Выступление на региональном МО "Использование в работе психолога нейроигровых и кинезиологических упражнений"
презентация к уроку по психологии
Краткое описание предложенной презентации по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в работе педагога-психолога нейроигровых и кинезиологических упражнений для коррекции и развития высших психических функций и речи у детей с ОВЗ. (Слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги!
(Слайд 2) Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию одну из форм работы (возможно для кого-то из присутствующих эта форма не новая, для меня - открытие этого учебного года) - это использование игровых нейро и кинезиологических упражнений на занятиях педагога-психолога.
Несколько слов о нейропсихологии.
(Слайд 3) Головной мозг считается самой сложной системой человеческого организма: он управляет всей нашей деятельностью. Проследить связь между его работой и психическим поведением человека помогает нейропсихология
(Слайд 4) Нейропсихология – это достаточно молодая наука о взаимосвязи психических процессов (память, мышление, внимание, речь и т.д). с работой головного мозга, его отделов, правого и левого полушария.
Предметом исследования нейропсихологии становится внимание человека, возможности его концентрации и переключения. Также под область изучения попадают речь, эмоции, виды мышления, способность к самостоятельному принятию решений и волеизъявлений, возможности контролировать любую деятельность. Все эти механизмы нейропсихология связывает с созреванием мозговых структур, которые отвечают за то или иное физическое или мыслительное действие, совершаемое человеком.
Человеческий мозг живет и развивается по своим биологическим законам. На развитие головного мозга большое влияние оказывает то, как протекала беременность будущей мамы. Одной из причин, почему познавательные функции ребенка могут быть нарушены, являются осложнения при беременности или сложные роды (гипоксия плода, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания).
Многие современные дети с самого раннего возраста отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья).
Такие дети долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Долго остаются недоступными рисование, использование ножниц. У данной категории детей, наряду с проблемой координации, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью есть речевые нарушения. В первый год жизни ребенка показывают неврологу. Если есть симптомы, которые его настораживают, то врач направляет к нейропсихологу. У нас нейропсихологов поблизости нет, а дети с вышеуказанными проблемами в наличии. Однако мы можем использовать в работе технологии, предлагаемые детской нейропсихологией.
(Слайд 5) В настоящее время в образовательный процесс внедряется использование нейропсихологических технологий в работе с детьми дошкольного, младшего школьного и детьми с ОВЗ.
Нейроигры – относятся к здоровьесберегающей и игровой технологии, которая позволяет расширить возможные границы головного мозга. Нейропсихологические игры и упражнения может проводить с детьми не только педагог-психолог, воспитатель, педагог, но также родители, соблюдая несколько требований: точное выполнение упражнений, систематичность выполнения, постепенное усложнение
Первое знакомство обучающихся 2 и 3 класса с понятиями «мозг (Страна Нейро), нейрон (Нейрончик), нейроигры» в ходе проведения недели психологии и логопедии «Учимся, играя».
(Слайд 6) Что такое нейроигры и почему они важны?
Нейроигры— это специально разработанные упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга. Они помогают улучшить память, внимание, мышление и координацию движений у детей дошкольного, младшего школьного возраста, у детей с ОВЗ. Главная цель нейроигр — развивать высшие психические процессы и стимулировать синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Зарубежные и отечественные психофизиологи говорят о том, что единство работы полушарий обеспечивает «оптимальность результатов деятельности».
Согласно исследованиям, дети, регулярно занимающиеся нейроиграми, показывают на 30% лучшие результаты в обучении по сравнению со сверстниками. Это происходит благодаря тому, что нейроигры стимулируют работу обоих полушарий мозга одновременно, что крайне важно для гармоничного развития ребенка.
(Слайд 8 ) Обычно под категорией нейропсихологические упражнения понимаются такие активности, как ползание, двуручное рисование, жонглирование и кинезиологическая гимнастика.
Правильно подобранные упражнения могут способствовать активизации межполушарных связей. Когда в процессе коррекции используются упражнения, сочетающие различные двигательные программы, это несомненно активизирует работу обоих полушарий
