Воспитательная практика "Вместе весело играть"
методическая разработка по психологии

Врспитательная практика "Вместе весело играть"

https://disk.yandex.ru/i/r3UrW1QfnwftGw

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22750_pasport_10_1.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Вместе весело играть»


Автор воспитательной практики:

Педагог-психолог МДОУ

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма

Косьянова Елена Николаевна

г. Надым

2024 г.

Описание воспитательной практики

Структурные компоненты

Содержание

обоснование актуальности воспитательной практики

Сегодня, в эпоху высоких технологий и игровых компьютерных разработок, когда в каждом доме есть гаджеты, настольные игры незаслуженно забыты. И, зачастую, родители не понимают, зачем покупать детям настольные игры, если в интернет-сети много бесплатных развлекательных и развивающих игр. В ритме стремительной современной жизни, порой, у взрослых нет времени, а иногда и желания, выделить час-другой, для того чтобы поиграть с детьми.

Современный ребенок, хоть и живет в виртуальных реалиях, но тоже был бы не прочь покидать кубик по игровому полю увлекательной настольной игры или первым закрыть карточки в игре «Лото» деревянными бочонками.

Игра для ребенка – это первый вид деятельности, через который он познает не только окружающий мир, но и свое место в этом мире и самого себя. Отличие и преимущество настольных игр от виртуальных заключается в том, что ребенок учится не только свободно владеть речью, развивать когнитивные функции и развивать тактильность, но взаимодействовать с другими игроками, будь, то сверстники или взрослые близкие люди.  Через «живую» игровую деятельность дети учатся навыкам проигрыша или выигрыша, подчинения правилам и инструкциям, у них формируется внутренняя мотивация и опыт правильного взаимодействия в социуме, ведь основной функцией настольных игр становится подготовка ребенка к реальной жизни через игру.

Учитывая разнообразие настольных игр, я  использую их в своей практике, как один из самых успешных методов развития и коррекции коммуникативных нарушений и эмоциональной деформации. Ведь через игровое действие и взаимодействие у ребенка непроизвольно и  ненавязчиво развиваются интеллектуальные, поведенческие и личностные навыки и способности, которые пригодятся ему не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

краткое описание (аннотация) воспитательной практики

Воспитательная практика «Вместе весело играть» разработана для детей старшего дошкольного возраста с коммуникативными и эмоциональными нарушениями. Первый этап – подготовительный,  проводится в октябре, во время плановой диагностики детей при помощи методик «Кактус» М.А. Панфиловой и «Рукавички» А.Г. Цукерман.

Полученные данные этих методик позволяют выявить у каждого конкретного ребенка состояние эмоциональной сферы, наличие уровня агрессии и конфликтности, степени сформированности сотрудничества и кооперации, и сформировать группы для коррекционных занятий. Занятия   по разработанной практике проводятся с подгруппой детей до 12 человек, продолжительность которых составляет 25 - 30 минут, рекомендовано проводить в кабинете педагога-психолога, в котором участники чувствуют себя комфортно и могут свободно располагаться и передвигаться.

Занятия делятся на несколько этапов:

I. Ритуал приветствия (проигрывание психологического этюда).

II.Разминка (психологическая игра, упражнение на снятие мышечного и психологического напряжения).

III.Знакомство с настольной игрой. Психолог знакомит детей с игрой, рассказывает правила игры и поведения во время игры. Особое внимание психолог обращает на соблюдение очередности и на то, что неизбежно кто-то станет победителем, а кто-то проигравшим. Возможно, будет обидно, неприятно, но в следующий раз победит кто-то другой и нужно учиться радоваться за успех другого ребенка, научиться оказывать поддержку тому, кто в этом нуждается.

IV. Проведение игры.

V. Рефлексия занятия (каждый участник высказывается о трудностях, которые сегодня смог преодолеть и своих победах).

VI. Ритуал прощания (проигрывание психологического этюда).

Во время начала и окончания занятий дети сидят по кругу – на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

На  последнем занятии проводится повторная диагностика с целью определения эффективности проведенных занятий.

цель воспитательной практики

развитие эмоционального  и коммуникативного потенциала детей старшего дошкольного возраста как фактора всестороннего гармоничного развития личности ребенка посредством настольных игр.

задачи воспитательной практики

 Через интерес к настольным играм развивать у детей:

- коммуникативные навыки и умения;

-  эмоциональную произвольность.

- создание предметно-пространственной развивающей среды;

 - разработка картотеки настольных игр на весь период проведения воспитательной практики.

планируемые результаты воспитательной практики

 - у детей вырос уровень коммуникативного и эмоционального развития;

- создана предметно-пространственная развивающая среда;

 - разработана картотека настольных игр.

целевая аудитория воспитательной практики и количество участников

Воспитанники старшего дошкольного возраста (2 старших и 2 подготовительных групп)  детского сада «Белоснежка» г. Надыма.

кадровые ресурсы реализации воспитательной практики

Социально-психологическая служба, педагоги старших и подготовительных групп, родители.

научно-методические ресурсы реализации воспитательной практики

Для успешной реализации практики целесообразно использовать следующие психодиагностические методики:

  1. Методика «Рукавички» А.Г. Цукерман (Приложение 2).
  2. Методика «Кактус» М.А. Панфиловой (Приложение 3)
  3. Картотека по психогимнастике и пальчиковой гимнастике.
  4. Картотека настольных игр.
  5. Сборник релаксационных упражнений.

материально-технические ресурсы реализации воспитательной практики

- 15-20 настольных игр с аннотациями различной тематики и направленности;

-   отдельный кабинет для проведения занятий, оборудованный в соответствии с требованиями Сан ПиН 2.4.2.2821-10, имеющий круглые детские столы и игровую зону;

 - карандаши и бумага формата А – 4 для проведения диагностики.

ресурсы социального партнерства и проч.

 Трансляция опыта воспитательной практики «Вместе весело играть» в других ДОУ и Центре социальной помощи семье и детям «Домашний очаг» г. Надыма, в рамках социального партнерства.

формы реализации воспитательной практики (краткое описание мероприятий в рамках реализации воспитательной практики)

Формы реализации воспитательной практики:

Мероприятия первого этапа (1-е занятие) – подготовительного: игра-приветствие, диагностическое упражнение с элементами арт-терапии - работа детей индивидуально и в парах, игровое упражнение с ритуалом прощания.

Цели данного этапа:

  1. Выявить детей с имеющимися трудностями в общении и развитии эмоциональной сферы.
  2.  В соответствии с выявленными трудностями подобрать настольные игры для проведения коррекционно-развивающей работы.
  3. Создать условия для проведения коррекционно- развивающей работы.

Мероприятие второго этапа (с 2-го по 11-е занятия) - практического: игровые разминки, игровые занятия с настольными играми, рефлексия занятий, игровые упражнения с ритуалом прощания.

Цели данного этапа:

1.Обучить детей правилам настольной игры.

2.Через игровую деятельность прививать навыки эффективной коммуникации и эмоциональной произвольности.

3. Формировать навыки проигрыша и правильному выплеску эмоций.

Мероприятия третьего этапа (12-е занятие) – аналитическогого: диагностическое упражнение с элементами арт-терапии - работа детей индивидуально и в парах, анализ и интерпретация психодиагностических данных.

3.Оценка эффективности коррекционной работы

Цель данного этапа: оценить эффективность внедрения коррекционно-развивающей программы на основе полученных данных диагностики.

период реализации воспитательной практики

 6 месяцев с октября по март в рамках одного учебного года - после проведения плановой диагностики – занятия проводятся 2 раза в месяц. На первом и последнем занятии проводится входная и заключительная  диагностика с целью определения эффективности проведенных занятий.

результаты реализации воспитательной практики (количественные и качественные).

Через интерес к настольным играм у детей развиты:

- коммуникативные навыки и умения (дети научились работать в группах, договариваться и распределять роли) – 96 %;

  -  эмоциональная произвольность (дети умеют управлять своими эмоциями, чувствами и переживаниями) – 93 %.

- создана предметно-пространственная развивающая среда;

 - разработана картотека настольных игр на весь период проведения воспитательной практики.

дополнительные материалы (рисунки, диаграммы, таблицы и т. п.)

Приложение 1. Таблицы диагностики

Приложение 2. Кактус

Приложение 3. Рукавички

Приложение 4. Примерное тематическое планирование

Приложение 5. Примерная картотека

использованная литература, ссылки, сайты

  1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты [Текст]. – М.: «КСП», 2012.-  320с.
  2. Галанов А.С. Психодиагностика детей [Текст] /А.С. Галанов. – М.: Сфера, 2002.-122 с.
  3. Крылова Т.А, Суморокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны  [Текст]/Т.А. Крылова, А.Г. Суморокова.- СПб.: Сфера,2011. 139 с.
  4. Лесина С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л. Коррекционно-развивающие занятия по снижению детской агрессии. Волгоград: Издательство «Учитель», 2013.
  5.   Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов [Текст] /А.С. Спиваковская. -М.: изд-во МГУ,1988
  6. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребнка: ООО «ТЦ Сфера», 2009
  7. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка [Текст] / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.-.245 с.
  8. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие [Текст]/А.М. Щетинина.- Великий Новгород,: НовГу им. Ярослава мудрого , 2000.- 88с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника "Свела, соединила нас веселая игра"

В нашей школе на протяжении многих лет существуют свои традиции. К ним относится и проведение для выпускников  школы (9 кл.) праздника,посвященного подвижной игре. И менно она составляет основное...

Сценарий весёлых стартов "Вместе весело играть"

Физическая культура и спорт не просто прививают здоровый образ жизни-без табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, - но и помогают развитию духовных и качественных качеств....

Конспект занятия "Вместе весело играть"

Занятие расчитано на группу детей (10 - 12 человек) и решает такие задачи, как: развитие эмоциональной сферы ребенка; формирование позитивного сотрудничества со взрослыми и другими детьми; воспитание ...

Воспитательный час: "Веселые старты"

Конспект воспитательного часа по направлению здоровье. Проведен в 8 классе коррекционной школе....

Воспитательный час: "Веселые старты на каникулах"

Воспитательный час по направлению здоровье. Проведен в 8 классе коррекционной школе....

Сценарий летнего воспитательного мероприятия "ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ"

Материалы предназначены для внеклассной работы с детьми и подростками с нарушением интеллекта...

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"...