Курсы повышения квалификации. Материал для педагогов-психологов
методическая разработка по психологии

Соловьева Надежда Александровна

"Права и полномочия педагога-психолога при работе с обучающимися и их родителями (законными представителями)"  

Основы нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности психологической службы в общеобразовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.1.1 Текстовый материал темы "Права и полномочия педагога-психолога при работе с обучающимися и их родителями (законными представителями)"  

Основы нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности психологической службы в общеобразовательной организации

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» педагог-психолог, работающий в образовательной организации либо организации, осуществляющей образовательную деятельность, является педагогическим работником.

Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в перечень психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ общего образования включены вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации), вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Указанные условия могут быть реализованы исключительно профильными специалистами, подготовленными в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н, а именно: педагогами-психологами, психологами образовательных организаций. При этом должность «Педагог-психолог» входит в перечень должностей работников, относимых к основному персоналу для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений (приложение 3 к Приказу Росрезерва от 19.12.2008 № 172 «Об утверждении Перечней  должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений»).

В связи с тем, что педагог-психолог, наряду с учителями-предметниками, является специалистом, обеспечивающим реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется заявлять данную категорию специалистов в составе педагогических работников образовательных учреждений общего образования, дошкольных образовательных учреждений, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 средняя заработная плата должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Требования к психолого-педагогической деятельности определены в Федеральном Законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1].

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в вопросах реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

6. Психолого-педагогическая помощь в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого Центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В связи с этим рекомендуется при разработке/актуализации Положения о психологической службе субъекта Российской Федерации определять необходимость разделения функций Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и функции психологической службы в образовательной организации в целях исключения их дублирования. При этом следует учитывать, что в том случае, когда между ЦППМСП и ОО заключается договор на оказание психолого-педагогических услуг, функции педагога-психолога ОО осуществляют специалисты ЦППМСП.

Профессиональный стандарт как инструмент развития квалификации педагогов-психологов

В соответствии с законодательством профессиональный стандарт устанавливает квалификационные требования к образованию и опыту работы педагога-психолога, а также определяет (если требуется) особые условия допуска к работе, поэтому работодателю рекомендуется оценивать квалификацию специалиста на основе профессионального стандарта. В связи с этим необходимо напомнить, что в соответствии с профстандартом у педагога-психолога (психолога образовательной организации) должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности (указанной в стандарте). При этом необходимо учитывать, что если педагог-психолог, работающий в образовательной организации, имеет высшее образование, не соответствующее ни одному из заявленных в профстандарте кодов Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то данный специалист имеет потребность и должен иметь возможность получить дополнительное профессиональное образование (в том числе, если нужно, получить профессиональную переподготовку с дополнительной квалификацией). В том случае, если у специалиста отсутствует высшее образование, то он имеет потребность в профессиональном образовании (высшем образовании по профилю профессиональной деятельности).

Профессиональный стандарт может быть применен работодателем как методический документ при определении должностных обязанностей педагога-психолога. Система описания профессиональной деятельности в профстандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» основана на требованиях Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и включает две обобщенные трудовые функции «А» и «Б».

В структуре обобщенной трудовой функции «A»: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» описывается специфика содержания трудовой деятельности педагогов-психологов (психологов), работающих в образовательных организациях.

В структуре обобщенной трудовой функции «B»: «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» описывается специфика содержания трудовой деятельности педагогов-психологов (психологов), работающих в ЦППМСП.

Опираясь на выявленный опыт в области применения профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации при организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», руководителям общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть:

анализ требований профстандарта к квалификации работников;

анализ соответствия уровня образования и практического опыта работников требованиям профстандарта для данного вида деятельности;

определение условий выявления и освоения работниками компетенций, заявленных в профстандарте, в том числе предусматривающих персонифицированный подход к профессиональному развитию специалиста, дополнительному профессиональному образованию;

определение потребности в профессиональном или дополнительном профессиональном образовании в целях приведения квалификационных характеристик работников и их компетенций в соответствие профстандарту;

формирование профессионального запроса на профессиональное или дополнительное профессиональное образование работников в соответствии с требованиями профстандарта и с учетом уровня образования специалиста, стажа работы в данной области, специфики его организации, индивидуальных профессиональных интересов и возможностей;

организация профессионального или дополнительного профессионального образования по приведению в соответствие квалификационных характеристик и компетенций работников требованиям профстандарта.

