Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Основы коммуникации» для обучающихся с НОДА и умеренной, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития 6.4 (вариант 2) 5-12 классы
рабочая программа по психологии

Загородняя Наталья Викторовна

Общение - условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на конкретном этапе развития. Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.  Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для развития коммуникативных навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vneurochka_6.4_5-12_osnovy_kommunikatsii_noda_tmnr_var_2.docx113.99 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А                                           sk31@edu.mos.ru

Телефон: 8 (499) 374-11-31                                                                   http://schiv31.mskobr.ru

«Рассмотрено» на заседании МО

 _______Загородняя Н.В.

Пр. №1 от «  .08.2023 г.»

«Согласовано» заместитель директора

              Кошелева Н.В.

«     .08. 2023 г.»

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКОШИ №31

                   Середкина Е.Ю.

«      .08. 2023 г.»

Рабочая адаптированная

 коррекционно-психологическая программа

по внеурочной деятельности

«Основы коммуникации»

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития 6.4 (вариант 2)  

5-12 класс

на 2023-2024 учебный год

                                                                Составители: коллектив педагогов-                       психологов ГКОУ СКОШИ №31

Руководитель МО педагогов-психологов: Загородняя Н.В.

                                           Москва, 2023 год

  1. Пояснительная записка к учебному плану по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа по коррекционному курсу «Основы коммуникации», является частью адаптированной основной образовательной программы, разработана для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) в 5-12 классах по варианту 2 разработан на основе требований:

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” и Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 года №2 273 «ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 2 п.16, статья 28 п.6, статья 55 п.3, статья 79 п.5;

- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

У ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

 Целью программы «Основы коммуникации» является формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

  1. формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
  2. учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
  3. развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка.
  4. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся с НОДА и ТМНР.

2. Общая характеристика учебного курса «Основы коммуникации» с учетом особенностей его освоения обучающимися

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

    Дети с НОДА и ТМНР, наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи как средством коммуникации. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание.

Общение - условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на конкретном этапе развития. Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.  Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для развития коммуникативных навыков и умений.

В основу рабочей программы, для обучающихся с НОДА и ТМНР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению рабочей программы предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования, в развитии возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности.

Основными задачами коррекционной работы являются развитие основ коммуникативных навыков и выбор доступного ребенку средства коммуникации (вербальной или невербальной), овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Основные требования к работе с обучающимися с НОДА и ТМНР:

  • 1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.
  • 3) Индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.
  • 4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.
  • 5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.
  • 6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.
  • 7) Увязка коммуникативных навыков и умений ребенка с реальными потребностями жизни.
  • 8) Игра

Основные направления работы:

  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • аналитическое;
  • консультативно-просветительское и профилактическое направление;

-        организационно-методическое

Структура занятий:

1.        Ритуал приветствия

2.        Вводное упражнение

3.        Работа по теме занятия

4.        Ритуал прощания

Форма проведения – групповая/индивидуальная

Срок реализации данной рабочей программы – 8 лет.

Формы контроля: входная, итоговая диагностика.

3. Описание места курса в учебном плане: занятия с обучающимися по курсу «Основы коммуникации», для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2), проводятся 1 раз в неделю, что составляет 34 занятия в год, продолжительностью 30 минут, с 5 по 12 класс (8 лет).

Учебный материал носит вариативный характер и подбирается специалистом самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. дети не являются однородной группой.

4. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

 «Основы коммуникации»

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого обучающегося, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого обучающегося. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

5. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Основы коммуникации»

Предметные результаты включают освоение обучающимися специфических умений,

знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты

обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии

решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из

составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

1. Представления об основных эмоциях человека (страх, радость, грусть, гнев,

интерес, удивление и др.).

2. Представление о способах выражения эмоциональных состояний.

3. Знание о себе (внешность, имя и фамилия, место жительства и др.).

4. Знания о речевом этикете – правилах речевого поведения, проявляющегося в

употреблении формул и выражений, принятых в типичных ситуациях общения с

собеседником (приветствие, выражение благодарности, извинение, просьба,

включение в разговор, прощание, обращение к собеседнику, общение по телефону).

5. Знание норм речевого поведения (в игре, на занятии, в диалоге с ребятами,

взрослыми ит.д.).

6. Знание о произносительной культуре речи: четкость, выразительность,

соблюдение орфоэпических норм произношения, правильная постановка ударения.

7. Знание о роли слова в выражении мыслей и чувств: точность, образность,

эмоциональная окрашенность

8.Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

9. формулировать собственное желание и позицию;

10. применять правила речевого, неречевого поведения.

Достаточный уровень:

1. Определение и различение основных эмоций, настроения человека.

2. Описание своего эмоционального состояния.

3. Владение элементарными способами творческого самовыражения

эмоциональных состояний.

4. Выражение и проявление сочувствия, сопереживания другим людям.

5. Контроль над негативными эмоциональными состояниями с помощью взрослого

6. Приветствие собеседника

7. Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

8. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

9. Положительное ценностное отношение к другому человеку, стремление

эмоционально откликаться на состояние другого человека.

10. Стремление к позитивным собственным эмоциональным состояниям.

11. Владение вербальными и невербальными средствами общения в различных

поведенческих ситуациях.

12. Формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для

социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных

ситуациях;

13. Формирование максимально возможного навыка самостоятельности;

14. Совершенствование качества жизни учащихся;

15. Формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального

поведения, коммуникативных умений;

16. Расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального

общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о

микросоциальном окружении;

17. Формирование на доступном уровне простейших навыков знаний о природе

и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.

6. Содержание программы коррекционного курса

«Основы коммуникации».

Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (Коррекционные курсы) обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с НОДА и ТМНР, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей развития личности детей и расширения границ их взаимодействия с окружающей средой.

