Рекомендации для педагогов-психологов
методическая разработка по психологии

Овчинникова Светлана Васильевна

 

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Использование многофункционального пособия «Набор психолога ПЕРТРА»,

 

«Я - СМОГУ»

(рекомендации для педагогов-психологов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_korrektsii_s_ispolzovaniem_pertra_ya_smogu.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Калининградской области

Государственное автономное учреждение Калининградской области для

обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (ОЦДиК)

ПРОГРАММА  

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Использование многофункционального пособия «Набор психолога ПЕРТРА»,

«Я - СМОГУ»

(рекомендации для педагогов-психологов)

                                                                              Составитель:

Педагог-психолог

Овчинникова С.В.

Г. Калининград

2020 год

Пояснительная записка

         

        В современной школе недостаточно обучить ребенка читать и писать, необходимо обеспечить его новыми умениями, в качестве которых выступают учебные универсальные действия, являющиеся основой умения учиться, формирующие сознательную мотивацию к обучению, самоорганизацию и саморазвитие. Использование коррекционно-развивающего оборудования в деятельности педагога-психолога по сопровождению младших школьников, в условиях реализации ФГОС позволяет не только повышать мотивацию учащихся к познавательной активности, но и развивать учебные универсальные действия, в качестве которых выступают новые умения, которые необходимо развивать.

        Следует учитывать, что игра продолжает оставаться неотъемлемой частью деятельности младшего школьника, способствуя его физическому, эмоциональному и умственному развитию; она предоставляет детям возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Поэтому в практике современных образовательных учреждений широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами.        

Развитие отдельных психических процессов у ребенка осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, все же  их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. Также у некоторых детей отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.         Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и  процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная,  кинестетическая и т.д.).         В процессе восприятия всегда присутствуют также двигательные компоненты –  ощупывание предметов и движение глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при воспроизведении речи и т.д.  Результатом восприятия становится образ, включающий  в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперирует внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать категории, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно. Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно сочленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приемы и способы.

        Взаимодействие с множеством интересных красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.  Способность к тактильному восприятию напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляцией с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.

        Программа разработана на теоретических и методологических основах И.М. Никольской и Р.М. Грановской, нейропсихологической концепции Сиротюк А.Л., принципов системной дифференциации Н.П. Локаловой и концепции Марианны Фростиг – создателя игрового комплекта Пертра.

        Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на развитие творческого потенциала школьников,  необходимости обеспечения условий для выявления и развития одаренных детей и реализуется в соответствии с документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, Концепции  развития муниципальной системы работы с одаренными детьми и другими федеральными и региональными законами и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере работы с  детьми. Для реализации  инновационной программы «Психолого-педагогическое сопровождение  детей»,  с возможностью использования нового игрового оборудования для всестороннего развития и коррекции  учащихся.

Цель программы  - создание условий для развития творческого мышления и способностей учащихся,  целостное развитие личности ребенка.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения);
  • формирование сознательного, целенаправленного изучения объекта,
  • развитие целеполагания, навыки создания своего алгоритма действий;
  • развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • расширение сенсорного и моторного опыта;
  • развитие навыков рефлексии.

  1. Содержание программы

        Программа включает в себя пять типов игр и упражнений, которые будут направлять ребенка на решение  коррекции и развития  задач:

  1. Активизация структур мозга (вводные упражнения, разминка).

Растяжки,  дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук.

  1. Развитие логического мышления.

Использование многофункционального пособия «Набор психолога ПЕРТРА», позволяющего провести сенсорный, моторный, интеллектуальный и коммуникативный тренинги и психоэмоциональную разгрузку.

  1. Развитие внимания и памяти.
  1. Тренировка природной памяти. Природная память - основа памяти - генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»).
  2. Развитие культурной памяти - формирование мнемических приемов, опираясь на сильные стороны ребенка.
  3. Формирование умения ребенка 7-12 лет управлять своей памятью. Так как процессы запоминания, запечатления, сохранения, узнавания, воспроизведения и припоминания представляют собой относительно самостоятельные процессы, необходимо развивать способности учащихся управлять процессами воспроизведения.
  1. Развитие гибкости мышления и быстроты реакции.