Права и полномочия педагога-психолога при работе с обучающимися и их родителями (законными представителями)

Правовой статус педагогических работников определен в статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Педагог-психолог является педагогическим работником (постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678), что определяет его основные права и полномочия в работе с обучающимися и их родителями (законными представителями). Его полномочия в настоящее время определены:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»);

- профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (пункт VIII определяет режим рабочего времени педагогов-психологов: «Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами»).

Следует учитывать, что помимо юридических оснований деятельности педагога-психолога, существуют и общественно-профессиональные, отраженные, в частности, в Примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников (письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 20.08.2019 № ИП-941/06/484) и документах тех профессиональных организаций, членом которых является специалист.

В работе с обучающимися и их родителями (законными представителями) важно знать, что права и полномочия педагога-психолога четко обозначены в статьях 34 и 44 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).


[1]Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.



Предварительный просмотр:

1.2.2 Текстовый материал темы «Методы и технологии выявления и анализа психолого-педагогических проблем целевых групп»

I. Целевая группа «Норма (нормотипичные обучающиеся: дети и подростки с нормативным кризисом развития)»

Деятельность психологической службы при работе с данной категорией направлена на развитие личности ребенка, раскрытие потенциала в условиях меняющейся социальной ситуации развития. В этой связи психолого-педагогическое сопровождение этой группы предполагает сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ, психодиагностику, психологическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды, психологическое консультирование и просвещение субъектов образовательного процесса, коррекционно-развивающую работу, а также психопрофилактику. Важное значение в реализации компетентностного подхода действующих ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО приобретает психолого-педагогическое сопровождение формирования метапредметных и личностных результатов освоения ОО, в том числе межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельном планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, при построении индивидуальной образовательной траектории, овладении навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

При этом реализация развивающих психолого-педагогических программ является важным условием развития метапредметных и личностных образовательных результатов, познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, воображения), эмоционально-волевой сферы, интеллекта (вербального, невербального, социального, эмоционального), личностного развития, овладения организационными навыками, умением проектировать и создавать. Профилактические психолого-педагогические программы будут содействовать формированию толерантности, коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, успешной адаптации к новым ступеням образования.

Целевая группа «Дети, испытывающие трудности в обучении»

Требования ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, результаты международных мониторинговых исследований качества образования (PISA), теоретические положения культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, инклюзии как нормы современного состояния общего образования позволили систематизировать основные психолого-педагогические проблемы обучающихся в структуре трех основных блоков[1]:

1) трудности в сфере освоения универсальных учебных действий;

2) трудности в коммуникативной сфере (проблемы в общении со сверстниками и учителями);

3) трудности в сфере социальной адаптации.

В возрастном плане в сфере освоения универсальных учебных действий требуется обратить внимание на ряд аспектов развития.

Организуя психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста, в том числе испытывающих трудности в обучении, необходимо учитывать следующее:

1) в учебной мотивации: невнимательность при принятии и выполнении учебной задачи, отвлекаемость, отказ от выполнения учебных заданий (основные причины: неразвитость познавательных интересов, преобладание социальных (внешних) мотивов учения, несформированность внутренней позиции школьника).

2) в выполнении учебных действий: непонимание условий заданий, потеря цели учебной задачи, затруднения в планировании учебных действий, неуверенность в правильности выполнения учебного задания (основные причины: несформированность знаково-символического мышления, несформированность предпосылок учебной деятельности).

3) в формировании навыков саморегуляции: неумение справиться с заданием без помощи педагога, неумение соотнести цель и средства выполнения учебного действия (основные причины: несформированность произвольности поведения, несформированность навыков самоорганизации, медлительность, гиперактивность).

