюдение правила).

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т.п.) не снижают оценки.

Общий балл за выполнение  задания  выводится  путѐм  суммирования  баллов, полученных  за все шесть задач.  Он  может  колебаться  в  пределах  от  0  (если  во  всех  задачах  нарушено правило и неправильно воспроизведѐн образец) до 12 баллов  (если  во  всех  задачах соблюдено правило и правильно воспроизведѐн образец).



Предварительный просмотр:

Проективная методика «Школа зверей»

(диагностика адаптации учащихся в школе)

Для многих детей адаптация в школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимулирующего материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

  • Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
  • Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
  • Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим.

  • Стабильность нажима говорит об устойчивости,
  • слабый нажим — о проявлении тревожности,
  •  очень сильный — о напряженности.

 О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, - глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т. д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Наиболее типичные рисунки

На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы.

На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.

Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации.

Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли.

Пятый рисунок свидетельствует о наличии негативных ассоциаций (учитель — крокодил, ребенок — заяц). Ощущение агрессии в классе (зубы, когти у учителя, иглы и зубы у учеников). Четкое отделение себя от учителя и других учеников. Проговор рисунка показал, что ребенок чувствует себя в классе неуютно. Возможно, существуют трудности и в общении с одноклассниками.

Таким образом, проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.



Предварительный просмотр:

Методика «Выявление школьной тревожности у детей» (Е.Р. Гореловой)

 

Необходимый инструментарий: карточка с изображением трех кружков (выражений настроения – улыбка, спокойное выражение, грусть), можно нарисовать мелом на доске, небольшой лист, карандаш.

Инструкция: Посмотри на изображение. Представь, что это ты сам и нарисуй на картинке рот вот так (улыбка) – если у тебя веселое настроение, __ (спокоен) – если ты серьезно настроен, (грустное выражение) – если у тебя плохое настроение. Ребенок рисует три кружка и «себя»:

  1. Когда ты идешь в школу,
  2. Находишься в школе, 3. Идешь домой из школы.

Интерпретация: Улыбка – 1 балл, спокойное выражение – 2 балла, грусть – 3 балла.

3 – 4,5 – низкий уровень, 4,5 – 6 – средний уровень (повышенная тревожность), 7 – 9 –высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Методика  "С К А З К А" В.А. Кореневской

Цель: получение обратной связи от учащихся младших классов.

Ребята, вам пришло письмо. А в нем - сказочная история. Послушайте ее.

В одном большом и настоящем лесу стояла школа. А учились в ней разные-преразные зверята: большие и маленькие, толстенькие и худенькие, послушные и непослушные, сильные и слабые, добрые и не очень добрые. Были там зверята-отличники, зверята-драчуны, зверята-фантазеры... Были и зверята в очках.

Когда звенел звонок, в лесной школе, как и во всех других, начинались уроки. Обычные, как и везде. Учителя рассказывали зверюшкам о повадках лесных обитателей, о том, как найти дорогу в лесу, если вдруг заблудишься, как узнавать по голосам разных зверей и птиц. На уроках математики зверята считали, на уроках письма - писали, на уроках рисования - изображали на бумаге разные звериные следы, на уроках хореографии - танцевали, лазали по деревьям, раскачивались на ветках. Был у зверюшек даже урок сюрпризов, на котором они учились делать приятное друг другу. Уроки там действительно были разные: и те, которые зверята очень любили, и те, на которые им совсем не хотелось идти.

Особенно весело было в этой школе на переменах. Мальчики-зверята превращались в самолеты, быстроходные машины, ракеты... И все они носились по коридорам, обгоняя друг друга и громко гудя, урча и бибикая. Девочки-зверюшки обычно прыгали через резиночку или играли с куклами. Шум и гам в школе стоял такой невообразимый, что учителя иногда затыкали уши.

