Исследовательский проект на тему "Ценности современной молодежи"
проект по психологии (9, 11 класс)
Исследовательская работа посвящена изучению мотивационно-ценностной сферы подростков 9-11 классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Юрюзань»
Индивидуальный проект
«Ценности современной молодежи»
Проект выполнила:
ученица 11«А»класса,
Андронова Дарья Дмитриевна
Наставник проекта:
Буренкова Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы.
Юрюзань, 2024
Содержание
Введение3
Основная часть5
- Теоретическая часть5
- Понятие «Жизненные ценности» и « Жизненные ориентиры»5
- Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование 5
- Влияние современного искусства, средств массовой информации и интернета на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодежи
- Субкультура и ее влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров современной молодежи...……………………………………………………………………….......6
- Практическая часть13
- Проведение социологического исследования на «Формирование жизненных ценностей современной молодёжи»
- Анализ социологического исследования на «Формирование жизненных ценностей современной молодёжи» 13
Заключение16
Список литературы17
Приложение …………………………………………………………………………………18
Введение
Огромное значение в развитии человеческого общества играют жизненные ценности. Почему они так важны? Ответ прост! Жизненные ценности формируют систему оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь.
В различные периоды существования человека эта система трансформировалась и видоизменялась, но определенные меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас. Однако сегодня она приобрела несколько иную окраску, поскольку изменение общественного устройства привело к резкому изменению социальных ценностей. Старшее поколение как более консервативное продолжает жить под воздействием коллективистских ценностей советского периода, тогда как новое поколение энергично усваивает современные рыночные ценности индивидуального материального успеха.
Актуальность темы: как показывают опросы общественного мнения, большинство населения в России считают современную молодёжь агрессивной, циничной и меркантильной. Сама же молодёжь считает себя целеустремлённой, инициативной, ориентированной на успех. Мне захотелось разобраться в этом вопросе, так ли плоха современная молодёжь, как о ней думает старшее поколение. Какие же жизненные ценности в приоритете у современной молодёжи?
Приступая к работе, мы поставили перед собой цель: выяснить каковы жизненные ценности современного молодого поколения.
Были сформулированы следующие задачи:
- Рассмотреть понятия «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности».
- Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.
- Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения.
- Раскрыть влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей ориентиров молодёжи.
- Раскрыть влияние субкультуры на жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.
- Провести социологическое исследование среди молодёжи, суть которого сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров.
- Повести анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявить наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодежи.
- Сделать обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентиры молодых людей.
Методы исследования:
- поиск информации в СМИ, литературе;
- анализ изученной литературы;
- метод наблюдений;
- анкетирование.
Этапы работы:
- изучение литературы по данной теме;
- поиск ответов на вопросы с помощью сети Internet;
- проведение социологического опроса среди учащихся школы;
- формулировка выводов.
- Теоретическое изучение ценностей подростков и молодежи
- Понятие «Жизненные ценности» и « Жизненные ориентиры».
Жизненные ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые образуют цели, мотивы и направленность деятельности людей, о чем они молчат и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни.
Ценности могут быть религиозными, политическими, нравственными, гедонистическими, профессиональными.
На формование жизненных ориентиров оказывают влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности и сила воли. Формирование ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.
- Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения
На формирование ценностных ориентаций молодежи оказывает влияние возрастно-демографический фактор, связанный с социальным статусом и в какой-то мере зависимостью молодых людей от опеки со стороны общества и государства. Образовательный фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций молодежи, является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций. Молодые люди, обучаясь таким предметам, как история, философия, социология, история искусств, уже в процессе образования сталкиваются с философскими идеями, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.
Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится чуть меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.
Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны, молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа.
Вместе с тем, основным мотивом для молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.
Следует также отметить понимание молодежью свободы как полного отсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности и солидарности.
Следует подчеркнуть, что среди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма, связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других. В сознании молодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называют соотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяет порядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличается двойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.
- Влияние современного искусства, средств массовой информации и интернета на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодежи
В современном обществе возрастает влияние современного искусства, СМИ и интернета на духовно-нравственное воспитание молодежи и формирование ее личностных качеств, идеалов, ценностей и ориентиров.
Средства массовой информации и интернет, превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу, как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность функционирования и развития социума. Однако анализ содержания современных российских СМИ и интернет-сайтов показывает, что за редким исключением все эти функции практически не выполняются.
СМИ и интернет являются одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие, как на формирование сознания молодёжи, так и отчасти его деформацию. Учитывая наибольшую внушаемость детей, подростков, молодежи, их неопытность, недостаточный уровень знаний, неустойчивость психики, неокончательную сформированность жизненных идеалов и целей, наибольшую активность и перспективность развития, пространство интернета выбрало их в качестве основного объекта своего влияния.
Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. Сцены насилия негативно воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становится агрессивной, несдержанной, проявляет девиантные формы поведения.
Говоря о положительном влиянии СМИ и интернета, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли. В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. Появляются передачи радио- и телевещания с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.
Велика роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании полноценной личности, ее идеалов. Читающая молодёжь быстрее находит правильное решение, имеет творческое воображение, лучше владеет речью. Она точнее формулирует мысль, свободнее пишет. Но проанализировав круг чтения подростков, к сожалению, выясняется, что около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера (триллеры, детективы, фантастика, приключения, ужас и мистика), тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше (21 %).
Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего «я» с внешней средой.
- Субкультура и ее влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров современной молодежи.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Возникновение молодежной субкультуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе.
Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установок. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
Молодежные субкультуры охватывают лишь незначительный процент молодежи, но тем не менее оказывают значительное влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодых людей.
Примерами молодежных субкультур являются рокеры, хиппи, панки, готы, скинхеды и многие другие.
- Практическая часть
- Проведение социологического исследования «Жизненные ценности современной молодёжи»
Выявление причин действий, поступков, деятельности человека - процедура, требующая кропотливого изучения. Исследование жизненных ценностей человека является одним из важ нейших направлений в выявлении этих причин.
Для социологического опроса с целью изучения жзненных ценностей современной молодежи я использовала «Морфологический тест жизненных ценностей», (МТЖЦ).
Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Методика разработана В.Ф. Соповым и Л.В. Карпушиной и возникла как резуль тат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина.
Данная методика получила название «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно-ценностной структуры личности.
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
- Развитие себя. т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
- Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, пре- обладание духовных потребностей над материальными.
- Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
- Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различ- ных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализа- ция своей социальной роли.
- Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
- Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополу- чия как главному смыслу существования.
- Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
- Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
Перечень жизненных сфер:
- Сфера профессиональной жизни.
- Сфера образования.
- Сфера семейной жизни.
- Сфера общественной активности.
- Сфера увлечений.
- Сфера физической активности.
Результаты оценивались по следующим критериям:
1-3 низкий уровень
4-7 средний уровень
8-10 высокий уровень
Диагностика жизненных ценностей обучающихся старших классов МОУ СОШ 2 проводилось в период с февраля по март 2024 года. В ней приняли участие 17 обучающихся обучающихся в возрасте от 16 до 18 лет.
Для прохождения тестирования была использована электронная версия методики ( https://psytests.org/confl/bdhiBrun.html?ysclid=lny8wb4ik3786407396).
Ребята проходили по ссылке, регистрировались, отвечали на вопросы, далее система автоматически обрабатывала результаты и выдавала индивидуальный профиль каждого тестируемого. Далее все результаты были собраны в одну базу данных, сведены в таблицу и проанализированы (Приложение 1).
- Анализ социологического исследования жизненных ценностей современной молодёжи
Полученные результаты позволили оценить уровень развития жизненных ценностей обучающихся моего класса. Примечательно, что все значения оказались в границах средних показателей. Это говорит о том, что выбранной группе испытуемых нет ярко выраженных терминальных ценностей.
Распределение средних показателей по терминальным ценностям и жизненным сферам представлено на диаграммах 1 и 2. (Приложение 2).
В иерархии терминальных ценностей лидирующее положение занимают такие ценности, как креативность, саморазвитие и сохранение индивидуальности. Это свидетельствует о высокой заинтересованности обучающихся в становлении собственной уникальности, попытке выделиться и занять свое место в обществе. Современное общество ценит людей с нестандартным мышлением, способным легко приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям. Современная молодежь также ставит эту способность в число приоритетных.
Наименее выражена такая ценность, как «материальное положение», что идет вразрез со сложившимся стереотипом относительно современной молодежи. Вероятно, это связано с тем, что вопросы материальной обеспеченности для старшеклассников, которых обеспечивают родители являются не самыми актуальными.
Остальные показатели в границах средних значений.
Анализ наиболее важных жизненных сфер опрошенных показал, что наиболее выраженной является сфера увлечений, на втором месте стоят физическая и общественная активность. Можно сделать вывод, что нынешняя молодежь не склонна к пассивности, предпочитает находиться в движении и центре событий.
К сожалению, к числу наименее ценных жизненных ориентиров отнесены такие сферы, как обучение и образование, а также семейная жизнь.
