Мастер - класс для педагогов "Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей"
план-конспект по психологии

Балунда Александра Францевна

Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей деятельности, которые были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

МАСТЕР – КЛАСС

Тема: «Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей»

Цель:        Возбудить интерес к новому активному методу обучения – методу Интеллект-карт, отвечающему реальным запросам современной школы, способствующему решению задач нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. познакомить с понятием Интеллект-карта;
  2.  изучить все достоинства Интеллект-карты, правила и инструкции по ее созданию;
  3. представить технологию работы с Интеллект-картой;
  4. содействовать развитию навыков работы с большим объемом информации;
  5. презентовать методический материал.

ХОД МАСТЕР – КЛАССА

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть мастер-класса:
  3. Практическая часть
  4. Заключительная часть

Теоретическая часть.

Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей деятельности, которые были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

        Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности.

Из истории возникновения интеллект- карты.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты". 

Возможности использования интеллект- карт.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Метод интеллект-карт имеет отличительные свойства:

  • наглядность: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Достоинства интеллект-карты перед другими методами обучения:

Пишем:

  • с удовольствием
  • быстро
  • мало

Видим:

  • взаимосвязи
  • структуру изложения материала
  • логику

Развиваем:

  • мышление
  • память
  • воображение

Задействуем:

  • весь потенциал
  • творчество

Запоминаем: 

  • сразу
  • много
  • качественно

Требования к составлению интеллект-карты.

Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации.  Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Практическая часть

Построение интеллект- карты.

Сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карту. Прошу четыре человека пройти за стол.  

Пока участники готовятся, предлагаю посмотреть примеры ИК и сказать где можно использовать данный метод.

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  •  организация научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА, ЕГЭ
  • практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал

Давайте посмотрим, что получилось у наших коллег. Представьте пожалуйста свою интеллект –карту.

Заключительная часть

Интеллект-карта помогает запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.

практическая часть

ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТА

по сказке РЕПКА

ИНСТРУКЦИЯ:

  1. Прочитай сказку
  2. В центре листа бумаги напиши название и нарисуй небольшой рисунок.
  3. Перечисли основные события (3-9 частей).
  4. От центрального названия нарисуй ветви разных цветов по количеству основных событий в сказке.
  5.  Подпиши каждую ветвь теми названиями, которые ты придумал в пункте №3.
  6. От больших веток нарисуй маленькие и напиши там, чего не хватает.
  7. Прономеруй большие ветки. Молодец! Твоя карта готова!
  8. Смотри на свою интеллект-карту и расскажи сказку.
  9. А теперь закрой карту и расскажи сказку без неё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"...

Мастер - класс "Создание интеллект - карт средствами XMind"

Как создать карту памяти в Xmind? В последнее время очень стали популярны современные западные методики по подаче и запоминанию учебного материала...

Методический мастер-класс «Майндмэп (ментальная карта) как эффективное средство формирования информационной грамотности педагогов и учащихся»

     Цель:  совершенствование  информационной грамотности педагогов через освоение современных ИКТ – технологий....

Презентация к мастер-классу для педагогов «Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей»

Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей деятельности, которые были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательны...