Семинар для педагогов "Профилактика ПАВ и зависимого поведения у учащихся"
методическая разработка по психологии

Житенева Наталья Михайловна

Семинар-тренинг для педагогов по теме:

 

««Профилактика ПАВ  и зависимого поведения у  учащихся.

Формирование ЗОЖ»

 

Цель:

-Формирование профилактического и воспитательного ресурса педагогов, направленного на предотвращение употребления ПАВ детьми и подростками.

Задачи:

  • Повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов по профилактической тематике;

  • Расширение информационного поля в контексте проблемы

  • Формирование ценностного отношения к физическому и психическому здоровью детей и подростков.

  • Формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установки на неприятие употребления ПАВ;

 

Материалы: карандаши, белые листы бумаги, скотч, доска с проектором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof-ka_pav_zhiteneva.docx52.38 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой конкурс методических разработок

«Лучшая методическая разработка в области профилактики девиантного поведения обучающихся»

в 2022 году

Номинация «Профилактика употребления ПАВ: от теории к практике»

Методическая разработка занятия с элементами тренинга:

«Профилактика ПАВ  и зависимого поведения у  учащихся»

Подготовила   педагог-психолог

МБОУ СОШ 30 им.Н.И. Кондратенко

 п.Молодежного Белореченский район

Житенева Наталья Михайловна

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………….       3
  2. Правовые нормы в отношении профилактики наркомании среди подростков и обучающейся молодежи в образовательных

организациях Краснодарского края……………………………….      4

  1. Методическая разработка………………………………………….      6
  2. Приложение 1……………………………………………………….    10
  3. Приложение 2………………………………………………………..   11
  4. Приложение 3………………………………………………………..   12
  5. Литература………………………………………………………...    13 

Пояснительная записка

Подростковый возраст является исключительно важным для формирования социального здоровья личности, поскольку это время, когда человек уже способен и пытается делать самостоятельный выбор своих жизненных приоритетов. Социальное здоровье может проявляться как внешне, в межличностных отношениях человека, так и на внутреннем уровне во внутриличностных отношениях (особенности мотивации и социализации личности, готовность к обучению, самоопределению, непрерывному образованию).

Адаптированность к социальной среде (эмоционально благополучные отношения подростка в семье, школьном коллективе со сверстниками), социальная направленность личности подростка (стремление занять определённое социально приемлемое место в обществе, коллективе), развитое самосознание (принятие себя, интерес и мотивированность к социально значимой деятельности и др.) выступают важными показателями социального здоровья подростков.

В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью становится общение, друзья играют в ряде случаев решающую роль в принятии решений и поведении подростка. Серьёзной проблемой является и то, что существующую у подростков потребность в обсуждении личных проблем сегодня недостаточно удовлетворяют как родители, так и окружение.

     Альтернативой риску употребления психоактивных веществ выступает здоровый образ жизни. При этом потребности в переживаниях красоты природы и искусства, уважении окружающих находятся по частоте выбора в структуре ценностей подростков на последнем месте в рейтинге, таким образом, ни эстетические потребности, ни мнение окружающих людей не выступают сегодня эффективными регуляторами поведения подростков, что также выступает определённым социальным риском, способным инициировать употребление ими ПАВ.

Поскольку ведущей деятельностью и важнейшей потребностью подросткового возраста является общение, в программе большое внимание уделяется формированию навыков коммуникативной компетентности как средства, с помощью которого формируются защищающие от употребления ПАВ установки и способы поведения.

Цель:

-Формирование профилактического и воспитательного ресурса, направленного на предотвращение употребления ПАВ детьми и подростками.

Задачи:

  • Расширение информационного поля в контексте проблемы
  • Формирование ценностного отношения к физическому и психическому здоровью детей и подростков.
  • Формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установки на неприятие употребления ПАВ.

Целевая группа: учащиеся школ (8-11 класс)

Продолжительность тренинг: 70-80 минут

Необходимые материалы: ручки, цветные карандаши, ватман (по количеству команд), мяч, белые листы бумаги, клубок ниток.

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В ОТНОШЕНИИ ПРОФИЛАКТИКИ  НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И ОБУЧАЮЩЕЙСЯ  МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В настоящее время по вопросу антинаркотической направленности специалисты образовательных организаций, в частности специалисты Штабов воспитательной работы могут руководствоваться в работе следующей нормативно-правовой документацией:

1. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон Российской Федерации №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 7 июня 2017 года);

5. Федеральный закон Российской Федерации от 07.06.2013 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

6. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;

7. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи гарантиях прав граждан при ее оказании".

8. Постановление правительства РФ от 20.06.2011 № 485 «Об утверждении положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации».

9. Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.2014 N 581н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.05.2017 N 07-2617 «О направлении методических рекомендаций для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью»;

11. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2016 N АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением»);

12. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 26.02.2016 № 07-834 «Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов»;

13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2011 N МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»;

14. «Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 09.02.2016 N 07-505);

15. Федеральный закон Российской Федерации №182-ФЗ от 23.06.2016 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

16. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года;

17. Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ – Московский  Государственный Университет Им. М.В. Ломоносова;

18. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18.01. 2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида»;

19. Закон Краснодарского края от 01.11.2013 №2824-КЗ «О профилактике правонарушений в Краснодарском крае»;

20. Закон Краснодарского края от 21.07.2008 № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Методическая разработка занятия с элементами тренинга:

«Профилактика ПАВ  и зависимого поведения у  учащихся»

         Вводная часть

1. Знакомство участников с темой и целью тренинга (1-2 мин.).

В последние годы наблюдается значительный рост употребления психоактивных веществ. Темп распространения в нашей стране заставляют опасаться за здоровье молодежи.

В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно “познают мир”, в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости.

Из-за этих особенностей нередко можно попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения вас навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях. В этот период особенно важно развитие определенных социально-психологических навыков, обсуждение с подростками тех проблем, с которыми они часто сталкиваются один на один, проблем общения, отношений с людьми, как взрослыми, так и ровесниками.

2. Упражнение «Знакомство» (5 мин).

Надо назвать свое имя и назвать ассоциацию, с которой соотносим понятие профилактика.

Ведущий: в ходе работы каждый педагог получит возможность расширить представления о современных подходах профилактики и формировании навыков здорового образа жизни, предлагает принять правила.

Принятие правил.

  • Общение по принципу “здесь и сейчас”
  • Конфиденциальность
  • Я- высказывания
  • Искренность
  • Уважение к говорящем
  • Отключать мобильные телефоны.

3. Игра «Никто не знает, что я…» (5 мин.)

Инструкция: всем по очереди ведущий кидает мячик со словами "Никто не знает, что я …", участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру "…очень люблю петь", "… пеку очень вкусные пироги…" и т. п.

Ведущий: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно. Сейчас я буду говорить вам различные слова, а вы в ответ будете называть 2-3 слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.

4. Упражнение «Составление портрета современного подростка» (15 мин.). 

Цель: создание на основе представлений участников собирательного образа современного подростка. 

Инструкция: Участникам предлагается составить словесный портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечения, моду в одежде, в музыке, в спорте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным. Предложения участников записываются на листе ватмана и оставляются до окончания занятия.

5. Ролевая игра «Подросток в асоциальной семье» (10 мин). 

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии для выхода; анализ влияния семьи на психологическое здоровье ребенка.

Ведущий предлагает следующее задание: «Сейчас каждой группе будет предложена ситуация. Познакомиться с ситуацией, распределить роли, каждая микро -группа разыгрывает свою ситуацию.

Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

  1. Описать и проиграть ситуацию.
  2. Оценить возможные сложности в поведении ребенка.

3.Рекомендации по работе с семьей. Чем может школа? Обсудить наиболее приемлемые способы решения проблемы.

Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. После чего каждая микро -группа разыгрывает свою ситуацию, затем необходимо обсудить наиболее приемлемые способы решения проблемы.

Ситуации (см. приложение1):

  1. Родители: мама работает продавцом, папа часто выпивает, курит. Дети: мальчику 12 лет, девочке 6 лет.
  2. Семья неполная. Семья в разводе. Папа приходит иногда по праздникам. Мама много работает, бабушка авторитарна по отношению к подростку 15 лет.
  3. Отец мало занимается ребенком, не работает. Мама – работает в больнице, все время проводит на работе. Дети: сыну -14 лет, дочери 12 лет.
  4. Полная семья, отец предприниматель, выпивает. Мама – часто болеет, домохозяйка, но употребляет табак (курит), дочери -11 года, сыну – 16 лет.

Каждая группа выполняет задание, ведущий обобщает результаты:

  • стиль воспитания;
  • факторы риска.

Материалы представляются в виде проектов на больших листах ватмана.

Ведущий задает вопрос: «Чем все семьи похожи?» Хотят, чтобы дети были успешны.

Родители, к сожалению, могут не видеть проблем, если покажем скрытые конфликты, дадим информацию, поможем семье в разрешении проблемы, связанной с поведением ребенка.

6. Анкета  «Интервью-выход» (см. приложение 2) (2-3 мин).

7. Игра «Ассоциации» (5 мин.)

Инструкция: для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам тренинга, со словами «наркомания», «наркотики», «зависимость». Участники должны назвать ассоциации на данные термины.

        

8. Упражнение - игра  «Спорные  утверждения» (10 мин).

Инструкция: для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями (приложение 3): «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения» . Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

- Я буду зачитывать спорные утверждения, а вы должны встать около того плаката, на котором отражена ваша точка зрения на это утверждение. После принятия решения, каждый из участников обоснует свою точку зрения: «Почему я считаю именно так».

1.   Наркомания - это преступление.

2.   Лёгкие наркотики безвредны.

3.   Наркотики повышают творческий потенциал.

4.   Наркомания - это болезнь.

5.   Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

6.   Наркомания излечима.

7.   Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

8.   Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

9.   Наркоман может умереть от СПИДа.

10.  Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

11. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

12.  Наркоман может умереть от передозировки.

13.  Продажа наркотиков не преследуется законом.

14.  Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

15.  Наркоманы - это не люди.

 9.  Упражнение «Позитивные точки» (1 мин).

Цель: помогает сбалансировать стрессовую ситуацию, ослабить эмоциональный накал, найти варианты решения проблемной ситуации.

Инструкция: можно выполнять сидя и стоя. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальное положение точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

10. Упражнение «Передай невидимый предмет» (10 мин).

Цель упражнения: Научить участников эмпатийным переживаниям и умению чувствовать другого человека, развивать взаимопонимание и сплоченность в группе.

        Инструкция: участники по кругу передают друг другу какой-то невидимый предмет (при этом каждый должен передавать то, что, как ему кажется, он получил от своего соседа). В конце упражнения все высказываются по поводу того, что им передали, что передавали другому человеку они сами и что при этом чувствовали.

      11.  Упражнение: «Связующая нить» (5 мин).  

 Цель: создание позитивного настроения и сплоченности группы.

Инструкция: участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются связаны одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире...»

Участники объединяются в 3-4 команды, каждая из которых готовит свои варианты причин и факторов риска употребления психоактивных веществ, а также последствия такого употребления. После, каждая команда предлагает свои варианты. Мнения групп обсуждается.

  • Употребление ПАВ
  • Появление новых форм зависимого поведения (социальные сети, интернет)

Повышение риска суицида

12. Завершение занятия (2-3 мин).

Участники делятся своими впечатлениями, дают обратную связь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Родители: мама работает продавцом, папа часто выпивает, курит. Дети: мальчику 12 лет, девочке 6 лет.

Семья неполная. Семья в разводе. Папа приходит иногда по праздникам. Мама много работает, бабушка авторитарна по отношению к подростку 15 лет.

Отец мало занимается ребенком, не работает. Мама – работает в больнице, все время проводит на работе. Дети: сыну -14 лет, дочери 12 лет.

