Тесты для родителей
тест по теме

Ковалева Ольга Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_dlya_roditeley.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест для родителей. Хорошие ли вы родители?

На вопросы этого теста можно отвечать "да", "нет", "не знаю". Итак:

1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка.

4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок достает вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

За каждый ответ "да" на вопросы:

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также "нет" на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждые "не знаю" получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100 - 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

50 - 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0 - 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

Тест педагогической ориентированности.

Тест не только для тех, кто хочет стать педагогом

1. Вы допустили ошибку, и Вам на это указали. Как вы себя поведете?

Сделаете вид, что не заметили

Скажете, что перебивать нетактично

Признаете ошибку

2. У вас дома живут кошка и собака, вы им дали еду в мисках рядом, но они подрались. Кого вы будете ругать:

Кошку

Собаку

Поступите иначе

3. Вы входите в чистое помещение, и на ваших глазах кто-то из входивших бросил на пол обертку от конфет. Что вы будете делать? 

Пристыдите

При всех начнете убирать сами

Прибегнете к намеку.

4. Часто ли вы помогаете своим друзьям разрешить спор и удается ли вам это?

Нет

Да

Не всегда.

5. Вы спешите на вечер, которого давно ждали, готовились к нему, вы нервничае те опаздываете, но вам еще нужно погладить платье. По неосторожности вы прож игаете его. Ваша реакция? 

Истерика, негодование, слезы

Вы расстроились, но не подаете виду

Пытаетесь сохранить спокойствие, ищете выход.

6. Представьте себе, что вы идете по улице и два мальчика ссорятся, дело доходит до драки. Как вы отреагируете? 

Пройдете мимо

Будете сторонним наблюдателем, но если ситуация изменится, тогда вмешаетесь

Постараетесь разнять ссорившихся.

7. Представьте себе, что вы явились свидетелем того, как один из мальчиков упал порвал брюки, его товарищи стали смеяться. Как вы отреагируете? 

Выскажете все детям

Поднимете мальчика и поможете ему

Поступите иначе

8. Если бы вам сейчас предложили провести урок в классе, как бы вы поступили? 

Не согласитесь

Попросите дать возможность подумать

Согласитесь

9. Какое настроение у вас бывает в часы досуга?

Пассивно используете это время

Активно используете это время

Мечтаете.

10. Представьте себе, что вы ученик старшего класса и не выучили урок. Как вы будете себя вести? 

Откажетесь отвечать

Попытаетесь ответить

Придумаете иной выход.

11. Если у вас плохое настроение, отражается ли оно на окружающих вас людях? 

Да

Нет

Иногда.

12. Вы явились свидетелем того, что двое детей не поделили игрушку. Что вы сделаете? 

Возьмете ее у них

Попытаетесь уговорить, советуя вместе поиграть

Дадите такую же.

13. Как бы вы повели себя с человеком, который вам неприятен? 

Не станете замечать его

Все равно будете с ним общаться

Преодолеете себя и будете искать в нем хорошее

14. Вы попали в новое общество, где вас не знают. Как вы будете себя вести, чтобы вас признали?

Больше говорить

Больше слушать

Найдете другие пути.

15. Часто ли вы уверены в своем успехе?

Да

Нет

Не всегда.

16. Можете ли вы свободно общаться с людьми? 

Нет

Зависит от настроения

Да.

17. Вы ждете автобус, до прихода которого осталось несколько минут (10—15), к вам подходит женщина и просит посмотреть за ребенком минут 5, обещая быстро вернуться из аптеки, расположенной рядом с остановкой. Проходит время, идет автобус, но женщины нет, а автобус последний. Что вы будете делать?

Уедете

Останетесь

Найдете выход

18. На что вы предпочитаете смотреть при знакомстве?

На одежду

На манеру держаться

На глаза.

19. В магазине большая очередь, вам нужно купить нужную вещь. Как вы поступите?

Постоите

Уйдете

Предпримете еще что-нибудь

20. Если бы у вас был выбор, чтобы вы предпочли для себя?

Шить

Вязать

И то, и другое.

21. Вы едете на вечер, и на вас изящная обувь. Вы спешите и решили идти коротким путем, но там большая лужа. Что вы решите? 

Вернетесь

Пойдете прямо

Примете иное решение.

22. Вы видите человека, который смеется. Ваша реакция на это? 

Не прореагируете

Улыбнетесь

Удивитесь

23. К вам обратился человек в трудную минуту, ищет у вас сочувствия. Как вы поступите? 

Дадите совет, как справиться с трудностями

Просто выслушаете и посочувствуете

Будете помогать.

