Мастер - класс для педагогов "Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей"
план-конспект по психологии
Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей деятельности, которые были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
Тема: «Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей»
Цель: Возбудить интерес к новому активному методу обучения – методу Интеллект-карт, отвечающему реальным запросам современной школы, способствующему решению задач нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- познакомить с понятием Интеллект-карта;
- изучить все достоинства Интеллект-карты, правила и инструкции по ее созданию;
- представить технологию работы с Интеллект-картой;
- содействовать развитию навыков работы с большим объемом информации;
- презентовать методический материал.
ХОД МАСТЕР – КЛАССА
- Организационный момент.
- Теоретическая часть мастер-класса:
- Практическая часть
- Заключительная часть
Теоретическая часть.
Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей деятельности, которые были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.
Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности.
Из истории возникновения интеллект- карты.
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты".
Возможности использования интеллект- карт.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.
Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.
Метод интеллект-карт имеет отличительные свойства:
- наглядность: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Достоинства интеллект-карты перед другими методами обучения:
Пишем:
- с удовольствием
- быстро
- мало
Видим:
- взаимосвязи
- структуру изложения материала
- логику
Развиваем:
- мышление
- память
- воображение
Задействуем:
- весь потенциал
- творчество
Запоминаем:
- сразу
- много
- качественно
Требования к составлению интеллект-карты.
Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Практическая часть
Построение интеллект- карты.
Сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карту. Прошу четыре человека пройти за стол.
Пока участники готовятся, предлагаю посмотреть примеры ИК и сказать где можно использовать данный метод.
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- организация научно-исследовательской работы
- подготовка проекта, презентации
- позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА, ЕГЭ
- практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал
Давайте посмотрим, что получилось у наших коллег. Представьте пожалуйста свою интеллект –карту.
Заключительная часть
Интеллект-карта помогает запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.
практическая часть
ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТА
по сказке РЕПКА
ИНСТРУКЦИЯ:
- Прочитай сказку
- В центре листа бумаги напиши название и нарисуй небольшой рисунок.
- Перечисли основные события (3-9 частей).
- От центрального названия нарисуй ветви разных цветов по количеству основных событий в сказке.
- Подпиши каждую ветвь теми названиями, которые ты придумал в пункте №3.
- От больших веток нарисуй маленькие и напиши там, чего не хватает.
- Прономеруй большие ветки. Молодец! Твоя карта готова!
- Смотри на свою интеллект-карту и расскажи сказку.
- А теперь закрой карту и расскажи сказку без неё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-132787-1351414811.jpg)
мастер-класс «Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей стандарта второго поколения»
мастер-класс учителя математики...
«Мастер-класс как один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства педагога»
рекомендации по проведению мастер - класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-991519-1515135424.jpg)
Мастер-класс "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"
Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-982169-1512628505.jpg)
Мастер - класс "Создание интеллект - карт средствами XMind"
Как создать карту памяти в Xmind? В последнее время очень стали популярны современные западные методики по подаче и запоминанию учебного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200247-1576603542.jpg)
Методический мастер-класс «Майндмэп (ментальная карта) как эффективное средство формирования информационной грамотности педагогов и учащихся»
Цель: совершенствование информационной грамотности педагогов через освоение современных ИКТ – технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-322592-1704899243.jpg)
Презентация к мастер-классу для педагогов «Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей»
Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей деятельности, которые были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательны...