Программа "Азбука дошколёнка"
рабочая программа по психологии

Данная программа составлена на основе программ - Е.Ю. Казаковой «Азбука культурного поведения», И.А. Пазухиной «Давайте познакомимся»,  Н.Ю. Кряжевой «Цветик-семицветик». Основу программ «Азбука дошколенка» представляет цикл практических и творческих заданий для дошкольников, выполняя которые они будут учиться понимать эмоциональный мир человека, развивать интеллектуальную, эмоциональную, коммуникативную, личностную, волевую и познавательную сферы.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_azbuka_doshkolyonka.docx744.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»

Принята:                                                                          Утверждаю:

На заседании методического  совета МКОУ               Директор МКОУ «СОШ с. Макарово»

«СОШ с. Макарово»                                                        ____________ Ярыгина А.А.    

Протокол № «1»  от «29» августа  2021 г.                    «____» __________ 2021 г.    

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «АЗБУКА ДОШКОЛЁНКА»

Разработчик:

Кувайшина Е.М., педагог-психолог

Направленность программы:

социально-педагогическая

Уровень программы:

дошкольное

Срок реализации:

1 год

Макарово,

2021

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Планируемые результаты………………………………………………….4
  3. Учебный план…………………………………………………………..…..5
  4. Содержание программы…………………………………………………...7
  5. Условия реализации программы …………………………………..........10
  6. Список литературы…………………………………………………...…..11

Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Азбука дошколёнка» разработана на основании нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ письмо от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования РФ,  
  • Письмо «О структуре и содержании дополнительных общеразвивающих программ» от 14.04.2015 г. №75-370768/15,

        Данная программа составлена на основе программ - Е.Ю. Казаковой «Азбука культурного поведения», И.А. Пазухиной «Давайте познакомимся»,  Н.Ю. Кряжевой «Цветик-семицветик». Основу программ «Азбука дошколенка» представляет цикл практических и творческих заданий для дошкольников, выполняя которые они будут учиться понимать эмоциональный мир человека, развивать интеллектуальную, эмоциональную, коммуникативную, личностную, волевую и познавательную сферы.  

         Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка. Программа включает в себя два блока: правила культурного поведения и психология развития ребенка.

        Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.

        Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными».

         Из трех авторских программ была взята информация, переработана, включен блок «Культура и правила поведения», увеличено количество часов, что даёт возможность обучающимся наиболее полно окунуться в мир знаний и творчества, даёт возможность рассмотреть  одну и ту же тему в нескольких вариантах.  

         Программа «Азбука дошколёнка» адресована педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, родителям и направлена на решение основных задач воспитания  культуры поведения и развитие психических процессов у детей дошкольного  возраста.

Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала и форм работы по воспитанию нравственных качеств ребенка.

        Целью данной программы является создание условий для естественного психологического развития ребенка: развитие эмоционально - коммуникативного потенциала детей дошкольного возраста и воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе этикетных правил.

        Задачи программы:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Формирование основ этикетных правил.
  8. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Объём и реализация программы:

        Программа рассчитана для детей 5-7 лет (1 группа 5-6 лет, 2 группа – 6,5 – 7 лет) и рассчитана на 36 часов  учебного времени, один раз в неделю.  

Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • Эмоции человека;
  • Правила поведения в общественных местах;
  • Культуру поведения;
  • Культурно-гигиенические навыки.

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать эмоции человека;
  • Выражать слова благодарности;
  • Вести беседу, поддерживать разговор;
  • Владеть своими волевыми качествами;
  • Сотрудничать и вести совместную деятельность с ровесниками и взрослыми.
  • Соблюдать правила техники безопасности.

Особенности психологического блока

В возрасте 5-7 лет  дети активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер, проявляются зачатки ответственности за порученное дело. При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера.  Все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи, и соблюдается игровой сюжет и мотивация. Коллективные занятия учитывают В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому включен блок по культуре поведения, этикету.  

        Коллективные занятия учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки  (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

         Методы оценки педагогических результатов могут быть традиционными (наблюдение за деятельностью обучающихся, оценка продуктов творческой, изобразительной деятельности) и основанными на проверке знаний и умений воспитанников после изучения отдельных тем и разделов курса. Возможно использование опросов, текстовых заданий, которые позволяют установить уровень сформированности знаний.