Нейропсихологические упражнения позволяют эффективно развивать не только когнитивные функции, но и эмоциональную сферу ребенка.
Нейропсихологические упражнения и игры, предлагаемые детям, можно разделить на несколько видов:
дыхательные способствуют развитию самоконтроля, произвольности, помогают настроиться на работу;
кинезиологические развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, создают предпосылки для развития речи;
упражнения на развитие крупной моторики развивают произвольность, межполушарное взаимодействие, навыки социального взаимодействия;
глазодвигательные помогают расширить поле зрения, улучшить восприятие;
релаксационные упражнения и самомассаж позволяют снять напряжение, расслабиться;
артикуляционные развивают речевой аппарат, способствуют развитию речи.
(Слайд 9 -13) Нейро упражнения на межполушарное взаимодействие
Эти игры направлены на одновременную работу левого и правого полушарий мозга. Например, ребенок должен рисовать одновременно двумя руками разные фигуры. Левой рукой — круг, а правой рукой — квадрат. Такие упражнения улучшают координацию и способствуют развитию межполушарных связей. Работа двумя руками, например, когда нужно находить одинаковые геометрические фигуры пальцами обеих рук, повышает эффективность нейроигр. Такие игры не только развивают моторную координацию, но и активизируют речевые центры мозга.
(Слайд 14) – Кинезиология – наука, тесно связанная с нейропсихологией. Кинезиология изучает, как развивать умственные способности и достигать физического здоровья через двигательные активности, через упражнения.
Кинезиологические упражнения развивают пластичность мозга и межполушарные связи.
Эти упражнения подойдут как для детей, так и для взрослых. Они помогают повысить уровень энергии, снять усталость и фокусироваться на выполнении задач. Они способствуют улучшению внимания, памяти и концентрации.
Использование методов кинезиологии помогает укрепить здоровье и оптимизировать основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух, воображение, восприятие), что в свою очередь повышает умственную работоспособность и улучшает психоэмоциональное состояние.
(Слайд 15) Кинезиологические упражнения включают в себя движения, которые активизируют различные участки мозга. Пальчиковая гимнастика также относится к кинезиологическим упражнениям и очень эффективна для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи и мышления. Например, игра «Кулак-ладонь», где ребенок должен одновременно одной рукой сжимать кулак, а другой — раскрывать ладонь, а затем менять положение рук.
Крупная моторика также играет значительную роль в развитии. Игры, сочетающие крупную моторику с мелкой, особенно эффективны. Включение упражнений с двуручным заданием значительно улучшает развитие пространственных представлений. У детей наблюдается улучшения в навыках письма, чтения и счёта, а также ускорение реакции.
(Слайд с 16-31) с кратким пояснением.
(Слайд 32) Нейропсихологические упражнения и игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов, становятся все более популярными среди педагогов и родителей. Использование нейроигр в работе с детьми является мощным инструментом для их развития. Эти игры активизируют зоны мозга, отвечающие за речь, внимание, память и другие познавательные процессы. Такой подход позволяет гармонично развивать все системы организма ребенка.
Желаю вам успеха и творческого подхода к работе, удовольствия и вдохновения от своей работы.
Любите то, что делаете и делайте то, что любите!
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения в логопедической коррекционной работе с детьми
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело мозга, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимани...

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...
Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью
В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять кинезиологические упражнения, ...

«Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2-4-х классов 7-го вида».
Аттестационная работа, написанная на курсах повышения квалификации в 2014 году. В работе раскрываются нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ ЗПР и детьми с нарушениями речи, в том чи...

Мастер-класс: «Учиться и учить: использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшит...

Кинезиологические упражнения в работе логопеда
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сооб...
Опыт работы по теме:«Особенности применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».
Представлен опыт работы в рамках семинара - практикума для воспитателей комбинированных и компенсирующих групп на тему: «Особенности применения кинезиологических упражнений и нейроигр...