Полная семья, отец предприниматель, выпивает. Мама – часто болеет, домохозяйка, но употребляет табак (курит), дочери -11 года, сыну – 16 лет.

Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

 Наркотик делает человека свободным.

     Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».

Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.

 Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком

Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

 Наркотик делает человека свободным.

Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».

Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.

 Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для проверки знаний по проблеме наркомании.

Методика «Интервью-выход»

№ п/п

Утверждение-вопрос

Верно

Неверно

Не знаю

1

Лёгкие наркотики безвредны

2

Наркомания – это преступление

3

Наркотики повышают творческий потенциал

4

Наркомания – это болезнь

5

У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков

6

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент

7

Наркомания излечима

8

Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию»

9

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них

10

Наркоман может умереть от СПИДа

11

Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления

12

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотик или нет

13

Наркоман может умереть от передозировки

14

Продажа наркотиков не преследуется законом

15

Наркомания неизлечима

Анкета для проверки знаний по проблеме наркомании.

Методика «Интервью-выход»

№ п/п

Утверждение-вопрос

Верно

Неверно

Не знаю

1

Лёгкие наркотики безвредны

2

Наркомания – это преступление

3

Наркотики повышают творческий потенциал

4

Наркомания – это болезнь

5

У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков

6

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент

7

Наркомания излечима

8

Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию»

9

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них

10

Наркоман может умереть от СПИДа

11

Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления

12

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотик или нет

13

Наркоман может умереть от передозировки

14

Продажа наркотиков не преследуется законом

15

Наркомания неизлечима

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Совершенно согласен

Согласен, но с оговорками

Совершенно не согласен

Не имею точного мнения

1.  Наркомания - это преступление.

2.  Лёгкие наркотики безвредны.

3.  Наркотики повышают творческий потенциал.

4.  Наркомания - это болезнь.

5.  Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

6.  Наркомания излечима.

7.  Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

8. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

9.  Наркоман может умереть от СПИДа.

10.  Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

11.  По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

12.  Наркоман может умереть от передозировки.

13.  Продажа наркотиков не преследуется законом.

14.   Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

15.  Наркоманы - это не люди.

Литература

1. Ребенок  из неблагополучной: семьи: Записки дет. психиатра: Кн. Для учителей и родителей.-М.: Просвещение, 1988.-207с.

2.  Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / сост.

Г.Г. Моргулец.- Волгоград: Учитель, 2011.-183 с.  

3. Информационные технологии профилактики наркомании: классные часы, занятия, диагностика наркотизации /   сост. О.В. Грибанова.- Волгоград: Учитель, 2015.-265 с.  

4. Сборник  психологических тестов / сост. Е.Е. Каранешта. – «Хибатура», 1992.-32.

5. Психологическое сопровождение введения  и реализации федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие.-Краснодар: ККИДППО, 2013.-196 с.

6. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2008. -120 с. (Школьное образование)

7. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. –М.: Генезис, 2007.-208 с.

8. Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков. – Краснодар, 2006. -150 с.

9. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н.

10. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии /  авт.сост. И.Н. Хоменко.- Волгоград: Учитель, 2009.-85с.

11. Проблемные классные часы. 10-11 классы /  авт.сост. Я.В.. Голубева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 157 с.

12. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...

Статья "Профилактика зависимого поведения учащихся"

Статья может быть использована для проведения педсоветов, родительских собраний в плане ознакомления с основными видами зависимого поведения учащихся. Факторами  формирования зависимостей. Критер...

Статья "Зависимое поведение и его особенности"

В данной статье раскрывается проблема зависимого поведения, понятие "аддикция", типы аддиктивного поведения, а также формы психопрофилактической работы....

Родительское собрание "Профилактика зависимого поведения подростков"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

Семейная профилактика зависимого поведения

Выступление на родительском собрании, посвященном вопросам профилактики зависимого поведения....

Практикориентированный семинар «Зависимое поведение или всё могут короли»

Аддикция (зависимость) – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное...

Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)

Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения...