Подросток. Беседы с родителями
статья по психологии (6 класс)

Подростковый период – это период перехода ребенка от детства к взрослости, перестройки физиологических и психологических процессов и активного формирования взглядов и убеждений. Возраст этот труден как для родителей и педагогов, так он действительно труден и для самих детей. Задача родителей – постараться вовремя перемениться самому в собственных подходах к взрослеющим детям, в способах взаимодействия с личностью каждого. Личность человеческая (и растущая личность тоже) всегда особенна, индивидуальна, суверенна, но есть и некоторые общие законы, по которым личность формируется, развивается, живет. При всем бесконечном разнообразии детских характеров и темпераментов, ситуаций и условий, в которых протекает воспитание и обучение, есть ведущие черты сложного процесса становления личности подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostok._besedy_s_roditelyami.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Подростковый период – это период перехода ребенка от детства к взрослости, перестройки физиологических и психологических процессов и активного формирования взглядов и убеждений. Возраст этот труден как для родителей и педагогов, так он действительно труден и для самих детей. Задача родителей – постараться вовремя перемениться самому в собственных подходах к взрослеющим детям, в способах взаимодействия с личностью каждого. Личность человеческая (и растущая личность тоже) всегда особенна, индивидуальна, суверенна, но есть и некоторые общие законы, по которым личность формируется, развивается, живет. При всем бесконечном разнообразии детских характеров и темпераментов, ситуаций и условий, в которых протекает воспитание и обучение, есть ведущие черты сложного процесса становления личности подростка.

Отрываясь от мира детства, подростки постепенно, шаг за шагом идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый

возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребенок, но еще не взрослый) и порождает многие трудности, с которыми приходится сталкиваться в семье, школе при обучении и воспитании.

Еще двести-триста лет назад подростковый возраст как бы и не существовал. Детство кончалось вместе с половым созреванием. Значит, отрочество – продукт глубоких социально-экономических преобразований. Сегодня мы говорим о росте самосознания как важнейшей черте отрочества. Факт увеличения «времени ученичества» очень важен для всего хода развития личности. Пока ребенок остается учеником, сохраняются наши функции воспитателей. Психологическая картина отрочества не предопределена биологически, она определена социальными обстоятельствами жизни.

Эпоха перемен, коренные преобразования в жизни нашего общества, социальные, экономические трудности, радикальный пересмотр устоявшихся

жизненных ценностей, ниспровержение многих авторитетов, изменение системы отношений во всех сферах социума ставят эту возрастную группу общества в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптативные возможности, повышают психологическую ранимость.

Правильно построить воспитание, взаимоотношения с растущим человеком невероятно трудно, а зачастую просто невозможно, если не учитывать законов его физиологического развития.

Подростковый возраст характеризуется, прежде всего, интенсивным ростом. Картина развития движений подростка – противоречива. Перестройка бесследно не проходит: мы наблюдаем обилие лишних движений, недостаточную их координированность, неловкость, «угловатость» подростка.

Вместе с тем, подростковый возраст – это возраст, когда наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Это период виртуозной игры на музыкальных инструментах, период овладения сложными элементами специальных спортивных упражнений, приобретения мастерства в хореографии, спортивной гимнастике, период постижения разнообразных трудовых действий, что особенно важно для подростков с нарушениями интеллекта.

В период полового созревания усиливается подкорковая активность. В поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность,неустойчивость эмоциональных реакций.

При правильном воспитании явления такого рода преодолеваются самим подростком, при неправильном – могут стать основой устойчивых черт поведения.

С другой стороны, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов – лобных областей коры. Это расширяет возможности подростка: растет осмысленность, становится легче организовывать произвольность внимания. Одним словом, подросток умнеет. Речь идет о возможностях, которые создаются развитием центральной нервной системы. А вот превратятся ли эти возможности в действительность, в огромной степени зависит от целенаправленных усилий взрослых людей – родителей и педагогов.

Подростки в большей степени способны к самоконтролю, вообще к критическому отношению к себе и окружающим. Без возрастания зрелости высших отделов мозга это было бы немыслимо. Вместе с тем в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением и поэтому подростки чрезмерно и не всегда адекватно реагируют на внешние воздействия.

В нормальных условиях между силой раздражителя и ответом на нее нервной системы существует определенная зависимость, имеющая возрастные и индивидуальные особенности. В подростковом возрасте эта зависимость нарушается из-за повышенной возбудимости ЦНС.

Все эти состояния нервной системы выражаются в некоторых особенностях поведения подростков. Родители обязаны верно оценить и понять эти особенности. Например, иногда подросток безразличен к важным

событиям, либо равнодушен к оценке. В этом случае мы отмечаем, что подросток стал «бесчувственным», равнодушным ко всему, что ничего его не волнует и не радует. Другой не откликается на порицание и похвалу, но может возмущаться из-за пустяков.

Нередки проявления негативизма. На просьбу сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем, нередко в грубой форме, он идет наперекор справедливым требованиям, осознавая свою неправоту. Потом будет раскаиваться, переживать, что не владеет собой. У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана – они чересчур обидчивы, могут «ни с того, ни с сего» вдруг заплакать, у них беспрерывно меняется настроение. Мальчики чаще становятся более шумными, многие их действия сопровождаются ненужными движениями, суетливостью, вертят что-то в руках.

И у мальчиков, и у девочек хуже становится почерк, больше описок, ошибок, исправлений, наклон букв то один, то другой. Сколько замечаний в тетрадях получают они от нас, а мы, взрослые, не щадим их. Стоит задуматься, всегда ли мы справедливы.

Подростки дают нам немало поводов упрекнуть в неловкости: то свалил

цветок с подоконника, то на что- или кого-нибудь наткнулся, даже налетел в коридоре. Если прибавить к этому стремление нашего воспитанника к чему-нибудь прислониться, опереться на что-либо (связанное с недостаточной его выносливостью), то станет ясно, что претензий и поводов у родителей для критического отношения очень много.

Речь подростка порою делается замедленной, не всегда быстро реагирует он на обращение взрослых. И вот, не получив ответа на свой вопрос или ожидая его слишком долго, мы нередко сердимся и начинаем упрекать подростка: «Ты что глухой?» В школе ответы подростка на вопросы учителя становятся более скудными, однозначными, для получения исчерпывающего ответа нам приходится буквально «вытягивать» из него ответ. Все это создает впечатление, что подросток недостаточно знает предмет, не уверен в своих знаниях. В соответствии с этими впечатлениями мы, порой, оцениваем ответы подростка. Эта оценка оказывается неверной именно из-за недопонимания взрослыми особенностей состояния подростка.

На первом же этапе полового созревания выявляется и недостаточно высокая работоспособность подростков. Одновременно возрастает процент ошибочных действий (у девочек это наблюдается в 12 лет примерно, а у мальчиков – в 13–14 лет).

Наряду с этим подростки больше утомляются. Утомление наступает так: сначала появляется двигательное беспокойство (нервные центры не в состоянии затормозить нежелательные движения), затем наступает сонливость, дремота, либо, напротив, сильное возбуждение. Это неблагоприятно сказывается на успеваемости и поведении подростка. Однако

и педагог, и родители обязаны учитывать, что в это состояние подросток попадает не по своей воле, что он часто и не осознает этого своего состояния.

Вправе ли мы требовать от подростка способности к исчерпывающей и постоянной самооценке? Ко всему этому следует добавить и отклонения соматического характера.

В основе этих отклонений лежат две причины: первая – нарушена содружественная работа отдельных органов и систем, вторая – организм не получает в достаточном количестве различных веществ, необходимых ему в период бурного роста.

Пример действия первой причины – обмороки. Если подросток быстро нагнется, а затем резко выпрямится, он может испытать головокружение, у него потемнеет в глазах, может случиться обморок. Пример действия второй причины – частые нарушения осанки у подростков, искривления позвоночника из-за нехватки минеральных солей. Их нужно растущему организму очень много, чтобы обеспечить механическую прочность быстро растущего скелета. Наблюдается у подростков и проявления гиповитаминоза,

малокровия – бледность, не совсем здоровый цвет лица. Болезни, случающиеся в это время, чаще принимают затяжное течение.

К нарушениям, связанным со сбоями в управлении процессами, происходящими в организме ребенка, относятся также периодические повышения температуры тела. Терморегуляция нарушается из-за того, что гипоталамус подростка перегружен. У некоторых подростков наблюдается и довольно стойкое умеренное повышение температуры из-за излишнего повышения функции щитовидной железы. Взрослым необходимо считаться с

такой особенностью отдельных учащихся и не торопиться ставить под сомнение их желание учиться.

Именно с указанными особенностями состояния организма школьников

связаны и особенности их успеваемости в 5–9 классах. Наблюдения и исследования показывают: с одной стороны, возможности ребят нарастают, совершенствуется память, внимание, преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность, расширяется круг интересов, стремлений; вместе с тем именно в этом возрасте приходится считаться с известным замедлением нарастания учебных возможностей.

Одновременно растет интерес подростка к представителям другого пола,

усиливается половое влечение. Информация сексуального характера становится значимой, важной. Если раньше она как бы проходила мимо, не затрагивая его (ее) или почти на затрагивая, просто как некое отвлеченное знание, то теперь такая информация замечается, затрагивается, накапливается и сопоставляется. Возникает своеобразная система представлений. В результате этого изменяется состояние, самочувствие, настроение подростка. Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие, настроение у них чаще оптимистическое, на смену неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная их оценка. Для этого есть и определенное физиологическое основание. Более упорядоченное, уравновешенное состояние ЦНС обеспечивает большую способность к умственным физическим усилиям.

Если младшие подростки нуждаются, прежде всего, в щадящем режиме, в том, чтобы учитель разумно и рационально сумел предотвратить различные

нагрузки, если нарушения ими дисциплины связаны с тем, что они быстро утомляются, легко впадают в раздражительность, то старшим подросткам нужна, прежде всего, правильная организация их деятельности. Старшие подростки нарушают дисциплину потому, что их избыточная энергия не находит правильного выхода.

Отдельно следует остановиться на некоторых особенностях психологического состояния подростков в ходе полового созревания в целом.

Оценивать его следует с учетом того обстоятельства, что подросток в значительной мере утрачивает прежние способы самоутверждения (как «ребенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью. В связи с этим у подростка происходит переоценка себя и окружающих, в прежнее понятие он вкладывает новый смысл, он видит многое уже по-другому. Именно в этот период с ним происходят значительные внешние изменения. Подростки уже способны достаточно заинтересованно относиться к своей внешности. А вот смысл происходящих с ним изменений не всегда подростку ясен, не всегда такие изменения представляются ему желательными.

В этом возрасте внешность становится одним из факторов самоутверждения личности. Иногда возникает чувство протеста против происходящих изменений внешности. В отдельных случаях протест против этих изменений может достигать болезненной степени, выражаясь, например,

в нервной анорексии (отказ от пищи). Чаще она наблюдается у девочек. В основе этого лежит, во-первых, большая впечатлительность девочек; во-вторых, больший, как правило, объем знаний о себе, большое внимание к внешности, самочувствию и ощущениям; в-третьих, тот факт, что половое созревание у них начинается раньше, чем у мальчиков, и поэтому они не имеют такой возможности для правильной оценки этого явления, как мальчики, у которых все происходит на полтора-два года позже и которые получают более трезвое и правильное представление о половом созревании хотя бы потому, что наблюдают за изменениями, происходящими с девочками. Иногда девочки столь чувствительны к любым критическим замечаниям об их внешности, что нервная анорексия может развиться буквально из-за пустяков.

Анорексия – явление не частое, чаще наблюдаются нарушения настроения у девочек из-за внешности, неврозы, раздражительность.

Родители обязаны помнить о повышенной ранимости, временной физической ослабленности и глубоко индивидуальном подходе к подростку.

Чуткий, заботливый взрослый использует малейшую возможность доброжелательно, с большим чувством такта разоблачить самоподозрительность, мнительность своего ребенка.

В тех случаях, когда вдумчивые и заботливые родители находят подход к ребенку, берегут его силы, не позволяют ему перенапрягаться, особенно ревностно следят, чтобы он вовремя отдыхал, спал, ел, гулял на свежем воздухе, не пытаются поправить его отставание с помощью дополнительных занятий, на которые у ребенка уже нет сил, то тогда последствия «физического отставания» могут стать если и не вовсе незаметными, но уж никак не опасными. Бытует мнение, что многое девочке нельзя. Исподволь создаются неписаные правила движения – для мальчиков свои, для девочек свои. Это отголоски того, что девочки даже не могут учиться наравне с мальчиками. Движение необходимо девочке-подростку, им полезны любые подвижные игры, плавание, коньки, лыжи, туризм. Однако, все же следует ограничивать те движения, которые связаны с чрезмерной нагрузкой.

Становление подростка – трудное дело. В подростке все меняется: поведение, взгляды, вкусы, интересы. В нем так много нового, неустойчивого, и поэтому подростку нужна помощь, поддержка, внимание и понимание. Если помощи со стороны взрослых нет, то неизмеримо возрастает вероятность ошибок, отклонений, падений и ушибов. В отрочестве происходит формирование нравственных убеждений, идеалов и мировоззрений. Образуется характер подростка. Чувство «взрослости» подростков ярко сказывается в стремлении к самостоятельности, независимости, порой в болезненном самолюбии, обидчивости, острой реакции на попытки взрослых ущемить достоинство подростка.

Главная проблема взрослого – найти для себя правильную позицию в отношениях с подростком. Какой должна быть эта позиция? Попробуем взглянуть на это глазами самого подростка. Его мысли как бы подслушал В. А. Сухомлинский: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте мой шаг…» Тонкий знаток детской души, В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие внутренней позиции подростка. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой – испытывает тревогу, опасения и боязнь не справиться с новыми задачами. Он ждет помощи от взрослого, но не хочет открыто признаться.

Важно помнить о том, что любая отрицательная общественная оценка неприятна подростку, болезненна для него. Она не дает возможности с должным уважением относиться к самому себе. А если в этой оценке еще и звучит насмешка, то подросток может никогда вам этого не простить.

Зная круг общения своего ребенка, душой войдя в этот круг, поняв его, успеть занять позицию ведущего, впередсмотрящего взрослого друга. Это потребует от родителей любви, внимания, чуткости. Подросток очень раним. Один раз отмахнешься от него, сразу оборвешь с таким трудом налаженный контакт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Быть родителем- счастье.( разработка к беседы с родителями )

Беседа с родителями на  волнующюю многих из них тему о взаимоотношениях с детьми, содержащая тест для родителей....

Беседа с родителями "Подросток ушел из дома"

Беседа с родителями об уходе детей из дома...

Памятка для родителей "Трудный подросток. Что делать родителям?"

Ваш ребёнок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определённые изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками.  Очевидное физическое вз...

Беседа с родителями: «Осторожно подросток!»

Когда говорим о подростках, мы представляем себе агрессивных, неуправляемых существ, с которыми очень сложно контактировать. Именно между 12 и 17 годами для ребенка начинается...

Беседа с родителями на тему: «Подросток ушел из дома?»

Из дома, из-под теплого родительского крыла постоянно убегают дети и подростки. Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это н...

Подросток. Беседа с родителями

Многие родители сталкиваются с такой проблемой, когда ребенок начинает грубить, закрываться в себе и полностью перестает слушаться.Подросток – это уже не маленький ребенок, который молча страдае...