Семинар-практикум для педагогов "Как общаться с трудными подростками"
план-конспект по психологии

Вальчук Оксана Викторовна

Семинар-практикум на развитие коммуникативной компетенции «Как общаться с трудными обучающимися» (для педагогов 5-11 классов). Включен конспект, листы для заполнения и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon seminar-praktikum_dlya_pedagogov_trudnye_podrostki.zip2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Разогрев: Включение, переключением внимания и эмоций участников тренинга на «здесь и теперь»: предлагается описать свое состояние явлениями природы (либо показать позой) и рассказать о своих ожиданиях (несколько слов) от встречи.

Введение в тему: Отклоняющее поведение, трудный ребенок, девиация все это слова в последнее время всё чаще на слуху - как следствие изменения социально-экономических, политических условий, системы воспитания и уязвимости возраста. И, пожалуй, каждый из нас на практике встречал подобных учеников. Так, кого мы так называем?

Задание 1. Психологический портрет/Фронтальный опрос

Продолжите фразу: «Трудный учащийся – это …»

Фиксация и обобщение ответов (т.е. поведение, которое не соответствует нашим ожиданиям и нашим критериям «хорошего» поведения и соответственно вызывает негативные чувства)

Задание 2. Назовите проблемы в работе с «трудными детьми»  

Работа в группах. Разделитесь на 2(3) группы по 4-5 чел. (работа в группах 3-5 мин, выступление групп – по 1 мин., обсуждение результатов работы – 2 мин.)

Задание для групп: Составьте перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги при взаимодействии с «трудными детьми».

Обобщение ответов. К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся следующие:

  • Вызывающее поведение.
  • Вседозволенность, стремление избежать требований, правил;
  • Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию, неорганизованность, импульсивность;
  • Лживость;
  • Обидчивость, агрессивность;
  • Тревожность;
  • Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости;
  • Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми;
  • Проблемные взаимоотношения со сверстниками;
  • Трудности в обучении;
  • Невыполнение домашних заданий
  • Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов;
  • Отсутствие позитивных жизненных целей.

Предлагаю познакомится со структурой дезадаптации (Беличевой) и мнением учащихся «Трудный учащийся – это…»

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы, причины поведения, мы сможем правильно строить общение. Правильная стратегия создает условия, приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. 

Задание 3: Погружение в мир «трудного» ребенка. (Обсуждение мини-группах вопросов (7 минут): Что он чувствует, ощущает в школе? Как он смотрит на мир (как он воспринимает окружающих)? Чего он хочет, к чему стремится? Почему ребенок оказывает сопротивление взрослому?

Американский педагог Рудольф Дрейкурс на основе своих наблюдений выделил четыре мотива плохого поведения или четыре цели поведения.

Каждая категория мотива подразумевает свою цель, плохим поведением ребенок чего-то достигает или стремится достичь. Чтобы понять, какую цель преследует поведение ребенка, стоит обратить внимание на последствия такого поведения: 1. наблюдайте вашу собственную реакцию на поведение ребенка, ваши чувства и эмоции; 2. наблюдайте реакцию ребенка на вашу попытку коррекции. 

Мотивы отклоняющегося поведения (Р. Дрейкурс)

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

«Не буду пробовать, все равно не получится»

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли и обид

Нет

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, возможно, страх

Обида, боль, опустошение

Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращает

Прекращает выходку, когда сам решит

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение.

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций.

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нём

Поддержка ученика, чтобы его установка « Я не могу» сменилась на установку «Я могу»

Ситуативные задачи: Работа по группам. Каждой группе дается бланк с заданием, в котором указаны проблемы (наиболее распространенные при взаимодействии и обучении «трудного ребенка»

Задача каждой группы: найти методы и способы реагирования, адекватные ситуации, и пути оказания помощи «трудному ребенку».

Проблема

Что нужно делать?

Как это делать?

Вызывающее поведение. Ученик громко разговаривает на уроке. На замечания педагога отвечает: «Я не с Вами разговариваю».

Отсутствие волевого контроля, импульсивность.

Учащийся подсказывает, выкрикивает с места, комментирует все происходящее на уроке.

Ложь.

Учащийся лжет с целью оправдания своего поступка.

Агрессия со стороны учащихся (словесная, физическая).

Ребенок со злостью рвет тетрадь, толкает парту и т.д

Заниженная самооценка и тревожность.

Отвечает неуверенно, тихо, непоследовательно, по наводящим вопросам.

Низкий уровень способностей.

Учащийся не справляется со школьной программой.

Представление результатов работы представителями от каждой группы.

Обсуждение, обмен мнениями и впечатлениями и подведение итогов работы в группах.

