Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»
рабочая программа по психологии

Савченко Ирина Николаевна

Данная программа способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.  Дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдержанность. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

        

ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних»

протокол от __________________№___

УТВЕРЖДЕНА:

приказом государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально –реабилитационный центр для несовершеннолетних»

от______________________№_______

             

                       


Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая

программа по снижению уровня тревожности, агрессивности

и стабилизации эмоциональной сферы

 «Цветная карусель»

Возраст обучающихся – 3-17 лет

Срок реализации – 3 месяца

ст-ца Попутная

 2023 год

1.Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной, общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Данная программа способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.  Дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдержанность. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель» имеет социально-гуманитарную направленность, предназначена для несовершеннолетних детей в возрасте от трех до семнадцати лет.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

        Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от  31 марта 2022 г. № 678-р 04 сентября 2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08 2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

        СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41

Письмо Министерство образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;

Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2023 год);

Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» № 07136 от 02 октября 2015 г.;

Устав ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» согласован 01.02.2016г. № 132, утвержден 09.03.2016г № 259.

Актуальность данной программы состоит в том, что в настоящее время уделяется огромное внимание физическому здоровью детей и зачастую без внимания остается его психика, его эмоции, то есть психологическое здоровье в целом. Страхи, тревога, низкая самооценка - это симптомы психологического нездоровья детей. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов не только в воспитании и развитии детей, но и стабилизирующих их психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье. И поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как, арт-терапия. Этот метод признан психологами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, страхов, потерь, конфликтов. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. Через творчество дети учатся выражать то, что им трудно выразить словами. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Новизна программы заключается в объединении инновационных арт-терапевтических техник, которые интересны и доступны ребенку любого возраста, и технологии стабилизации эмоциональной сферы несовершеннолетних. Упражнения по арт-терапии наделяют воспитанников уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, обнаружить и решить скрытые проблемы.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в ней используются различные неожиданные, непредсказуемые методики и разнообразные техники, которые позволяют детям расслабиться, раскрыть свои чувства. Они учатся выражать то, что им трудно выразить словами. У детей развивается эстетическое восприятие, воображение, познавательные процессы, коммуникативные навыки.

Отличительная особенность программы в том, что ребенок с помощью арт-терапии, особым способом, создает образ, аналогичный своей проблеме, и работает с ним. Находясь в творческом пространстве, несовершеннолетний получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что так же приводит к позитивным результатам психологической помощи.

Адресат программы: несовершеннолетние 3-17 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре.

Форма обучения: индивидуальная.

        Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся разных возрастных категорий, являющиеся основным составом кружка.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, согласно календарно-тематическому плану. Продолжительность каждого занятия 1 академический час длительностью: 3-7 лет - 20 минут, 8-12 - 30 минут, 13-17 лет - 40 минут.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: стабилизировать эмоциональное состояние несовершеннолетних (снятие напряжения, тревожности, агрессивности)

посредством арт-техник.

Задачи программы:

Образовательные: учить переводить энергию негативных чувств и переживаний в русло творческой активности.

Воспитательные: воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.

Развивающие: развивать мотивацию на самопознание, саморазвитие и самовыражение, осознания своего внутреннего мира, позитивную "Я-концепцию" и адекватную самооценку.

Коррекционные: стабилизировать эмоционально-волевую сферу несовершеннолетних;

снимать психоэмоциональное напряжение, страхи, внутренние зажимы в процессе творчества;

повышать уверенность в себе.

  1. Учебный план

дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей

программы по снижению уровня тревожности, агрессивности и

стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»

п/п

Название модулей

Количество часов

Всего

Теоретическая

часть

Практические

занятия

1.

Волшебство вокруг меня

13

3

10

2.

Разноцветный мир

13

3

10

3.

Мир глазами ребенка

13

2

11

Всего:

39

8

31

Содержание

дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей

программы по снижению уровня тревожности, агрессивности и

стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»

Модуль «Волшебство вокруг меня»

Возрастная категория 3-7 лет

1.1.Графическая методика «Кактус»

Практическое занятие: рисунок по теме. Вопросы к обсуждению.

1.2. Занятие с элементами песочной терапии «Солнечная сказка на песке»

Теоретическое занятие: беседа «Песок».

