«БЕЛЫЙ ПЕЛИКАН» (черновик)
методическая разработка по психологии

Глазунова Жанна Ивановна

Пояснительная записка

 

 Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности  педагогов. Компетенция – это теоретическая и практическая способность, потенциальная возможность решения разного рода задач, готовность к осуществлению какой-либо деятельности.  Компетентность – это интегративное личностное качество (свойство личности по Кузьминой Н.В.), которое можно проверить только в деятельности.

Теоретической основой выделения трех групп ключевых компетентностей послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе (В.Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова).

С этих позиций были разграничены три основные группы компетентностей:  компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;  компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;  компетентности, относящиеся к деятельности человека во всех ее видах и формах.

Педагогическая деятельность в современных условиях образования должна обладать следующими характеристиками: личностно – ориентированностью как основанностью на целях интеллектуального и личностного развития ребенка, обеспечение для него внутреннего комфорта и защищенности; инновационностью как способностью совершенствовать педагогическую деятельность, ставить перед собой творческие планы; психологичностью – построением педагогической деятельности на высоком психологическом уровне, на основе знаний психологии, психологических убеждений с одной стороны, а с другой – поиск таких форм педагогической деятельности, которые стали бы предметом удовлетворения профессиональных потребностей личности педагога, возможностью и ресурсом для личностной и профессиональной самореализации.

Федеральные государственные образовательные стандарты 3-его и 4-ого поколения сформулированы в терминах компетенций, приводятся их перечни и виды.

  • Компетенции в организации педагогической деятельности;
  • Компетенции в  области личностных качеств;
  • Компетенции в постановке целей и задач педагогической деятельности;
  • Компетенции в мотивировании обучающихся;
  • Компетенции в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
  • Компетенции в разработке программы, методических, дидактических материалах и принятия педагогических решений.

 

Компетенции в организации педагогической деятельности: умение устанавливать субъект-субъектные отношения; умение организовать учебную деятельность обучающихся; умение реализовать педагогическое оценивание.     

Компетенции в области личностных качеств: эмпатийность и социорефлексия; самоорганизованность;  общая культура.

Компетенции в постановке целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями   учащихся; умение перевести тему занятия в педагогическую задачу; умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

    Компетенции в мотивировании обучающихся: умение создавать ситуации, обеспечивающей успех в учебной деятельности; умение создавать условия  обеспечения  позитивной мотивации обучающихся; умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.

Компетенции в области информационной основы педагогической деятельности: компетентность в методах; компетентность в предмете преподавания; компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности.

Компетенции в разработке программы, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений: Умение выбрать и реализовать типовые  образовательные программы; умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы; умение принимать решения в педагогических ситуациях.

В рамках психолого-педагогического сопровождения педагогов мы выделили для себя  два направления  в развитии профессиональных компетенций: компетенций  в области личностных качеств  и  компетенции в организации педагогической деятельности, сделав акцент на социорефлексии и умении устанавливать субъект – субъектные отношения.

Социорефлексия (компетенция  в области личностных качеств)  проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны. Социорефлексия педагога - это стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений учащихся о том, как его (педагога) воспринимают, умение видеть себя «глазами учеников (воспитанников, других участников образовательного процесса)».

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения (компетенции в организации педагогической деятельности). Субъкт-субъектные отношения можно создать только в педагогике сотрудничества. Педагогика сотрудничества - модель педагогической деятельности, в которой требования педагога к детям в усвоении базового уровня знаний, умений и навыков неразрывно связаны с обязательным уважительным отношением к детям и оказанием помощи в обучении и развитии.

 

 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности  педагогов.

Задачи:

  1. исследование актуальный уровень компетенций.
  2. анализ привычны паттернов поведения в учебной ситуации;
  3. мотивирование к работе в группе и самостоятельной работе;
  4. создание условия для мобилизации профессиональных ресурсов педагогов;
  5. повышение уровня компетенций  в области личностных качеств 
  6. повышение   уровня компетенции в организации педагогической деятельности,
  7. моделирование положительного эмоционального состояния;

 

Участники программы: педагоги образовательного учреждения. 

 

Срок реализации программы составляет девять календарных месяца (72 ак. часа) и включает в себя следующие этапы:

  1. Диагностический блок для педагогов (психолого-педагогическое обследование педагога): анкетирование, беседа.
  2. Тренинговые занятия, направленные на повышение уровня профессиональных компетенции.
  3. Информационные  консультации с педагогами, направленные на повышение профессиональных компетенций.
  4. Итоговое анкетирование по результатам программы.

 

Формы и режим занятий:

  1. Тренинговые занятия   проводятся один раза в месяц.
  2. Информационные консультации проводятся  один раз в месяц.
  3. Индивидуальные консультации по мере возникновения запросов.

