Буллинг: понятие, предпосылки, признаки, формы.
статья по психологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Буллинг: понятие, предпосылки, признаки, формы.
Англоязычное слово «буллинг» (bullying) стало общепринятым для обозначения травли в образовательной среде и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание.
Буллинг – это психологический террор с целью затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики – булли – чрезвычайно изобретательны.
Предпосылки буллинга:
- зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
- желание подчинить, контролировать кого-то;
- виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).
Необходимо подчеркнуть, что, буллинг достаточно близок по своей структуре к межличностному конфликту, тем не менее он отличается следующими характеристиками:
- буллинг по времени более длителен, нежели конфликт;
- физические и психологические силы жертвы буллинга и агрессора совершенно не сопоставимы по своему потенциалу;
- типы поведения участников ситуации буллинга имеют четкую структуру;
- в конфликте обе стороны так или иначе могут отстаивать свою позицию, привлекая окружающих как ресурс, тогда как в буллинге только одна сторона «обладает» правами, другой стороне этого права не дают, в буллинге у жертвы нет какой-либо позиции и он не может предпринимать необходимые действия в свою защиту.
Конфликт – это две активные противоборствующие стороны, а буллинг – это угнетение одной стороны другой.
Таким образом, можно выделить следующие характеристики буллинга:
- умышленность и регулярность;
- неравенство сил;
- четкое распределение ролей;
- буллинг не заканчивается сам по себе.
Признаки, по которым можно распознать буллинг:
- кого-то зажимают в углу помещения;
- когда взрослый подходит к группе детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
- один из учеников не выбирается другими (в изоляции);
- весь класс/группа смеется над одним и тем же учеником;
- очень обидные прозвища;
- по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;
- младшие учащиеся боятся зайти в туалет;
- учащиеся после уроков/занятий не расходятся, кого-то ждут около здания образовательной организации и т. п.
Кстати, повод для буллинга может быть самым разным. Поэтому пострадать от травли может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы
Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...
Презентация "Право. Понятие и признаки. Правовые нормы"
Презентация предназначена для урока, начинающего изучение темы "Право" в курсе обществознания, позволяет ознакомить учащихся с особенностями права, помогает осмысленно усвоить понятия, запомнить терми...
Урок в 10 классе Тема: «Понятие и признаки правового государства»
Урок по курсу «Право и политика» в 10 классе Тема: «Понятие и признаки правового государства»...

Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).
Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...

Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).
Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...

Понятие и признаки государства. Формы государства
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Понятие и признаки государства. Формы государства". Ориентирована на учебник "Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобра...

