Аутодеструктивное поведение у детей и подростков и выученная беспомощность
статья по психологии

Скорик Анна Юрьевна

Статья анализирует соотношение аутодеструктивного поведения подростков и феномен выученной беспомощности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аутодеструктивное поведение у детей и подростков
и выученная беспомощность

Аутодеструктивное поведение подростков – это проявление искажения процесса социализации. В результате подростки причиняют существенный вред своему физическому, психологическому и социальному благополучию. Аутодеструктивное поведение может проявляться в различных формах:

1. Суицидальное поведение.

2. Пищевая зависимость.

3. Химическая зависимость — наркомания, токсикомания, алкоголизм.

4. Фанатическое поведение — участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.

5. Аутическое поведение.

6. Виктимное поведение.

7. Занятия экстремальными видами спорта.

С точки зрения социально-когнитивного  подхода, аутодеструктивное поведение является производной двух взаимозависимых и взаимообусловленных факторов — внешних и внутренних.

К внутренним факторам относятся

  • возрастные особенности,
  • личностные особенности,
  • специфика протекания биологических, эмоциональных и когнитивных процессов (особенности нервной и эндокринной системы),
  • установки и убеждения,
  • субъективные оценки рискованности поведения.

К внешним факторам, обуславливающим поведение, относится выбор индивидуальных стратегий совладания со стрессом (стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, обманом, предательством, крахом надежд, разочарованием и т.п..). На выбор стратегии влияют как личностные особенности, так и предыдущий опыт человека, который формируется в процессе индивидуальной жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой. При этом уровень адаптивности повышается или снижается под влиянием воспитания, обучения, условий и образа жизни, и под длительным и сильным воздействием экстремальных факторов.

Рискованные модели поведения  очень часто обусловлены избеганием стресса и низкими адаптационными возможностями личности.

Пассивное, неадаптивное поведение человека называют феноменом выученной беспомощности. Выученная беспомощность (learned helplessness) — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»).
Синдром выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером (Seligman, Maier, 1967) на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током. Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности.

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:

  •  испытывает поражение, несмотря на все усилия;
  •  переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
  • оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию — у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается.

Суть открытия состояла в том, что эта пассивность, или беспомощность, имеет своим источником воспринимаемую животным независимость результатов  (исходов) от его действий (усилий). Опыт убеждал, что их действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, что порождало ожидание неподконтрольности результатов собственных действий, ощущение неспособности контролировать события (ситуацию), соответственно, бессмысленность усилий. Селигман отмечал, что выученная беспомощность формируется к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий.

Негативные последствия выученной беспомощности проявляются как дефицит в трех областях — мотивационной, когнитивной и эмоциональной:

  • снижение мотивации – неспособность  действовать, активно вмешиваясь в ситуацию;
  • когнитивный дефицит - неспособность обучаться действию в аналогичных ситуациях;
  • эмоциональный дефицит - долгосрочные эмоциональные переживания (подавленное состояние, депрессия).

В семье дети с признаками личностной беспомощности больше склонны тяготеть к одному из родителей. Им свойственно стремление к уединению, они предпочитают проводить время в одиночестве, нежели в большой группе детей, стараются держаться обособленно в ситуациях, предполагающих деятельность в группе. Беспомощным детям свойственны замкнутость, эмоциональная неустойчивость, сдержанность, беспечность, робость, эмоциональная сензитивность, напряжённость. Можно предположить, что в семье такой ребенок приучен к тому, что ему отводится пассивная роль, его мнение не имеет решающего значения в принятии решения, родители не позволяют ребенку получить опыт ответственности и лидерства внутри семьи, он не приучен к тому, чтобы оказывать влияние на ход событий внутри семьи.

Дети, находящиеся под прессингом учителей, родителей или иных доминирующих личностей, для создания субъективной контролируемости выбирают различные формы рискованного поведения для совладания со стрессом и формирования субъективного ощущения контроля над ситуацией повседневной жизни. Хулиганские действия, драки, курение, употребление психоактивных веществ используется ими для совладания со стрессом и формирования чувства управления ситуацией.

Чтобы избавиться от приобретенной беспомощности, нужно начать фокусироваться на позитивных действиях, которые несут результат, на положительном опыте и эмоциях. Это позволит разорвать привычные шаблоны поведения и мышления. Человек с оптимистическим взглядом на жизнь воспринимает провал как событие, которое просто было неудачным, или как новый вызов, а не как постоянное отражение его способностей.

Литература:

1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности –М.:Республика, 1994

2. А. В. Шаболтас, Д. А. Жуков. Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс .Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1

3. С. В. Кривцова. Тренинг:учитель и проблемы дисциплины М.:Генезис, 1997

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.:Педагогика - Пресс,1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков " Умей сказать "НЕТ!"

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков "Умей сказать " НЕТ!" способствует созданию условий, пр...

ПРОГРАММА «ПОЗИТИВ» (превенция суицидального поведения среди детей и подростков)

Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.В. Маяковский...

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...

суицидальное поведение среди детей и подростков

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. В связи с этим, проблема суицидов стала предметом из...

Педагогическая диагностика, коррекция и профилактика агрессивного поведения у детей и подростков

Почти в каждом классе втречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять......

«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...