Рекомендации по взаимодействию с детьми с РАС на мероприятиях с их участием
статья по психологии

Рекомендации по взаимодействию с детьми с РАС на мероприятиях с их участием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuptsova_anna_romanovna.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Купцова Анна Романовна

Психология

Филиал МОУ "Средняя школа №5"

Рекомендации по взаимодействию с детьми с РАС на мероприятиях с их участием

У детей с РАС присутствует нарушение обработки сенсорной информации – проблемы с процессами обработки информации от одной или более из семи сенсорных систем: зрительной, аудиальной, тактильной , обонятельной, вкусовой, вестибулярной или проприоцептивной.

При этом возможны как сверхчувственность  ко входным сигналам, так и гипочувствительность (сниженная чувствительность).

Обработка информации от одной или нескольких систем может быть нарушена настолько, что каждодневные ощущения воспринимаются как невыносимо интенсивные или вообще не воспринимаются. Такое состояние называется «сенсорная перегрузка»: один или более из каналов чувственного восприятия переполняется и человеку становится сложно на чём-либо сконцентрироваться. В ряде инцидентов сенсорная перегрузка может привести к срыву (мелтдаун) – аутической истерике, которая характеризуется самоповреждениями, криками, потерей сознания.

Поэтому нужно придерживаться следующих минимальных советов при взаимодействии с детьми с РАС в рамках мероприятий с их участием:

  • Переведите свои устройства связи и записи в беззвучный режим. Звуки определённой частоты и длительности вызывают у детей с РАС перегрузку, особенно при внезапном их включении и резкости звуков. Ребенок будет выглядеть рассеянным, ошарашенным, зажимать уши.
  • Визуальные подсказки и планы на месте проведения мероприятия. Помещения, в которых проходит мероприятие, должны быть снабжены визуальными подсказками: стрелки-указатели, планы. Цвета и шрифты не должны быть вычурными или блестящими. Как правило, участники мероприятия обеспечиваются именными бейджами.
  • Не используйте съёмку со вспышкой. Это может вызвать перегрузку повизуальному каналу.
  • Не прикасайтесь к детям с РАС без получения разрешения на физический контакт. Не протягивайте руку для пожатия первыми, не хлопайте по телу с целью привлечь внимание.
  • Обязательно спросите, как обращаться к ребенку (какую форму имени использовать). И при озвучивании вопросов используйте лишь эту форму. У множества детей с РАС сложности с откликом на имя.
  • Говорите прямо, чётко. Сторонитесь шуток, намёков, иносказаний. Не ожидайте постижения того, что кажется явным – проговаривайте это. По возможности формулируйте вопросы, используя терминологию и соблюдая краткость.
  • Обязательно ставьте перерыв между выступлениями человека с аутизмом, если он задействован в нескольких сессиях.
  • Это необходимо для спокойного переключения между задачами и саморегуляции.
  • По возможности говорите тихо, обращайтесь к ребенку по очереди, дождитесь, когда он договорит.  Одновременные диалоги нескольких человек, громкие разговоры, смех вызывают перегрузку и невнимательность.
  • По возможности старайтесь не глядеть друг другу в глаза. У большинства детей с РАС это стимулирует тревогу и перегрузку, даже если они обучены имитировать зрительный контакт.
  • По возможности не используйте сильно пахнущую косметику, духи и не курите перед приходом в помещение. Гиперчувствительность в сфере обоняния может привести  к тому, что ребенок откажется заходить в помещение с ярко выраженными запахами.
  • Помните, что обращение к вам без использования так называемых вежливых слов и выражений (к примеру «Перефразируйте вопрос» вместо «Пожалуйста, задайте вопрос иначе») не представляет собой преднамеренной грубостью. Стиль общения в форме «запрос-ответ» по механическому типу – естественная форма коммуникации детей с РАС.
  • Учитывайте, что нестандартный глазной контакт, тон голоса, ориентирование корпуса во время разговора не в вашу сторону не значит отсутствие интереса или агрессивности. Это делается для фокусирования на активации устной речи и помогает справляться с сенсорной перегрузкой во время общения.

Каждому специалисту, работающему с детьми с РАС, необходимо:

– организовывать окружающую среду (в том числе уметь подбирать нужное сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений;

– предоставлять ребенку возможности получать приятные ощущения безопасным для него способом для регулирования эмоционального состояния.

– понимать, что у каждого ребенка с аутизмом имеется свой собственный индивидуальный сенсорный профиль (нет двух одинаковых детей с РАС);

Литература:

  1. Банди А. Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция: теория и практика. М.: Теревинф, 2017. 768 с.
  2. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме.

Министерство образования и науки Российской Федерации, Международный институт аутизма. Красноярск, 2014. 179 с.

  1. Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей

с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта. СПб.: Скифия,

2016. 368 с.

  1. Эльнебю И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей. Мн.: Белорусский экзархат Белорусской православной Церкви, 1999. 108 с.
  2.  Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта,

способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004. 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми

Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. ...

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми

Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. ...

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми даёт учитель-логопед Стародубцева Е.В..

Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. ...

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми...

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми...

рекомендации по взаимодействию с детьми с РАС

Советы для педагогов, родителей и посторонних взрослых...

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...