Так было всегда. И в тот самый день, когда два друга - медвежонок Тимоша и бельчонок Кеша - задержались в столовой. Кеша, как всегда, быстро съел два бутерброда с ореховым маслом и сушеными грибами, а вот Тимоша не спешил. Он с аппетитом уплетал свои бутерброды с медом и малиновым джемом. Кеша знал, что Тимоша -большой сладкоежка, поэтому не очень на него сердился и даже смеялся, когда тот сладко урчал от удовольствия.

Когда друзья поняли, что опоздали на урок рисования, то изо всех сил бросились бежать. Конечно, быстро бежать после сытного обеда Тимоша не мог, он все время сопел и охал. Кое-как они добежали до конца коридора, где находился их класс, и вдруг увидели маленького беленького зайчонка. Он сидел в углу и горько-горько плакал. Кеша с Тимошей остановились возле зайчонка и стали спрашивать, что с ним случилось и кто его обидел. Но зайчик вместо ответа плакал еще сильней.

Друзьям было очень жалко зайчонка, они хотели ему помочь, но не знали, как это сделать. Кеша трогал длинное зайкино ухо, а Тимоша гладил по голове. Они угостили беднягу орехами и любимым Тимошиным морсом из малинового джема. Когда, наконец, зайчонок перестал всхлипывать, Кеша предложил всем пойти в лес и забраться в дупло большого дуба, где они с Тимошей любили мечтать, играть в морской бой и где никто не мог их отыскать.

Так и сделали. И там зайчонок, его звали Степа, рассказал, что у него сегодня очень несчастливый день. Во-первых, его побил самый сильный в классе мальчик - волчонок Чип. Никто из ребят не пожалел Степу, даже учительница Настасья Михайловна. Она сказала: "Как вы мне уже надоели". А еще Степа не успел нарисовать дома заячьи следы. У него заболела мама, и он ходил за лекарством в лесную аптеку. Там была большая очередь, поэтому пришлось задержаться. А на уроке Марья Петровна назвала его лентяем и поставила двойку в дневник. И теперь Степе очень плохо. Ему не хочется нести домой двойку и огорчать маму. Зайка снова заплакал.

Тимоше и Кеше стало грустно, и они тоже вспомнили, когда им бывало плохо и хотелось плакать. Тимоша вспомнил, как однажды, когда он забыл дома еду, никто из ребят его не угостил, и он весь день был голодный. А еще учительница Елизавета Матвеевна почти всегда почему-то называла его по фамилии, а других учеников - по имени. От этого Тимоше было очень обидно.

И Кеша поделился своим горем. Когда он нечаянно разбил стакан в столовой, Наталья Петровна при всех крикнула на него и назвала бестолковым. Кеша сказал, что у него тогда слезы побежали от обиды, и стало очень жалко себя.

Степа слушал очень внимательно, и постепенно его слезы высыхали. Когда зайчонок понял, что каждому когда-нибудь бывает плохо и что у него теперь появились новые друзья, ему стало легче, и он даже заулыбался.

Тимоша и Кеша решили Степу совсем развеселить. "Давайте вспомним только хорошее! - предложил Кеша. - А кто вспомнит плохое или грустное, тот будет кукарекать". "Давайте!"- согласились все. Тимоша вспомнил, как однажды, когда он сильно ударился об угол и у него на лбу вскочила шишка, Антонина Егоровна обняла его, вытерла слезы, погладила по голове и сказала: "Не плачь, Тимоша, у тебя скоро все заживет, потому что мы тебя очень любим". Тимоша почувствовал, что от этого участия ему стало очень хорошо, как будто мама оказалась рядом. И сразу шишка перестала болеть.

Степа рассказал про то, как он потерял свой портфель. Долго искал, но не мог найти. Он хотел уже заплакать, но все зверята дружно бросились ему на помощь. Они искали Степин портфель в каждом углу и, наконец, нашли его под лестницей. Оказалось, что лисенок Рыжик решил подшутить над Степой: портфель спрятал, а сам убежал домой.