24. Что вы сделаете, если у вас в группе с первых дней сложатся недоброжелательные отношения? 

Будете избегать конфликтов

Заставите себя сказать: “Я не прав, даже если, на ваш взгляд, вы правы"

Докажете свою “правоту”.

25. Какие качества вы больше всего цените в людях? 

Доброта

Решительность

Терпимость.

Подведите итог. За ответы “a” — 2 балла; за ответы “b” — 1 балл; за ответы “c” — 0 баллов. Суммируйте их.

Вы набрали менее 20 баллов. Вы обладаете отличными задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, у вас есть способности учить, воспитывать, управлять людьми, вы обладаете силой убеждения, можете быть хорошим учителем, воспитателем, психологом.

Вы набрали от 20 до 30 баллов. Вы оцениваете себя реально, но вы чересчур сдержанны, и это иногда может быть истолковано как равнодушие. У вас есть возможность потренироваться в выработке быстрой и правильной реакции на происходящее, и тогда вы сможете быть педагогом.

Вы набрали более 30 баллов. Вы несколько самоуверенны, вам надо стать более самостоятельными и терпеливыми, однако вы достаточно сообразительны, чтобы не попасть впросак; отдельные ошибки, которые вы допускаете, связаны скорее не с незнанием чего-то, а с невнимательностью. 

Тест «Добрый ли я?»

Всегда ли вы внимательны и добры к окружающим? Ответить на этот вопрос поможет настоящий тест. В бланке для ответов напротив номера каждого вопроса нужно указать «ДА» (+) или «НЕТ» (-).

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ
(«да» + ; «нет» - )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер вопроса

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ответ
(«да» + ; «нет» - )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их все на подарки своим друзьям?
2. Друг рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует?
3. Если ваш партнёр слабо играет в какую-либо игру, будете ли вы иногда поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Долго ли вы помните неприятности, которые доставили вам ваши друзья?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Если вы уверенны в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы своего оппонента?
9. Охотно ли вы выполняете просьбы окружающих?
10. Можете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
11. Охотно ли вы пишете письма своим друзьям?
12. Часто ли вы звоните своим друзьям, чтобы поддержать их?
13. Являетесь ли вы сторонником смертной казни?
14. Могли бы вы помочь пьяному человеку?
15. Любите ли вы маленьких детей?
16. Считаете ли вы, что шумных собак надо бить?
17. Сможете ли вы подойти к другу после ссоры первым?
18. Охотно ли вы даёте читать свои книги знакомым?

Обработка результатов

Используя данный «ключ», сравните свои результаты и подсчитайте количество полученных баллов.

Вопрос

Вариант ответа

 

Вопрос

Вариант ответа

«Да»

«Нет»

«Да»

«Нет»

1

1

0

10

0

1

2

0

1

11

1

0

3

1

0

12

1

0

4

1

0

13

0

1

5

0

1

14

1

0

6

0

1

15

1

0

7

1

0

16

1

0

8

0

1

17

0

1

9

1

0

18

0

1

Интерпретация результатов

0 – 6 очков. Общение с вами людям не совсем приятно, так как вы редко доверяете им. Видимо, на основании своего жизненного опыта вы пришли к выводу, что не стоит быть особенно добрым, так как другие этого не оценят и могут отплатить злом. Но это серьёзное заблуждение. Будьте более доброжелательны и добры, и у вас будет больше друзей.

7 – 12 очков. Ваша доброта – вопрос случая. Вы бываете добры далеко не со всеми людьми. Это не так уж и плохо, но будьте более внимательны в своих отношениях с окружающими, более терпимы и добры даже с теми, кого совсем не знаете.

13 -18 очков. Вы умеете общаться практически со всеми людьми. Вы по-настоящему доброжелательны и добры. Вы не отталкиваете от себя тех, кто имеет другие взгляды, но никогда не пытайтесь всем угодить.

 

Тест «Моя уравновешенность»

Предлагаемый тест поможет вам ответить на вопрос: действительно ли вы раздражительны или просто не хотите сдерживаться при определённых ситуациях? И насколько вы уравновешенный человек?

В каждой ситуации теста вам следует ответить на один и тот же вопрос: «Раздражает ли это вас?» В бланке для ответов вы должны указать один из трёх возможных вариантов ответа:
А) очень раздражает;
Б) не особенно раздражает;
В) ни в коем случае не раздражает.