Планирование составлено с учетом индивидуальных особенностей, учащихся. Распределение часов по разделам и темам осуществляется исходя из задач обучения на каждом конкретном этапе. Каждое направление включает определенные направления работы, содержание, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей обучающихся.

Работа с программным материалом осуществляется по следующим направлениям:

Основные направления работы:

Раздел 1. Развитие слухового восприятия

Раздел 2. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Раздел 3. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Раздел 4. Культура общения.

1.Развитие слухового восприятия.

Направления работы

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

Работа по формированию сенсорно- перцептивных действий

Формирование произвольного слухового представления:

- локализация неподвижного источника звука, распознавание;

-соотнесение звука с его источником;

-нахождение объектов, одинаковых по звучанию;

-различение речевых и неречевых звуков

- различие звуков живой и неживой природы

Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи:

•        слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Посуда», «Мебель», «Времена года» и др.;

2.Развитие зрительно-моторной координации, крупной моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной и мимической моторики.

Направления работы:

Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади).

Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.

Развитие крупной, мелкой моторики рук, глазодвигательных, тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений, тактильной памяти; формирование представлений о схемах лица и тела; развитие дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями;

Узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела.

3.Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации и альтернативной коммуникации.

Направления работы:

Активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого)

Побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики

установление контакта.

Развитие понимания рисованного знака (пиктограммы)

Развитие жестов и адекватное их использование в соотношении с ситуацией.

Развитие мимики и адекватное использование в соответствии с ситуацией:

-указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос;

-выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/

 приветствие (прощание) с использованием мимики;

-упражнения на развитие мимических движений /поднять, опустить, нахмурить,

сдвинуть брови, сомкнуть и «надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться,

оттопырить губы, наморщить нос и т.д./.

Игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния по мимике с

помощью разрезных эмоциональных профилей.

Этюды на распознавание различных жестов и мимических средств выражения

определенных эмоциональных состояний

Развитие выразительности жестов

Развитие умения выражать эмоциональные состояния и узнавать эмоции других людей

Смысловое обыгрывание слов путём использования невербальных средст общения (мимика, жесты, графические изображения, карточки ПЕКС)

4.Культура общения.  

Формирование умения предлагать сотрудничество или выражать желание. Закрепление предложения с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога).

Обучение умению рассуждать на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности.

Развитие понимания содержания текста.

Формирование умения выполнять по инструкции действий со знакомыми предметами:

-выполнения вербальных инструкций

-узнавание предмета по словесному описанию

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 Тематическое планирование по «Основы коммуникации»

Пятый год обучения (5 класс )

 

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол.

часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1. 2

Диагностика на начало учебного года.

2

Практические задания

3

1. Развитие слухового восприятия

Звуки живой и не живой природы

1

Развитие слухового восприятия

Игровая, практическая

4

Звуки природы

1

Формировать умение выделять разные звуки

Аудио и видео запись, беседа

5

 Птицы и их голоса

1

Учить узнавать голоса разных птиц

6

Голоса животных

1

Учить различать и произносить голоса домашних животных

7

Музыкальные инструменты

1

Формировать умение выделять разные звуки

Практическая, игровая, беседа

8

«Угадай что это звучит»

1

Развитие слухового восприятия

Игровая, практическая

     9

2.Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

Рисование горизонтальных линий.

1

Развитие зрительной координации ,умения делать правильный захват карандаша

Практическая

10

 Рисование вертикальных линий.

1

Развитие мелкой моторики, умения делать правильный захват карандаша

Игровая, практическая

11

Фрукты. Рисование фигуры по трафарету  с последующим раскрашиванием.

1

Развитие воображения, творческих способностей

Игровая, практическая

12

Составление предложений , по теме «Зима ».

1

Формировать умение составлять предложения

Игровая, практическая

13

Рисование волнистых и прерывистых линий.

1

Развитие мелкой моторики, рисовать кисточкой волнистые линии

Игровая, практическая

14

3. Развитие способности к использованию вербальных и невербальных компонентов коммуникации

Язык общения

1

Формировать представления о разных способах общения (речь, мимика, жесты, графические знаки)

Беседа

15

1

Упражнения на развитие мимических движений /поднять, опустить, нахмурить,

сдвинуть брови, сомкнуть и"надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться,

оттопырить губы, наморщить нос и т.д./

Практическая, игровая

16

"Угадай настроение и собери".

1

 Тренировка умений распознавать эмоциональные состояния по мимике с

помощью разрезных эмоциональных профилей

Сюжетно-ролевая игра

17

Наши эмоции «Грусть и радость»

«Злость и доброта»

«Страх и удивление»

1

        Развитие этических чувств,  понимания и сопереживания чувствам других людей;

Игровая, практическая

18

Эмоции «Назови и покажи»

1

Определению и передаче эмоциональных состояний человека,

выраженных при помощи жестов и мимики

Игровая, практическая

19

«Узнай кто это?»

1

Обучению выразительным движениям

Игровая, практическая

20

«Заколдованные фигуры»

1

Развитие выразительности жестов

Игровая, практическая

21

«Маленький скульптор»

1

Развитие выразительности движения, мимики

Игровая, практическая

22

«Найди предмет»

1

Поиск предметов, выработка навыков ориентировки

Игровая, практическая

23

« Угадай с какой стороны: скажи или покажи»

1

Определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела,

Игровая, практическая

24

«Целое и части»

1

Определение недостающих частей у предметов по картинкам;

Игровая, практическая

25

4.Культура общения

«Какой Я»

1

Создавать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля

Игровая, практическая

26

"Мои сверстника"

1

Развивать навык вступать в контакт с ровесниками

Сюжетно-ролевая игра

27

1

Развитие навыков сотрудничества с  сверстниками в разных социальных ситуациях

Игровая, практическая

28

"Ваши добрые поступки»

1

Развивать доброжелательное отношения к другим людям

Игровая, практическая

29

"Зазвонил телефон»

1

Развитие коммуникативных навыков в условиях

влияния различной социальной среды

Сюжетно-ролевая игра

30

"Подарки друг другу

1

Развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе

общения

Игра

31

«В гостях у сказочных героев»

1

Передача внутренних черт характера через художественный образ

Игровая, практическая

32,33

Составление предложений с опорой на сюжетные картинки и вопросы КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

2

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Игровая, практическая

34

Итоговые диагностические занятия

1

Календарно-тематическое планирование по «Основы коммуникации»

Шестой год обучения (6 класс)

 

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол.

часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1. 2

Диагностика на начало учебного года.

2

Практические задания

3

1. Развитие слухового восприятия

Звуки вокруг нас

1

Развитие  умения дефферинцировать звуковые сигналы

Игровая, практическая

4

Звуки живой природы (птицы)

1

Формировать умение выделять пение птиц

Аудио и видео запись, беседа

5

Звуки живой природы (животные)

1

Развивать умение узнавать голоса домашних животных (собака, кошка, корова и т.п.)

6

1

7

Музыкальная шкатулка

1

Развитие слухового восприятия Формировать умение выделять  звуки и шумы

Практическая, игровая, беседа

8

1

     9

2.Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

Солнышко и дождик.

1

Рисование. Развитие зрительной координации, умения делать правильный захват карандаша. проводить горизонтальные и вертикальные линии.

Практическая

Игровая, продуктивная (рисование)

10

 Тропинка для мышки

1

11

Путешествие по волнам

1

Развитие мелкой моторики, рисовать кисточкой волнистые линии

Игровая, практическая

12

Фрукты. Рисование фигуры по трафарету  с последующим раскрашиванием.

1

Развитие воображения, творческих способностей

Игровая, практическая

13

Составление предложений , по теме «Зима ».

1

Формировать умение составлять предложения

Беседа. Игровая, практическая

14

3. Развитие способности к использованию вербальных и невербальных компонентов коммуникации

Общаться можно по разному

1

Формировать представления о разных способах общения (речь, мимика, жесты, графические знаки)

Беседа. Рассматривание карточек, практический

15

1

Упражнения на развитие мимических движений /поднять, опустить, нахмурить,

сдвинуть брови, сомкнуть и"надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться,

оттопырить губы, наморщить нос и т.д./

Практическая, игровая,  работа с пиктограммами

16

"Как выглядит наше настроение".

1

 Тренировка умений распознавать эмоциональные состояния по мимике с

помощью разрезных эмоциональных профилей

        Развитие этических чувств,  понимания и сопереживания чувствам других людей;

Сюжетно-ролевая игра, беседа, рассматривание сюжетных картин

Игровая, практическая

17

«в гостях у эмоций»

1

18

Цвет настроения «Грусть и радость»

«Злость и доброта»

«Страх и удивление»

3

19

20

21

«Повтори за мной»

1

Развивать умение выполнять по образцу, Обучение выразительным движениям

Игровая, практическая

22

« Морская фигура замри»

1

Развитие умения слушать инструкцию, выполнять невыразительности движений и жестов, мимики

Игровая, практическая

23

«Создаем скульптуры»

1

24

«Найди предмет»

1

Поиск предметов, выработка навыков ориентировки

Игровая, практическая

25

« Покажи или скажи куда сел жук»

1

Развитие умений ощущать свое тело, показывать и называть его части. Определение сторон тела, частей тела.

Ролевая игра, практическая,

26

4.Культура общения

«Место где я живу»

1

Создавать условия, для расширение кругозора, понимание и осознания своего места жительства.

Беседа.Игровая, практическая

27

"Лица моих друзей"

1

Развивать навык вступать в контакт с ровесниками

Сюжетно-ролевая игра

28

1

Развитие навыков сотрудничества с  сверстниками в разных социальных ситуациях

Беседа, тренинг,  практическая

29

"Давайте жить дружно»

1

Развитие коммуникативных навыков в условиях

влияния различной социальной среды Развивать доброжелательное отношения к другим людям

Игровая, практическая

Сюжетно-ролевая игра

30

"Улыбка»

1

31

" Учимся дружить»

1

Развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе

общения

Тренинг, сюжетно –ролевая игра

32,33

Составление предложений с опорой на сюжетные картинки «Земля мой дом»

2

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Игровая, практическая

34

Итоговые диагностические занятия

1

Календарно-тематическое планирование по «Основы коммуникации»

седьмой год обучения (7 класс)

 

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол.

часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1. 2

Диагностика на начало учебного года.

2

Практические задания

3

1. Развитие слухового восприятия

Звуки города

1

Развитие  умения дефферинцировать звуковые сигналы

Игровая, практическая

4

Звуки вокруг меня

1

Формировать умение выделять разные звуки в домашних условиях бытовых приборов.

Аудио и видео запись, беседа

5

Голоса людей

1

Учить узнавать голоса мужские, женские, детские

6

Голоса животных

1

Учить различать и произносить голоса домашних животных

7

«Настроение в музыке»

1

Формировать умение выделять разные звуки

Развитие слухового восприятия

Практическая, игровая, беседа

Наглядная.

8

«Угадай что это звучит»

1

     9

2.Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

«Маски Петрушки»

1

Развитие зрительной координации, умения делать правильный захват карандаша, рисовать кисточкой и красками.

Развитие мелкой моторики

Развитие воображения, творческих способностей

Практическая

Игровая, продуктивная (рисование)

10

 «Трусливый заяц»

1

11

Смайлы. Рисование фигуры по трафарету  с последующим раскрашиванием.

1

12

Составление предложений , по картине «Дети играют зимой».

2

Формировать умение составлять предложения, развитие творческих способностей

Беседа, практическая

13

Составление предложений , по теме «Что я умею»

1

14

3. Развитие способности к использованию вербальных и невербальных компонентов коммуникации

«Давай дружить»

1

Формировать представления о разных способах общения (речь, мимика, жесты, графические знаки)

Беседа

15

«Мимические этюды»

1

Упражнения на развитие мимических движений /поднять, опустить, нахмурить,

сдвинуть брови, сомкнуть и"надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться,

оттопырить губы, наморщить нос и т.д./

Практическая, игровая

16

"Когда нужна помощь".

1

 Развивать умение обращаться за помощью при необходимости. Тренировка умений распознавать эмоциональные состояния по мимике с

помощью разрезных эмоциональных профилей.

Сюжетно-ролевая игра

Игровая, практическая

17

«Петрушка ищет друзей»

1

        Формирование навыка работать в паре или подгруппе; Развитие этических чувств,  понимания и сопереживания чувствам других людей;

Определению и передаче эмоциональных состояний человека,

выраженных при помощи жестов и мимики

18

«Делаем вместе»

1

Игровая, практическая (работа с конструктором)

19

«Угадай кто пришел в гости»

1

Развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации Обучению выразительным движениям, жестов, мимики

Игровая, практическая

20

«Замороженные фигуры»

1

21

«Что мы делали не скажем, а покажем»»

1

22

« Мир вокруг нас»

1

Развитие внимания, Поиск предметов, выработка навыков ориентировки

Игровая, практическая

23

4.Культура общения

«Взрослые и дети»

1

Создавать условия, обеспечивающие формирование у учеников осознания социальных ролей

Беседа. Игровая, практическая,  просмотр видио роликов

24

«Мир профессии»

2

25

26

"Ты и я мы друзья"

1

Развивать навык вступать в контакт с ровесниками

Развитие навыков сотрудничества с  сверстниками в разных социальных ситуациях

Сюжетно-ролевая игра

Игровая, практическая

27

1

28

"Ваши добрые поступки»

1

Развивать доброжелательное отношения к другим людям

Игровая, практическая

29

"Построим дом вместе»

1

Развитие коммуникативных навыков в условиях

влияния различной социальной среды

Сюжетно-ролевая игра, конструктивная деятельность

30

"Птица дружбы»

1

Формирование навыка работать в паре, группе. Развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе

общения

Игра, рисование.

31

«В гостях у сказки»

1

Передача внутренних черт характера через художественный образ

Игровая, практическая. Беседа, игра-драматизация.

32,33

Составление предложений с опорой на сюжетные картинки

«Флаг России»,

«Мой горд»

2

Понимание слов, обозначающих объекты и явления не живой природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Игровая, практическая

34

Итоговые диагностические занятия

1

Календарно-тематическое планирование по «Основы коммуникации»

восьмой год обучения (8 класс)

 

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол.

часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1. 2

Диагностика на начало учебного года.

2

Практические задания

3

1. Развитие слухового восприятия

«Звуки радости и грусти»

1

Развитие слухового восприятия, умения дифференцировать звуковые сигналы

Игровая, практическая

4

«Где прячется звук»

1

Формировать умение определять направление, его нахождения источника   звуки

Аудио и видео запись, беседа

5

«Разнообразие звуков мира»

1

Учить различать и произносить голоса диких и домашних животных

6

1

Учить узнавать голоса разных птиц

7

«Веселые инструменты»

1

Развитие слухового восприятия , интонацию звуков, соотносить музыку с эмоциональным состоянием и чувствами.

Практическая, игровая, беседа

8

1

     9

2.Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

« Кто спрятался за кустом»

1

Развитие зрительной координации ,умения делать правильный захват карандаша, проводить горизонтальные линии

Практическая, продуктивная (рисование)

10

«Серая тучка с дождем»

1

Рисование вертикальных линий Развитие мелкой моторики, умения делать правильный захват карандаша

Игровая, практическая

11

«Удивительные фокусы»

1

Развитие крупной моторики, воображения, творческих способностей

Игровая, практическая

12

«В гостях у сказки»

1

Формировать умение определять героев по их поступкам, составлять предложения. Выполнять простые артикуляционные упражнения.

Игровая, практическая, чтение худож.лит.

13

«Разноцветные ботинки»

1

Развитие мелкой моторики, учить шнуровать. Развивать воображение.

Игровая, практическая

14

3. Развитие способности к использованию вербальных и невербальных компонентов коммуникации

«Общаясь развиваемся»

1

Развивать умения отслеживать события из жизни, давать им социальную оценку.

Упражнения на развитие мимических движений /поднять, опустить, нахмурить,

сдвинуть брови, сомкнуть и"надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться,

оттопырить губы, наморщить нос и т.д./

Беседа

15

1

Практическая, игровая, чтение художественной лит.

16

"Нормы и правила".

1

 Тренировка навыков обращаться с просьбой и отвечать на вопросы. Умений распознавать эмоциональные состояния по мимике

Сюжетно-ролевая игра

17

1

        Развитие этических чувств,  понимания и сопереживания чувствам других людей;

Игровая, практическая

18

«Красный, желтый, зеленый – стой, жди, иди»

1

Закреплять правила безопасного движения на дороге. Определению и передаче эмоциональных состояний человека,

выраженных при помощи жестов и мимики

Игровая, практическая

19

«Разговор по телефону»

1

Обучение вступать в диалог, озвучивать просьбу.

Ролевая игра, практическая

20

«Фигуры и статуи»

1

Развитие выразительности жестов

Игровая, практическая, зрительные образы (картины)

Продуктивные виды деятельности (лепка)

21

1

Развитие выразительности движения, мимики

22

«Мои границы общения»

1

Формировать умение говорить «нет», избегать неприятных ситуаций. Поиск предметов, выработка навыков ориентировки

Игровая, практическая

23

« Моя профессия в будущем»

1

Определение своих интересов и желаний, умение находить нужную карточку по описанию.  

Игровая, практическая

24

«Я ученик»

1

Развивать умения осознавать свою роль ученика. отслеживать события из жизни, давать им социальную оценку.

Упражнения на развитие мимических движений /

Игровая, практическая

25

4.Культура общения

«Какой Я»

1

Создавать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля

Игровая, практическая

26

"Мои сверстника"

1

Учит знакомиться, вступать в диалог, отвечать на вопросы и задавать их другим

Развитие навыков сотрудничества с  сверстниками в разных социальных ситуациях

Сюжетно-ролевая игра

Игровая, практическая, работа в паре, продуктивная деятельность (работа с конструктором)

27

1

28

"Заботимся о природе»

1

Развитие доброжелательного отношения к окружающему миру, другим людям. Учим предлагать помощь, оказывать ее.

Развитие коммуникативных навыков в условиях

влияния различной социальной среды

 

Игровая, практическая, просмотр видио-роликов, беседа

Сюжетно-ролевая игра

29

1

30

1

31

«Вежливые слова живут с нами»

1

Закреплять знания о временах суток, умение соотносить фразы и обращения со временем суток (доброе утро, спокойной ночи и т.п.) Формировать умение их применять в нужное время и в нужное время.

Игровая, практическая. Использование наглядности (календарь природы, времена суток ит.п.)

32

1

33

Составление предложений с опорой на сюжетные картинки «Прогулка в парке»

1

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Игровая, практическая, использование наглядности, просмотр видио-роликов

34

Итоговые диагностические занятия

1

Календарно-тематическое планирование по «Основы коммуникации»

девятый год обучения (9 класс )

 

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол.

часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

Диагностика на начало учебного года.

1

Практические задания

2,3

1. Развитие слухового восприятия

Звуки вокруг нас

2

Развитие умения дефферинцировать голоса взрослые и детские, мужчины и женщины. Формировать представления о разных социальных ролях.

Формировать умение выделять разные звуки

Игровая, практическая, аудио и видео запись, беседа

4

«Звуки и голоса моей семьи

1

Аудио и видео запись, беседа

5

«Мое и чужое»

1

Учить узнавать и дифференцировать звуки издаваемые разными предметами. Выбирать их.

6

«Песни которые нравятся»

1

Учить слушать песни и петь их. Развивать музыкальный слух.

7

2.Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

«Развиваем артикуляцию и мимику»

3

Развитие артикуляционной и мимической выразительности, творческим способностям. Повышение эмоционального фона.

Ролевая игра. Практическая: элементы артикуляционных упражнений, элементы мимической гимнастики,

8

9

10    

 «Отражение в зеркале»

1

Развитие умения показывать эмоции, смотреть в отражение в зеркале соотнося его с разными эмоциями.

Развитие воображения, творческих способностей

Игровая, практическая

11

1

12

Составление предложений , по итогу просмотра видио-ролика

2

Формировать умение составлять предложения

рактическая

13

«Мы вместе»

1

Развитие мелкой и крупной моторики, навыков сотрудничества, умения выполнять постройку по замыслу.

Игровая, практическая

14

3. Развитие способности к использованию вербальных и невербальных компонентов коммуникации

«Отправляемся в путешествие»

1

Формировать представления о правилах и нормах поведения в общественных местах. Развивать навыки выражения разных способах общения (речь, мимика, жесты, графические знаки)

Упражнения на развитие мимических движений

Беседа. Сюжетно-ролевая игра

Практическая, игровая

15

1

16

1

 Узнавание (различение) различного транспорта. Знание профессий людей, работающих на транспорте. Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Практическая работа, продуктивный вид деятельности (рисование, письмо)

17

«Дружба»

1

        Развитие этических чувств,  понимания и сопереживания чувствам других людей;

Игровая, практическая,

Продуктивный вид деятельности (аппликация)

18

«Роли в кино и театре»

1

Определению и передаче эмоциональных состояний человека,

выраженных при помощи жестов и мимики

Игровая, практическая

19

«Хорошие и плохие поступки»

1

 Учить понимать внутренние черты характера героя через художественный образ. Развивать способность сознавать события жизни и давать им моральную оценку. Обучению выразительным движениям мимики и жестов

Игровая, практическая

20

1

Игровая, практическая

21

« Скульптор»

1

Развитие выразительности движения, мимики

Игровая, практическая

22

«Учимся ориентироваться»

1

Поиск предметов, выработка навыков ориентировки

Игровая, практическая

23

« Следующий ход»

1

Развивать умение ориентироваться на себе, определение сторон тела у людей, ориентировка на листе бумаги. Учит выполнять задания по схеме.

Игровая, практическая

24

«Что за чем надеваем»

1

Развивать умение обслуживать себя: знать и выполнять последовательность действий. Определение недостающих частей у предметов по картинкам;

Игровая, практическая

25

4.Культура общения

«Мои интересы и увлечения»

1

Создавать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и понимание своих интересов и желаний

Игровая, практическая

26

"Давайте общаться и дружить"

1

Развивать навык вступать в контакт с ровесниками

Сюжетно-ролевая игра

27

1

Развитие навыков сотрудничества с  сверстниками в разных социальных ситуациях

Игровая, практическая, продуктивный вид деятельности (рисование)

28

"Учимся договариваться»

1

Развивать доброжелательное отношения к другим людям Развитие коммуникативных навыков в условиях

влияния различной социальной среды

Игровая, практическая

29

" Какого настроения времена года»

1

Развитие творческих способностей, воображения, уметь выражать чувства через разные образы

Беседа, аудио и видио-ролики

30

"Подарки друг другу

1

Развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе

общения

Конструктивный вид деятельности (аппликация)

31

«Мир литературных героев»

1

Развивать умение передача внутренних черт характера через художественный образ

Игровая, практическая

32,33

Составление рассказа с опорой на сюжетные картинки «Времена года»

2

Учить составлять рассказ. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Игровая, практическая

34

Итоговые диагностические занятия

1

Тематическое планирование по «Основы коммуникации»

десятый год обучения (10 класс)

 

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол.

часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1. 2

Диагностика на начало учебного года.

2

Практические задания

3

1. Развитие слухового восприятия

Звуки живой и не живой природы

1

Развитие слухового восприятия

Формировать умение выделять разные звуки

Учить узнавать голоса разных птиц, животных, бытовой техники .

Игровая, практическая

Аудио и видео запись, беседа

4

1

5

«Угадай мелодию»

1

Формировать умение выделять разные звуки, узнавать знакомые песни по звучанию.

     6

2.Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

«В гостях у осени»

2

Развитие мелкой и крупной моторики, навыков сотрудничества Развитие артикуляционной и мимической выразительности.

Проигрывание ситуации, этюдов. рефлексия

7

8

«Отражение в зеркале»

1

Формирование умения показывать эмоции, делать жесты указывающие на определенные действия.

Беседа. Практическая

9

3. Развитие способности к использованию вербальных и невербальных компонентов коммуникации

Качества, важные для  общения.

1

Формировать представления о разных способах общения (речь, мимика, жесты, графические знаки)

Беседа Моделирование и проигрывание ситуации

10

1

Упражнения на развитие мимических движений /поднять, опустить, нахмурить,

сдвинуть брови, сомкнуть и"надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться,

оттопырить губы, наморщить нос и т.д./

Практическая, игровая

11

Гибкость в общении. Стратегии в общении.

2

 Тренировка умений распознавать эмоциональные состояния по мимике с

помощью разрезных эмоциональных профилей. Развивать умение работать в паре. Воспитывать уважительное отношения к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра

Беседа, проигрывание ситуации

12

13

«Радуга настроения»

1

        Развитие этических чувств,  понимания и сопереживания чувствам других людей;

Беседа. Обсуждение.

Игровая, практическая

Проигрывание ситуации, рефлексия

14

Эмоции «Назови и покажи»

1

Определению и передаче эмоциональных состояний человека,

выраженных при помощи жестов и мимики

15

«Лепим образ»

1

Обучению выразительным движениям

16

«Фигуры»

1

Развитие выразительности жестов

17

«Персонажи и образы»

1

Развитие выразительности движения, мимики. Передача внутренних черт характера через визуальный образ

18

4.Культура общения

«Как научиться общаться лучше?»

1

Создавать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. Тренировать умение пользоваться методами релаксации и снятие напряжения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Беседа, тренинговые упражнения, проигрывание этюдов, игровая, практическая

19

Ресурсное состояние  

1

20

Как мы воспринимаем окружающий мир

1

21

Учимся чувствовать и наблюдать.

1

22

" Вежливость "

1

23

 Внимательное слушание или прием «Аватара»

1

Развивать навык вступать в контакт с ровесниками Развитие навыков сотрудничества с  сверстниками в разных социальных ситуациях

Сюжетно-ролевая игра

24

1

Игровая, практическая

25

"Хорошие  поступки»

1

Развивать доброжелательное отношения к другим людям. Учить делать комплименты окружающим людям.

Игровая, практическая. беседа

26

«Комплименты»

1

27

«Скажи и я пойму»

1

Развивать умение высказывать свое мнение, озвучивать  потребности, обращаться с просьбой

Сюжетно-ролевая игра

Проигрывание этюдов, беседа, просмотр видио-роликов.

28

«Ты и я мы друзья»

1

Развитие коммуникативных навыков (умения представиться, задать вопрос, ответить на вопрос), развитие навыка совместной работы (находиться рядом без агрессии, уступать, делиться). Ориентироваться в условиях различной социальной среды

Развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе

общения

29

"Звонок по телефон»

1

30

"Подарки друг другу

1

31

«Когда мы ссоримся»

1

32,33

Составление предложений с опорой на сюжетные картинки «Совместная игра»

2

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Игровая, практическая

34

Итоговые диагностические занятия

1

Тематическое планирование по «Основы коммуникации»

Одиннадцатый год обучения (11 класс)

 

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол.

часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1. 2

Диагностика на начало учебного года.

2

Практические задания

3

1. Развитие слухового восприятия

Звуки, окружающие нас

1

Развитие слухового восприятия. Умения сосредотачивает сознание на определенных предметах

Формировать умение выделять разные звуки

Учить узнавать голоса разных птиц, животных, бытовой техники .

Игровая, практическая

Аудио и видео запись, беседа

4

1

5

«Мелодия настроения»

1

Формировать умение выделять разные стили музыки, узнавать знакомые песни по звучанию.

     6

2.Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

«В гостях у осени»

2

Развитие мелкой и крупной моторики, навыков сотрудничества Развитие артикуляционной и мимической выразительности.

Проигрывание ситуации, этюдов. рефлексия

7

8

«Запомни и повтори»

1

Развивает слуховую  память, запоминает темп и количество хлопков, а потом его воспроизводит.

 Практическая

9

3. Развитие способности к использованию вербальных и невербальных компонентов коммуникации

«Вежливые приветствия и прощания »

2

Расширять представления учащихся о способах приветствия, учить их использовать. Формировать представления о разных способах общения (речь, мимика, жесты, графические знаки)

Упражнения на развитие мимических движений /поднять, опустить, нахмурить,

сдвинуть брови, сомкнуть и"надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться,

оттопырить губы, наморщить нос и т.д./

Беседа Моделирование и проигрывание ситуации

Практическая, игровая

10

11

« Общее дело»

2

 Воспринимает контуры предметов, целостность предмета, учится ориентироваться в пространстве, развивает воображение

Развивать умение работать в паре. Воспитывать уважительное отношения к сверстникам.

Продуктивный вид деятельности (рисунок)

Практические задания (шнуровка, обводка)

12

13

«Понимаю себя»

1

        Формирование и развитие способностей к самопознанию, осознание своей личной. Развитие этических чувств,  понимания и сопереживания чувствам других людей;

Беседа. Обсуждение.