Кеша тоже кое-что вспомнил. Когда он не выполнил задание по лесной географии, Дарья Тимофеевна подошла, посмотрела ему в глаза и сказала: "Кеша, ты не выполнил задание, наверное, потому, что у тебя что-то случилось. Сегодня я не поставлю тебе двойку, так как ты - честный мальчик, и я тебе верю". Кеше было очень хорошо от того, что его назвали честным. Он пришел домой и выполнил домашнее задание. Впоследствии старался постоянно все выполнять, чтобы Дарья Тимофеевна всегда считала его честным и верила ему.

Друзья совсем развеселились. Они спустились с дерева, покачались на ветках, попинали шишку и пошлив школу. Зверята не знали, что сделают учителя: будут ли их ругать, поставят ли им двойки за поведение, напишут ли замечание в дневник, но им было хорошо от того, что они помогли в беде другому. Все трое поняли, что, когда, звери и люди помогают друг другу, веселей становится жить.

Вдруг Тимоша сказал: "А вы хотите узнать, как учатся и живут дети в других школах, не только зверята, но и ребята?" "Конечно, хотим, но как это сделать?'' - ответили друзья. "Очень просто: разослать всем письма. А если кому-то плохо, мы поможем", - сказал Тимоша. "Мы будем помогать другим!? Здорово придумано! Мы будем спасателями! Ура!" - весело закричали зверята.

Вскоре они записали свою историю. Сбегали в лесную фотографию и все втроем сфотографировались на память. В конверт положили письмо, фотографию и вопросы, на которые очень просят ответить ребят. Вот что Тимоша, Кеша и Степа пишут: Дорогие зверята и ребята! Расскажите нам о своей жизни в школе, о своих друзьях, о своей учительнице, нам очень хочется знать о вас все. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы. А вопросы такие:

Методика  "С К А З К А" В.А. Кореневской

1.      Когда человек часто улыбается, он похож на солнышко, а если редко, - то на тучку. На солнышко или на тучку похожа твоя учительница? Если на солнышко, то нарисуй солнышко, а если на тучку, то нарисуй тучку. (Можно показать, как нарисовать солнышко и тучку).

2.      Фея в сказках добрая, ласковая, от нее всегда веет теплом. А Снежная королева красивая, строгая. Когда к ней подойдешь, то от нее веет холодом. Твоя учительница - Фея или Снежная королева? Если Фея, нарисуй цветок, а если Снежная королева, - нарисуй елочку. (Можно показать, как нарисовать цветок и елочку).

3.      Когда мама рядом, она обнимет, погладит по голове, возьмет за руку. От этого становится так приятно, словно тебя касается кто-то мягкий и нежный. Твоя учительница обнимает тебя или гладит по голове, или берет за руку, как это делает мама? Если да, то нарисуй цветок, а если нет - елочку.

4.      У каждого мальчика или девочки есть тайна, которую можно рассказать такому человеку, который способен внимательно выслушать, не смеяться и никому о ней не рассказывать. Ты мог бы учительнице открыть свою тайну? Если да, то нарисуй цветок, а если нет - то елочку.

5.      Некоторые мальчики и девочки боятся высоты, некоторые -темноты, а есть и такие, которые боятся учителя. Ты, случайно, не боишься своего учителя? Если нет, нарисуй цветок, а если боишься -нарисуй елочку.

6.      Если человеку плохо, он страдает. Ему становится горько и одиноко, как Степе. Когда тебя обидят или ты получишь двойку, приходят ли тебе на помощь ребята и учительница? Защищают ли тебя, жалеют ли? Или тебе никто не помогает в классе, и от этого хочется плакать? Если помогают, нарисуй цветок, а если нет -елочку.

7.      У кого есть волшебная палочка, тот счастливый человек, так как любое его желание сбывается. А если бы у тебя была волшебная палочка, захотел бы ты взмахнуть ею и оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или тебе и в этом классе хорошо? Если тебе и в этом классе хорошо, нарисуй цветок, а если плохо - елочку.

Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что ответили на наши вопросы. Теперь скорее пришлите свои письма. А если вам сейчас очень плохо, напишите об этом, мы постараемся вам помочь. Можете прислать свои рисунки.

Обработка результатов:

Трудности во взаимоотношения с учителем: три и более отрицательных ответов (тучки и ёлочки) на вопросы №1-5

Трудности во взаимоотношениях с одноклассниками: два отрицательных ответа (ёлочки) на вопросы №6-7

Уровень комфортности: высчитывается процент положительных ответов от общего количества.

 

0-39 % - низкий уровень комфортности (дезадаптация)

40-59% - уровень комфортности снижен (трудности в адаптации)

60-100% - хороший уровень комфортномти в школе (нормальная адаптация)



Предварительный просмотр:

Инструкция: Прочти внимательно каждое предложение и в Бланке для ответов около каждого номера вопроса поставь знак: "+", если ты хочешь ответить "да"; "-", если ты хочешь ответить "нет".

 

1. Ты успеваешь работать вместе со всеми ребятами в классе?

2. Тебе было легче выполнять задания до того, как ты пришел в школу (в д/с)?

3. Болит ли у тебя голова или живот перед тем, как идти в школу?

4. Тебе снится иногда, что учитель сердится, когда ты не знаешь урок?

5 . Будут ли твои одноклассники смеяться, если ты сделаешь ошибку?

6. Тебе кажется, что учитель быстро объясняет новый материал?

7. Смеются ли ребята над твоей внешностью или поведением?

8. У тебя дрожат колени, когда тебя вызывают отвечать?

9. Твои одноклассники часто смеются над тобой?

10. Ты боишься остаться на второй год?

11. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

12. Ты сильно волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

13. Боишься ли ты, что тебе станет дурно в классе?

14. Тебя обижают в классе?

15. Похож ли ты на своих одноклассников?

16. Бывает ли, что тебе хочется заплакать, когда ты не можешь хорошо ответить

вопрос учителя?

17. Бывают ли у тебя сны о том, что ты не можешь ответить на вопрос учителя?

18. Боишься ли ты вступать в спор?

19. Чувствуешь ли ты, что сердце начинает сильно биться, когда учитель хочет

проверить готов ли ты к уроку?

20. Ты боишься выглядеть глупо?

21. Хорошо ли к тебе относится учитель?

22. Надеешься ли ты учиться лучше, чем твои одноклассники?

23. Тебе нравятся твои одноклассники?

24. Тебе лучше заниматься дополнительно с учителем, нежели вместе со всеми

ребятами в классе?

Обработка результатов.

Общая тревожность в школе (О) - 4-,10-,16-,17-,19-.

Переживание социального стресса (Ст) - 2-,9-,14-,15+,24-. Эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его эмоциональные контакты (прежде всего - со сверстниками).

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (Ф) - 3-,8-,11-,13-,17-. Особенности низкой психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителем (У) -4-,6-,16-,17-,21+. Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Страх самовыражения (Св) -5-,7-,18-,20-. Негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Фрустрация потребности в достижении успеха (Д) -1+,5-,12-,22+,23+. Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого результата и т.д.

Интерпретация. Более 7 несовпадений - повышенная тревожность,

более 18 несовпадений - требуется помощь (возможно медицинская).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения

Диагностика педагогической адаптации пятиклассников...

диагностика адаптации 1 класса

Диагностика адаптации учащихся 1 класса 20 Май 2010 | Автор: Наталья ПетроваПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”(диагностика адаптации учащихся в школе)Для многих детей адаптация к школе я...

Диагностика адаптации в 1-х классах

Полная комплектация диагностики адаптации учащихся 1-х классов...

Диагностика адаптации учащихся

1. Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу. 2.Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе. 3.Тест уровня школьной тревожности Филлипса....

Диагностика адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено

Материалы можно использовать для ежегодной диагностики пятиклассников...

Диагностика адаптации обучающихся к старшей школе. АНКЕТА для 10 класса

Адаптация 10-классников обычно проходит безболезненно. Особенность 10-х классов состоит в том. что это сборные класы, состоящие из разных 9-х, "новеньких" и тех обучающихся, которые не посту...

Диагностика адаптация 5 класс

Материалы можно использовать для ежегодной диагностики пятиклассников...