Возрастные особенности подростков 10 - 12 лет.
методическая разработка по психологии

Наталия Генриховна Виноградова

В нашем корпусе находятся учащиеся с 4 по 6 класс. Этот материал проработан мною именно для этой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_podrostkov_10_-_12_let.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 10-12 ЛЕТ

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

В нашем корпусе находятся 19 классов детей младшего подросткового возраста. Чтобы эффективно и безопасно сосуществовать нам всем, необходимо помнить особенности этого возраста, помнить, что мы - педагоги, мы -  взрослые, а значит, умнее и терпеливее.

Дети 10-12 лет (учащиеся 4-6 классов) находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.

При этом следует знать, что:

1)        Ни одно из негативных проявлений, нередко отмечаемых в поведении детей, к числу специфически возрастных особенностей младшего подростка не относится.

2)        Эти явления представляют собою лишь производную неудовлетворенной потребности в достойном положении в группе сверстников и в семье, а также в щадящем режиме труда и отдыха, ведь младшим подросткам присуща повышенная утомляемость и часто у детей есть сопутствующие заболевания.

Немотивированные выходки и аффективные вспышки не отмечаются у младших подростков в бодром состоянии; но в состоянии утомления они чаще обращаются к уродливым явлениям как средству самоутверждения.

К внешним предпосылкам кризиса младшего подросткового возраста относятся:

1. Изменение характера учебной деятельности:

а) Многопредметность;

б) Содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук;

в) Предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

2.        Отсутствие единства требований (с 1-го по 4-й класс они под крылом учителя начальных классов, а сейчас – несколько преподавателей-предметников и классный руководитель, который не всегда может находиться рядом): сколько преподавателей, столько различных оценок окружающей действительности, а также   ребенка( его поведения ,   деятельности, взглядов, отношений, качеств личности). Отсюда – необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.

3.        Появление новых требований дома со стороны взрослых  реальной помощи по хозяйству, возложение ответственности.

4.        Изменение положения ребенка в семье – с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка – предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

Наличие внутренних биологических предпосылок к кризису объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе – мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство.

Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8–11 раз. Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, грубость, противопоставление себя преподавателю, воспитателю, бравирование недостатками, аффективные вспышки, противоречивость чувств, упрямство, критицизм, своеволие, недостаточно мотивированные поступки, снижение работоспособности, меланхолия и т. д.

Правила взаимодействия с подростком в обычных ситуациях

Правило 1: Позитивный настрой
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют злость и гнев, то надо прежде привести себя в равновесие. Еще один вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?». Если негатива больше, то вам не удастся достичь взаимопонимания. Обратитесь к воспоминаниям: наверно, были ситуации, когда ребенок радовал вас, проявляя положительные качества. Соберите мнение о других достоинствах ребенка. В любом случае переключитесь на позитивные стороны в поведении ребенка.
Использовать силу паузы. В каждой ситуации у нас есть несколько секунд, чтобы выбрать, как мы будем реагировать. Эта пауза необходима после любого действия или события, которое провоцирует приступ иррациональной тревоги, гнева, ярости. Даже такой короткий промежуток времени позволит изменить взгляд на трудную ситуацию.

Правило 2: Доверительное взаимодействие
Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Древние философы говорили: можно перейти только тот мост, к которому подошел. Нет моста – нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.

Правило 3: Субъективность взаимодействия
Задача взрослого – научить ребенка «держаться на воде», а не формировать постоянную зависимость от взрослого.

Правило 4: Выявление причин
Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение – это всегда следствие:
а) стремления привлечь к себе внимание;
б) стремления к самоутверждению; многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
в) нравственно-духовной незрелости, ведущей к обесцениванию чувства любви, добра;
г) стремления отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
д) утомления.


Правило 5: Последовательность во взаимоотношениях
Вы не достигнете желаемого результата, если будете менять свою позицию или ваши слова, заявления не будут соответствовать вашим действиям.
Например, вы говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его.  

Правило 6: Позитивность взаимодействия
а) опора на положительные качества;

б) сделав замечание, объясните почему нужно делать так (не потому что у Вас в данный момент плохое настроение, а потому что Вы хотите помочь, поддержать).


Правило 7: Поощрение положительных изменений
Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением «тройки» по русскому языку, но если твердая «тройка» получена после «двоек», то это надо учесть. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения.

Правило 8: Привлекательная альтернатива
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.
 
Правило 9: Компромисс
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему «лазейку» для сохранения самого себя. Дайте понять, что Вы не единственная инстанция, ребенок может подумать над ситуацией и иметь собственное мнение.


Правило 10: Гибкость
Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.

Нам, взрослым, следует понять, что современные подростки действительно не такие как мы. Но это не означает, что они хуже нас. Они просто другие. 

Позвольте им чему-то Вас научить. А для этого нужно Вам самим признаться в том, что Вы чего-то не знаете……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности подростков

Материал  к  родительскому собранию  на  тему "Подростковый  возраст"...

выступление на род.собрании "Возрастные особенности подростков"

Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. Форма проведения – лекция....

Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"

Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"...

Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

Ученики помнят и любят своих учителей не столько за усвоенный благодаря им учебный материал, сколько за их отношение, умение вдохновить и воодушевить, привить любовь к предмету и к знаниям вообще, за...

Родительское собрание: "Психологические возрастные особенности подростка"

Презентация к родительскому собранию, в которой говорится об особенностях поведения старших подростков, даются рекомендации родителям....

Психологические возрастные особенности подростка

Каковы особенности подросткового периода? Как вести себя с подростком, чтобы не спрвоцировать конфликтные ситуации? Данная статья содержит характеристику психологических возрастных особенностей подрос...

Возрастные особенности подростков

Возрастные особенности младших и старших подростков. Основные направления воспитательной и развивающей работы. К сожалению, не помню, из какого методического пособия позаимствован этот материал....