Консультация для родителей «Эмпатия и её развитие у детей»
консультация по психологии

Бронникова Светлана Евгеньевна

 Развитие эмпатии - это одна из важных сторон развития личности, которая создает условия для нравственного развития и «заставляет» понимать эмоциональное состояние других людей и взаимодействовать с ними. Именно недостаток эмпатии, нежелание сопереживать чувствам и потребностям других людей и идентифицировать себя с ними является сутью психологических трудностей детей и подростков.

Эмпатия – это способность сопереживать другому человеку. Эмпатия не присуща человеку от рождения, а развивается в процессе жизни при взаимодействии ребенка с другими людьми. Маленький ребенок совершенно не способен к сочувствию по отношению к другому человеку. Именно поэтому он может кричать, когда у мамы болит голова, не задумывается о чувствах другого ребенка, когда отбирает у него лопатку и т.д. Но эмпатия не всегда развита и у взрослых людей. Одни взрослые эмпатичны, могут сопереживать другому человеку, а другие мало способны к сопереживанию.

Родители нередко задаются вопросами, почему их ребенок совершенно не сопереживает другим. Некоторые родители, глядя на ребенка, который не может посочувствовать другому, задумываются о том, не отстает ли он в развитии? Должны ли родители содействовать развитию эмпатии у ребенка или способность сопереживать появится у них независимо от родительского вмешательства? Ребенок раннего возраста (до 3 лет) практически не способен проявлять эмпатию по отношению к другим людям. Но постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления сопереживания по отношению к другим людям.

Но каким образом развивается способность к сопереживанию?

Самое первое условие – получение собственного положительного опыта – это основа для развития эмпатии. Ребенок обучается, глядя на других людей, наблюдая за их взаимодействием. И огромное значение играет то, как родители относятся к ребенку. А всегда ли сами родители с эмпатией относятся к ребенку? Всегда ли сопереживают ему? Нередко можно наблюдать ситуации, когда родители сознательно не относятся с сочувствием к ребенку. Причины могут разными. Так, родители могут опасаться избаловать ребенка или вырастить «неженку». В таких случаях родители реально сопереживают ребенку, но не показывают этого, демонстрируя холодность и отстраненность. Однако к чему приводит видимое отсутствие эмпатии по отношению к ребенку?

Например, малыш упал и бежит к родителю. В чем он нуждается в этот момент больше всего? Конечно, в сопереживании. То есть, важно, чтобы родитель проявил эмпатию. И хорошо, если родитель обнимет, скажет понимающе: «Да, я вижу, что тебе очень больно. Падать обычно больно». В этом случае ребенок получает опыт сопереживания. Зачем этот опыт нужен ребенку? Это начало развития эмпатии у ребенка. Ребенок, который имеет положительный опыт, будет этот опыт воплощать в собственной жизни. Так, если к ребенку относились с сочувствием, то это поможет ему впоследствии с сочувствием относиться к другим людям. И, напротив, если в случае, когда ребенку плохо (больно, тоскливо, страшно), взрослые не относятся к нему эмпатически, то ожидать от ребенка проявлений эмпатии не стоит.

Например, если родитель обычно так реагирует на падение ребенка: «Не плачь, тебе же совсем не больно. Что ты расплакался как малыш?», то ребенок не получает опыта сопереживания. Следовательно, он сам, скорее всего, не будет проявлять эмпатию по отношению к другим детям и взрослым.

Давайте рассмотрим некоторые реакции родителей, которые демонстрируют нам отсутствие эмпатии.

 Ребенок потерял игрушку.

- Ты чего плачешь? Сам виноват, не следил за игрушкой на улице!

- Не нужно было брать игрушку на улицу!

- Стыдно плакать из-за такой чепухи как игрушка!

Такие родительские реакции показывают, что родитель не сопереживает ребенку. А теперь рассмотрим ситуации, в которых родитель проявляет эмпатию.

- Очень обидно потерять любимую куклу (машинку).

- Я тоже очень расстраиваюсь, когда что-то теряю.

Согласитесь, между этими вариантами реакций существенная разница. В первом случае родитель стыдит, обвиняет, укоряет ребенка, не принимая и не понимая его чувств, в то время как во втором случае демонстрирует эмпатическое принятие, уважение к ребенку, понимание.

Уважаемые родители,  развивая, эмпатию у ребёнка вы развиваете очень важный  социальный навык, который  облегчить  его жизнь в обществе современного мира!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Эмпатия и её развитие у детей»

 Развитие эмпатии - это одна из важных сторон развития личности, которая создает условия для нравственного развития и «заставляет» понимать эмоциональное состояние других людей и взаимодействовать с ними. Именно недостаток эмпатии, нежелание сопереживать чувствам и потребностям других людей и идентифицировать себя с ними является сутью психологических трудностей детей и подростков.

Эмпатия – это способность сопереживать другому человеку. Эмпатия не присуща человеку от рождения, а развивается в процессе жизни при взаимодействии ребенка с другими людьми. Маленький ребенок совершенно не способен к сочувствию по отношению к другому человеку. Именно поэтому он может кричать, когда у мамы болит голова, не задумывается о чувствах другого ребенка, когда отбирает у него лопатку и т.д. Но эмпатия не всегда развита и у взрослых людей. Одни взрослые эмпатичны, могут сопереживать другому человеку, а другие мало способны к сопереживанию.

Родители нередко задаются вопросами, почему их ребенок совершенно не сопереживает другим. Некоторые родители, глядя на ребенка, который не может посочувствовать другому, задумываются о том, не отстает ли он в развитии? Должны ли родители содействовать развитию эмпатии у ребенка или способность сопереживать появится у них независимо от родительского вмешательства? Ребенок раннего возраста (до 3 лет) практически не способен проявлять эмпатию по отношению к другим людям. Но постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления сопереживания по отношению к другим людям.

Но каким образом развивается способность к сопереживанию?

Самое первое условие – получение собственного положительного опыта – это основа для развития эмпатии. Ребенок обучается, глядя на других людей, наблюдая за их взаимодействием. И огромное значение играет то, как родители относятся к ребенку. А всегда ли сами родители с эмпатией относятся к ребенку? Всегда ли сопереживают ему? Нередко можно наблюдать ситуации, когда родители сознательно не относятся с сочувствием к ребенку. Причины могут разными. Так, родители могут опасаться избаловать ребенка или вырастить «неженку». В таких случаях родители реально сопереживают ребенку, но не показывают этого, демонстрируя холодность и отстраненность. Однако к чему приводит видимое отсутствие эмпатии по отношению к ребенку?

Например, малыш упал и бежит к родителю. В чем он нуждается в этот момент больше всего? Конечно, в сопереживании. То есть, важно, чтобы родитель проявил эмпатию. И хорошо, если родитель обнимет, скажет понимающе: «Да, я вижу, что тебе очень больно. Падать обычно больно». В этом случае ребенок получает опыт сопереживания. Зачем этот опыт нужен ребенку? Это начало развития эмпатии у ребенка. Ребенок, который имеет положительный опыт, будет этот опыт воплощать в собственной жизни. Так, если к ребенку относились с сочувствием, то это поможет ему впоследствии с сочувствием относиться к другим людям. И, напротив, если в случае, когда ребенку плохо (больно, тоскливо, страшно), взрослые не относятся к нему эмпатически, то ожидать от ребенка проявлений эмпатии не стоит.

Например, если родитель обычно так реагирует на падение ребенка: «Не плачь, тебе же совсем не больно. Что ты расплакался как малыш?», то ребенок не получает опыта сопереживания. Следовательно, он сам, скорее всего, не будет проявлять эмпатию по отношению к другим детям и взрослым.

Давайте рассмотрим некоторые реакции родителей, которые демонстрируют нам отсутствие эмпатии.

 Ребенок потерял игрушку.

- Ты чего плачешь? Сам виноват, не следил за игрушкой на улице!

- Не нужно было брать игрушку на улицу!

- Стыдно плакать из-за такой чепухи как игрушка!

Такие родительские реакции показывают, что родитель не сопереживает ребенку. А теперь рассмотрим ситуации, в которых родитель проявляет эмпатию.

- Очень обидно потерять любимую куклу (машинку).

- Я тоже очень расстраиваюсь, когда что-то теряю.

Согласитесь, между этими вариантами реакций существенная разница. В первом случае родитель стыдит, обвиняет, укоряет ребенка, не принимая и не понимая его чувств, в то время как во втором случае демонстрирует эмпатическое принятие, уважение к ребенку, понимание.

Уважаемые родители,  развивая, эмпатию у ребёнка вы развиваете очень важный  социальный навык, который  облегчить  его жизнь в обществе современного мира!

Педагог-психолог

Бронникова Светлана Евгеньевна

МБДОУ Лаишевский детский сад «Рябинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей".

Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей"  с детьми 6-7 лет....

Консультация для родителей "Бисероплетение как средство развития детей

Бисероплетение для детей - возможность раскрыть свой творческий потенциал....

Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"

Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"...

Консультация для родителей "Способы и приемы развития навыков самообслуживания у детей с ОВЗ".

Консультация для родителей "Способы и приемы развития навыков самообслуживания у  детей с ОВЗ"....

консультация для родителей на тему: "Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет"

Сенсомоторные игры и упражнения благорпиятно влияют на речевое развитие детей 3-4 лет....

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

Консультация для родителей ( из опыта работы) «Развитие творчества детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах»

Программа воспитания в детском саду наряду с такими видами муз. деятельности, как пение, муз. – ритмические движения и слушание музыки, ставит задачу; « Учить детей играть на различных муз...