В коммуникативной сфере важно обратить внимание на следующее:

1) в общении и взаимодействии с учителями: трудности включения в совместную учебную деятельность, организуемую педагогом (основные причины: ограниченность представлений об окружающем мире, дефицит повода и предмета коммуникации, индивидуально-психологические особенности личности).

2) в общении и взаимодействии со сверстниками: трудности выстраивания коммуникаций со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности, изолированность, отвержение в классном коллективе, отсутствие прочных дружеских связей с одноклассниками (основные причины: несформированность коммуникативных навыков общения со сверстниками, индивидуально-психологические особенности личности).

В сфере социальной адаптации требуют внимания следующие аспекты:

1) психоэмоциональное неблагополучие: тревожность, страх перед школой, быстрая утомляемость (основные причины: повышенная тревожность, пониженная работоспособность);

2) отклонения от школьных норм поведения: проблемное поведение: агрессивность, импульсивность, повышенная активность, плаксивость; трудности адаптации к правилам школьной жизни, потребность в повышенном внимании к себе или недоверие, напряжение, боязнь; агрессивные действия в отношении сверстников (основные причины: несформированность коммуникативных навыков общения со сверстниками, индивидуально-психологические особенности личности).

При работе с подростками, испытывающими трудности в обучении, в том числе с ненормативным кризисом развития, в освоении универсальных учебных действий рекомендуется обратить особое внимание на следующее:

1) в учебной мотивации: пропуски уроков (основные причины: потеря интереса к школе и личностного смысла учения);

2) в выполнении учебных действий: отставание по основным предметам (основные причины: нежелание и неумение учиться);

3) в формировании навыков саморегуляции: трудности самостоятельного планирования и организации учебной деятельности (основные причины: отсутствие организационных навыков).

В коммуникативной сфере важно обратить внимание на следующие аспекты трудностей развития:

1) в общении и взаимодействии с учителями: конфликтные отношения с отдельными учителями, неготовность проявлять к ним уважение и следовать требованиям (основные причины: отставание по предмету, отсутствие контакта с учителем);

2) в общении и взаимодействии со сверстниками: вовлеченность в буллинг в роли жертвы или агрессора (основные причины: характерологические особенности личности, сложности построения коммуникации со сверстниками).

В сфере социальной адаптации внимания требуют следующие аспекты:

1) отклонения от школьных норм поведения: появление внешкольных интересов, уход в виртуальную реальность (эскапизм) (основные причины: неразвитость чувства взрослости, инфантилизм);

2) асоциальное поведение: членство в асоциальной группе (основные причины: семейное неблагополучие, изолированность в группе, школьная неуспешность).

Выделенные проблемы в жизни конкретных учеников требуют своевременной адресной, индивидуально ориентированной психологической помощи, организации превентивных действий в формате адресных психолого-педагогических программ и технологий (профилактические, просветительские, развивающие, коррекционно-развивающие).

При разработке программ адресной психологической помощи детям целевых групп целесообразно учитывать следующие рекомендации.

Программа адресной помощи обучающимся целевой группы «Нормотипичные обучающиеся: дети и подростки с нормативным кризисом» может включать в качестве основных направлений:

–        развивающие психолого-педагогические программы, включающие развитие метапредметных и личностных результатов освоения ОП;

–        просветительские, профилактические психолого-педагогические программы, включающие эмоциональную, мотивационно-смысловую, межличностную и коммуникативную сферы жизнедеятельности обучающихся.

Поскольку условия внедрения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО предполагают активную роль всех участников образовательного процесса в развитии личности обучающихся, важной задачей реализации программ будет являться максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников, содействие формированию психологического здоровья личности обучающихся[2]. В этом контексте ключевую роль будет играть создание образовательной среды развивающего характера, а также реализация условий личностно-эмоциональной защищенности ее участников. Таким условиям соответствует модель психологической безопасности образовательной среды.

Данную модель рекомендуется использовать в целях разработки психолого-педагогических программ сопровождения обучающихся, программ воспитания и социализации, а также осуществления психологической экспертизыи мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Программа адресной помощи обучающимся данной целевой группы может строиться на принципах формирования психологической безопасности личности и психологически безопасной образовательной среды.