Принципы конструктивного взаимодействия

Один из самых главных принципов работы с трудными детьми: никогда не действовать по первому импульсу. У нас на каждую ситуацию в запасе один «патрон»: выстрелишь в цель – добьешься успеха, промажешь – ошибку уже не поправить.
В этой связи совет: «Если ты не знаешь, что делать, не делай ничего. Оставь эту ситуацию, пока ты ее не обдумаешь».

        Правило 1.         Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.

        Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски». Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, «заводят» нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

        Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы говорили о твоем поведении и всегда одно и тоже») и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя «всегда» так ведут себя или «всегда будут» это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.

Правило 2. Обезоруживайте спокойствием

Займитесь своими негативными эмоциями.

Когда ученик демонстрирует «плохое» поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.

        Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки «благородного гнева», он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.

        Правило 3.  Обсудите проступок позже.

        Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.

Правило 4. Позвольте ученику «сохранить лицо».         

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать «По-своему». В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: «Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом».

Правило 5. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения.         Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.

Правило 6. Научите прощать
Трудный ребенок постоянно пребывает в состоянии обороны и поэтому ведет себя агрессивно. Таким детям нужно объяснять, что мир таков, каким он кажется, и если ты воспринимаешь мир как злой, жестокий, он будет поворачиваться к тебе этой стороной. Ребенок говорит «меня все ненавидят», и мы вместе разбираемся, почему у него такое впечатление. Чаще всего выясняется, что все относятся нормально, просто бывают недоразумения и недопонимание. А в таких случаях нужно уметь прощать. Важно научить этих детей прощать мир и еще важнее – научить окружающий мир прощать этих детей.

Правило 7. Договаривайтесь с родителями
Если учитель хочет достичь положительных изменений, начинать разговор с родителями нужно со слов: «У вас хороший ребенок, но у него трудности вот с этим. Давайте подумаем, как ему помочь. Может быть, вы его слишком ругаете? Может быть, он не высыпается?».
Это поразительно, но, по статистике, многие родители убеждены: чем больше мы будем его ругать, чем сильнее наказывать, тем лучше будет ребенок.
Папам и мамам бывает нелегко объяснить, что ребенка надо любить, уважать и терпеть. Но надо стараться, искать доходчивые аргументы.

Правило 8. Не усложняйте ситуацию
Есть простые психологические приемы.
Когда ученик стоит, с ним не стоит общаться сидя. Можно разговаривать стоя, но лучше предложить ученику сесть. В противном случае получается, что на сознательном уровне восприятия учитель пользуется своей начальственной привилегией. А на подсознательном уровне ученик психологически занимает доминирующую позицию – сверху вниз. Слова, звучащие снизу, не воспринимаются как что-то весомое.

Для доверительной беседы лучше, чтобы лицо ребенка было на уровне лица взрослого. Если же нужно «надавить» на ребенка (такое тоже бывает), надо постараться сесть так, чтобы его лицо было чуть ниже.

Упражнение «5 (10) хороших качеств».

Цель: научится не концентрировать внимание только на отрицательных чертах в поведении ребенка, видеть в нем позитивное.

Задание: назовите 5 (10) хороших качеств самого трудного ученика..

8. Подведение итогов работы: ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО: они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.

 Любое плохое поведение ребенка – это способ найти контакт со взрослыми. Если дети уверены, что их любят, ценят, понимают, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать. И наша задача найти контакт с любым даже самым «трудным ребенком» и выстроить с ним конструктивное взаимодействие.

9. Рефлексия.

Вопросы для обратной связи:

 Что запомнилось на занятии?

Что вызвало затруднения?

Полезным ли было занятие лично для вас?

Что бы вы изменили в ходе занятия?

Каждому педагогу вручается буклет «Способы преодоления типичных отклонений в поведении у школьников».

Список литературы

1.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением/Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.

2. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528с.

3. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/автор-сост. И.В. Чумаков. – Волгоград: Учитель, 2008. – 462с.

Приложение 1

Задание 1

Проблема

Что нужно делать?

Как это делать?

Вызывающее поведение. Ученик громко разговаривает на уроке. На замечания педагога отвечает: «Я не с Вами разговариваю».

Агрессия /Привлечение внимания

Остановить. Обсудить поведение только после успокоения

Возможно-юмор

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Остановить спокойно, действовать при минимуме слов

 Опирайтесь на положительные качества подростка (любовь к природе, животным, музыке, спорту) и развивайте их, постепенно меняя отношение к другим предметам и явлениям, к окружающим людям, учителям, родителям, к учебе, труду и т.п.

Отсутствие волевого контроля, импульсивность.

