Профилактика буллинга в школьной среде «Уважение к различиям друг друга» для обучающихся 6-9 классов
методическая разработка по психологии (6 класс)

Светлана Вадимовна Журавлева

профилактика буллинга в школьной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_bullinga_v_shkolnoy_srede_kontrolnaya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика буллинга в школьной среде

«Уважение к различиям друг друга»

для обучающихся 6-9 классов

Цель занятия: профилактика буллинга в школьной среде.

Задачи занятия:

  1. Активизировать знания обучающихся по теме «буллинг».
  2. Развить уважение к различиям других.
  3. Формировать сплочённость, доброжелательное отношение друг к другу.
  4. Развить навыки межличностного взаимодействия.

Структура занятия:

  1. Вводная часть. Приветствие.
  2. Основная часть:

- правила работы группы;

- медитативное упражнение;

- просмотр видеороликов о буллинге, обсуждение;

- мини-лекция «Буллинг в школе»;

- упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» – «Чем мы похожи друг на

друга»;

- упражнение «Этюды»;

- упражнение «Ярлыки»;

- Итоги по основной части.

  1. Рефлексия.

Содержание занятия:

  1. Вводная часть.

«Ребята, рада вас приветствовать и видеть! Сегодня занятие пройдёт в непривычной для вас форме, но очень знакомой, комфортной и приятной… Мы с вами погрузимся в атмосферу вечерних посиделок у костра в кругу друзей. Думаю, у каждого из вас был опыт отдыха у костра в летнем лагере, в кругу близких и друзей, с песнями, а затем с рассказами смешных или даже страшных историй? Но прежде чем начать, давайте определимся с правилами работы на занятии:

– мы всегда помогаем друг другу;

– на занятии все относятся друг к другу с уважением;

– говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга;

– каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует;

– возникшие вопросы, личную информацию обсуждаем только в стенах этого кабинета и в рамках занятия;

– включаем воображение и фантазию, даём волю своим творческим идеям.

  1. Основная часть

«А сейчас предлагаю вам расположиться у поудобнее, взяться за руки, закрыть глаза и представить… вы сейчас сидите у тёплого костра, вы слышите звуки костра, леса, вам хорошо, комфортно, на душе светло и радостно,…»

Педагог включает видео звука потрескивания костра в лесу, пока дети слушают звуки с закрытыми глазами, выключает свет, несколько затемняет помещение. https://yandex.ru/video/preview/?text=ссылка%20музыки%20вечернего%20леса%20у%20костра&path=yandex_search&parent-reqid=1654737351007833-15580857133216546632-sas2-0472-sas-l7-balancer-8080-BAL-7569&from_type=vast&filmId=6682652057353143328 

 «Откройте глаза…. Посмотрите, где вы оказались…. Включайте фантазию и воображение… Давайте послушаем истории, над которыми стоит задуматься…»

Включается видеоролик «Буллинг: травля в школе. Истории» (Молодёжь Новосибирска https://www.youtube.com/watch?v=zD0UEfK1rlw ), «Буллинг в школе. Взгляд учеников» https://yandex.ru/video/preview/?text=Буллинг%20в%20школе.%20Взгляд%20учеников&path=yandex_search&parent-reqid=1654737970612902-8297445635807207980-sas2-0472-sas-l7-balancer-8080-BAL-7178&from_type=vast&filmId=15486503547802241351,

социальный ролик «Жертва буллинга»

https://yandex.ru/video/preview/?text=«Жертва%20буллинга»&path=yandex_search&parent-reqid=1654738289172127-229367371677832643-sas2-0472-sas-l7-balancer-8080-BAL-3837&from_type=vast&filmId=11808744737454144094.  

Обсуждение роликов.

Вопросы:

– о чём эти ролики?

– что объединяет эти сюжеты?

-в чём отличие?

– как вы думаете, эта тема актуальна для нашего времени, а для нашей школы?

– сталкивались ли вы лично с ситуацией буллинга? Где, когда?

– в какой роли?

– как можно решить данную проблему?

«Итак, если мы наблюдаем ситуацию травли, издевательства над кем либо постоянно, повторяющуюся многократно, на протяжении долгого времени (неделя, месяц, полгода…) можем говорить о буллинге, то есть систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних школьников другими.

Обратите внимание на следующее:

1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в ролике «Жертва Буллинга»;

2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку.;

3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

Всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее.

Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга. Обратите внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор».

Вопросы для обсуждения:

– Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой?

– Какие особенности для них характерны?

– Почему агрессорам тоже нужна помощь?

Вывод: жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.

