Рекомендации педагогам по реагированию на демонстративное и протестное поведение школьников во время урока.
консультация по психологии

Вальчук Оксана Викторовна

Описаны практические рекомендации педагогам по реагированию на вызывающее, демонстративное и протестное поведение школьников во время урока. Основные принципы и установки при общении, стратегии реагирования в моменте, долгосрочные стратегии, способы профилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogam_reagirovanie_na_dem.povedenie.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по реагированию на вызывающее, демонстративное и протестное поведение школьников во время урока:

Основные принципы, установки:

1.  Сохраняйте спокойствие и самообладание:
 Ваша реакция — модель для других. Глубокое дыхание, пауза перед ответом.
 Избегайте эскалации (крик, сарказм, ответные угрозы). Эмоции — топливо для провокатора.
 Помните: поведение часто направлено не лично на вас, а является следствием других проблем (семья, сверстники, внутренние конфликты).

2.  Отделяйте личность от поведения:
Осуждайте поступок, а не самого ребенка. «Это поведение неприемлемо» вместо «Ты невыносим».
Показывайте, что вы верите в его способность вести себя лучше.

3. Фокус на обучении класса:
Главная цель — не «победить» в конфликте, а минимизировать срыв учебного процесса для остальных учеников.

4.  Понимайте, анализируйте причины:
Вызов, привлечение внимания: Негативное внимание лучше, чем никакого.
Протест против правил/авторитета: Проверка границ, борьба за автономию (особенно у подростков).
Избегание неудачи/работы: Лучше выглядеть «плохим», чем «глупым».
Эмоциональная перегрузка: Стресс, тревога, фрустрация, неумение выразить чувства иначе.
Проблемы вне школы: Семейные конфликты, травля, психологические трудности.

Стратегии немедленного реагирования на уроке:

1.  Минимизация внимания (для демонстративного поведения):
Игнорируйте незначительные провокации, если они не нарушают права других и безопасность. Часто цель — ваша реакция.
Переключение внимания: Задайте вопрос классу или соседу провокатора. «А что думает по этому поводу Маша?».
Невербальные сигналы: Твердый, спокойный взгляд; приближение (без угрозы); сигнал «стоп» рукой. Кивок и отход.

2.  Четкие, краткие указания:
Говорите конкретно  о том, что нужно сделать сейчас, а не о том, что делать нельзя. «Саша, открой учебник на странице 15» вместо «Хватит кривляться!».
Используйте утвердительную форму. «Говори тише, пожалуйста» вместо «Не кричи!».
Озвучьте последствия спокойно: «Если ты продолжишь мешать, тебе придется продолжить работу за этой партой в стороне/выйти в коридор на минуту/мы обсудим это после урока».

3.  Предоставление выбора (контролируемого):
«Ты можешь продолжить работу здесь, соблюдая правила, или пересядешь за отдельный стол. Выбирай»
«Ты можешь выполнить задание сейчас или остаться после урока, чтобы доделать. Решай»
Варианты должны быть приемлемы для вас и вести к нужному результату.

4.  Отсрочка обсуждения:
«Сейчас мы работаем над заданием. Мы обсудим эту ситуацию после урока/на перемене»
«Я вижу, ты расстроен. Давай поговорим об этом, когда ты немного успокоишься. А пока можешь посидеть вот здесь»
Это снимает напряжение «здесь и сейчас» и лишает поведение аудитории.

5.  Обеспечение безопасности (крайняя мера):
Если поведение угрожает безопасности ученика или других (агрессия, разрушение имущества), сразу привлекайте помощь (администрация, соцпедагог, школьный психолог). Безопасность - приоритет.

Долгосрочные стратегии и профилактика:

1. Четкие, справедливые и постоянные правила:
 Правила должны быть известны, понятны, обсуждены с классом в начале года/четверти/триместра.
Последствия за нарушения должны быть предсказуемыми и пропорциональными. Акцент на восстановительных последствиях (исправить ущерб, извиниться, отработать).
 Последовательность! Нарушение правил всегда влечет последствия, иначе они теряют смысл.

2.  Построение отношений:
Узнавайте учеников как личностей. Интересуйтесь их увлечениями, проблемами (без панибратства).
Индивидуальный подход: Найдите момент для позитивного контакта с «трудным» учеником (комментарий к работе, вопрос не по учебе).
Эмпатия: Попробуйте понять, что стоит за поведением. «Я вижу, ты злишься. Хочешь рассказать, что случилось?» (в подходящей обстановке).

3.  Позитивное подкрепление:
Замечайте и хвалите любые позитивные шаги, даже маленькие. «Спасибо, что поднял руку», «Я вижу, ты стараешься сегодня».
Хвалите конкретное поведение, а не личность. «Ты хорошо организовал работу в группе» вместо «Ты молодец».
Создавайте возможности для успеха.

4. Предсказуемость и структура урока:
Четкий план, понятные инструкции, плавные переходы между этапами.
Разнообразие методов и форм работы для поддержания интереса.
Учет индивидуальных особенностей и темпов обучения.

5. Анализ, работа с причинами:
Наблюдайте: В каких ситуациях чаще возникает поведение? С кем? В какое время?
Беседуйте наедине после инцидента, когда эмоции улягутся. Задавайте открытые вопросы: «Что случилось?», «Как я могу тебе помочь?», «Что привело к такому поступку?».
Сотрудничайте с поддержкой: Подключайте школьного психолога, социального педагога, классного руководителя, родителей. Обсуждайте стратегии помощи вместе.

6.  Работа с родителями:
Информируйте о проблеме конструктивно и фактологично (что произошло, как вы реагировали, как это мешает учебе).
Фокус на поиске решения вместе: «Как мы можем помочь Егору справляться с эмоциями на уроке?», «Что его поддерживает дома?».
Избегайте обвинений и ярлыков.

7.  Забота о себе:
Работа с таким поведением крайне энергозатратна. Ищите поддержку у коллег, психолога. Развивайте стрессоустойчивость (хобби, отдых, спорт).
Помните: вы не можете решить все проблемы ученика, ваша задача — создать условия для обучения.

Когда подключать других специалистов:

Школьный психолог/социальный педагог - для диагностики причин, индивидуальной работы с учеником, консультации педагога, работы с семьей.
Администрация - при систематических тяжелых нарушениях, угрозе безопасности, необходимости применения дисциплинарных мер.
Служба медиации -для разрешения затяжных конфликтов между учениками или учеником и учителем.
Внешние специалисты - при подозрении на ОВЗ, серьезные психические расстройства, глубокие семейные проблемы (по решению администрации, школьного ППк).

Не существует одной волшебной таблетки. Ключ - в комбинации спокойствия, последовательности, понимания причин, построения отношений и четких границ, а также в готовности просить и принимать помощь от коллег и специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "правила безопасного поведения школьников во время летних каникул"

В данном материале представлены основные правила безопасного поведения школьников во время летних каникул. Материал предназначен для учащихся начальных классов. Весь материал представлен в игровой фор...

Правила поведения школьников во время зимних каникул

Рекомендации родителям, чтобы зимние каникулы были безопасными....

Памятка. Правила поведения школьников во время летних каникул.

Памятка для школьников в летнее время с общими правилами безопасности.Безопасность на дороге.Безопасное поведение в лесу.Безопасное поведение дома.Безопасное поведение в общественных местах.Безопасное...

Правила поведения школьников во время зимних каникул

Правила поведения школьников во время зимних каникул...

Правила безопасного поведения школьников во время зимних каникул

Соблюдай правила дорожного движения. В зимнее время на дороге больше опасностей. Будь осторожным и внимательным  во время  движения по дороге, особенно в вечернее время суток.  Не забуд...

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ЗИМНИХ КАНИКУЛ

Правила поведения детей в общественных местах во время проведения праздников, Новогодних ёлок и в других местах массового скопления людей...