Рекомендации педагогам по реагированию на демонстративное и протестное поведение школьников во время урока.
консультация по психологии
Описаны практические рекомендации педагогам по реагированию на вызывающее, демонстративное и протестное поведение школьников во время урока. Основные принципы и установки при общении, стратегии реагирования в моменте, долгосрочные стратегии, способы профилактики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по реагированию на вызывающее, демонстративное и протестное поведение школьников во время урока:
Основные принципы, установки:
1. Сохраняйте спокойствие и самообладание:
Ваша реакция — модель для других. Глубокое дыхание, пауза перед ответом.
Избегайте эскалации (крик, сарказм, ответные угрозы). Эмоции — топливо для провокатора.
Помните: поведение часто направлено не лично на вас, а является следствием других проблем (семья, сверстники, внутренние конфликты).
2. Отделяйте личность от поведения:
Осуждайте поступок, а не самого ребенка. «Это поведение неприемлемо» вместо «Ты невыносим».
Показывайте, что вы верите в его способность вести себя лучше.
3. Фокус на обучении класса:
Главная цель — не «победить» в конфликте, а минимизировать срыв учебного процесса для остальных учеников.
4. Понимайте, анализируйте причины:
Вызов, привлечение внимания: Негативное внимание лучше, чем никакого.
Протест против правил/авторитета: Проверка границ, борьба за автономию (особенно у подростков).
Избегание неудачи/работы: Лучше выглядеть «плохим», чем «глупым».
Эмоциональная перегрузка: Стресс, тревога, фрустрация, неумение выразить чувства иначе.
Проблемы вне школы: Семейные конфликты, травля, психологические трудности.
Стратегии немедленного реагирования на уроке:
1. Минимизация внимания (для демонстративного поведения):
Игнорируйте незначительные провокации, если они не нарушают права других и безопасность. Часто цель — ваша реакция.
Переключение внимания: Задайте вопрос классу или соседу провокатора. «А что думает по этому поводу Маша?».
Невербальные сигналы: Твердый, спокойный взгляд; приближение (без угрозы); сигнал «стоп» рукой. Кивок и отход.
2. Четкие, краткие указания:
Говорите конкретно о том, что нужно сделать сейчас, а не о том, что делать нельзя. «Саша, открой учебник на странице 15» вместо «Хватит кривляться!».
Используйте утвердительную форму. «Говори тише, пожалуйста» вместо «Не кричи!».
Озвучьте последствия спокойно: «Если ты продолжишь мешать, тебе придется продолжить работу за этой партой в стороне/выйти в коридор на минуту/мы обсудим это после урока».
3. Предоставление выбора (контролируемого):
«Ты можешь продолжить работу здесь, соблюдая правила, или пересядешь за отдельный стол. Выбирай»
«Ты можешь выполнить задание сейчас или остаться после урока, чтобы доделать. Решай»
Варианты должны быть приемлемы для вас и вести к нужному результату.
4. Отсрочка обсуждения:
«Сейчас мы работаем над заданием. Мы обсудим эту ситуацию после урока/на перемене»
«Я вижу, ты расстроен. Давай поговорим об этом, когда ты немного успокоишься. А пока можешь посидеть вот здесь»
Это снимает напряжение «здесь и сейчас» и лишает поведение аудитории.
5. Обеспечение безопасности (крайняя мера):
Если поведение угрожает безопасности ученика или других (агрессия, разрушение имущества), сразу привлекайте помощь (администрация, соцпедагог, школьный психолог). Безопасность - приоритет.
Долгосрочные стратегии и профилактика:
1. Четкие, справедливые и постоянные правила:
Правила должны быть известны, понятны, обсуждены с классом в начале года/четверти/триместра.
Последствия за нарушения должны быть предсказуемыми и пропорциональными. Акцент на восстановительных последствиях (исправить ущерб, извиниться, отработать).
Последовательность! Нарушение правил всегда влечет последствия, иначе они теряют смысл.
2. Построение отношений:
Узнавайте учеников как личностей. Интересуйтесь их увлечениями, проблемами (без панибратства).
