Тренинг для воспитателей "Азбука общения"
методическая разработка по психологии

Олеся Юрьевна Мягкова

в процессе тренинга педагоги получают психологические знания об эффективном общении, учатся применять на практике методы эффективного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_azbuka_obshcheniya.docx25.85 КБ
Файл prilozhenie_k_azbuke_obshcheniya.docx12.27 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический тренинг «Азбука общения»

Цель: развитие уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, обладающей культурой общения

Задачи тренинга:

- формирование у педагогов культуры общения,

- развитие коммуникативных способностей,

- снятие напряжённости,

- способствовать сплочению педагогического коллектива;

- развивать уверенность,

- освобождение от негативных чувств и эмоций.

Участники: педагоги ДОО

Оборудование и материал: бумага, карандаши, ведро для «мусора»

План тренинга:

  1. Вступительное слово.
  2. Разминка Упражнение «Ведро для мусора»
  3. Основная часть.

               3.1.  Тест «Приятно ли с вами общаться?»

               3.2. Аффективное общение

               3.3. Упражнение «Цитаты»

               3.4. Умение слушать

               3.5. Искажение информации при общении

4.            Рефлексия

Ход тренинга

  1. Вступительное слово.

Умение общаться с другими людьми – это наука, искусство, которому следует учиться всю жизнь.

 Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

 Проблеме общения всегда уделялось значительное внимание в педагогической и психологической теории и практике. В общении складывается важная система взаимоотношений, способствующих формированию эмоционального благополучия.

Развитие общения — это развитие умений человека исследовать собственный психологический потенциал, а также умений реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров, ситуаций, задач.

В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. На сегодняшний день продуктивно-организованный процесс общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт внутри коллектива.

  1. Разминка Упражнение «Ведро для мусора»

Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».

После этого педагоги рвут свои листочки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются

  1. Основная часть.

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия - общение. Цели общения разные. Способы общения – тоже. Но должно быть в них одно общее - в век психических перегрузок не добавлять никому нежелательных эмоций своим поведением. Поможет в этом умение общаться. Оно предупреждает недоразумения между людьми и делает общение приятным.

Главные принципы жизни в обществе – это общечеловеческие нормы морали, которые, став достоянием личности, превращаются в моральные качества: вежливость, корректность, деликатность, скромность и т.д.

Вежливость – это форма взаимоотношений между людьми, заключающаяся в проявлении внимания, уважения доброжелательности.

Корректность - это способ держать себя в рамках общепринятых приличий в любой, даже конфликтной ситуации.

Тактичность – способность почувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий, у человека может возникнуть чувств обиды.

Деликатность – это проявление внимания к конкретному человеку.

Скромность – умение человека быть самим собой.

3.1. Тест «Приятно ли с вами общаться?»

Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении.

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

  Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем.

1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

4—9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9—11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..

  1. Аффективное общение Самостоятельная работа.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Проблемный вопрос: что такое эффективное общение? Что вкладывается в это понятие? Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание.

На обдумывание дается 1–2 минуты.

Эффективное общение. Участники делятся своим восприятием данного понятия, высказывая свое мнение, мнения отражаются на доске, получается СБОРНОЕ понятие.

Педагог-психолог: Действительно, эффективность общения зависит от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде.

         

  1. Упражнение «Цитаты»

Готовясь к мероприятию, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих.

Ход: прочитайте цитаты, подготовьте краткий комментарий к ней.

«Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение»

«Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».

«Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».

«Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».

«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».«Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

  1. Умение слушать

В процессе общения главное не сама коммуникация как таковая, а еще и умение слушать собеседника. Послушайте типичные приемы слушания и дайте им оценку.

Глухое молчание.

Угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание головой и т.п.).

Эхо — повторение последних слов собеседника.

Зеркало — повторение последней фразы с изменением порядка слов.

Паровоз — передача содержания высказывания партнера другими словами.

Побуждение — междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и...», «Ну и что дальше?», «Давай-давай» и т п.).

Уточняющие вопросы — типа «Что ты имел в виду, когда говорил «эсхатологический»?»

Наводящие вопросы — типа «что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим; нередко такие вопросы являются, по существу, уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

Оценки, советы.

Продолжение — когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова».

Эмоции — «ух», «ах», «здорово», смех, «ну и ну», скорбная мина и пр.

Нерелевантные высказывания — высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» - и следует рассказ о Гималаях, «кстати, о музыке...» - и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает рассказчикам описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения.

 3.5. Искажение информации в процессе общения

Притча РАЗГОВОР

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

- Подожди, - остановил его Мастер. - Правдива ли эта история?

- Думаю, нет.

- Принесет ли она кому-нибудь пользу?

- Да нет.

- Она смешная?

- Нет.

А зачем ты тогда хочешь мне ее поведать?

Сейчас мы с вами посмотрим как искажается информация в процессе общения. Часто информация доходит не в том виде, в котором её отправляют.

Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила, как все, на демонстрации. Продукты — только из магазина. А секс только с мужем и только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом.

«Ирина Борисовна ждала вас и не дождалась. Очень огорчилась и просила передать, что она сейчас в здании детского сада №4 решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского. Должна вернуться к обеду, но если ее не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без нее. А самое главное, объявите, что всем воспитателям и педагогам-психологам необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в здания районной администрации, в любое удобное время, но до 20 февраля»

Вы все выйдете из зала, я прочитаю текст, вы в свою очередь передадите все что запомнили следующему участнику. Посмотрим что у нас в итоге получится.

Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? А насколько заслуживает доверия информация, полученная через третьи руки 

  1. Рефлексия

Умение следить за своей речью при общении немаловажно.

Закончить наше сегодняшнее мероприятие я хочу таким стихотворением:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят

Что понравилось, а что нет?

Что узнали нового?

Что хотели бы пожелать участникам?



Предварительный просмотр:

Эффективное общение

Аффективное общение

«Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение»

«Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».

«Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».

«Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».

«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».

«Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

Глухое молчание

Угу-поддакивание

Эхо

Зеркало

Паровоз

Побуждение Уточняющие вопросы

Наводящие вопросы

Оценки, советы.

Продолжение

Эмоции Нерелевантные высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-тренинг "Радость человеческого общения"

Занятие с элементами тренинга...

Тренинг способов толерантного общения

Выступление на педагогическом совете "Повышение статуса воспитания в процессе образования на основе этнопедагогики и развития толерантности"...

Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»

Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...

Тренинг «Учимся межкультурному общению»

Упражнения для развития навыков межкультурной коммуникации....

Тренинг детско-родительского общения «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕСКОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ"

Цель:  повышение  психологической  культуры родителей  при общении с подростками.Задачи:1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.2. Выявить условия, необходимые...

Тренинг полезных навыков общения. Тема: «Взаимоотношения мальчиков и девочек в классе».

Цели: Формирование понятия «дружба между мальчиками и девочками», тренировка полезных навыков общения.Задачи: развитие коммуникативных навыков учащихся: вести рассуждения; аргументировать ...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...