Практическое занятие: упражнение «Развеселим песочек». Сказка «Солнышко проснулось». Упражнение «Ласковое солнышко». Упражнение «Зайчики». Упражнение «Тучка». Упражнение «Бабочки-цветочки». Рефлексия.

1.3.Занятие с использованием мандал «Волшебство в круге»

Практическое занятие: игра «Комплименты». Упражнение «Волшебство в круге». Рефлексия.

1.4.Занятие-игра с использованием элементов пальчиковой живописи «Веселые котята»

Теоретическое занятие: загадка «Кошка». Рассказ «Кошка».

Практическое занятие: упражнение «Превращение». Загадка «Клубок». Игра «Подбери по цвету». Загадка «Аквариум». Упражнение «Рыбки в аквариуме». Рефлексия.

1.5. Занятие с элементами аппликации «Веселая птичка»

Практическое занятие: разминка «Руки вверх я подниму». Аппликация «Птица». Рефлексия.

1.6.Занятие с элементами ладошкового рисования «Нарисуем вместе краба!»

Теоретическое занятие: загадки «Краб». Пальчиковая гимнастика «А под пальмой сидит краб».

Практическое занятие: рисование «Крабы». Рефлексия.

1.7.Занятие с элементами сказкотерапии «Протяну сказке руку»

Теоретическое занятие: психогимнастика «Улыбка».

Практическое занятие: рисование «Моя улыбка». Рефлексия.

1.8. Занятие с элементами изо-терапии «Свободный рисунок в круге»

Теоретическое занятие: беседа «Волшебный рисунок».

Практическое занятие: упражнение «Свободный рисунок». Релаксационное упражнение «Лимон». Рефлексия.

1.9.Занятие с элементами модульной аппликации «Веселый мишка»

Практическое занятие: упражнение «Ручки». Аппликация «Веселый мишка». Упражнение «Круг друзей». Рефлексия.

1.10. Занятие с элементами монотипии «Разноцветные нити»

Практическое занятие: монотипия «Разноцветные нити». Пальчиковая гимнастика «Танцы для пальцев». Рефлексия.

          1.11. Занятие с элементами кляксографии «Затейливый рисунок»

Практическое занятие: кляксография «Затейливый рисунок». Релаксационное упражнение «Дождь в лесу». Рефлексия.

        1.12.Занятие с элементами изо-терапии «Причудливые каракули»

Практическое занятие: упражнение «Мое настроение». Упражнение «Причудливые каракули». Упражнение «Ладошки». Рефлексия.

        1.13.Занятие с элементами пластилинографии «Золотая рыбка»

Теоретическое занятие: беседа «Сказка».

Практическое занятие: пластилинография «Золотая рыбка» психогимнастика «Улыбка». Рефлексия.

        

Модуль «Разноцветный мир»

Возрастная категория 8-11 лет

2.1.Методика «Несуществующее животное»

Практическое занятие: инструкция для несовершеннолетних. Выполнение методики. Вопросы к обсуждению.

2.2.Занятие «Прогулка в лес»

Практическое занятие: физ.минутка «Улыбнемся солнышку». Аппликация «Птица». Рефлексия.

2.3.Занятие с элементами релаксации «Волшебный круг»

Практическое занятие: упражнение с элементами релаксации «Маленькие индейцы». Изготовление мандалы. Рефлексия.

2.4. Занятие с элементами сказкотерапии «Найда»

Теоретическое занятие: беседа «Эмоции».

Практическое занятие: сказка «Найда». Рефлексия.

2.5.Занятия с элементами арт-терапии «Автопортрет»

Практическое занятие: игра «Узнай, что это». Коллаж «Автопортрет». Рефлексия.

2.6.Интегрированное занятие «Русская матрешка»

Теоретическое занятие: загадка «Матрешка». История создания матрешки. Видеоролик «Матрешка».

Практическое занятие: практическая работа «Матрешка в технике пластилинографии». Рефлексия.

2.7.Занятие-рисование нитками «Ниточка в стране Рисовании»

Практическое занятие: упражнение «Здравствуй». Стихотворение «Я простая с виду нить». Загадка «Нитка». Практическая работа «Нитка в стране Рисовании». Рефлексия.