Упражнение «Мы отличаемся друг от друга» – «мы похожи друг на друга».

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, насколько значимо искать различия между людьми?

Часто ли вы делаете это в жизни? Приносит ли вам это пользу? Вред?

Правильно, лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи, какие у нас есть схожие черты, качества, увлечения. Например, у кого карие глаза? Кто из вас слушает музыку одной группы? Кто ходит в одну секцию, посещает один факультатив? Кто продолжит? (педагог следит, чтобы все дети были названы). Упражнение выполняется таким образом, чтобы дети объединялись в группы, например, предлагается взяться за руки тем, кто любит футбол и т.д. В конце упражнения нужно объединить всех ребят, назвав то, что характерно для всех, например, кто любит мороженое, кто учится в классе, в нашей школе…

Упражнение «Этюды» (в тройках)

Цель:  научить детей выражать и проживать эмоции, контролировать их и понимать внутреннее состояние другого человека.

Проигрываются этюды, в которых скрыты роли агрессора, жертвы, наблюдателя. Распределяются роли. Цель каждого достоверно, убедительно проиграть свою роль и обязательно придти к компромиссу, примирению, за что отвечает 3 сторона (наблюдатель).

– Одноклассник в очередной раз забирает ручку у Миши, это видит Петя;

– Света уже неделю придирается словами к новенькой однокласснице;

– В столовой у Коли уже не первый раз забирают стул, ему приходиться есть стоя;

– Дима постоянно называет своего одноклассника не по имени, а по национальности, издевается, насмехается над ним.

Педагог задает вопрос: Обсуждение данных ситуаций?

– бывают ли такие ситуации в жизни?

-как себя вести, если возникнет такая ситуация?

– есть ли выход из них?

– как еще можно было решить ситуации?

-какого было в роли жертвы, агрессора, наблюдателя?

– можно ли помочь в реальной жизни в таких случаях?

– а кто смог бы помочь из вас?

Упражнение «Ярлыки»

Задачи: - дать участникам возможность почувствовать себя на месте "стигматизированных" (отмеченных "ярлыком") людей ;

-помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.

Распечатанные на листах «ярлыки»: «трусливый», «ленивый», «злой», «неудачник», «равнодушный», «глупый», «бездельник», «балбес», «безответственный», «несерьезный», «драчун», «прогульщик». Раздать участникам случайным образом, прикрепить  как визитку на одежду.

Вопросы для обсуждения:

Ребята, нравится ли вам такая визитка? Почему?

Вы хотите от неё избавиться? Почему?

«Сейчас вы рвете этот ярлык на мелкие кусочки, выбрасывайте, а я раздаю вам другие «ярлыки»: «смелый», «умный», «красивый», «талантливый», «отзывчивый», «добросовестный», «сообразительный», «активный», «образованный», «воспитанный», «эрудит», «творческий».

Вопросы для обсуждения:

– Как вы себя ощущаете?

– Существуют ли “ярлыки” в реальной жизни?

– Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?

– Всегда мнение других соответствует тому, какими являетесь вы на самом деле?

Выводы по основной части:

«Мы должны, и мы готовы:

  1. Принимать мнение другого человека, его верование.
  2. Уважать чувства человеческого достоинства.
  3. Уважать права других.
  4. Принимать другого таким, какой он есть.
  5. Поставить себя на место другого.
  6. Уважать права быть другим.
  7. Признавать многообразие людей, мнений, религий и т.д.
  8. Признавать равенство других.
  9. Отказывемся от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
  10. Отказываемся от равнодушного отношения к чужой беде.

Вопросы для обсуждения:

Вам понятны все положения? Кто бы хотел иметь друга, у которого есть данные качества? Хотите учиться вместе с такими одноклассниками? Почему?

  1. Заключительная часть:

Рефлексия: встать в круг и произнести слова пожелания участникам занятия.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика буллинга в подростковой среде» тренинг для подростков

laquo;Профилактика буллинга в подростковой среде»тренинг для подростков...

Презентация занятия-тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде и сплочению классного коллектива по теме: "Наш класс-единое целое!"

Создание  и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата в образовательной организации является  важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в...

Профилактика буллинга в подростковой среде

Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся....

Профилактика буллинга в подростковой среде

Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся...

Тренинг "Профилактика буллинга в подростковой среде"

В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определённые модели поведения, например, поведение «жертвы», подросток следует им всю последующу...

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI...

Профилактика буллинга в школьной среде

Травля детей и подростков, или «буллинг», в настоящее время является распространённой и актуальной проблемой в школах. Буллинг – одна из форм конфликтного взаимодействия, характеризу...