Бланк для ответов

Номер ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ
(а, б, в)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер ситуации

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ
(а, б, в)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов

 

Ситуации

1. Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать.
2. Женщина «в летах», которая одета, как молоденькая девушка.
3. Чрезмерная близость собеседника (например, в трамвае в час пик).
4. Курящая на улице женщина.
5. Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону.
6. Когда кто-то грызёт ногти.
7. Когда кто-то смеётся невпопад.
8. Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать.
9. Когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает.
10. Когда в кинотеатре сидящий перед вами всё время вертится и комментирует сюжет фильма.
11. Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочитать.
12. Когда вам дарят ненужные предметы.
13. Громкий разговор в общественном транспорте.
14. Слишком сильный запах духов.
15. Человек, который слишком сильно жестикулирует во время разговора.
16. Человек, который слишком часто употребляет иностранные слова.
17. Когда женщина использует слишком много косметики.
18. Когда у человека неухожены волосы.
19. Когда у мужчины измятые брюки.
20. Когда у человека грязная обувь.

Обработка результатов

Результаты теста определяются с помощью следующей шкалы оценок. Вариант ответа «а» даёт вам 3 балла, вариант «б» - 1 балл, а ответ «в» не даёт ни одного балла.

Интерпретация результатов

0 -15 баллов. Вы весьма спокойный и уравновешенный человек, реально смотрите на жизнь. Но вполне возможно, что этот тест недостаточно исчерпывающий и ваши наиболее уязвимые стороны в нём так и не проявились. Судите сами.

16 – 35 баллов. Вас можно отнести к самой распространённой группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете относиться спокойно, «поворачиваться к ним спиной». Вы достаточно легко забываете о них.

36 – 60 баллов. Вас никак нельзя отнести к числу терпеливых и уравновешенных людей. Вас раздражает практически всё, даже самые незначительные вещи или события. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя, чем могут воспользоваться, например, ваши недруги. К тому же это сильно расшатывает вашу нервную систему. Страдают и окружающие вас люди.

Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям

Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был прилежным первоклассником, а теперь он уже подросток, который весьма критически относится к вашим словам и объяснением учителя. С возрастом развиваются мышление, внимание, особенности памяти. Обладают ли родители знаниями о данных процессах? Замечают ли они то, что педагоги меняют требования к ребенку, организуют новые способы его учебной деятельности? Должны ли родители быть в стороне от этого процесса? Конечно же, нет. Знание о возрастных особенностях учебной деятельности детей поможет мамам и папам лучше понять своего ребенка, помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки.

Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.

Средний школьный возраст (подростковый) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела в длину (у мальчиков за год наблюдается прирост на 6 – 10 сантиметров, а у девочек до 6 – 8 сантиметров). Продолжается окостенение скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения. Развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте учащенное. Объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения. Начинается усиленная деятельность ассоциативных волокон.

В данном возрасте происходит  половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез. Появляются вторичные половые признаки. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.

Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.

Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.

Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.     

  Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации:  «подросток усиленно требует доказательств». 1 Улучшается способность к абстрактному мышлению.

Проявление эмоций у подростков  часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста достаточно характерны  упрямство,   эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления позволили педагогам и психологам говорить о кризисе подросткового возраста. Кризисные явления часто связывают с формированием целостной идентичности – процесса самоопределения (Э. Эриксон, Дж. Марсиа).  Формирование идентичности требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.

В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.

Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая. Сокращается количество вопросов, обращенных к учителям. Задаваемые вопросы касаются, в первую очередь, организации и содержания жизнедеятельности подростков в тех случаях, в которых они не могут обойтись без соответствующих сведений и инструкций взрослых. Уменьшается число вопросов этического характера. 2  По сравнению с предыдущим возрастом авторитет педагога как носителя социальных норм и возможного помощника в решении сложных жизненных проблем существенно снижается.

Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения  сведений в готовом, законченном  виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя. В частности, в обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач.   Основы данного подхода в обучении были разработаны еще в 60 – 70  - е годы XX века отечественными педагогами. 3 В основе всех действий при проблемном подходе лежит осознание отсутствия знаний для решения конкретных задач, разрешение противоречий. В современных условиях данный подход  должен реализовываться в контексте уровня достижений современной науки, задач социализации учащихся.

Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также  поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.

Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Хороший эффект дает периодическая смена видов деятельности – не только на уроке, но и при подготовке домашних заданий. Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным  средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости,  связанной  как и с учебной нагрузкой, так и с общим процессом кардинальной перестройки организма в период полового созревания.