2.8.Занятиес применением рисования манной крупой «Снеговик»

Теоретическое занятие: стихотворение «Снеговик».

Практическое занятие: практическая работа «Техника рисования манкой» «Снеговик». Пальчиковая игра «Снеговик». Рефлексия.

2.9.Занятие с элементами модульной аппликации «Дом, в котором я живу»

Практическое занятие: упражнение «Волшебные шарики». Модульная аппликация «Дом, в котором я живу». Рефлексия.

2.10.Занятие с элементами пластилинографии «Мир животных»

Теоретическое занятие: загадки «Животные».

Практическое занятие: пластилинография «Мир животных». Рефлексия.

2.11. Занятие с элементами кляксографии «Путешествие на облаке»

Теоретическое занятие: беседа «Живые облака».

Практическое занятие: упражнение «Клякса». Релаксационное упражнение «Плаваем на облаках». Рефлексия.

2.12.Занятие с элементами монотипии «Игра ниток»

Практическое занятие: приветствие «Мое имя». Монотипия «Ниточная фантазия». Релаксационное упражнение «Лимон». Рефлексия.

2.13.Занятие с элементами монотипия «Прощание со страхами»

Теоретическое занятие: беседа «Страхи».

Практическое занятие: упражнение «Нитки». Физическая минутка «Цветочек-бутончик». Рефлексия.

Модуль «Мир глазами ребенка»

Возрастная категория 12-18 лет

3.1.Методика «Дом, дерево, человек»

Практическое занятие: инструкция для несовершеннолетних. Выполнение методики. Вопросы к обсуждению.

3.2.Занятие с элементами изо-терапии «Карта моего внутреннего мира»

Практическое занятие: упражнение «Ассоциации». Упражнение «Карта моего внутреннего мира». Рефлексия.

3.3.Занятиес элементами изо-терапии «Рисуем имя….

        Теоретическое занятие: сказка об именах.

        Практическое занятие: упражнение «Мое имя». Упражнение «Рисунок имени». Рефлексия.

3.4. Занятие коллаж «Все грани моего Я»

Практическое занятие: упражнение «Я какой?». Создание коллажа на тему: «Какой Я?». Упражнение «Избавляемся от комплексов». Рефлексия.

3.5.Занятиес элементами мандала-терапии «Рисунок в круге»

Теоретическое занятие: беседа о рисунке «Мандала». Освоение техники рисунка «Мандала».         

Практическое занятие: выполнение индивидуального рисунка.

3.6. Занятие с элементами изо-терапии «Невидимые рисунки. Рисование свечой»

Практическое занятие: упражнение «Если бы я был…». Рисование свечой. Рефлексия.

3.7. Занятия с элементами монотипии «Необычные рисунки»

Теоретическое занятие: обсуждение техники рисования.

Практическое занятие: упражнение «Если бы я был…». Арт - терапевтическое упражнение «Монотипия». Рефлексия.

3.8. Занятие с элементами маска-терапии «Маски»

Практическое занятие: игра «Мое имя». Упражнение «Ассоциации». Упражнение «Маски». Рефлексия.

        3.9. Занятие с элементами изо-терапии «Рисуем музыку»

        Практическое занятие: упражнение «Звуки». Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем музыку». Рефлексия.

        3.10.Занятие с элементами изо-терапии «Мое дерево»»

        Практическое занятие: упражнение «Я дерево». Упражнение «Мое дерево». Рефлексия.

        3.11.Занятие с элементами аппликации «Герб моей семьи»

        Теоретическое занятие: упражнение «Я сказочный герой».

        Практическое занятие: Создание коллажа и девиза на тему: «Герб своей семьи». Рефлексия.

3.12.Занятие с элементами изо-терапии «Мой сосуд»

Практическое занятие: упражнение «Наполняем сосуд». Упражнение «Разукрась свой сосуд». Подведение итогов занятия. Обсуждение полученных результатов.

3.13. Занятие с элементами маска-терапии «Маска собственной личности»

Практическое занятие: упражнение «Кто Я». Упражнение «Маски для других». Рефлексия.

1.5.        Планируемые результаты

У обучающихся улучшатся: улучшится самоконтроль и саморегуляция

У несовершеннолетних разовьются: разовьются коммуникативные навыки.

У воспитанников сформируются: положительное эмоциональное состояние;

снизится психоэмоциональное напряжение, уровень тревожности, агрессивности, негативные чувства, переживания;

повысится уверенность в себе, осознают ценность собственной личности.

2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной программы по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»

№ п/п

модуля

Дата проведения

Название модуля и тем

Количество часов

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

1. Волшебство вокруг меня

возрастная категория 3-7 лет

13

3

10

1.1.

«Кактус»

1

-

1

1.2.

«Солнечная сказка на песке»

1

0,5

0,5

1.3.

«Волшебство в круге»

1

-

1

1.4.

«Веселые котята»

1

0,5

0,5

1.5.

«Веселая птичка»

1

-

1

1.6.

«Нарисуем вместе краба!»

1

0,5

0,5

1.7.

«Протяну сказке руку»

1

0,5

0,5

1.8.

«Свободный рисунок в круге»

1

0,5

0,5

1.9.

«Веселый мишка»

1

-

1

1.10.

«Разноцветные нити»

1

-

1

1.11.

«Затейливый рисунок»

1

-

1

1.12.

«Причудливые каракули»

1

-

1

1.13.

«Золотая рыбка»

1

0,5

0,5

2.

2. Разноцветный мир

возрастная категория 8-12 лет

13

3

10

2.1.

«Несуществующее животное»

1

-

1

2.2

«Прогулка в лес»

1

-

1

2.3.

«Волшебный круг»

1

-

1

2.4.

«Найда»

1

0,5

0,5

2.5.

«Автопортрет»

1

-

1

2.6.

«Русская матрешка»

1

0,5

0,5

2.7.

«Ниточка в стране рисовании»

1

-

1

2.8.

«Снеговик»

1

0,5

0,5

2.9.

«Дом, в котором я живу»

1

-

1

2.10.

«Мир животных»

1

0,5

0,5

2.11.

«Путешествие на облаке»

1

0,5

0,5

2.12.

«Игра ниток»

1

-

1

2.13.

«Прощание со страхами»

1

0,5

0,5

3.

3.Мир глазами ребенка

возрастная категория 13-18лет

13

2

11

1

1

Изотерапия

3.1

«Дом, дерево, человек».

1

-

1

3.2.

«Карта моего внутреннего мира».

1

-

1

3.3.

«Рисуем имя…»

1

0,5

0,5

3.4.

 «Все грани моего Я»

1

-

1

3.5.

«Рисунок в круге»

1

0,5

0,5

3.6.

«Невидимые рисунки. Рисование свечой»

1

-

1

3.7.

«Необычные рисунки»

1

0,5

0,5

3.8.

«Маски»

1

-

1

3.9.

«Рисуем музыку»

1

-

1

3.10.

«Мое дерево»

1

-

1

3.11.

«Герб моей семьи»

1

0,5

0,5

3.12.

«Мой сосуд»

1

-

1

3.13.

«Маска собственной личности»

1

-

1

Всего:

39

8

31

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

Оборудованная комната для проведения занятий, художественные материалы и канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти, маркеры, бумага, картон,  ватман, краски для рисования, стакан-непроливайка, ножницы, клей, скотч, салфетки, кнопки, скрепки, цветной песок, различные крупы, соль, мука, пластилин, коврик для лепки, нитки), световой столик для рисования с отсеком для песка, компьютер-ноутбук, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель.

Кадровое обеспечение

Педагоги-психологи социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее профессиональное образование, образовательный центр указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования.

  1. Формы контроля  планируемых результатов

Программа предусматривает оценивание личностных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы (наблюдение, беседа, анкетирование).

Мониторинг усвоенного материала, психоэмоциональное изменение несовершеннолетних отражается в таблице (приложение).

2.4.Оценочные материалы и методические материалы

Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5). (приложение).

2.5. Методическое обеспечение программы

Методические материалы.

Методы обучения:

Изо-терапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в социальной адаптации.

Тематика методических материалов – краски, фломастеры, цветные и простые карандаши, восковые мелки, кисти, бумага, салфетки, стакан-непроливайка.

Пластилинография и тестопластика – это одна из техник, принцип которой заключается в создании пластилином, соленым тестом картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Данная техника развивает усидчивость, внимание у ребенка и эффективна в работе с гиперактивными детьми. Пластилинография помогает справиться с агрессией, страхом, гневом, виной, тревогой.

Тематика методических материалов – пластилин, соленое тесто, бумага, салфетки, коврики для лепки, краски, кисти, стакан-непроливайка.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

Тематика методических материалов – дидактические, коррекционные,

медитативные сказки и притчи.

Песочная терапия – один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, повышения уверенности в себе. Сыпучая фактура песка расслабляет, раскрепощает и успокаивает.

Тематика методических материалов – световой столик для рисования с отсеком для песка, цветной песок, кисти, фигурки.

Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи и рисунка. Она позволяет выражать эмоции и фантазии, развивать беглость, гибкость и оригинальность мышления, снижать уровень тревожности, психоэмоционального напряжения.

Тематика методических материалов – краски, бумага, кисти, салфетки, стакан-непроливайка, нитки, клеенка.

Танцевальная терапия – это уникальный вид психотерапии. В ее основе лежит связь между психикой и телом. Улучшает эмоциональное состояние, развивает тактильные способности, прорабатывает эмоции через спонтанные движения тела.

Тематика методических материалов – мультимедийная аппаратура.

Рисование крупами - нетрадиционная техника рисования с помощью различных круп, которая, развивает творческое воображение, мышление, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывает интерес к познанию окружающего через художественное творчество.

Тематика методических материалов – клей ПВА, картон, различные крупы, кисти, салфетки, клеенки, краски, стакан-непроливайка.

Аппликация – это один из видов изобразительной техники. В ее основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Формируются мыслительные операции, дети знакомятся с различными предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. Воспитываются нравственно-волевые качества.

Тематика методических материалов – клей, бумага, ножницы, салфетки, клеенки, картон.

Методы работы:

словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);

творческий (элементы изо-терапии, сказкотерапии, музыкотерапии);

игровой (использование упражнений в игровой форме).

3. Список используемой литературы

Основная

1. Грей Д. «Дети-небес»/ Перев. с англ. - М.: ООО Книжное издание

«София», 2020.- 352 с. 
2. Курпатов А.В. «Счастливый ребенок». - СПб.: Нева, 2020. -448с.

3. Кехо Д. «Сила разума для детей». - Минск: Попурри, 2019.- 176 с.

4. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». - СПб.: Речь, 2018. -160с.

5. Стишенок И.В. «Тренинг уверенности в себе».- Санкт-Петербург; Москва; Речь, 2020.- 240 с.

Дополнительная

1. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу».- Минск, «Красико-Принт», 2019. - 96 с.

2. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу».- Минск, «Красико-Принт», 2020. - 96 с.

3. Журнал «Школьный психолог». - Москва, ООО «Первое сентября», 2019. - 64 с.

4. Журнал «Беспризорник». - Москва, 2020.-56с.

Интернет источники

1. https://www.Psihomed.com

2.https://www. infourok.ru

3. https://www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель".

Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Музыкальная карусель»

Актуальность данной программы в том, что ребенок имеет в этом возрасте потребность в игровой деятельности, через которую осуществляется общее музыкальное развитие – это  развитие  музы...

Дополнительная Общеобразовательная (общеразвивающая) программа по развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольников «Я, ты, мы»

  Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» имеет социально-педагогическую направленность. Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» - это курс разв...

Методическая разработка мастер-класса по теме «Гимнастика чувств. Эмоциональная свобода. Сценическая импровизация» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мультимедийный театр «Сфера»

Данный мастер-класс создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, направлен на снятие эмоциональных барьеров в общении, создаёт ситуацию успеха, позволяя участникам проявить себя. Цель за...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Математическая карусель»

Программа курса «Математическая карусель» - образовательная, естественнонаучного направления, ориентированная на активное приобщение детей к познанию окружающего мира. Данная программа поз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр юного зрителя «Карусель»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности «Театр юного зрителя «Карусель» Уровень программы: стартовыйСрок реализации: 1 год (34 ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Эмоциональный интеллект»

Дополнительная общеразвивающая программа психологической направленности «Эмоциональный интеллект» отличается оригинальной авторской идеей и позволяет коренным образом изменить взгляд подро...