Учебно - методическое пособие по профилактике буллинга среди обучающихся 5 - 8 классов.
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8 класс)
Данная методическая разработка предназначена для проведения в образовательных организациях и направлена на профилактику буллинга, агрессивного поведения среди обучающихся подросткового возраста. Изначально материал расчитан на 45 минут, однако, я добавила все возможные упражнения, которые, при необходимости, можно комбинировать.
Подойдет для проведения на классном часу педагогом - психологом, социальным педагогом или классным руководителем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с элементами тренинга «Как справиться с буллингом».
Цель: профилактика буллинга в подростковой среде, развитие критического мышления и эмпатии, развитие навыков противостояния психологическому давлению.
Задачи:
- проинформировать участников о понятии «буллинг», его видах и компонентах;
- сформировать и закрепить навыки критического мышления;
- отработать навыки распознавания невербальных сигналов в общении, эмоций других людей;
- продемонстрировать важность эмпатии в общении;
- сформировать и закрепить навыки противостояния психологическому давлению.
Время проведения: 45 минут.
Целевая аудитория: дети 11-15 лет.
ХОД РАБОТЫ
Упражнение знакомство: «Любимое занятие».
Время проведения: 5 мин.
У каждого из нас есть свои любимые занятия, но мы порой даже не подозреваем об интересах тех, кто не являются нашими друзьями, хотя можем знать этих людей не один год. Давайте, обратим внимание на своих одноклассников. Продолжите фразу: «Меня зовут …, и я люблю…»
Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься. Психолог акцентирует внимание на том, что есть разные интересы.
Беседа по теме занятия.
Буллинг, это систематическая агрессия, травля.
Существуют различные виды буллинга: прямой и скрытый
Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т.п.
Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, психологическое насилие. Так же можно выделить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.
Как мы с вами видим, в травле всегда есть несколько участников:
- агрессор;
- жертва;
- школьники, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру);
- свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят);
- свидетели молчаливые;
- аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону);
- защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву).
Индикаторы буллинга – это определенные нарушения, возникающие у человека в следствии буллинга. К ним можно отнести проблемы с концентрацией внимания, подавленность, угнетенное состояние, раздражительность, чувство неуверенности, повышенная чувствительность, боли в желудке, усталость, отсутствие аппетита, бедность социальных контактов, симптомы страха (например, давление в области груди), приступы потливости, боли в спине, в затылке, в мышцах, нарушение сна.
Основными факторами, объясняющими жестокость одних детей по отношению к другим, являются:
– внутриличностная агрессивность, зависящая от индивидуальных особенностей обучающихся. Она обостряется в период подросткового кризиса личности;
– предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении – в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
– недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
– особенности школьной среды, к которым следует отнести:
а) общий психоэмоциональный фон, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;
б) «политическую» систему учреждения образования, включающую агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, в особенности отношение педагогов к школьникам, построенное на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;
г) систему взаимоотношений внутри класса (как референтной группы), в основе которой принципы власти и подчинения;
д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина».
Мозговой штурм «Стратегии поведения при столкновении с буллингом».
Время проведения: 10 минут.
Ведущий предлагает участникам порассуждать о том, как лучше всего вести себя в ситуации столкновения с буллингом. Варианты записываются н доске.
Возможные варианты: игнорирование, блокировка буллера; обращение к взрослым за поддержкой; агрессивный ответ; ответ с юмором; обескураживающий ответ.
ВЖНО придавать огласке случаи буллинга. Замалчивание таких ситуаций только поощряет их и дает буллерам уверенность в безнаказанности. Но, они, напротив, должны видеть, что их жестокость не остается незамеченной и безнаказанной. Коллектив не будет просто так сносить жестокое обращение со своими членами. Буллер сам может оказаться изолированным.
Упражнение «Чем мы похожи».
Время проведения: 15 минут.
