Главные вкладки

    Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
    методическая разработка по теме

    В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместной работы педагога и родителей ребенка на год.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организационные формы помощи родителям

    Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

            Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

    –  профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

    – профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

    – оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    – выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

    – подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

            При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

    Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы педагогом используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

            В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций

            Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия  в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам

    деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

            Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье

    для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

            Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

            Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.

    Перспективное планирование работы с родителями

    Сентябрь

    1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья

    Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

    2

    «Игра – это серьезно»

    Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

    3

    «Научите меня говорить правильно»

    Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

    (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

    4

    «Родительский университет»

    Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

    5

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

    6

    Наглядность

    «Уголок для родителей»:

    – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

    – оформление ширмы «Азбука здоровья»;

    – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;

    – оформление папки «Мелкая моторика»

    Октябрь

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья

    Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

    2

    «Игра – это серьезно»

    Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

    «Научите меня говорить правильно»

    Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

    4

    «Родительский университет»

    Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»

    5

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

    6

    Наглядность

    – дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

    – оформление папки «Речевое дыхание»;

    – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

    – дополнение в папку «Мелкая моторика»

    Ноябрь

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья

    Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

    2

    «Игра – это серьезно»

    Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

    3

    «Научите меня говорить правильно»

    Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

    4

    «Родительский университет»

    Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом»

    5

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

    6

    Наглядность

    – оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

    – дополнение в папку «Речевое дыхание»;

    – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

    – дополнение в папку «Мелкая моторика»

    2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

    Декабрь

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья

    Беседа: «Немного о режиме»

    2

    «Игра – это серьезно»

    Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;

    3

    «Научите меня говорить правильно»

    Консультация: «Азбука общения с малышом»

    обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

    4

    «Родительский университет»

    Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»

    5

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

    6

    Наглядность

    – Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

    – оформление стенда «Зимушка – зима»

    – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

    – дополнение в папку «Мелкая моторика»

    Январь

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья

    Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

    2

    «Игра – это серьезно»

    Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

    3

    «Научите меня говорить правильно»

    Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

    4

    «Родительский университет»

    Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин)

    5

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    Практическая работа: «Кормушка своими руками»

    (дома с папой)

    6

    Наглядность

    – оформление ширмы «Игры для здоровья»;

    – дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

    – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

    – дополнение в папку «Мелкая моторика»

    Февраль

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья

    Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»

    2

    «Игра – это серьезно»

    Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

    3

    «Научите меня говорить правильно»

    Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

    4

    «Родительский университет»

    Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность»

    5

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки»)

    6

    Наглядность

    – изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    – дополнение в папку «Игры для здоровья»;

    – оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

    – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

    3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

    Март

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья

    Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

    2

    «Игра – это серьезно»

    Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»

    3

    «Научите меня говорить правильно»

    Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом

    4

    «Родительский университет»

    Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»

    5

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)

    6

    Наглядность

    – оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

    – оформление стенда «Весна»

    – обновление папки «Составляющие здоровья»;

    – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

    Апрель

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья

    Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

    2

    «Игра – это серьезно»

    Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

    3

    «Научите меня говорить правильно»

    Консультация: «Взрослые и дети»

    4

    «Родительский университет»

    Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)

    5

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

    6

    Наглядность

    – выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

    – дополнение в папку «Все о здоровье»;

    – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

    – дополнение в папку «Мелкая моторика»

    Май

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья

    «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)

    2

    «Игра – это серьезно»

    Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

    3

    «Научите меня говорить правильно»

    «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)

    4

    «Родительский университет»

    «Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ

    5

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    Семейный кукольный театр: «Три медведя»

    6

    Наглядность

    – оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

    – дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    – обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);

    – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето

    – выставка детских работ

    4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

    Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....

    Мастер-класс «Организация работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Как лучше организовать психологическую помощь родителям, чьи дети обучаются в коррекционных образовательных учреждениях....

    "Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"

    "Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"...

    Доклад на методическом объединении по теме "Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"

    В докладе представлены основные формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми с нарушениями в развитии и их родителями: консультативно- рекомендательная, лекционно-просветительская; ...

    Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

                                                    Одной...

    Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512951","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

    Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

    Работа с родителями направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание совместной помощи детям этой катег...