Индивидуальный подход: Найдите момент для позитивного контакта с «трудным» учеником (комментарий к работе, вопрос не по учебе).
Эмпатия: Попробуйте понять, что стоит за поведением. «Я вижу, ты злишься. Хочешь рассказать, что случилось?» (в подходящей обстановке).
3. Позитивное подкрепление:
Замечайте и хвалите любые позитивные шаги, даже маленькие. «Спасибо, что поднял руку», «Я вижу, ты стараешься сегодня».
Хвалите конкретное поведение, а не личность. «Ты хорошо организовал работу в группе» вместо «Ты молодец».
Создавайте возможности для успеха.
4. Предсказуемость и структура урока:
Четкий план, понятные инструкции, плавные переходы между этапами.
Разнообразие методов и форм работы для поддержания интереса.
Учет индивидуальных особенностей и темпов обучения.
5. Анализ, работа с причинами:
Наблюдайте: В каких ситуациях чаще возникает поведение? С кем? В какое время?
Беседуйте наедине после инцидента, когда эмоции улягутся. Задавайте открытые вопросы: «Что случилось?», «Как я могу тебе помочь?», «Что привело к такому поступку?».
Сотрудничайте с поддержкой: Подключайте школьного психолога, социального педагога, классного руководителя, родителей. Обсуждайте стратегии помощи вместе.
6. Работа с родителями:
Информируйте о проблеме конструктивно и фактологично (что произошло, как вы реагировали, как это мешает учебе).
Фокус на поиске решения вместе: «Как мы можем помочь Егору справляться с эмоциями на уроке?», «Что его поддерживает дома?».
Избегайте обвинений и ярлыков.
7. Забота о себе:
Работа с таким поведением крайне энергозатратна. Ищите поддержку у коллег, психолога. Развивайте стрессоустойчивость (хобби, отдых, спорт).
Помните: вы не можете решить все проблемы ученика, ваша задача — создать условия для обучения.
Когда подключать других специалистов:
Школьный психолог/социальный педагог - для диагностики причин, индивидуальной работы с учеником, консультации педагога, работы с семьей.
Администрация - при систематических тяжелых нарушениях, угрозе безопасности, необходимости применения дисциплинарных мер.
Служба медиации -для разрешения затяжных конфликтов между учениками или учеником и учителем.
Внешние специалисты - при подозрении на ОВЗ, серьезные психические расстройства, глубокие семейные проблемы (по решению администрации, школьного ППк).
Не существует одной волшебной таблетки. Ключ - в комбинации спокойствия, последовательности, понимания причин, построения отношений и четких границ, а также в готовности просить и принимать помощь от коллег и специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "правила безопасного поведения школьников во время летних каникул"
В данном материале представлены основные правила безопасного поведения школьников во время летних каникул. Материал предназначен для учащихся начальных классов. Весь материал представлен в игровой фор...

Правила поведения школьников во время зимних каникул
Рекомендации родителям, чтобы зимние каникулы были безопасными....
Правила безопасного поведения школьников во время зимних каникул
Разработка классного часа...
Памятка. Правила поведения школьников во время летних каникул.
Памятка для школьников в летнее время с общими правилами безопасности.Безопасность на дороге.Безопасное поведение в лесу.Безопасное поведение дома.Безопасное поведение в общественных местах.Безопасное...

Правила поведения школьников во время зимних каникул
Правила поведения школьников во время зимних каникул...

Правила безопасного поведения школьников во время зимних каникул
Соблюдай правила дорожного движения. В зимнее время на дороге больше опасностей. Будь осторожным и внимательным во время движения по дороге, особенно в вечернее время суток. Не забуд...

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ЗИМНИХ КАНИКУЛ
Правила поведения детей в общественных местах во время проведения праздников, Новогодних ёлок и в других местах массового скопления людей...