Рекомендации по оказанию адресной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, обобщены и систематизированы в рекомендациях «Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся».

Реализация программ адресной помощи обучающимся данной целевой группы может включать в качестве основных направлений:

Реализация программ повышения мотивации обучающихся, в том числе создание условий индивидуализации образовательного процесса, приведение его в соответствие с возможностями и особенностями обучающихся, с их интересами, с ориентацией на зону ближайшего развития, на инициацию и укрепление субъектной позиции по отношению к учебной деятельности.

С целью реализации данного направления адресной помощи осуществляются:

–        комплексный анализ школьной ситуации обучающихся и образовательного процесса по запросу учителей;

–        организация консультативной помощи учителям, стремящимся перестроить свою работу с учениками (по запросу);

–        организация индивидуальной помощи обучающимся в преодолении учебных трудностей, направленной, в том числе, на повышение учебной мотивации;

–        исследование семейного аспекта снижения учебной мотивации и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Реализация программ, направленных на повышение школьного благополучия, в том числе снижение уровня личностной тревожности обучающихся; общей тревожности в школе, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, проблем и страхов в отношениях с учителями.

Реализация данного направления адресной помощи призвана содействовать:

–        повышению уровня психологической компетентности учителей;

–        развитию психолого-педагогической грамотности, культуры педагогического общения;

–        формированию навыков конструктивного решения целого ряда проблемных педагогических ситуаций;

–        овладению способами профилактики и преодоления эмоциональной напряженности.

Реализация программ, направленных на повышение сплоченности и благоприятной атмосферы в классе

Для реализации адресных психолого-педагогических программ и технологий, направленных на увеличение продуктивности совместной деятельности, изменение в результативности овладения навыками в коррекционных классах и классах с инклюзией, улучшение учебных результатов у отдельных учеников в процессе реализации программы, улучшение качества отношений учителей с родителями (законными представителями) учеников, психологической службе школы рекомендуется:

–        выделить факторы риска, а также ресурсы и уязвимости несовершеннолетних, влияющие на развитие девиантного поведения. Соответственно проводить постоянный мониторинг, в ходе которого определять группу риска и работать с ней, оценку рисков и ресурсов развития; совместно с другими специалистами участвовать в формировании просоциальной развивающей среды для детей, подростков и взрослых (в особенности для лиц с девиантным поведением);

–        определить порядок реализации психологической помощи с учетом развития трудной жизненной и юридически значимой ситуации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;

–        выстроить продуктивное междисциплинарное взаимодействие, сотрудничество со специалистами других организаций (в том числе другой ведомственной подчиненности) с целью организации комплексной помощи несовершеннолетнему (в силу специфики и сложности психологической, профилактической и воспитательной работы возрастает необходимость владения навыками делового взаимодействия психологов и педагогов со специалистами учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — система профилактики);

–        проводить рефлексию собственной профессиональной деятельности, в том числе использования методик, программ и технологий, доказавших свою эффективность.

В психолого-педагогических программах важно уделять внимание специфике профилактической деятельности в контексте трудных жизненных ситуаций с участием несовершеннолетних с проблемным и девиантным поведением, определять основные этапы психопрофилактики, основные принципы межведомственного взаимодействия, а также методы и технологии, используемые на каждом этапе данного направления деятельности.

В качестве методического руководства рекомендуется использовать Навигатор профилактики девиантного поведения в школе — памятки с признаками различных видов социального неблагополучия и алгоритмы действий педагогов в случаях их проявлений (в том числе по различным видам девиантного поведения; профилактике девиантного поведения; социально-психологической дезадаптации; раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению; рискованному поведению; суицидальному, самоповреждающему поведению; аддиктивному (зависимому) поведению; агрессивному поведению; делинквентному поведению).

Целевые группы уязвимых категорий детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, подробно рассматриваются в следующем разделе Программы.


[1]Общая типология трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий — научно-исследовательский проект МГППУ «Разработка модели диагностики, профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся».

[2]Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников // Практическая психология образования. М., 1998. С. 33—43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)...

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"...