Ход занятия: Группа делится ведущим на пары. Внутри пар участникам предлагается найти что-либо общее. Это могут быть особенности внешности, интересы, место жительства, пищевые пристрастия и т.д. Найденные черты сообщаются группе. Затем пары объединяются в четверки, внутри которых также ищется общность. Далее можно составить группы из восьми человек и повторить процедуру.
Упражнение «Поделись со мной».
Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств:
– ответственность;
– уверенность;
– умение создавать хорошее настроение;
– эмоциональность;
– доброжелательность;
– интеллект;
– организаторские способности;
– твердость характера;
– решительность;
– толерантность.
Список может быть изменен в зависимости от состава группы и целей занятия.
Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку, например, с фразой: «Пожалуйста, поделись со мной твоим умением сочувствовать». Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.
Упражнение «Права и обязанности».
На что вы имеете право?
- на имя;
- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
- знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
- на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
- на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
- на гражданство;
- иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
- на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
с 10 лет добавляются права:
- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
С 14 лет добавляются права:
- получить паспорт гражданина Российской Федерации;
- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
- требовать отмены усыновления;
- давать согласие на изменение своего гражданства;
- требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
- работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
- заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
- самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
- самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
- управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
- участвовать в молодежном общественном объединении;
ответственность:
- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- возмещение причиненного вреда;
- ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
- перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
- за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
- уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).
Какие обязанности у вас есть?
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
- получить основное общее образование (9 классов);
- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины.
Упражнение «Куда девать негативные чувства?»
Упражнение «Незаконченные предложения – ответственность».
Инструкция: Предложения записываются под диктовку; во время паузы участники должны эти предложения закончить; наиболее верна первая реакция; если какое-то предложение не подходит, его можно пропустить; в конце дается немного времени для того, чтобы все завершить:
– Быть ответственным для меня означает...
– Некоторые люди более ответственны, чем другие, – это люди, которые....
– Безответственные люди – это.......
– Свое ответственное отношение к другим я проявляю через….
– Вид ответственности, который, как я чувствую, более тяжел для меня – это......
– Ответственного человека я узнаю по...
– Чем сильнее моя ответственность, тем больше я...
– Я побоялся бы нести ответственность за...
– Быть ответственным по отношению к самому себе – это...
– Я несу ответственность за...
Проводится обсуждение в парах и в кругу. Ведущий помогает участниками прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои чувства, мысли, поступки. При проведении обсуждения можно дать участникам почувствовать достоинства и недостатки двух позиций: «ответственности за других» и «ответственного отношения к другим».
Приведенные ниже примеры помогут ведущему сориентироваться в этом вопросе.
1. Когда я чувствую ответственность за других, я... (исправляю, защищаю, спасаю, контролирую, перенимаю их чувства…).
2. Принимая ответственность, я беспокоюсь о... (решении, деталях, ответах, обстоятельствах, исполнении том, чтобы не ошибиться…).
3. Проявляя ответственное отношение к другим, я... (проявляю эмпатию (сопереживание, понимание чувств), подбадриваю, делюсь, конфликтую, слушаю…).
4. Я помощник/проводник, т.е. сопровождаю другого.
5. Я думаю, человек сам отвечает за себя и за свои поступки.
6. Я могу доверять и принимать людей такими, какие они есть.
Упражнение «Автопортрет».
Цель: формирование умений распознавания незнакомой личности, развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Инструкция: «Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком, и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть, вам присущи обращающие на себя внимание жесты». Работа проходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение в парах отводится 15–20 минут. По окончании задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.
Упражнение «Субличности» (модифицировано М.Ф. Луканиной).
Цель: формирование адекватного образа «Я», понимание собственных особенностей, знакомство с собственными личностными ролями, расширение границы понимания своих возможностей.
