Преемственность начальная школа - средняя школа.
методическая разработка по психологии (5 класс)

Наталия Генриховна Виноградова

 Мною рассмотрена преемственность как последовательность в целостном учебном процессе, где на каждой новой ступени продолжается закрепление, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составили содержание учебной деятельности на  предыдущих ступенях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ 4 – 5 КЛАССЫ

УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКАЯ (особенности и общность учебных программ, ФГОС (приемы, методы, новые технологии)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

(учет возрастных особенностей, трудности переключения с 11 на 5,

учет особенностей общения учитель- ученик, учитель и класс,

 учет индивидуальных особенностей каждого ученика, особенностей коллектива,

 единые требования учителей 5 классов)

СИСТЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

  1. Определение состава учителей 5 классов.
  2. Посещение уроков (учителя идут в начальную школу).

Цель: ознакомление со стилем преподавания (как организует класс, как общается, что требует), с особенностями класса (работоспособность, познавательная активность, особенности усвоения материала, поведения, активность).

  1. Встреча учителя начальной школы с учителем средней по поводу посещенных уроков.
  2. Учителя средней школы вырабатывают единую систему требований к ученикам 5 класса.
  3. Психологи знакомят учителей с особенностями возраста, перехода на новую ступень.

Психологи составляют психологический портрет класса и каждого ученика. Для этого используются методики:

ДУСМШ (умственные способности мл.шк.).

Цели и задачи исследования:

С помощью данной системы диагностических методик можно получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ученика, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесса.

На основании данных исследований в течение

ряда лет при систематической работе с тестом прослеживаем

динамику развития общих способностей

учащихся за период обучения в начальной школе.

Методика «Определение ведущего типа памяти».

 Цель: определение преобладающего типа памяти.          

                «Исследование быстроты мышления.»

Цель: определение быстроты мышления и подвижности

нервных процессов.        

                 

Тест «Интеллектуальная лабильность»

Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.        

                «Карта интересов для младших школьников.»

Цель: получение первичной информации о направленности интересов младших школьников.         

                Методика «Хорошо ли в школе?»        

                 

Тест школьной тревожности Филипса.

Цель: определение уровня тревожности школьной тревожности учащихся

                Тест «При переходе в среднее звено»        

                «Рисунок семьи» 

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.        

  1. Контрольные работы по предметам.

Цель: сформированность знаний за курс начальной школы и готовность к обучению в средней школе. Эти работы составляются вместе начальной и средней школой. (что хотят увидеть для себя учителя средней школы).

Анализ этой работы позволит обозначить и корректировать пробелы в знаниях.

  1. Сбор информации и ее объединение по каждому ученику (пед. и псих.).
  2. Родительское собрание «Особенности перехода в среднее звено».

Ознакомление с особенностями этого периода, с особенностями содержания и методами обучения, знакомство с учителями, знакомство с единой системой требований).

Дети стали пятиклассниками.

  1. Входные диагностические работы. Цель: степень сохранности ЗУНов за курс начальной школы).
  2. Посещение уроков администрацией и психологами.

Цель: контроль за соответствием уровня требований учителей возрастным особенностям, за единством требований).

  1.  Составление общего для всех предметов графика контрольных работ для исключения перегрузки детей.
  2. Определение единого объема домашнего задания.
  3. Психологи проводят:

 в период адаптации:

Тест школьной тревожности Филипса.

Цель: определение уровня тревожности школьной тревожности учащихся. Сравниваем с 4 классом.

        Социометрия.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;  б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Мониторинг.

Интеллектуальная сфера.        ГИТ

Цель: оценка эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы, изучение причин неуспеваемости и пр.

В течении уч.года.         

Методика «Определение ведущего типа памяти».

 Цель: определение преобладающего типа памяти.

        Исследование быстроты мышления.

Цель: определение быстроты мышления и подвижности

нервных процессов.

         

Тест «Интеллектуальная лабильность»

Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

        Мотивация.

Методика «Хорошо ли в школе?»

Методики повторяются, поэтому можно сравнить с 4 классом.

  1.  Контрольные работы уже по материалу 5 класса.

КОНЕЦ 1 ЧЕТВЕРТИ, ТРИМЕСТРА (ЛУЧШЕ КАНИКУЛЫ).

«Круглый стол» администрация, учителя 5 классов, психологи со всеми своими результатами (работ, тестов). Обсуждают успешность адаптации, дальнейшее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность математического образования начальной и средней школы"

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения....

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе.

В данной презентации выявлены проблемы, с которыми сталкиваются в 5 кл, и предоставлены пути реализации данных проблем....

презентация по теме "Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе"

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние год...

Преемственность начальной и средней школы

Сложность адаптации пятиклассников к началу обучения в средней школе....

Планирование работы по преемственности начальной и средней школы

Планирование работы по преемственности начальной школы и средней школы на учебный год...