Игровая, практическая

Проигрывание ситуации, рефлексия

14

«Понимаю других»

1

15

«Чувство эмпатия»

1

Развитие навыков эмпатии и инициирование контакта. Определению и передаче эмоциональных состояний человека,

выраженных при помощи жестов и мимики

16

«Умей поддержать друга»

1

17

«Создаем фигуру»

1

 Развитие навыков наблюдательности Обучению выразительным движениям Развитие выразительности жестов

18

«Узнай и назови»

1

19

4.Культура общения

«Основы саморегуляции »

1

Создавать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. Тренировать умение пользоваться методами релаксации и снятие напряжения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Беседа, тренинговые упражнения, проигрывание этюдов, игровая, практическая

20

«Состояние спокойствия»

1

21

«Решение конфликта»

1

22

«Стратегии поведения»

1

23

"Замечательные качества человека"

1

24

 «Позиция слушателя и выступающего»

1

Развивать навык вступать в контакт с ровесниками. Развитие навыков сотрудничества с  сверстниками в разных социальных ситуациях

Сюжетно-ролевая игра

25

1

Игровая, практическая. Просмотр видио-роликов

26

"Моя просьба»

1

Формировать умение обращаться с просьбами, вступать в диалог. Развивать доброжелательное отношения к другим людям. Учить делать комплименты окружающим людям.

Игровая, практическая. беседа

27

«Мой стиль общения»

1

28

«Скажи и я пойму»

1

Развивать умение высказывать свое мнение, озвучивать  потребности, обращаться с просьбой

Сюжетно-ролевая игра

Проигрывание этюдов, беседа, просмотр видио-роликов.

29

«Ты и я мы друзья»

1

Развитие коммуникативных навыков (умения представиться, задать вопрос, ответить на вопрос), развитие навыка совместной работы (находиться рядом без агрессии, уступать, делиться). Ориентироваться в условиях различной социальной среды

Развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе

общения

30

"Звонок по телефон»

1

31

"Подарки друг другу

1

32

«Ссоры»

1

33

Составление предложений с опорой на сюжетные картинки « Друзья »

1

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Игровая, практическая

34

Итоговые диагностические занятия

1

Тематическое планирование по «Основы коммуникации»

двенадцатый год обучения (12 класс)

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол.

часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1. 2

Диагностика на начало учебного года.

2

Практические задания

3

1. Развитие слухового восприятия

Звуки города и леса

1

Развитие слухового восприятия

Формировать умение выделять разные звуки

Учить узнавать голоса разных птиц, животных,  техники .

Игровая, практическая

Аудио и видео запись, беседа

4

1

5

«Мелодии музыки»

1

Формировать умение выделять разные звуки, узнавать знакомые песни по звучанию.

     6

2.Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

«Мои навыки и умения»

2

Формировать навыки самостоятельности (звязывать шнурки, застегивать пуговицы, открывать, закручивать и т.д.) Развитие мелкой и крупной моторики, навыков сотрудничества Развитие артикуляционной и мимической выразительности.

Проигрывание ситуации, этюдов. рефлексия

7

8

«Зеркало»

1

Формирование умения показывать эмоции, делать жесты указывающие на определенные действия.

Беседа. Практическая

9

3. Развитие способности к использованию вербальных и невербальных компонентов коммуникации

«Разговоры без слов»

1

Формировать представления о разных способах общения (речь, мимика, жесты, графические знаки)

Упражнения на развитие мимических движений /поднять, опустить, нахмурить,

сдвинуть брови, сомкнуть и"надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться,

оттопырить губы, наморщить нос и т.д./

Беседа Моделирование и проигрывание ситуации

10

1

Практическая, игровая

11

« В гостях у 12 месяцев»

2

 Развивать умение работать в паре. Тренировка умений распознавать эмоциональные состояния по мимике с

помощью разрезных эмоциональных профилей. Воспитывать уважительное отношения к сверстникам.

Мимическая и артикуляционная гимнастика. Сюжетно-ролевая игра

Беседа, проигрывание ситуации

12

13

« Чувства и настроения»

1

        Развитие этических чувств,  понимания и сопереживания чувствам других людей;

Беседа. Обсуждение.

Игровая, практическая

Проигрывание ситуации, рефлексия

14

«Калейдоскоп эмоций»

1

Определению и передаче эмоциональных состояний человека,

выраженных при помощи жестов и мимики

15

«Поза победителя»

1

Формировать уверенность в себе.Обучению выразительным движениям

16

«Фигуры»

1

Развитие выразительности жестов

17

«Персонажи и образы»

1

Развитие выразительности движения, мимики. Передача внутренних черт характера через визуальный образ

18

4.Культура общения

«Мир взрослых»

1

Создавать условия, обеспечивающие  развитие профессиональной зрелости и интереса к окружающему миру, актуализации знаний о способах и путях получения профессии. Формировать у учеников навыки самоконтроля.  Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Беседа, тренинговые упражнения, проигрывание этюдов, игровая, практическая

19

«Профессии»

1

20

«Портрет моей профессии»

1

21

«Стань профессионалом»

1

22

" Вежливость "

1

23

 «Спокойствие, только спокойствие»

1

 Развитие навыка самоконтроля и релаксации

Сюжетно-ролевая игра

Игровая, практическая

24

1

25

1

Развивать доброжелательное отношения к другим людям. Учить делать комплименты окружающим людям.

Игровая, практическая. беседа

26

«Комплименты»

1

27

 "Хорошие  поступки»

1

Развивать умение высказывать свое мнение, озвучивать  потребности, обращаться с просьбой

Сюжетно-ролевая игра

Проигрывание этюдов, беседа, просмотр видио-роликов.

28

«Два сапога пара»

1

Развитие коммуникативных навыков (умения представиться, задать вопрос, ответить на вопрос), развитие навыка совместной работы (находиться рядом без агрессии, уступать, делиться). Ориентироваться в условиях различной социальной среды

Развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе

общения

29

«Вместе мы сила»

1

30

«Сделаем вместе»

1

31

«Комплименты»

1

32,33

Составление предложений с опорой на сюжетные картинки «Профессии»

2

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Игровая, практическая

34

Итоговые диагностические занятия

1

8. Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:

1.Оценка учебной деятельности педагогом;

 2.Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые школьный психолог заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

  3.Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ППк

Система оценки предметных результатов овладения коррекционным курсом:

Низкий уровень – ребенок не овладел коммуникативными компетенциями, не стремиться к общению со сверстниками и взрослыми, либо использует неадекватные и неприемлемые способы общения.

Уровень ниже среднего – ребенок усвоил некоторые коммуникативные компетенции, однако адекватно их использует лишь при контроле со стороны взрослого.

Средний уровень – ребенок усвоил основную часть коммуникативных компетенций, однако требуется контроль со стороны взрослого за их соблюдением.

Уровень выше среднего – основную часть коммуникативных компетенций и способен их применять в повседневной жизни без контроля со стороны взрослого.

Высокий уровень – ребенок усвоил все коммуникативные компетенции и способен их применять в повседневной жизни без контроля со стороны взрослого.

Материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Для реализации курса необходимо специальное материально- техническое

оснащение, включающее:

1.  Наглядные пособия, раздаточный материал: сенсорное оборудование, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины), графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради;

        2.     Канцелярские товары (альбом, карандаши, краски, пластилин и т.п).

        3. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер), видеоматериал (ролики, уроки, тестовые задания и т.п.)

        4. Аудио-записи

5. технические средства обучения для детей с ДЦП: средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя, ограничители и др.

        6.Литература    

5. Материально-техническое обеспечение коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

Кабинет, в котором проводятся логопедические занятия с обучающимися со сложной структурой дефекта соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:

соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;

обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

соблюдения пожарной и электробезопасности;

соблюдения требований охраны труда.

Кабинет оборудован современной мебелью, специально подобранной как для младших, так и для старших школьников, имеющей возможность изменять высоту под рост ребёнка, включает рабочую, игровую зоны, зону релаксации для оптимальной организации учебной деятельности и отдыха.

Оформление кабинета учителя-логопеда создает для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта и соответствует требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете создает рабочий настрой и мотивирует ребенка на учебную деятельность.

В кабинете имеются следующие зоны:

-        учебная зона (включает в себя парты для школьников, маркерную доску, пробковый стенд, магнитную доску, настенное зеркало, стол ученический, стулья);

-        игровая зона (имеется комплект мягких модулей, будо-маты на котором дети могут заниматься конструированием, играть в игрушки);

-        двигательная зона (обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство  для проведения подвижных упражнений и игр;

-        зона релаксации (мягкий мат).

Перечень оборудования :

Диск Уроки культуры здоровья

Забавные печати

Игра геометрик, шт

Игра Медвежонок Тедди с одеждой

Игра Найди место

Игра развивающая Пифагорики

Игра Расположи в пространстве

Игра Укажи направление

Конструктор Дерево

Конструктор Шнуровочка

Кубики Азбука

Кубики Математика

Набор цифр

Первое чтение (набор кубиков)

Печать Алфавит

Рамки и вкладыши Утята

Рамки-вкладыши Марии Монтессори

Стучалка шарики

Точилка механическая

Черепаха дидактическая

Комплект "Сенсорный уголок"

Интерактивный комплекс с видеобиоуправлением

Плитка "Сенсорный пол"

Столы радиусные комплект

Конструктор "Геометрические фигуры"

Шкаф со столом 1150*430*2300

Столик дидактический

Стол-трансформер на рег. ножках 0-3гр.

Шкаф со столом 1150*430*2300

Тактильный набор " Математика"

Тактильная дорожка "Игровая"

Прозрачный мольберт

ДСК Лидер мягкий

Тактильная акустическая панель

Развивающий набор "Музыкальные инструменты"

Игровая система "Столик с бусинами"

Яйцо Совы

Детский игровой конструктор "Фантазер-18"

Плитка "Сенсорный пол"

Плитка "Сенсорный пол"

Светозвуковая панель "Световая лесенка"

Кресло сенсорное "Капелька"

Тактильные коробочки

Мат настенный "Тактильные ячейки"

Сканер Canon CanoScan LIDE 120

Коврик массажный

Ролик массажный

Будо-мат (зеленый)

Тоннель 2,5м ф900

Шкаф настенный 1800*500*900

Стенд  "Советы специалистов"

Насос ножной 29см

Будо-мат (оранжевый)

Игра-пособие "Эмоции"

Стул разборный

Подушка массажная

Массажер д/ступней

Мягкая платформа для воздушно-пузырьковой трубки

Развивающий набор

Перечень материально-технического обеспечения, приобретенное в рамках национального проекта «Образование»:

Тренажер зрительной координации и внимания по движению глаз

Стол-мозаика

Световой стол из бука для рисования песком

Фиброоптическое волокно

Наборы методических материалов для развития и коррекции восприятия тип 3

Мягкий уголок

Интерактивная воздушно-пузырьковая трубка

Интерактивная светозвуковая панель

Наборы методических материалов для развития и коррекции восприятия тип 1

Светящийся шар

Кресло-кубик

Комплект из двух акриловых зеркал для воздушно-пузырьковой трубки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Двигательная активность" для обучающихся с умеренной, тяжелой,глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития

Целью занятий по двигательной активности является укрепление здоровья, коррекция дефектов физического развития и моторики, обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, используя раз...

Двигательное развитие для обучающихся с умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития

Программа по предмету «Двигательное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными наруш...

«Двигательное развитие" для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития

Главной задачей занятий по двигательному развитию, является укрепление здоровья занимающихся, коррекция дефектов физического развития и моторики, обучение использованию полученных навыков в повседневн...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 9.1) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обуч...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...