Учащийся подсказывает, выкрикивает с места, комментирует все происходящее на уроке.

Гиперактивные/привлечение внимания

Направлять энергию в позитивное русло (раздать тетради, за что-то отвечать..); деятельность ребенка должна быть успешной, чередование видов деятельности.

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение.

С ребенком нужно договариваться, спокойно и последовательно; поощрять за сосредоточенность и целенаправленную деятельность

Введение привычных для детей норм (ритуалов). Это могут быть совместные действия по типу: встали, собрались, вместе пошли, проверили работы, помогли другому и т.п.

Ложь.  

Учащийся лжет с целью оправдания своего поступка.                         

     

             

Социальная оценка-«положительный социальный образ»/ высокая социальная тревожность

Обсудить поступок наедине, позволить высказать свое мнение и оценить свой поступок; не поощрять ложь, выяснить причины лжи (причина-следствие: сокрытие плохой оценки от родителей-наказание). Развитие доверительного общения, развитие ответственного поведения

Хвалить за признание неправоты, лжи.

Опирайтесь на положительные качества подростка и развивайте их, постепенно меняя отношение к другим предметам и явлениям, к окружающим людям, учителям, родителям, к учебе, труду и т.п.

 

Задание 2

Проблема

Что нужно делать?

Как это делать?

Агрессия со стороны учащихся (словесная, физическая).

Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения.

Агрессия /Привлечение внимания /месть

Остановить. Нравоучения неуместны. Обсудить поведение только после успокоения

Возможно-юмор

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Остановить спокойно, действовать при минимуме слов. 

Опирайтесь на положительные качества подростка и развивайте их, постепенно меняя отношение к другим предметам и явлениям, к окружающим людям, учителям, родителям, к учебе, труду и т.п.

Заниженная самооценка и тревожность.

Отвечает  неуверенно, тихо, непоследовательно, по наводящим вопросам.

Создавать ситуацию успеха, атмосфера безопасности на уроке дифференцированные задания

 

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась
на установку «Я могу»

Включать и чередовать различные виды и формы работы на уроке и при подготовке домашних заданий.

Эффективна индивидуальная работа

Низкий уровень     способностей.

Учащийся не справляется со школьной программой.

Найти сильные стороны – упор на них (зрительная память…),

Создавать ситуацию успеха (например при групповых, творческих работах), вовлекать и мотивировать на уроках

Привлечь психолога для выявления резервных возможностей, консультация ПМПК

Дифференцированные задания на уроках и дома,

научить составлять и использовать во время ответов на уроке опорный план.

Вариант-обучение по адаптированной программе

Предлагать детям пересказывать своими словами задания, объяснять его другим, описывать ситуации, организовывать обсуждения, при котором дети должны понять друг друга.

Приложение 2

Задание 1

Проблема

Что нужно делать?

Как это делать?

Вызывающее поведение. Ученик громко разговаривает на уроке. На замечания педагога отвечает: «Я не с Вами разговариваю».

Отсутствие волевого контроля, импульсивность.

Учащийся подсказывает, выкрикивает с места, комментирует все происходящее на уроке.

Ложь.  

Учащийся лжет с целью оправдания своего поступка.                         

     

             

 Задание 2

Проблема

Что нужно делать?

Как это делать?

Агрессия со стороны учащихся (словесная, физическая).

Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения.

Заниженная самооценка и тревожность.

Отвечает  неуверенно, тихо, непоследовательно, по наводящим вопросам.

Низкий уровень     способностей.

Учащийся не справляется со школьной программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей подростков.

Рост психологического неблагополучия в среде подростков говорит нам о том, что взрослые  не совсем готовы и не приспособлены к решению проблем в стадии подросткового кризиса детей. Иногда некотор...

"Стратегии взаимодействия с "трудными" детьми" семинар-практикум для учителей

Семинар для педагогических работников по изучению мер экстренного реагирования с учащимися, демонстрирующими поведение, не отвечающие общепринятым нормам. Приведены примеры воздействий на детей, привл...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ. ПУТИ ИХ ВОСПИТАНИЯ» (выступление на методическом объединении)

Свое выступления я бы хотела начать словами С.Давидова: Кто-то когда-то должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – «трудные» дети?Вечный вопрос и большой, как нарыв.Вот он сиди...

Как общаться с трудными подростками

Рекомендации для повышения эффективности педагогического общения с «трудными» подростками....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».  ...

Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"

Настоящий семинар -практикум дает возможность понять  психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков"

На сегодня наука еще не в состоянии точно регистрировать суицидальные намерения, так как психологи не могут охватить вниманием всех подростков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском общен...