        Беглость – это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.

        Гибкость – это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.

        Оригинальность – это способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.

        Способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

  1. Развитие личностно-мотивационной сферы.

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки,  лепка, коллажирование.

  1. Требование к уровню подготовки учащихся:  личностные,  результаты освоения развивающего курса

Личностными результатами развивающих занятий  являются следующие умения:

  • эмоционально «проживать», выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать;
  • высказывать своё отношение к другим людям, к их поступкам;  
  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм    и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Результатами  освоения занятий:  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать своё предположение ;
  • учиться работать по предложенному  плану.

Познавательные УУД:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • договариваться с детьми совместно с психологом о правилах поведения и общения и следовать им;
  • оформлять свои мысли в устной  форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Формы организации занятия:

Каждое занятие строится по единому принципу:

  1. Ритуал приветствия (позволяет настроить ребят на работу в группе) – 1 минута;
  2. Разминочные упражнения: дыхательные упражнения, кинезиологические упражнения, глазодвигательные упражнения, рефлекторно-точечная стимуляция мозга – 3 минуты;
  3. Вводное упражнение на развитие когнитивных способностей и ВПФ (восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление) – 5 минут;
  4. Основное упражнение из игрового комплекта ПЕРТРА – 15 минут;
  5. Переход к арттерапии: занимательный аутотренинг – 3 минуты;
  6. Арттерапевтическое упражнение – 7 минут;
  7. Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов) – 5 минут.
  8. Ритуал  прощания.

  1. Контроль и учет знаний

        Психодиагностика «на входе»  и контрольное тестирование «на выходе».

        Критерии эффективности реализации программы (ожидаемый результат):

  1. Формирование учебной мотивации.
  2. Формирование адекватной самооценки.
  3. Динамика развития познавательных процессов.
  4. Снижение тревожности у обучающихся.
  1. Тематический план занятий         

Частота и длительность занятий:  1 раз в неделю по 40 минут.

Содержание

К-во

часов

Дата проведения

Развитие логического мышления (5 часов)

Приветствие, правила.

Разминка.

Вводное задание: «Четыре стихии».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Отвечаем на вопросы».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Разминка.

Вводное задание: «Найди сходства и различия».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Жемчужина».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Разминка.

Вводное задание:  «Назови одним словом».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Волшебная палочка».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Разминка.

Вводное задание: развитие воображения  «Дополни до...».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Насос».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Разминка.

Вводное задание: развитие логики «Подбери число в ряду», «Общее слово».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Полет на космическом корабле».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Развитие внимания и памяти (5 часов)

Приветствие.

Разминка.

Вводное задание:  «Запомни и нарисуй».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Мороженое».

Арттерапевтическое упражнение

Рефлексия.

1

Разминка.

Водное задание:   «Не собьюсь».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Волшебная прогулка».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Разминка.

Вводное задание: «Кто кем будет». «Многозначность слов».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Игрушки».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Разминка.

Вводное задание: развитие  пространственных представлений  «Куда ускакал зайчик?», «Выполняй правильно».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Затейник».

Арттерапевтическое упражнение «Я переживаю»

Рефлексия.

1

Разминка.

Вводное задание: развитие произвольности  «Запретная цифра».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Волшебники».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Развитие гибкости мышления и быстроты реакции (3 часа)

Разминка.

Вводное задание: развитие речи «Общая история».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Смешинка».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Разминка.

Вводное задание: развитие мышления «Без чего не бывает...».

Упражнение ПЕРТРА.

Занимательный аутотренинг: «Фотографы».

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

1

Разминка.

Вводное задание: развитие познавательных процессов, воображения, речи  «Сочинение сказок».

Упражнение ПЕРТРА.

Арттерапевтическое упражнение.

Рефлексия.

Заключение.

1

Контрольное тестирование

1

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование:

  • игровой комплект психолога ПЕРТРА, состоящий из семи наборов игровых средств:

Набор 1 «Пространство на плоскости» 

Набор 2 «Упорядочение элементов»

Набор 3 «Одинаковое и разное»

Набор 4 «Пространство и преобразование»

Набор 5 «От каракуль к каллиграфии» 

Набор 6 «От хватания к схватыванию»

Набор 7 «Начальные математические знания»

Материалы:

  • бумага;
  • клей;
  • пластилин;

Инструменты:

  • карандаши, фломастеры, краски;

Наглядные пособия:

  • иллюстрации;
  • игрушки;
  • электронные презентации;

Дидактические материалы:

  • бланки с заданиями.

VIII. Список литературы

  1. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 //Журнал прикладной психологии. – 2001. - №1. – с.41-61.
  2. Ануфриев А.Ф.,  Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы, психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 272 с. (Практическая психология).
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. – 140с.
  4. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. – 58 с.        
  5. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. С-Пб.: Речь,  2006. –  342 с.
  6. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.  – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
  7. Черемошкина Л.В. Психология  памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,  2002. – 368 с.
  8. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,  2005. – 96 с.

Приложение

Игровой комплект «ПЕРТРА»

        Комплект состоит из семи наборов игровых средств (в Наборах), двух досок-основ и мобильного стеллажа, в котором размещаются Наборы.

        Игровой набор 1 Konstruktion (Пространство на плоскости)

Располагая элементы дороги на доске-основе, можно «проложить» улицы и организовать движение «транспорта». При этом развивается восприятие положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов. Во время «проезда» по улицам вырабатываются содружественные движения глаз и рук.

        Игровой набор 2 Klassifi kation (Упорядочение элементов)

Раскладывая разноцветные детали, дети раз за разом получают новые виды геометрических фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать разные фигуры, учатся различать основные геометрические формы.

        Игровой набор 3 Diskrimnation (Одинаковое и разное)

Умение выявлять признаки и классифицировать объекты – важнейшая предпосылка любой деятельности. Сортируя бусины, дети определяют их сходство и различие по цвету, размеру и форме.

        Игровой набор 4 Relation (Пространство и преобразования)

Через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных объектов.

        Игровой набор 5 Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии)

В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма.

Упражнения с дорожками развивают содружественные движения глаза и руки, столь необходимые при овладении письмом.

        Игровой набор 6 Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию)

Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие в комплекте специальной доски-основы позволяет прорабатывать такие математические понятия, как количество, больше-меньше и др. С Игровым набором 6 используется доска-основа с 280 отверстиями.

        Игровой набор 7 (Mathematik) (Начальные математические знания)

Элементы этого набора помогут отработать необходимые математические навыки – сравнение, классификацию, пересчет, определение количества и выполнение вычислений; представления о числе, множестве, составе числа.

        Детали из разных наборов можно использовать одновременно.

 


Практические занятия с помощью игрового комплекта Пертра

Набор 1. Konstruktion (Пространство на плоскости)

        Занятия с набором способствуют развитию:

  • содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук;
  • силы и координации движений пальцев;
  • пространственной ориентации.

Индивидуальные упражнения

1. Начинать работу лучше без использования фигур людей и машинок, прослеживая путь по построенной дороге сначала взглядом, а затем сопровождая их движение: указательным пальцем правой руки;

2.        Когда ребенок освоит одновременное движение двух рук навстречу друг другу, можно предложить построить дорогу таким образом, чтобы из разных ее концов правая и левая руки двигались сначала навстречу друг другу, затем в противоположные стороны. На протяжении всего пути, до встречи пальцев обеих рук, направление их движения может несколько раз меняться.

3.        Затем полезно организовать движение по улицам с использованием человечков, машин или бусин подходящего диаметра из Набора игровых средств 3. Работа может строиться по аналогичному плану. Можно составить лабиринт из элементов дороги и попытаться провести по нему машинки, человечков или бусины.

4. Теперь пусть игроки с закрытыми глазами «пройдут» дорогу указательным пальцем (или любым другим). После этого каждому игроку нужно на листе бумаги нарисовать карандашом только что пройденную дорогу (на первом этапе лучше сделать несложную дорогу в виде волнистой линии, пунктира и т.д.).

  1. Ребенок строит улицу по образцу. Затем ребенок проезжает автомобилем по этой улице. Потом при помощи автомобиля он перевозит деревянные шарики из начального пункта в конечный. При этом развивается координация зрения и действия рук и дозирование усилий.
  2. Ребенок строит улицу по образцу. Затем в круглое отверстие внизу доски-основы

вставляется круглый штифт. Ребенок должен провести металлический шарик по получившимся направляющим основы из начального пункта в конечный. При этом развивается координация зрения и действия рук, концентрация движения, а также причинное и опережающее мышление.

  1. На стандартную основу кладется форма, которая накрывается селектором. Ребенок

двигает селектор по основе, при этом в отверстии селектора виден только один фрагмент формы. Ребенок должен в уме сложить все увиденные им фрагменты формы и нарисовать их на бумаге по памяти.

Коллективные игры

  1. Двое игроков строят четыре дороги (отрезки улиц), соединяющиеся в центре круга (площади). Каждый выбирает по два человечка и ставит их на противоположные (по горизонтали или вертикали) стороны улицы, в начало каждой дороги. По сигналу все игроки берут в левую и правую руки по одному своему человечку. Они передвигают их по улицам одновременно. Начинают игру дети тоже одновременно. Ребенку нужно привести двоих своих человечков в центральный круг быстрее соперника. Таким образом получается, что все зависит от точности и быстроты движений игрока: если какой-нибудь из человечков сбивается со своей улицы, игрок должен вернуть обоих человечков на исходную позицию и начать все сначала.

Вариант. Можно построить лабиринт, в котором только четыре улицы приведут человечков к центру города. Тогда необходимо будет понять, по каким улицам вести человечков.

Вариант. Один игрок строит дорогу, а второму нужно проехать по ней на машине, а затем на листе бумаги карандашом нарисовать эту дорогу.

  1. Игроки делятся на команды, по два-три человека в каждой. Первая команда собирает узор из разных геометрических фигур, вторая команда должна составить зеркально симметричный узор на второй половине доски. Выполнив задание, команды меняются ролями.
  2. Играют две команды. Доска-основа разделена на две части. Каждая команда на своей части доски составляет узор из определенного количества деталей (форма деталей не оговаривается). Затем к доске подходят по одному игроку от каждой команды. Глаза у игроков завязаны. Их задача - разбирая узор команды соперника, классифицировать фигуры по форме и размеру на ощупь. После того как игроки справятся с заданием, команды проверяют результаты. Вариант: разбирает узор вся команда, ребята по одному подходят к доске противника.

Набор 2. Klassifikation (Упорядочение элементов)

        Занятия с набором способствуют формированию:

  • представлений о геометрических формах, цвете и размере; представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров;
  • способности к классификации;
  • понимания пространственных отношений («лево-право», «вверх-вниз»).

        Занятия с набором способствуют развитию:

  • математических навыков и умений (усвоение понятий «больше-
  • меньше», «столько же», отработка состава числа и т.д.);
  • умения различать геометрические формы, предметы по цвету и размеру;
  • пространственной ориентации.

Индивидуальные упражнения

1. Педагог выкладывает фигуру на доске-основе, дает задания и задает вопросы ребенку: «Какая фигура выложена на доске? Какого она цвета? Выложи под моей фигурой такую же. Доложи к ней еще одну такую же. Сколько у тебя получилось фигур? Сколько у меня? У кого больше? На сколько? Сколько фигур у нас вместе?» 

2.        Педагог выбирает любую деталь, передает ее игроку, глаза которого завязаны. Ребенку нужно определить на ощупь, какая фигура у него в руках. Можно предложить вопрос: «Как ты узнал, что это треугольник?» (нащупал три угла; круг - углов нет и т.д.)

3.        Педагог задает вопрос и дает задание: «Какая фигура находится на доске?» (квадрат); «Используя любые другие фигуры (кроме квадрата), собери такую же фигуру».

4.        Доска-основа разделена на 2 части (по вертикали). На правой части доски-основы собран узор. Задание: собрать такой же узор на левой части доски. Варианты: симметрия может быть горизонтальной, диагональной, зеркальной.

