Профилактика буллинга в школьной среде «Уважение к различиям друг друга» для обучающихся 6-9 классов
методическая разработка по психологии (6 класс)
профилактика буллинга в школьной среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_bullinga_v_shkolnoy_srede_kontrolnaya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика буллинга в школьной среде
«Уважение к различиям друг друга»
для обучающихся 6-9 классов
Цель занятия: профилактика буллинга в школьной среде.
Задачи занятия:
- Активизировать знания обучающихся по теме «буллинг».
- Развить уважение к различиям других.
- Формировать сплочённость, доброжелательное отношение друг к другу.
- Развить навыки межличностного взаимодействия.
Структура занятия:
- Вводная часть. Приветствие.
- Основная часть:
- правила работы группы;
- медитативное упражнение;
- просмотр видеороликов о буллинге, обсуждение;
- мини-лекция «Буллинг в школе»;
- упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» – «Чем мы похожи друг на
друга»;
- упражнение «Этюды»;
- упражнение «Ярлыки»;
- Итоги по основной части.
- Рефлексия.
Содержание занятия:
- Вводная часть.
«Ребята, рада вас приветствовать и видеть! Сегодня занятие пройдёт в непривычной для вас форме, но очень знакомой, комфортной и приятной… Мы с вами погрузимся в атмосферу вечерних посиделок у костра в кругу друзей. Думаю, у каждого из вас был опыт отдыха у костра в летнем лагере, в кругу близких и друзей, с песнями, а затем с рассказами смешных или даже страшных историй? Но прежде чем начать, давайте определимся с правилами работы на занятии:
– мы всегда помогаем друг другу;
– на занятии все относятся друг к другу с уважением;
– говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга;
– каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует;
– возникшие вопросы, личную информацию обсуждаем только в стенах этого кабинета и в рамках занятия;
– включаем воображение и фантазию, даём волю своим творческим идеям.
- Основная часть
«А сейчас предлагаю вам расположиться у поудобнее, взяться за руки, закрыть глаза и представить… вы сейчас сидите у тёплого костра, вы слышите звуки костра, леса, вам хорошо, комфортно, на душе светло и радостно,…»
Педагог включает видео звука потрескивания костра в лесу, пока дети слушают звуки с закрытыми глазами, выключает свет, несколько затемняет помещение. https://yandex.ru/video/preview/?text=ссылка%20музыки%20вечернего%20леса%20у%20костра&path=yandex_search&parent-reqid=1654737351007833-15580857133216546632-sas2-0472-sas-l7-balancer-8080-BAL-7569&from_type=vast&filmId=6682652057353143328
«Откройте глаза…. Посмотрите, где вы оказались…. Включайте фантазию и воображение… Давайте послушаем истории, над которыми стоит задуматься…»
Включается видеоролик «Буллинг: травля в школе. Истории» (Молодёжь Новосибирска https://www.youtube.com/watch?v=zD0UEfK1rlw ), «Буллинг в школе. Взгляд учеников» https://yandex.ru/video/preview/?text=Буллинг%20в%20школе.%20Взгляд%20учеников&path=yandex_search&parent-reqid=1654737970612902-8297445635807207980-sas2-0472-sas-l7-balancer-8080-BAL-7178&from_type=vast&filmId=15486503547802241351,
социальный ролик «Жертва буллинга»
Обсуждение роликов.
Вопросы:
– о чём эти ролики?
– что объединяет эти сюжеты?
-в чём отличие?
– как вы думаете, эта тема актуальна для нашего времени, а для нашей школы?
– сталкивались ли вы лично с ситуацией буллинга? Где, когда?
– в какой роли?
– как можно решить данную проблему?
«Итак, если мы наблюдаем ситуацию травли, издевательства над кем либо постоянно, повторяющуюся многократно, на протяжении долгого времени (неделя, месяц, полгода…) можем говорить о буллинге, то есть систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних школьников другими.
Обратите внимание на следующее:
1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в ролике «Жертва Буллинга»;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку.;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее.
Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга. Обратите внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор».
Вопросы для обсуждения:
– Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой?
– Какие особенности для них характерны?
– Почему агрессорам тоже нужна помощь?
Вывод: жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.
Упражнение «Мы отличаемся друг от друга» – «мы похожи друг на друга».
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, насколько значимо искать различия между людьми?
Часто ли вы делаете это в жизни? Приносит ли вам это пользу? Вред?