Современное общество сильно изменило представления о семье и ее ценности. Создание семьи часто откладывается на неопределенный срок, молодые люди предпочитают сначала «встать на ноги», добиться уверенности в завтрашнем дне, самореализоваться. Более того, институт семьи в принципе в последние десятилетия терпит большой кризис и становится не столь привлекательным для молодых людей.
Обучение и образование не являются приоритетными отчасти по причине информационной избыточности и преобладании мифа о легкой доступности любого знания и умения. Однако, обучение и образование всегда являются важнейшим показателем культуры и развития общества.
Таким образом, нам удалось определить терминальные ценности и наиболее жизненные сферы современной молодежи на примере одного класса.
Мы пришли к выводу, что в некоторых аспектах необходима психологическая коррекция ценностной сферы современной молодежи.
Одним из наиболее эффективных способов организации работы педагогов с подростками и молодежью являются тренинги.
Мной было разработан сценарий тренингового занятия на тему «Ценности современной молодежи».
Заключение
Рассматривая в своей работе тему формирования жизненных ценностей молодёжи, могу с уверенностью сказать, что основные ценности были выявлены, так же, как и факторы, воздействующие на молодое население для формирования жизненных ценностей.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Современная молодежь в число приоритетов выводит саморазвитие, креативность и сохранение индивидуальности.
- Более всего молодые люди стремятся проявить себя в сфере собственных увлечений, физической и социальной активности.
- Наименее ценными являются образование, семья и материальное положение.
- Жизненные ценности современной молодежи являются отражением современного общества и происходящих в нем изменений.
- Некоторые особенности ценностной сферы современной молодежи нуждаются в коррекции.
Подводя итог своей исследовательской деятельности, я подошла к следующему выводу: несмотря на влияние субкультуры, современное искусство, СМИ, интернета и социальной и экономической неустойчивости российского общества жизненные ценности нашей молодёжи сформированы вполне адекватно, не хватает только стремления к получению качественного образования и веры в семью, как базовый институт общества и любого человека.
Список литературы
Приложение 1.
Таблица 1. Результаты диагностики по методике
№ | ФИО | Терминальные ценности | Жизненные сферы | ||||||||||||
Саморазвитие | Духовное удовлетворение | Креативность | Социальные контакты | Собственный престиж | Достижения | Материальное положение | Сохранение индивидуальности | Профессиональная жизнь | Обучение и образование | Семейная жизнь | Общественная активность | Увлечения | Физическая активность | ||
1. | Б А | 8 | 7 | 8 | 8 | 5 | 7 | 2 | 6 | 5 | 5 | 6 | 7 | 6 | 8 |
2. | Х И | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 5 | 5 | 7 | 6 | 6 | 7 | 4 | 7 | 6 |
3. | С Н | 2 | 1 | 6 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 5 | 6 |
4. | Насонов Илья | 4 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 2 |
5. | Ковалева Саша | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 8 | 4 | 6 | 5 | 4 | 3 | 6 | 8 | 10 |
6. | Сагитова Настя | 4 | 3 | 6 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 6 | 6 | 4 |
7. | Янгалина Альбина | 6 | 6 | 4 | 6 | 4 | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 7 | 4 |
8. | Кочева Настя | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 6 | 5 | 8 | 6 | 6 | 5 | 5 | 2 |
9. | Милованова Вера | 9 | 10 | 9 | 7 | 7 | 6 | 3 | 9 | 8 | 8 | 6 | 8 | 10 | 6 |
10. | Новоселова Эмилия | 5 | 6 | 6 | 5 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 6 |
11. | Агафонов Иван | 4 | 5 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 4 | 6 |
12. | Аскеров Гусейн | 5 | 6 | 6 | 7 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 7 | 6 | 6 |
13. | Карпенко Мария | 6 | 3 | 7 | 2 | 8 | 5 | 4 | 6 | 9 | 5 | 2 | 8 | 6 | 5 |
14 | Гильманова | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 8 | 4 | 6 | 5 | 4 | 3 | 6 | 8 | 10 |
15 | Сучков | 4 | 5 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 4 | 6 |
16 | Галимуллина | 4 | 3 | 6 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 6 | 6 | 4 |
17 | Андронова | 6 | 6 | 4 | 6 | 4 | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 7 | 4 |
Средний балл | 5.3 | 5.1 | 5.5 | 5 | 4.4 | 4.1 | 3.8 | 5 | 4.5 | 3.6 | 3.8 | 5.4 | 6.1 | 5.5 | |
Приложение 1.
Диаграмма 1. Терминальные ценности современной молодежи
Диаграмма 2. Ценность жизненных сфер современной молодежи