5.        А вот упражнения на развитие математических навыков: «Выложи на доске-основе три зеленых треугольника. Под ними положи столько же красных. Чем различаются фигуры в разных рядах? Что у них общего? Сколько всего фигур в двух рядах? Что нужно сделать, чтобы в первом ряду треугольников стало меньше? Сколько треугольников можно убрать?»

6. На доске-основе педагог выкладывает фигуры (треугольники, квадраты, круги). Задание: разделить фигуры на несколько групп. Вопросы: «По каким признакам ты разделил фигуры? Сколько фигур у тебя в первой группе? Во второй? В третьей?.. В какой группе фигур больше? В какой меньше?.. Подумай, как можно разделить фигуры каждой группы?» (Имеется ввиду разделение фигур одной формы по цвету или размеру.)

7.        Какая деталь должна продолжить ряд? Ребенок должен понять закономерность построения ряда и продолжить его при помощи деталей из набора. Ребенок тренирует конвергентное мышление.

8.        Какая деталь не подходит? Выполняя это задание, ребенок учится распознавать принадлежность к определенному классу и определять критерии отношения к классу.

9.        Найти все треугольники и отметить их каким-либо предметом. Ребенок учится находить признаки и объединять все фигуры, обладающие этими признаками треугольника, в один класс.

Коллективные игры

1. Игроки делятся на команды, по два-три человека в каждой. Первая команда собирает узор из разных геометрических фигур, вторая команда должна составить зеркально симметричный узор на второй половине доски. Выполнив задание, команды меняются ролями.

2. Играют две команды. Доска-основа разделена на две части. Каждая команда на своей части доски составляет узор из определенного количества деталей (форма деталей не оговаривается). Затем к доске подходят по одному игроку от каждой команды. Глаза у игроков завязаны. Их задача - разбирая узор команды соперника, классифицировать фигуры по форме и размеру на ощупь. После того как игроки справятся с заданием, команды проверяют результаты.

Вариант: разбирает узор вся команда, ребята по одному подходят к доске противника.

Набор 3. Diskrimnation (Одинаковое и разное)

        Занятия с набором способствуют развитию:

  • представлений о форме, размере, цвете;
  • умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий (можно, только посмотрев, «на глазок» сказать, что одна фигура больше другой, а можно, положив их рядом или друг на друга, увидеть, какая больше);
  • способности к классификации;
  • пространственной ориентации, понимания пространственных отношений.

        Занятия с набором способствуют формированию:

  • представления о симметрии, навыка создания симметричных узоров;
  • содружественных движений глаз и руки;
  • содружественных движений пальцев правой и левой рук.

Индивидуальные упражнения

1.   На доске-основе выложен ряд любых фигур. Нужно отобрать предметы такого же цвета, формы и размера и выложить их во второй ряд доски-основы (можно нанизывать предметы на шнур).

2.        На доске-основе (или на шнуре) бусины разного размера и цвета. Требуется составить узор в обратной последовательности: та бусина, которая в образце была первой, должна стать последней.

3.        Рассмотреть узор. Назвать, из каких деталей он составлен. Выложить новый узор, предложенный педагогом.

4.        Построить пирамидку по словесной инструкции (указывается цвет фигур и размер; принцип построения - убывающая или возрастающая пирамидка).

5.        Построить на доске-основе узор, симметричный данному (симметрия может быть зеркальной).

6.        Придумать и составить собственный узор; назвать, из каких деталей он состоит.

7.        Предметы одной формы выставлены в порядке уменьшения или увеличения размера. Игроку предлагается продолжить цепочку предметов.

8.        Перед ребенком две бусины разного размера, имеющие отверстия одного диаметра. Ответить на вопросы: «Что общего между двумя предметами? Чем они отличаются?»

9.        Нанизать на шнур фигуры по словесной инструкции педагога.

10.        Доска-основа разделена на две части. На левой части доски в отверстия вставлены стержни различной высоты. На стержни нанизаны бусины разных размеров и цветов. Задача игрока – составить такой же узор на правой части доски.

11. Доска-основа разделена на две части. На левой части доски в отверстия вставлены стержни различной высоты. Стержни обвиты шнуром. Игроку нужно на правой части доски расположить стержни в таком же порядке, а затем повторить узор, использовав еще один шнур.

12. Ребенок нанизывает на веревку бусины определенного цвета в соответствии с заданным образцом. Размер и форма бусин при этом не имеют значения.

13.Ребенок нанизывает на веревку бусины определенной формы в соответствии с заданным образцом. Размер и цвет бусин при этом не имеют значения.

15. На шнур нанизаны бусины разных цветов, форм и размеров. Игрок должен повторить цветовой узор, нанизывая бусины того же цвета, но другой формы. Вариант: нужно сохранить форму, изменив цвет бусин.

Коллективные игры

1.        Педагог готовит плакат (лист бумаги), на котором в любом порядке нарисованы разные бусины и под каждой из них указан ее порядковый номер. Команды должны собрать узор, нанизав бусины в нужной последовательности на шнуры. Начинается игра одновременно. Один игрок команды нанизывает за один ход одну бусину и передает шнур следующему игроку.

2.        Игроки делятся на две команды, по два человека в каждой. Игроки одной команды садятся спиной друг к другу, у одного из них завязаны глаза. Перед ним лежит шнур с нанизанными на него бусинами разной формы. Перед вторым игроком лежит свободный шнур и комплект бусин разной формы, но одного цвета. Игрок с завязанными глазами снимает первую бусину со шнура, ощупывает ее и описывает ее форму своему напарнику. Второй игрок выбирает среди свободных бусин такую же и нанизывает ее на свой шнур. Вариант: у второго игрока команды глаза тоже завязаны, и он на ощупь пытается определить названную напарником бусину и нанизать ее на шнур.

Набор 4. Relation (Пространство и преобразования)

        Занятия с набором способствуют развитию:

  • представлений о геометрических формах;         
  • умения различать геометрические формы;
  • пространственной ориентации и понимания пространственных отношений. Занятия с набором способствуют формированию: кинестетического образа разных геометрических форм; навыка скоординированных движений пальцев.

Индивидуальные упражнения

1. Изучается трансформация геометрических объектов. На доске-основе выкладываются квадрат из прямоугольников, квадрат из двух треугольников и круг из секторов. 

2.        При помощи коричневых деталей создается картинка-образец из пересекающихся геометрических фигур. Затем ребенок получает задание отгадать формы деталей из образца. При этом изучается состав фигур и отличия основных фигур 

3.        Стандартная доска- основа делится при помощи средней линии на два поля. Один ребенок в качестве образца прокладывает резиновую ленту вокруг деревянных штырей. Другой ребенок должен правильно повторить полученный образец. При этом тренируются представления о положении в пространстве и пространственные связи.

4. На стандартной доске-основе вставляются два ряда флажков, при этом красный флажок обозначает начало новой фигуры. Поворачивая флажки, ребенок должен повторить заданную форму. При этом развивается умение планировать и создавать пространственные связи.

Набор 5. Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии)

        Занятия с набором способствуют развитию:

  • содружественных движений глаз и руки;
  • и формированию: навыка владения карандашом; навыков письма.

        С этим набором можно выполнять упражнения, предлагаемые для Набора 1, усложняя их. Например, из пластин выкладывается дорога рисунком вверх. Ребенок «проходит» дорогу пальцем, затем проводит по ней машинку и наконец стальной шарик с помощью магнитного штифта.

        Наличие большого и разнообразного набора пластин позволяет создавать сложные траектории движения в соответствии с движениями, необходимыми при освоении письма.

Индивидуальные упражнения

1.        У ребенка есть набор «прямых» деталей, которые он укладывает, образуя линии

в пространстве, сначала продольную, затем поперечную, получая при их комбинации

крест. При этом ребенок получает представление об организации пространства.