Правильно, лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи, какие у нас есть схожие черты, качества, увлечения. Например, у кого карие глаза? Кто из вас слушает музыку одной группы? Кто ходит в одну секцию, посещает один факультатив? Кто продолжит? (педагог следит, чтобы все дети были названы). Упражнение выполняется таким образом, чтобы дети объединялись в группы, например, предлагается взяться за руки тем, кто любит футбол и т.д. В конце упражнения нужно объединить всех ребят, назвав то, что характерно для всех, например, кто любит мороженое, кто учится в классе, в нашей школе…
Упражнение «Этюды» (в тройках)
Цель: научить детей выражать и проживать эмоции, контролировать их и понимать внутреннее состояние другого человека.
Проигрываются этюды, в которых скрыты роли агрессора, жертвы, наблюдателя. Распределяются роли. Цель каждого достоверно, убедительно проиграть свою роль и обязательно придти к компромиссу, примирению, за что отвечает 3 сторона (наблюдатель).
– Одноклассник в очередной раз забирает ручку у Миши, это видит Петя;
– Света уже неделю придирается словами к новенькой однокласснице;
– В столовой у Коли уже не первый раз забирают стул, ему приходиться есть стоя;
– Дима постоянно называет своего одноклассника не по имени, а по национальности, издевается, насмехается над ним.
Педагог задает вопрос: Обсуждение данных ситуаций?
– бывают ли такие ситуации в жизни?
-как себя вести, если возникнет такая ситуация?
– есть ли выход из них?
– как еще можно было решить ситуации?
-какого было в роли жертвы, агрессора, наблюдателя?
– можно ли помочь в реальной жизни в таких случаях?
– а кто смог бы помочь из вас?
Упражнение «Ярлыки»
Задачи: - дать участникам возможность почувствовать себя на месте "стигматизированных" (отмеченных "ярлыком") людей ;
-помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.
Распечатанные на листах «ярлыки»: «трусливый», «ленивый», «злой», «неудачник», «равнодушный», «глупый», «бездельник», «балбес», «безответственный», «несерьезный», «драчун», «прогульщик». Раздать участникам случайным образом, прикрепить как визитку на одежду.
Вопросы для обсуждения:
Ребята, нравится ли вам такая визитка? Почему?
Вы хотите от неё избавиться? Почему?
«Сейчас вы рвете этот ярлык на мелкие кусочки, выбрасывайте, а я раздаю вам другие «ярлыки»: «смелый», «умный», «красивый», «талантливый», «отзывчивый», «добросовестный», «сообразительный», «активный», «образованный», «воспитанный», «эрудит», «творческий».
Вопросы для обсуждения:
– Как вы себя ощущаете?
– Существуют ли “ярлыки” в реальной жизни?
– Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?
– Всегда мнение других соответствует тому, какими являетесь вы на самом деле?
Выводы по основной части:
«Мы должны, и мы готовы:
- Принимать мнение другого человека, его верование.
- Уважать чувства человеческого достоинства.
- Уважать права других.
- Принимать другого таким, какой он есть.
- Поставить себя на место другого.
- Уважать права быть другим.
- Признавать многообразие людей, мнений, религий и т.д.
- Признавать равенство других.
- Отказывемся от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
- Отказываемся от равнодушного отношения к чужой беде.
Вопросы для обсуждения:
Вам понятны все положения? Кто бы хотел иметь друга, у которого есть данные качества? Хотите учиться вместе с такими одноклассниками? Почему?
- Заключительная часть:
Рефлексия: встать в круг и произнести слова пожелания участникам занятия.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика буллинга в подростковой среде» тренинг для подростков
laquo;Профилактика буллинга в подростковой среде»тренинг для подростков...
Презентация занятия-тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде и сплочению классного коллектива по теме: "Наш класс-единое целое!"
Создание и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата в образовательной организации является важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в...
Профилактика буллинга в подростковой среде
Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся....
Профилактика буллинга в подростковой среде
Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся...
Тренинг "Профилактика буллинга в подростковой среде"
В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определённые модели поведения, например, поведение «жертвы», подросток следует им всю последующу...
Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI
Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI...
Профилактика буллинга в школьной среде
Травля детей и подростков, или «буллинг», в настоящее время является распространённой и актуальной проблемой в школах. Буллинг – одна из форм конфликтного взаимодействия, характеризу...