 

Ограничениями и противопоказаниями на участие в освоении программы является наличие: нет.

 

Способы обеспечения гарантий прав участников программы:

Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации,  Положением о структуре, порядке разработки и утверждения программ дополнительного образования МБОУ № 32.

  1. Участники программы (педагоги) должны быть извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
  2. Педагог-психолог информирует педагогов о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе диагностического обследования, данные сведения не подлежат огласки третьим лицами и защищены кодированием личных данных педагога.
  3. Педагог-психолог руководствуется «Этическим кодексом психолога» и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Повышение уровня компетенции в области личностных качеств.
  2. Повышение уровня компетенции  в организации педагогической деятельности.
  3. Предупреждение конфликтных ситуаций в образовательном процессе.
  4. Уменьшение факторов риска, приводящих к проявлению и развитию деформационных тенденций.

 

Формы подведения итогов реализации программы (аттестации/контроля):

В ходе реализации программы осуществляются следующие виды аттестации (контроля) – входной, текущий, промежуточный, итоговый.

В начале реализации программы проводится входной контроль для определения уровня профессиональных компетенций.  Форма  контроля (аттестации) – анкетирование, опрос (беседа), наблюдение.

В течение сроков реализации программы проводится текущий контроль с целью мониторинга достижения поставленных занятием целей и определения степени усвоения материала. Форма  контроля (аттестации) – рефлексия.

По итогам реализации отдельных блоков (тем) программы проводится промежуточный контроль с целью определения уровня  эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышения социально-психологической компетентности педагога и развития способности эффективно взаимодействовать с обучающимся, усвоения  педагогом информации по предупреждению конфликтных ситуаций. Форма  контроля (аттестации) –анкетирование, опрос (беседа), наблюдение.

По окончании реализации программы проводится итоговый контроль с целью выявления степени усвоения программы  педагогами, сравнения полученных результатов с ожидаемыми, получения сведений для совершенствования программы. Форма  контроля (аттестации) – анкетирование, опрос (беседа), наблюдение.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belyy_pelikan.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план программы

№ занятия

Тема

Всего часов

в том числе

теорети-

ческих

практи-

ческих

Вводное анкетирование

1

1

Занятие 1.

«Тренинг как интерактивная форма обучения педагогов».

7

3

4

Занятие 2.

«Личностные территории и границы как условие эффективной профессиональной деятельности».

7

3

4

Занятие 3.

«Трансакционный анализ, как  коммуникативный  ресурсы педагога».

7

3

4

Занятие 4.

«Бережное общение,  как пространство для доверительных  взаимоотношений в семье и на работе».

7

3

4

Занятие 5.

«Анализ чувств и эмоций, как профессиональный ресурс».

7

3

4

Занятие 6.

 «Осознание потребностей, как форма  заботы о себе и других»

7

3

4

Занятие 7.

«Использование  обратной связь, как способ принятия, передачи или разделение ответственности с участниками образовательного процесса».

7

3

4

Занятие 8.

«Социальные роли, как способ быть в гармонии с собой и другими людьми».

7

3

4

Занятие 9.

«Конфликты в профессиональной деятельности, как повод для личностного  роста».

7

3

4

Занятие 10.

«Профессиональная идентичность, как способ признания  ресурсов профессиональной деятельности». Подведение итогов.

7

3

3

Итоговое анкетирование

1

1

ВСЕГО:

72

30

42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бенефис забытой книги С.Михалкова "Пеликанье воспитанье"

Сценарий бенефиса рассчитан на 2-4 класс коррекционной школы VIII вида....

Урок-исследование в 6 классе «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Конспект урока, основным элементом которого является сравнение черновика с окончательным вариантом текста стихотворения А.С.Пушкина "Зимняя дорога". На уроке реализуется метод сопоставления, используе...

Радиоуправляемый моторный планер "Пеликан"

Данная методическая разработка радиоуправляемого моторного  планера предназначена для педагогов дополнительного образования. Эта модель может быть изготовлена детьми трет...

Удостоверение клуба "Пеликан"

Сканированные документы клуба "Пеликан"...

Слет "Пеликан" 2019 год.

Отчет о посещении слета "Пеликан"...

«БЕЛЫЙ ПЕЛИКАН» Часть 1 Дополнительная Диагностическая программа социально-педагогической направленности

Психологическая атмосфера в образовательных учреждениях, где уделяют внимание поддержке педагогов на уровне личностной и профессиональной идентичности крайне благоприятная: безопасная, дружественная и...

Дополнительная программа социально-педагогической направленности по поддержанию психоэмоционального здоровья педагогов «Мозаичный пеликан»

Пояснительная записка. Программа  «Мозаичный  пеликан»  реализовывалась  на  базе школы № 32 города Липецка в период с 2022 по 2023 учебный год.С 1967 года в ...