2.        Если ребенок уже имеет достаточное представление об организации прямых и

изогнутых линий в пространстве, съемные детали закрепляются на основе стандартным образом. По вырезанным улицам на обратной стороне этих деталей ребенок может двигаться с помощью человечков, машинок или шариков. При этом ребенок вырабатывает двигательные навыки. На следующем этапе собранные детали покрываются листом плексигласа. При помощи магнитного штифта необходимо провести стальной шарик по

получившейся дороге. Если ребенок выйдет штифтом за границу предложенной дороги, контакт со стальным шариком исчезнет. Необходимо следить за правильным захватом штифта.

Набор 6. Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию)

        Занятия с набором способствуют развитию:

  • дифференцированных хватательных движений;
  • представлений о числе

и формированию:

  • навыков дозирования усилия и модуляции движений,
  • необходимых для освоения письма;
  • развития навыков счета и классификации.

        При знакомстве с окружающим миром развитие хватательных движений является для ребенка особенно важным.

        Ребенку нужно накопить в памяти образцы хватательных движений обрести достаточный опыт дозировки силы и модуляции направлений, чтобы уверенно выполнять мелкие манипуляции, необходимые для освоения письма.

        При занятиях с этим набором можно тренировать хватательные движения различных типов, работая с деталями цилиндрической, сферической и плоской формы.

Индивидуальные упражнения

На доске-основе при помощи штырей и резинового шнура строится образец, который ребенок должен воспроизвести, натягивая резинку пальцами на установленные штыри. При этом развивается моторика и раздвигающие движения пальцев.

При помощи цветных шнуров ребенок должен сплести косичку. При этом тренируется ловкость рук и умение придерживаться определенного порядка.

Коллективные игры

На доске основе при помощи резинового шнура и круглых штырей ограничивается игровое поле. С помощью деревянных штырей (70 мм) строятся ворота. Деревянной палочкой дети пытаются забить шайбу в ворота соперника. При этом тренируется дозирование силы пальцев, координация зрения и действия рук.

Набор 7. (Mathematik) (Начальные математические знания)

        Занятия с набором способствуют развитию:

  • навыков сравнения, классификации;
  • математических навыков (пересчитывать, выполнять вычисления и определять количества);
  • представлений о числе, множестве, составе числа.

Занятия с набором способствуют формированию:

  • представления об арабских цифрах.

Индивидуальные упражнения

1. Числа 1-5 представлены определенным цветом (например, зеленый соответствует числу 3). Ребенок должен представить следующие по возрастанию числа 6-10 при помощи имеющихся в наличии меньших чисел. При этом ребенок знакомится с составом числа и основами сложения, вычитания и деления чисел.

2. На числовых лучах выложены числа от 1 до 20. Ребенок кладет один металлический шарик на цифру 1, затем он переворачивает два шарика и выкладывает получившееся количество - 2. И так до числа 20. При этом ребенок учится прибавлять единицу, т.е. последовательному счету при сложении материальных объектов и арабских цифр.

3. Визуализация математических действий помогает ребенку освоить мыслительные операции. Ребенок выполняет задание выложить на рамке 4x5 в 100 отверстий и вычисляет получившееся количество. Действие также выполняется и считывается на доске результатов.

 

ФИО

класс

Форма   дезадаптации

Коррекционные мероприятия; ожидаемые результаты

Бендова Диана

1-Б

Неспособность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Киналь Наталья

1-Б

неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Акольшин Денис

1-В

неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Донской Дмитрий

1-В

 неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Зандер Николай

1-В

 неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Ильин Максим,

1-В

неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Тышко Платон.

1-В

 неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Злобин Николай

1-Г

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Гляцевич Глеб

1-Г

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Ситников Родион

1-Г

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Турецкий Артем

1-А

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,

Бай Муслим.

1-А

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением

Специальные беседы с ребенком, групповые коррекционные занятия по программе.

Проведение промежуточной диагностики (январь 2017 г.)Повышение уровня произвольности, развитие эмоциональных ощущений,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 8 класса по теме: "Возрастные проблемы учащихся 8 класса и пути их решения"

ВОСЬМИКЛАССНИКИ.Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при ...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 10 класса по теме: "Юность и ее психологические проблемы"

ДЕСЯТИКЛАССНИКИ Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях ...

Рекомендации от педагога-психолога

Рекомендации для учащихся. родителей и педагогов...