Необходимо  акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с практической жизнью. Известно,           что учащиеся до изучения соответствующих разделов школьной программы часто уже располагают определенными житейскими представлениями и понятиями, которые позволяют им достаточно хорошо ориентироваться в повседневной практике. Это обстоятельство в тех случаях, когда их внимание специально не обращено на связь получаемых знаний с практической жизнью, лишает многих учащихся потребности в приобретении и усвоении новых знаний, так как последние не имеют для них практического смысла.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения.   Однако в связи с понижением авторитета учителя и родителей как носителей социальных норм и помощника в решении сложных жизненных проблем  большее внимание следует уделять косвенным методам воздействия на сознание подростков. Не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».

Использованная литература:

1 См.: Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1984. – Т. 1. – С. 376.

2 См.: Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 118 – 119.

3 См.: Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 64 с.; Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.; Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.; Шамова Т. И. Проблемный подход в обучении. – Новосибирск: Западно – Сибирское книжное издательство, 1969. – 68 с.; и др.

Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение
(методика Р. Сирса)
Признаки или шкала Р. Сирса

1. Часто напряжен, скован.

2. Часто грызет ногти.

3. Сосет палец.

4. Легко пугается.

5. Сверхчувствителен.

6. Плаксив.

7. Часто агрессивен.

8. Обидчив.

9. Нетерпелив, не может ждать.

10. Легко краснеет, бледнеет.

11. Имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации.

12. Суетлив, много лишних жестов.

13. Потеют руки.

14. При непосредственном общении с трудом включается в работу.

15. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.

Обработка результатов:

1-4 признака - слабая тревожность;

5-6 признаков - выраженная тревожность;

7 признаков и более - высокая тревожность.

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

№ п/п

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я растроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№ п/п

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко растраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Обработка результатов.

1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

Ключ

Номера суждения

Ответы


Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

СТ

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

ЛТ

21

4

3

2

1

22

1

2

3

4

23

1

2

3

4

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

26

4

3

2

1

27

4

3

2

1

28

1

2

3

4

29

1

2

3

4

30

4

3

2

1

31

1

2

3

4

32

1

2

3

4

33

1

2

3

4

34

1

2

3

4

35

1

2

3

4

36

4

3

2

1

37

1

2

3

4

38

1

2

3

4

39

4

3

2

1

40

1

2

3

4

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные.

Можете ли Вы…

Могу и всегда так

поступаю

Могу, но не всегда

так поступаю

Не могу

1

…в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

 

 

 

2

…посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

 

 

 

3

…признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему

 

 

 

4

…извиниться перед ребенком в случае своей

неправоты?

 

 

 

5

…сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас?

 

 

 

6

…поставить себя на место ребенка?

 

 

 

7

…поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея?

 

 

 

8

…рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

 

 

 

9

…всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

 

 

 

10

…пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение

 

 

 

11

…выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

 

 

 

12

…не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

 

 

 

13

…устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

 

 

 

Ключ к тесту:

            Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в одно очко.

            Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

            Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

            Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Хорошие ли вы родители?

 

На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:

На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а
потом жалеете об этом.

Иногда вы пользуетесь помощью или советами других лиц, когда
вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка.

Иногда вам случается доверить ребенку секрет, который вы
никому другому не рассказали бы.

Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.

Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих
родителей.

Вы замечаете между своим характером и характером ребенка
различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи
вашего ребенка.

Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для
ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими
полон дом. Вы считаете, что до определенного возраста лучший
воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание
(ремень).

Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и
поведению.

У вас конфликты с собственным ребенком.

 

За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 – получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100-150 очков.

У вас большие способности к правильному пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка. Рискнете?

50-99 очков.

Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков.

Кажется, можно больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для своего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам в этом поможет. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

 

Умеете ли вы воспитывать детей?  

 

Достаточно ли вы терпеливы и упорны в воспитании ребенка? Воспитываете ли вы его с любовью? Умеете ли понять его психику? На эти вопросы, надеемся, вам поможет ответить этот тест.

Есть ли у вашего ребенка детская комната? (да – 5 очков, нет – 1)

Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? (да – 5 очков, нет – 1)

Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест? (всегда – 5 очков, иногда – 3, никогда – 1)

Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости? (да – 5 очков, иногда – 3, никогда – 1)

Пользуетесь ли вы телесными наказаниями? (да, часто – 1 очко, иногда – 3, принципиально нет – 5)

Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился? (да – 1 очко, иногда – 3, нет, не хочу – 5)

Ваш ребенок послушен? (всегда – 5 очков, иногда – 3, нет – 1)

Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ему причину запрета? (да, всегда – 5 очков, иногда – 3, нет – 1)

Требуете ли вы от своего ребенка всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять? (всегда – 5 очков, иногда – 3, нет – 1)

Следите ли вы за специальной педагогической литературой? (да – 5 очков, иногда – 3, нет – 1)

А теперь подсчитайте набранные очки.