Инструкция: Участникам предлагается написать 40 своих любых желаний, даже тех, которые могут быть и неосуществимы. После этого необходимо выбрать похожие желания, т.е. желания, направленные на что-то одно, например, желание путешествовать, совершенствовать себя или что-то съесть. Таких «групп желаний» может быть от 2 до 10. После этого необходимо записать одно объединенное, обобщенное желание для каждой из групп и назвать ту свою личностную роль, которая испытывает данное желание. Например, «Я хочу путешествовать» (роль «Искатель», или «Путешественник», или «Турист» в зависимости от того, какие были желания). По итогам работы участникам предлагается проанализировать получившийся материал по принципу: какие есть у меня личностные роли, нет ли между моими субличностями, т.е. частями моего «Я», противоречий и конфликтов, какие роли я в себе принимаю, а какие нет и т.д. После этого участникам предлагается нарисовать на листе бумаги солнышко со своим именем в круге, где в сектора, образованные лучиками, будут вписаны получившиеся роли. Также предлагается раскрасить сектора в тот цвет, с которым у участников ассоциируется та или иная часть личности. Помимо формирования образа своего внутреннего мира, символ «солнышко» на бессознательном уровне способствует развитию внутренней уверенности и актуализирует позитивные чувства к самому себе. В процессе дискуссии можно предложить участникам посмотреть, какие роли чаще всего встречаются, какие качества у них похожи, а какие отличаются (с целью расширения диапазона качеств и индивидуальных особенностей, по которым люди могут принимать друг друга). Упражнение может стать 23 хорошим поводом обсудить личностные особенности, понять самих себя и научиться понимать, и уважать других людей.
Упражнение «Комиссионный магазин».
Цель: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; выявление значимых личностных качеств, углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
Инструкция: предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец – это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера – как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. По результатам работы происходит обсуждение.
Права ребенка.
Статья 1
Считает ребенком «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», если по закону страны совершеннолетие не достигается ранее.
Статья 2
Все права, предусмотренные настоящей конвенцией, обеспечиваются за каждым ребенком без какой-либо дискриминации.
Статья 3
Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 5
Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и членов расширенной семьи.
Статья 6
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Статья 7
Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8
Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности и на гражданство.
Статья 9
Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Статья 12
Ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание.
Статья 13
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.
Статья 14
Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.
Статья 15
Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
Статья 16
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 17
Государства-участники обеспечивают право ребенка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.
Статья 18
Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.
Статья 19
Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Статья 24
Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.
Статья 26
Каждый ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения.
Статья 27
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статьи 28 и 29
Ребенок имеет право на образование. С этой целью государстваучастники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечивают его доступность для всех детей. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природе.
Статья 30
Ребенок имеет право пользоваться своей культурой.
Статья 31
Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Статья 32
Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и развитию.
Статья 33
Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств.
Статья 34
Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, использования детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике, в порнографии и порнографических материалах.
Статья 38
Государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения зашиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.
Статьи 40 и 37
Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения или преступления, гарантируется презумпция невиновности до тех пор, пока вина его не будет доказана, получение правовой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты, свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, полное уважение его личной жизни, также как и обращение с учетом его возраста, обстоятельств и благосостояния. Дети, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Тесты по курсу биологии 8 класс"
Структура курса 8 класса складывается из трех частей.В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет ...

Учебно-методическое пособие "Упражнения по орфоэпии для 5 класса"
Пособие составлено специально к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 5 класс».Предназначено учителям-словесникам, школьникам, полезно родителям и всем желающим совершенствовать ...
Учебно-методическое пособие "Тесты по русскому языку. 9 класс"
Тесты по русскому языку для 9 классов составлены на основе программы для 5-9 кл.: Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008. Программа реали...
Учебно – методическое пособие по английскому языку для обучающихся начальной школы
Учебно – методическое пособие по английскому языку для обучающихся начальной школы, включает в себя игры по аудированию, лото, лексические игры, орфографические игры, тематический словарь....

Методические рекомендации по профилактике суицида среди обучающихся
Методические рекомендации по профилактике суицида среди обучающихся...

«Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»
laquo;Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»...

Учебно-методическое пособие "Особенности употребления предлогов (at), (on), (in) " учебно-методическое пособие по английскому языку (6, 7 класс)
Особенности употребления предлогов (at), (on), (in)....