Тематический план

 № п\п

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Правила культурного поведения

18

7

11

1.

Вводное занятие. Знакомство. Что такое этикет?

1

1

 

2.

Правила поведения в общественных местах. Правила поведения на занятиях.

1

1

3.

Поведение за столом

1

1

4.

Правила общения

1

1

5.

Вежливые слова

1

1

6.

Принимаем гостей

1

1

7.

Учимся поздравлять и принимать поздравления

1

1

8.

Учимся разговаривать по телефону

1

1

9.

Для чего нужны письма

1

1

10.

О чуткости, отзывчивости и милосердии

1

1

11.

О дружбе и правилах дружной игры. Правила дружной работы.

1

1

12.

Правила гигиены и для чего они нужны

1

1

13.

Правила обращения с личными вещами

1

1

14.

Каждой вещи-своё место. Помогаем дома маме.

1

1

15.

Буду скромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек)

1

1

16.

Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков)

1

1

17.

О поступках плохих и хороших

1

1

18.

Обо всем понемногу

1

1

Психология развития ребенка

18

5

13

19

Страна «ПСИХОЛОГИЯ»

1

1

20

Наша группа. Что мы умеем.

1

1

 

21

Радость. Грусть

1

1

22

Горе. Испуг

1

1

23

Удивление. Гнев

1

1

24

Интерес

1

1

25

Спокойствие. Страх

1

1

26

Словарик эмоций

1

1

27

Страна Вообразилия. В гостях у сказки

1

1

28

Я и моя семья

1

1

29

Я и мои друзья

1

1

30

Волшебные средства понимания

1

1

31

Язык жестов и движений

1

1

32

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Восприятие свойств предметов.

1

1

33

Мой внутренний мир

1

1

34

Мальчики и девочки. Мы так похожи. Мы такие разные

1

1

35

Давайте жить дружно

1

1

 

36

Я знаю, я умею, я могу

1

 

1

Итого:

36

12

24

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Правила культурного поведения

Вводное занятие. Знакомство. Что такое этикет?

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Что такое этикет и почему знание этикетных правил так необходимы в жизни человека.  

Правила поведения в общественных местах. Правила поведения на занятиях

Правила поведения в детском саду, на улице, в общественном транспорте. Поведение в театре (музее, магазине, кафе). Развитие психических процессов, мелкой моторики.

Поведение за столом

Правила поведения за столом. Правила сервировки стола.  Разнообразие столовых приборов.

Правила общения

Общение со сверстниками. Общение со взрослыми. Общение с пожилыми людьми. Общение с малышами. Общение с незнакомыми людьми. Правила ведения диалога, беседы. Формы вежливых оборотов. Как выражать просьбу, согласие, отказ.

Вежливые слова

Разнообразие вежливых слов и правила их употребления в речи.

Принимаем  гостей

Правила этикета при приеме гостей в доме: приветствие гостей, приглашение, угощение, ведение беседы, времяпровождение.

Учимся поздравлять и принимать поздравления

Формы различных поздравлений, составление поздравительной речи. Изготовление и вручение подарка.

Учимся разговаривать по телефону

Правила ведения телефонных разговоров. Способы экстренной связи 01,02,03,04,09, правила общения с данными службами.

Для чего нужны письма

Что такое письмо? Для чего нужны письма? Правила составления писем. Написание письма.

О чуткости, отзывчивости и милосердие

Понятие «Чуткость», «Отзывчивость», «Милосердие»

О дружбе и правилах дружной игры. Правила дружной работы

Дружба. Значение дружеских отношений к сверстникам.

Правила гигиены и для его они нужны

Что такое гигиена? Для чего она нужна? Правила гигиены.

Правила обращения с личными вещами

Как, где и в каком месте следует хранить вещи. Как стирать свои вещи. Как погладить ту или иную вещь. Полезные советы по уходу за вещами ,книгами, игрушками.

Каждой вещи - своё место. Помогаем дома маме

Мои домашние поручения. Как я помогаю дома маме. Домашние субботники.

Буду скромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек).

Качества личности девочки: скромность ,доброта, ласка. Красивая, опрятная  девочка. Умение двигаться.

Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков

Будущий защитник Отечества. Личностные качества настоящих мужчин.

О поступках плохих и хороших

Плохие и хорошие поступки. Чтение и анализ  рассказов.

Обо всем понемногу

Подведение итогов. Тестирование «Правила этикета»

 

 Психология развития ребенка

Страна «Психология»

Развитие невербального и вербального общения.  Снятие телесного и эмоционального напряжения.

Наша группа. Что мы умеем

Продолжать знакомить детей друг с другом, сплочать детей. Упражнения и игры на развитие психических процессов,  мелкой и общей моторики. Упражнения на доверие и сотрудничество.

Радость. Грусть

Чувство радости и грусти. Правила выражения эмоции. Эмоции в рисунке.

Горе. Испуг

Эмоции «Горе», «Испуг». Различение эмоциональных состояний. Приемы преодоления негативного настроения.  Эмоции в рисунке.

Удивление. Гнев

Удивление. Гнев. Чувства в рисунке.

Интерес

Эмоция «Интерес».

Спокойствие. Страх

Знакомство с данными эмоциями, проявление этих эмоции.

Словарик эмоции

Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, гнева, грусти, удивления, испуга, спокойствия.

Страна Вообразилия. В гостях у сказки

Путешествие в страну Вообразилия. Игры и упражнения на развитие воображения,  творческого мышления.

Я и моя семья

Любовь и уважение к семье. Представление детей о семье, об обязанностях в семье.

Я и мои друзья

Доброжелательное отношение к  друзьям. Поддержка друзей.

Волшебные средства понимания.

Упражнения на сплочение группы.

Язык жестов и движений

Значение жестов, движений в процессе общения.

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Восприятие свойств предметов

Упражнения и игры на развитие психических процессов.

Мой внутренний мир

Учить детей описывать свои желания, чувства;  учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

 Мальчики и девочки. Мы так похожи. Мы такие разные

Различия между мальчиками и девочками. Основные черты характера поведения.

Давайте жить дружно

Учить детей дружбе.

Я знаю, я умею, я могу

Подведение итогов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально – техническое обеспечение.

Помещение – кабинет, сенсорная комната.

Учебное оборудование – комплект мебели;

Фонотека;

Настольно-печатные игры;

Предметные игрушки;

Краски, карандаши ,фломастеры;

Методическое обеспечение:

Наличие программы;

Методические разработки по темам;

Наглядные пособия, дидактический материал;

Используемая литература;

Материалы для работы с родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников/В.В. Абраменкова.- М., 2011.

2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ, Сфера, 2013. - 128 с.

3. Бархатова М.И. Воспитание культуры поведения / М.И. Бархатова//Дошкольное воспитание - 2009. - №11. - С. 46-49.

  1. Ершова, Н. В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы

познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 176 c.

  1. Ершова, Н. В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы

познавательного и речевого развития. Ранний дошкольный возраст / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 c.

  1. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на

занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. - М.: Каро, 2009.

  1. "Цветик-семицветик". Программа психолого-педагогических занятий для

дошкольников. 4-6 лет / Под редакцией Н.Ю. Куражевой. - М.: Речь, Сфера, 2011. - 208 c.

  1. "Цветик-семицветик". Программа психолого-педагогических занятий для

дошкольников. 5-7 лет / Под редакцией Н.Ю. Куражевой. - М.: Речь, Сфера, 2011. - 224 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА "ДО СВИДАНИЯ, «ДОШКОЛЁНОК»!

Сценарий праздника, посвященного окончанию обучения в объединении предшкольной подготовки «ДО СВИДАНИЯ, «ДОШКОЛЁНОК»!»Пролетают несколько месяцев, за которые дети учатся писать и читать. Подходи...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА "ДО СВИДАНИЯ, «ДОШКОЛЁНОК»!

Сценарий праздника «ДО СВИДАНИЯ, «ДОШКОЛЁНОК»!», посвящённый окончанию обучения в объединении предшкольной подготовки  Пролетают несколько месяцев, за которые дети учатся писать, ...

Полезная ссылка для родителей: «Дошколёнок» / электронный журнал для детей и родителей.

quot;Дошколёнок". Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, с...