От 10 до 23 очков. Боимся, что вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется.

От 24 до 27 очков. Ваши взгляды на воспитание в основном правильны, тем не менее вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять большую заботу о ребенке. В противном случае у вас в конце концов возникнут проблемы в отношениях с вашими детьми.

От 38 до 50 очков. Вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!

 

    Анкета « Знакомство с родителями». ( 1 класс).

Цель: первичное знакомство с родителями учащихся

с целью получения от них информации о семье, ребёнке, его интересах.


 

1.     Фамилия, имя, отчество родителя либо лица его заменяющего.

2.     Фамилия, имя, отчество ребёнка.

3.     Дата рождения ребёнка.

4.     Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка? (указать члена семьи)

5.     Какого мнения Вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?

6.     Каким Вы видите классного руководителя вашего ребёнка?

7.     Каким бы вы хотели видеть класс , в котором будет обучаться ваш ребёнок?

(укажите направление).

8.     Какие традиции и обычаи, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

9.     Чем бы Вы могли помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

10. Какие проблемы воспитания Вашего ребёнка  вызывают у Вас серьёзные опасения и тревогу?

11. Наказываете ли вы ребёнка, если да , то как?

12. Поощряете ли вы ребёнка, если да, то как?

13. Чего  ждёте Вы от вашего ребёнка после первого года обучения?

       14. Род занятий  и образование родителей либо лиц их заменяющих.                                  (образование, профессия, место работы).

       15. Тип  семьи. (полная- неполная , с указанием отсутствующего члена семьи; многодетная, малообеспеченная;  отчим -  мачеха; опекуны)

 

 

 

                                    Анкета « Ваш ребёнок».

Цель: получение первичной информации о ребёнке.

 

1. Фамилия, имя, отчество ребёнка.

2.     Дата рождения ребёнка.

3.     Посещал ли Ваш ребёнок детский сад?

4.     С какого возраста?

5.     Назовите три любимых занятия вашего ребёнка?

6.     Есть ли у вашего ребёнка друзья?

7.     Какие игры предпочитает Ваш ребёнок? ( подвижные, настольные, коллективные, индивидуальные).

8.     Ваш ребёнок идёт в 1 класс:

        - знает ли он цифры?

- умеет ли он считать?

 - знает ли он буквы?

- умеет ли он читать?

 

9.     Какие другие особенности своего ребёнка Вы хотели бы отметить?

10.            Какие положительные качества характера Вашего ребёнка Вы можете назвать?

11.            Какие отрицательные качества характера Вашего ребёнка Вы можете назвать?

12.            Делится ли с Вами ребёнок своими впечатлениями о школе, первых результатах, удачах и  неудачах ?

13.            Приглашает ли Вас в школу, хочет ли видеть Вас  там, в качестве гостя ?

14.            Как часто болел ваш ребёнок? Есть ли хронические заболевания?

15. Сколько времени Вы отводите на общение с ребёнком?

 

Анкета « Знакомство с родителями».

Фамилия, имя, отчество родителя либо лица его заменяющего

Фамилия, имя, отчество ребёнка.

Дата рождения ребёнка.

Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка? (указать члена семьи)

Какого мнения Вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?

Каким Вы видите классного руководителя вашего ребёнка?

Каким бы вы хотели видеть класс , в котором будет обучаться ваш ребёнок?

(укажите направление).

Какие традиции и обычаи, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

Чем бы Вы могли помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

Какие проблемы воспитания Вашего ребёнка  вызывают у Вас серьёзные опасения и тревогу?

Наказываете ли вы ребёнка, если да , то как?

Поощряете ли вы ребёнка, если да, то как?

Чего  ждёте Вы от вашего ребёнка после первого года обучения?

       14. Род занятий  и образование родителей либо лиц их заменяющих.                                  (образование, профессия, место работы).

       15. Тип  семьи. (полная- неполная , с указанием отсутствующего члена семьи; многодетная, малообеспеченная;  отчим -  мачеха; опекуны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какой вы родитель?"

Тест для родителей "Какой вы родитель?"...

Тест для родителей "Хорошие ли вы родители?"

Тест для родителей "Хорошие ли вы родители?"...

Тест для родителей "Какие мы родители?"

Быть родителями - самая трудная  профессия из всех существующих на Земле! К сожалению, этой профессии не учат. А жаль! О том, как воспитывать своих люби...

Тест для родителей: " Какой Вы родитель?"

Тест " Какой вы родитель?"...